ФРГ – Ирак: активизация экономических отношений

Как известно, начиная с войны 1990-1991 гг. в Персидском заливе и падения режима Саддама Хусейна, германо-иракские экономические отношения существовали в ограниченной форме. Они активизировались с 28 августа 2004 г., когда были аккредитованы послы в Багдаде и Берлине и полностью восстановились дипломатические отношения между Германией и Ираком. С тех пор Германию несколько раз посещали высокие официальные лица Ирака. ФРГ выполняла в Ираке обширную программу гуманитарной помощи, осуществляя ее прежде всего ради эффективности политического переходного процесса, повышения безопасности гражданского населения, что создавало условия для хозяйственных преобразований.

Необходимо отметить, что германо-иракские экономические отношения после свержения режима Саддама Хусейна были осложнены военно-политической ситуацией в Ираке. Это прямым образом отражалось на форме взаимосвязей — федеральное правительство поддерживало обязательства немецких предпринимателей при посредничестве третьих стран.

Значительный импульс отношениям призваны были придать проходившие в 2004 и 2005 гг. двухдневные германо-иракские экономические конференции с участием министров и предпринимателей обеих стран.

Однако ожидаемый прогресс в экономическом сотрудничестве оказался относительно невелик. При этом отметим, что в официальных документах закладка «первого камня в улучшение сотрудничества промышленных кругов обеих стран» датируется отчего-то не первой, а второй конференцией, проходившей в Мюнхене в 2005 г.

Третья по счету конференция, которая «укрепила отношения», состоялась в июне 2007 г. в Гамбурге. Официальную иракскую делегацию возглавлял министр промышленности Февзи аль-Харири (Fawzi Al-Hariri). В ходе третьей конференции прозвучали следующие цифры. За год, с февраля 2006 г. по февраль 2007 г., Германия получила примерно 66 тыс. тонн иракской сырой нефти. Это соответствует 0,05% немецкого импорта сырой нефти.

В 2007 г. торговый объем между Германией и Ираком составил около 360 млн евро. В лучшие времена (перед войной в Заливе) речь шла о суммах в миллиарды евро. Естественно, подобные показатели не могут устраивать ни одну из сторон.

Четвертый экономический двусторонний форум проходил в Берлине с 25 июня по 1 июля с.г. Министр промышленности Февзи аль-Харири, напомнив о значительной роли немцев в развитии Ирака в прошлом, сообщил о предстоящем хозяйственном плане, в котором найдется место партнерству с частными собственниками ФРГ.

Фактическим итогом 4-й встречи можно считать закрепление приоритетных отраслей в экономическом сотрудничестве: торговля, водное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство, что и было оформлено в соответствующих соглашениях.

На фоне перечисленных германо-иракских форумов проходившие в конце июля 2008 г. берлинские переговоры премьер-министра Ирака Нури аль-Малики и канцлера Ангелы Меркель призваны были стать поворотными в укреплении деловых связей.

Когда, открывая эту встречу, А. Меркель подчеркнула, что обе страны имеют реальные возможности начать новую главу во взаимоотношениях, она имела в виду именно хозяйственное сотрудничество, которое становится возможным благодаря тому, что в Ираке, по ее словам, шаг за шагом решается проблема безопасности.

Немецкое общество с пониманием относится к наилучшим пожеланиям политиков обеих стран. Однако оно оценивает приведенное заявление Меркель как дань дипломатическому этикету. Появление пять лет назад американцев в Ираке породило новое явление в общественной жизни Ирака. Религиозные лидеры страны призвали к организации сопротивления войскам США, которые рассматривались (и продолжают рассматриваться) как «неверные, пришедшие на исламскую землю устанавливать свои порядки и свое мировоззрение». Известно, что ФРГ — союзник США по НАТО и другим международным сообществам. Поэтому сопротивление, оказываемое США, автоматически переносится на ФРГ и ее граждан, независимо от того, военнослужащие ли это или гражданские лица.

Осторожность немецких деловых кругов контрастирует с готовностью к расширению сотрудничества, которое выражает правительство Ирака под руководством Нури аль-Малики.

«Мы уже готовы к тому, чтобы приглашать к сотрудничеству зарубежные фирмы», — приводит пресса заявление иракского премьер-министра в ходе берлинской встречи. «Господин Малики призвал немцев инвестировать средства в Ирак, — поддерживает идею сайт посольства Ирака в Берлине. — Он обещал немцам привилегированное положение в Ираке и эксклюзивные договоры в таких сферах, как производство цемента, железнодорожное строительство и возобновляемые источники энергии».

