Об итогах работы правительства АНДР за 2020 г.

Экономические результаты работы правительства АНДР за 2020 г. являются неудовлетворительными. Такова общая оценка независимых экспертов его итогового отчета от 22 февраля.

По их мнению, оно не справилось ни с одной из поставленных перед ним задач по преодолению все более усугубляющихся трудностей страны. Оговариваясь, что пандемия коронавируса внесла свои коррективы в планы алжирского кабинета, они, тем не менее, подчеркнули, что решения правительства АНДР по преодолению кризиса «разочаровали» и являются едва ли не наихудшими из имеющихся в мире.

Они оценивают рейтинги его эффективности как «низкие», причем «результаты намного ниже заявленных обещаний». Что, в свою очередь, по их данным, во многом было запрограммировано сохранением «репрессивных мер в отношении бизнеса внутри страны в политическом плане», во многом и вызвавших «каскадные банкротства» алжирских предприятий.

Последнее якобы было вызвано «финансовым удушением государственных и частных предприятий», что, в свою очередь, спровоцировало «эрозию и ухудшение покупательной способности граждан, рост уровня безработицы, снижение валютных доходов и резервов, усиление инфляции, нехватку банковской ликвидности и т.д.»

Причем последствия «очень трудного года» усугубила нерешительность правительства, во многом обусловленная продемонстрированной некоторыми министрами вопиющей некомпетентностью», что только умножило недовольство простых алжирцев антикризисными действиями властей.

И действительно, правительство Абдельазиза Джерада работало словно временный кабинет, ожидающий авторитетной команды сверху. И это не случайно – традиционно в своих решениях оно ориентируется на указания президента. От которого, в свою очередь, сложно было ожидать эффективных решений.

Во первых, по причине того, что Абдельмаджид Теббун сам не обладает должным опытом антикризисного управления как раз в силу упомянутой выше алжирской системы управления, «заточенной» строго под президента и его окружение, и дающей крайне мало маневра профессионалам.

Во всяком случае, при предыдущем главе государства Абдельазизе Бутефлике это было практически невозможно. Причем профессионалов в управлении страной и сейчас крайне немного, поскольку она сама программирует некомфортную обстановку для их эффективной работы.

И, наконец, сам будучи не намного моложе ушедшего из-за народных протестов своего престарелого предшественника Бутефлики, значительную часть времени Теббун проводит на зарубежном лечении.

Соответственно, Джерад физически не мог принимать результативные решения. В свою очередь, судя по поведению президента и его окружения, они, не обладая должной компетенцией, рассчитывали на то, что ковидная буря пройдет быстро, и реагировало на чрезвычайные вызовы случайными и реактивными решениями, будучи неспособны работать на упреждение.

Между тем, исходя из опыта работы нынешнего правительства Джерада, рассчитывать на то, что оно вдруг покажет чудеса работоспособности в текущем году, явно не приходится. Заметим, что согласно даже самым оптимистичным прогнозам, 2021 год будет немногим более легким, чем 2020 год.

В любом случае, от принятых сейчас решений во многом и будет зависеть дальнейшее будущее страны, подошедшей к экономической пропасти.

Во многом данная ситуация обусловлена неспособностью алжирских властей с одной стороны диверсифицировать свою экономику, чьи экспортные поступления на 98 процентов по-прежнему зависят от углеводородной энергетики, а с другой стороны, улучшить положение в последней. И в-третьих, руководство АНДР в подобных условиях не только не сокращает, но и наращивает собственные избыточные расходы. Особенно на оборону, хотя Алжир уже давно по ним намного обходит своего главного конкурента Марокко и сопоставим по ним с рядом европейских государств.

В результате, согласно выводам независимых экспертов, в 2014 году на момент начала нынешнего энергетического кризиса, связанного с обвалом цен нефти и газа на мировом рынке, Алжир по своим расходам-доходам выходил «в ноль» при стоимости барреля «черного золота» в 85 долларов. Теперь же для этого необходимо ее увеличение до 120 долларов. То есть вдвое выше текущих рыночных цен на нефть.