Говорить красиво и порой излишне оптимистично Н. аль-Малики умеет. Прежде чем избрать партийную карьеру, стать одним из лидеров оппозиции по отношению к режиму Саддама Хусейна, а затем лидером так называемого Шиитского альянса, он был филологом, а именно — специалистом в области арабской литературы.

Однако замечательно поставленная речь иракского лидера и современные реалии Ирака — разные понятия. Произошло то, чего опасались международные эксперты: несмотря на то отсутствие ощутимых подвижек в политическом процессе с целью достижения национального примирения в Ираке, иракское правительство во главе с Н. аль-Малики спешит назвать проблему безопасности решенной.

Понять кабинет министров чисто по-человечески можно. Хозяйство страны разрушено. Большинство имеющихся предприятий трудится неритмично из-за нехватки энергоносителей, что воспринимается как парадокс в стране, где стабильно работает именно нефтяная отрасль. Безработица, постоянная нехватка топлива и воды, постоянно растущее число нуждающихся в гуманитарной помощи (сегодня оно вдвое превышает уровень 2004 г.), проблемы, связанные с растущим числом беженцев (их 4,7 млн), — все это привело к тому, что около половины жителей страны, живя менее чем на 1 доллар в день, оказались за порогом крайней бедности.

По этим причинам понятно желание иракских властей показать свою способность возродить хозяйство, насытить рынок товарами и услугами первостепенной важности. Правительство Ирака планирует тотальную модернизацию экономики с помощью влиятельных инвесторов, среди которых видит и представителей крупного бизнеса ФРГ.

Речь идет прежде всего о нефтедобыче. Ее объемы нарастают. К примеру, в апреле текущего года экспорт иракской нефти увеличился на 3,3 млн баррелей и достиг 59,4 млн баррелей.

Немецкая экономика хотела бы сотрудничать с иранской в данной сфере, которая деловыми кругами ФРГ рассматривается в качестве альтернативы германо-российскому энергетическому вектору. Предполагается, что немецкие специалисты могут выявить новые месторождения нефти и газа и помочь в освоении и разработке прежних. Привлекает масштаб: известно, что Ирак с его 120 млрд баррелей располагает третьими по величине разведанными месторождениями нефти в мире. В их числе и богатый нефтеносный регион на севере страны с центром в Киркуке. Однако регион, куда в числе прочих устремляются взоры и надежды немецких промышленников, стал волею судьбы яблоком раздора между арабами и курдами. Курдские политики, которые составляют сейчас около трети в кабинете министров, планируют включить этот город (и нефтяные пласты под ним) в состав автономии. Понимая, что пока неразрешенная проблема Киркука остается ключевой в плане перспектив нефтедобывающей сферы, промышленники ФРГ не торопятся с инвестициями даже в этот, относительно спокойный регион.

Немецкие промышленники также понимают, с чем связано сокращение нападений на объекты нефтяной отрасли Ирака. Нефтедоллары используются вооруженными и террористическими группировками для финансирования их деятельности. В кассу боевиков попала значительная часть из 90 млрд долларов, полученных с 2003 г. в результате контрабанды сырой нефти и нефтепродуктов. Это становится возможным из-за высокого уровня коррумпированности государственных ведомств Ирака, о чем также осведомлены зарубежные деловые круги.

Таким образом, немцам предлагается участвовать капиталами в развитии нефтегазового сектора, и следовательно, они могут стать инвесторами деятельности экстремистских элементов и обогащения продажных чиновников на всех уровнях власти. По этой причине деловые круги ФРГ не спешат участвовать в разработке шести крупных углеводородных месторождений, открытых иракским правительством для иностранного капитала. В числе 35 транснациональных нефтяных корпораций — участников предстоящих международных тендеров на разработку и добычу нефти в Ираке — нет ни одной немецкой.

Как при министре иностранных дел Франк-Вальтере Штайнмайере, так и при его предшественнике Йошке Фишере, «руководство в Багдаде всегда требовало слепого доверия, оптимизма и активной солидарности», — отмечается в комментарии телеканала N-tv. Иракские органы безопасности «по причине их «неясной лояльности» не способны хотя бы частично защищать иностранца».

Между тем Н. аль-Малики продолжает оставаться в убеждении, что ситуация в сфере безопасности настолько улучшилась, что немецкие фирмы совершенно спокойно могут действовать в Ираке. Сравнивая подобные заверения с реальными фактами, бизнесмены сделали для себя вывод о том, что руководство Ирака, движимое благородной на первый взгляд целью реформировать хозяйство и поднять благосостояние народа, выдает желаемое за действительное.

Премьер-министр Ирака заверил вероятных немецких партнеров в готовности договариваться о пакетах предложений, в том числе об участии фирм ФРГ по принципу «сырье в обмен на технологии Know-how». Существует немало других перспективных экономических секторов, среди которых производство стали и цемента.

Одновременно, по сведениям газеты Handelsblatt, Германия и Ирак договорились о том, чтобы улучшить страхование инвестиций иностранных вкладчиков капитала. Это служит важной предпосылкой для возвращения немецких фирм в Ирак. Руководитель правительства Ирака и федеральный министр экономики Михаэль Глос (Michael Glos) подписали соглашение о защите инвестиций, которое было предварительно рассмотрено бизнес-кругами обеих стран. «Для оздоровления экономики создан позитивный инвестиционный климат, — отметил в этой связи Февзи аль-Харири. — У немецких фирм должна быть мотивация для инвестиций в Ирак, этому в полной мере служит новый закон об инвестициях».

Двусторонний экономический форум, включенный в программу визита Нури аль-Малики в ФРГ, показал, что немецкая экономика ищет пути для возобновления прежних двусторонних экономических отношений. «Вообще, в 60-е и 70-е годы немецкая экономика для Ирака была одним из самых важных торговых партнеров. Мы можем продолжить партнерство», — сказал внешнеторговый шеф Немецкой торгово-промышленной палаты (DIHK) Аксель Нитшке (Axel Nitschke). Основные надежды при этом возлагаются на дочернюю фирму BASF из Касселя и других крупных инвесторов и партнеров.

«После встречи с примерно 120 представителями немецкой экономики премьер-министр Ирака Нури эль-Малики уверенно показал, что вполне возможно привлечь инвесторов из Германии». Под таким подзаголовком журнал Focus дал развернутый комментарий к этой встрече. «Аль-Малики добивается расположения немецких фирм» — констатирует издание, не уточняя, впрочем, справился ли глава иракского кабинета с поставленной задачей.

И хотя Нури аль-Малики в ходе визита в Берлин призывал немцев забыть о политике, все собравшиеся прекрасно понимали, что основа делового сотрудничества заключается все же в политической стабильности.

Опасения немецких промышленников, которые ценят не только надежность вложений, но и право на жизнь, не беспочвенны. Им хотелось бы лучше представлять себе положение на местах, и этой цели служат планы правительства ФРГ об учреждении немецких консульств в Эрбиле и Басре, о которых упомянул аль-Малики.

Немецким участникам различных проектов предлагается включиться в перестройку ключевых хозяйственных структур. Для этого необходимы гарантии безопасности.

Конечно, визит министра экономики Михаэля Глоса (Michael Glos), совершенный им на днях в качестве первого немецкого министра на иракской земле с 1987 г., можно было бы назвать романтичным. Однако телеканал N-tv склонен оценивать поездку в посольство ФРГ из багдадского аэропорта в пуленепробиваемом жителе и стальном шлеме как весьма рискованную и опасную для жизни. Подобные исключительные меры безопасности были предприняты неслучайно: посольство ФРГ в Багдаде расположено, напомним, вне зоны, находящейся под охраной американских и иракских солдат.

Опыт М. Глоса явно не прибавил оптимизма представителям немецких деловых кругов. Они ожидали получить от главы иракского кабинета министров разъяснения по этому поводу.

По мнению же премьер-министра, не следует слишком драматизировать ситуацию с безопасностью в Ираке. Представители фирм, бесспорно, хотели бы сами убедиться в том, что печальный опыт разбойных нападений на специалистов ФРГ, захват террористами заложников — все это относится к прошлому.

Впрочем, в прошлом бывали не столь драматичные ситуации. К событиям времен не столь отдаленных относится и помощь Германии в подготовке квалифицированных кадров. Но ввиду все той же напряженной ситуации с безопасностью обучение 1,5 тыс. граждан Ирака было предпринято в других странах: специалисты инженерно-строительных войск, сотрудники уголовного розыска готовились в Объединенных Арабских Эмиратах, наблюдатели в ходе выборов — в Аммане, государственные чиновники для работы лазаретов в министерствах — в Египте, штабные офицеры и медики — в ФРГ.