Однако по мнению независимых экспертов, объективных причин для увеличения ее стоимости выше 70 долларов за баррель в 2021 году нет.

В этих условиях Алжир могло спасти заметное увеличение параметров добычи углеводородов, чего не происходит из-за инвестиционной непривлекательности АНДР, вызванной ограничительным законодательством по отношению к потенциальным инвесторам.

Но даже если руководство АНДР вдруг оперативно снимет все антиинвестиционные ограничения, этого сейчас будет уже недостаточно, чтобы Алжир в условиях сохранения относительно невысокой стоимости углеводородов, усиления конкуренции за инвестиции между самими производителями нефти мог рассчитывать на их оперативное получение.

В этой связи необходимо указать, что только за последний год объем доказанных запасов углеводородов АНДР снизился в результате эксплуатации имеющихся месторождений страны на 1%, тогда как для усиления интереса потенциальных инвесторов должен наблюдаться их качественный прирост.

Данная ситуация наглядно показывает невнимание алжирских лидеров к геологоразведке и в целом к энергетической отрасли, фактически являющейся их собственной «курицей, несущей золотые яйца».

Соответственно, по итогам 2020 г. алжирские доходы от экспорта углеводородов составили 20.2 млрд долларов (13.2 млрд — от экспорта нефти и 7 млрд — от экспорта газа), тогда как на пике их стоимости еще несколько лет назад они превышали 80 млрд долларов ежегодно.

Но четырехкратное падение доходов не единственная серьезная проблема Алжира. Так, в последние 10 лет наблюдается серьезный рост потребления энергоресурсов на территории самой АНДР.

В результате при анализе показателей экспорта и внутреннего потребления невооруженным глазом видно снижение первых показателей и рост последних. При сохранении данной тенденции продажи за рубеж алжирских нефти и газа к 2030 году могут совсем прекратиться.

Чтобы этого не произошло, по мнению специалиста в области энергетики Мурада Прорера, требуется осуществление полноценного комплекса мер по развитию алжирской энергетической отрасли.

Причем уже на первом этапе, по его мнению, необходимо расширить возможности главной нефтегазовой компании страны Sonatrach во взаимодействии с иностранными партнерами.

Это с одной стороны должно привести к резкому снижению бюрократической волокиты на различные согласования в алжирских правительственных кабинетах, а с другой позволило бы руководству энергетического гиганта АНДР гибко принимать решения в условиях стремительно меняющихся условий работы в мире.

Однако представить себе ситуацию, при которой алжирские лидеры хоть немного ослабят хватку вокруг этого своего «кошелька» и, соответственно, контроль над ним, представить сложно.

Однако при сохранении нынешнего положения АНДР без получения серьезных внешних заимствований с высокой долей вероятности может стать банкротом. Заметим, что пока попытки Алжира получить их на льготных условиях не увенчались успехом ни по их объему, ни по процентам выплат.

В совокупности же ситуация вокруг энергетического комплекса АНДР наглядно свидетельствует о том, что алжирское руководство очень сильно оторвалось от реальности.

Однако в последние дни его представители, кажется, демонстрируют попытки вернуться к ней. В частности, они заявляют о «скорейшей» либерализации национального законодательства, что должно привлечь в страну иностранных инвесторов.

Но что же помешало до сих пор сделать это, с учетом, что курс на его реформирование был заявлен вскоре после краха противника подобных изменений еще в 2019 г. президента Бутефлики?

Предположим, что причиной тому стала традиционная инертность алжирского управления, его крайняя забюрократизированность и ожидания «чуда» — дескать, после длительного сохранения низких цен на углеводороды скоро начнется на них заметный рост. А раз так, то и создавать дополнительные условия для работы иностранцев ни к чему.

А пока же реальность сурово и неумолимо разбивает подобные ожидания. Алжир сжигает последние накопленные денежные резервы и лишает себя возможности оперативно модернизировать свою энергетическую отрасль.

52.24MB | MySQL:103 | 0,483sec