В принципе, подобные опасения можно было бы отодвинуть на второй план. Но, как сообщает Focus, Министерство иностранных дел ФРГ предостерегает немецких граждан от путешествий в Ирак. Ежемесячное число жертв среди жителей Ирака стабильно высоко и исчисляется многими сотнями.

По мнению германского МИДа, Ирак в среднесрочной перспективе «является интересной страной для инвестиций, но пока им мешает отсутствие безопасности». Речь нередко идет не о провинциях Ирака, а о столице страны, которая из месяца в месяц лидирует в списке наиболее опасных для проживания регионов. Предприниматели так и не услышали обещаний гарантии безопасности и не смогли до конца уяснить, на чем основаны уверенность иракских политиков и их предложение смелее приезжать в Ирак и налаживать там перспективный бизнес.

Обеспечивающие безопасность в иракском обществе силовые структуры не представляют пока единого механизма, поскольку, как известно, формируются по религиозно-этническому признаку, причем крен делается в сторону «шиитизации», что означает дальнейшее их расслоение. Армию, полицию и органы безопасности поглотила коррупция. При этом настойчивость кабинета министров Ирака, который пресекает усилия по расследованию фактов коррупции, наводит на мысль о вероятной причастности чиновников высшего эшелона к ее распространению. Зарубежные эксперты считают коррупцию одной из основных причин резкого роста организованной преступности, бандитизма. На территории Ирака в послесаддамовский период создан нового очаг международного терроризма.

В свою очередь, слабая государственность ведет к вероятному созданию на территории страны нескольких государственных образований по тому же религиозно-этническому признаку (шиитского, суннитско-арабского и курдского), что означает фактический раскол общества и обострение внутриполитической обстановки в Ираке.

И все же немецкие предприниматели, жаждущие хозяйственных контактов и пока не очень отчетливо представляющие себе пути реального воплощения этих намерений, сохраняют определенную надежду.

В числе этих намерений в переговорном процессе Багдада с Берлином отчетливо звучит и сельскохозяйственная тема. Она имеет сегодня актуальное значение. Известно, что в связи с недостаточным количеством дождей, выпавших минувшей зимой и составивших всего треть по сравнению с уровнем прошлых лет, серьезные испытания настают для сельского хозяйства Ирака. В первую очередь, это касается резкого снижения урожайности риса, кукурузы, подсолнечника, овощей и других продуктов повседневного спроса, а также хлопчатника.

Багдад находится в переговорном процессе с Siemens, с Daimler и другими крупными немецкими фирмами, представляющими высокоточное и автомобильное производство, объясняет официальный представитель правительства Али аль-Даббах (Al-Dabbagh).

Расшифровывая суть этих предложений, поясним, что речь, к примеру, идет о планируемом в Багдаде производстве автобусов и грузовиков, которое может осуществить автоконцерн Daimler. С этой целью на курдском севере Ирака уже развернут и осуществляется соответствующий проект по подготовке кадров. Подобная дислокация объясняется тем, что немецкие фирмы могут проявить активность в северной части страны — в курдской автономии, где уровень безопасности выше, чем в других частях Ирака.

Прежнее производство располагалось в так называемом треугольнике смерти. Так назвали регион, куда входят Эль-Искандерийя, Эль-Махмудийя и Эль-Юсифийя, где происходили и происходят по сей день частые террористические акты.

Здесь и сейчас расположен автозавод, оснащенный старыми станками, на котором работают около 450 сотрудников. При Саддаме здесь трудились почти 3,5 тыс. человек. С концерном Daimler сегодня ведутся активные переговоры о возобновлении производства.

Упоминание немецких фирм с мировыми брендами в списке перспективных взаимосвязей двух стран неслучайно.

Сотрудничество Германии с Ираком развивается по принципу «чем крупнее фирма и чем крупнее проект, тем более приближена к реальности оценка прибыльности и риска». Ситуация в Ираке вносит свои коррективы, из-за которых трудно сопоставить такие критерии, как риск и прибыль.

Предпринимателям среднего класса сложнее оценивать перспективы, чем крупным концернам, поэтому массового наплыва этой категории инвесторов в ближайшее время скорее всего не ожидается. К тому же еще не изгладились в памяти случаи похищения немецких специалистов, в том числе и двух техников из Лейпцига, которые с января по май 2006 г. побывали в заложниках у террористов.

Страх ощутим в Ираке на каждом шагу. Он замедляет процесс сотрудничества с зарубежными фирмами. Однако любая из них понимает, что, не решаясь налаживать взаимосвязи в этой стране, она предоставляет поле деятельности своему конкуренту.

Понимают это и иракские деловые круги. Оценивая перспективы сотрудничества, они предусматривают и наименее результативный их исход, вплоть до нулевого. По этой причине, как сообщает Али аль-Даббах, Ирак ведет переговоры о крупных заказах в сфере электроснабжения одновременно с фирмой Siemens и с ее американским конкурентом General Electric.

Тем примечательнее примеры эффективных контактов немецких и иракских хозяйственников. Об одном из них на днях сообщила газета «Neue Osnabruecker Zeitung».

В сентябре с.г. 12 специалистов Багдадского городского управления побывали на предприятии Хусманна в Дерпенере (Dоеrpener Unternehmen Husmann). Этот небольшой город в округе Эмсланд, земля Нижняя Саксония, известен в ФРГ производством технологий по защите окружающей среды. Недавно предприятием получен один из самых крупных заказов за всю 55-летнюю историю. Багдад подписал контракт с предприятием о производстве девяти установок по переработке мусора на общую сумму 4 млн евро.

Как объяснили технический руководитель проекта Вольфганг Мухаль (Wolfgang Muchall) и его коммерческий коллега Райнхард Вандшнайдер (Reinhard Wandschneider), уборка мусора в столице Ирака сейчас превратилась в одну из самых насущных проблем. В стране, как известно, сохраняется напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Всемирная организация здоровья предупреждает о возможности повторных вспышек заболеваний холеры, подобной той, какая была в 2007 г. Такая опасность сохраняется, в частности, из-за того, что жилые кварталы завалены бытовыми отходами. Ввиду отсутствия централизованной переработки и обилия жарких дней процесс разложения отходов представляет существенную угрозу для здоровья населения. Острота проблемы усиливается тем, что до настоящего времени не удается решить в полном объеме проблему снабжения населения водой и утилизации нечистот. Наиболее остро этот вопрос стоит в Багдаде, где население ежесуточно получает 2,4 млн куб. м воды вместо необходимых 4 млн куб. м. Комплекс проблем и побуждает врачей-инфекционистов говорить о тревожной ситуации.

По этой причине целесообразно наличие высокопродуктивных стационарных установок в различных районах густонаселенного города. Они позволят наладить процесс переработки — сбор отбросов, их транспортировку, компостирование. Мощность стационарной установки — переработка 4,5 тыс. тонн отходов в день.

Таким образом, если верно, что экономические отношения между Германией и Ираком в последние годы имеют тенденцию к налаживанию в действительности, а не только в декларациях политиков, то вполне вероятны несколько моделей поведения потенциальных немецких инвесторов.

Среди них уже приведенный нами оснабрюкский пример, который и можно взять в качестве условного образца. Рассмотрим его признаки.

Во-первых, это временной фактор: краткосрочные деловые отношения, то есть контакты и заказы, реализуемые в течение одного года – полутора лет.

Во-вторых, хозяйственный фактор: заказы и инвестиции будут касаться сфер экономики, не затрагивающих нефтегазодобывающую отрасль и другие отрасли, прибыль от которых прямо или косвенно связана с криминальными структурами или сомнительным бизнесом.

В-третьих, географический фактор: сотрудничество будет скорее всего происходить в регионах, в которых наблюдается активность властей и силовых структур в наведении общественного порядка.

В-четвертых, финансовый фактор: для снижения риска сумма контракта будет сравнительно невелика, в пределах 5-10 млн евро.

В-пятых, фактор безопасности: во избежание человеческих жертв, похищений и прочих нежелательных аспектов сотрудничества немецкая сторона будет специально оговаривать в контракте отсутствие командировок специалистов ФРГ в Ирак, исключая принцип «обучения технологиям на месте их использования».

Для подготовки статьи использованы данные сайтов:

http://www.auswaertiges-amt.de

http://www.welt.de/

http://www.iimes.ru

http://www.neue-oz.de

http://www.n-tv.de

http://www.handelsblatt.com

http://www.derwesten.de

http://www.focus.de

http://www.dw-world.de

http://www.iraqiembassy-berlin.de

62.92MB | MySQL:112 | 0,527sec