Иран и сотрудничество с МАГАТЭ

В последние дни становится ясно, что основные события вокруг иранской ядерной программы развиваются не только на оси Тегеран – Вашингтон, где, вероятно, нарастает возможность диалога, от которого Иран ждет существенного уменьшения санкционного прессинга. Все явственнее ощущается нагнетание кризиса по поводу иранской ядерной программы в отношениях между ИРИ и странами Западной Европы и усиливается возможность того, что рассмотрение этой программы будет передано от Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)  и ее высшего органа – Совета управляющих  — на рассмотрение  Совета Безопасности ООН. После своей недавней поездки в Тегеран генеральный директор МАГАТЭ Р.Гросси публично уже выразил обеспокоенность по поводу того, что отказ Ирана от полной имплементации Дополнительного протокола к Договору  о нераспространения ядерного оружия (ДНЯО)  с ограничением лишь на период трех месяцев может существенно осложнить инспекции этой международной организации и оставит ядерные объекты Ирана без должного надзора. Действительно, Дополнительный протокол, в его иранской ипостаси, лишился многих важных компонентов, позволявших раскрывать суть работ по реализации атомного проекта. Докладывая об этом на заседании Совета управляющих, как раз и собранному 1 марта для рассмотрения нарушений Ираном  договора СВПД, Р.Гросси сделал акцент на создании Ираном существенных  помех проводимым инспекциям. Такой шаг Ирана в МАГАТЭ рассматривают как серьезный отход от договорных обязательств ИРИ, что может иметь серьезные последствия для исламского режима.

В готовящемся проекте резолюции сессии Совета управляющих, который планируется принять в пятницу 5 марта, выражается надежда на то, что ИРИ все же создаст необходимые условия для инспекций, причем, на долгосрочной основе.  Это означает, что Иран должен окончательно принять и ратифицировать Дополнительный протокол, к чему его в достаточно мягкой форме приглашает договор СВПД, принятый, как известно, в июле 2015 г., то есть почти 6 лет назад. Руководство МАГАТЭ озабочено и тем, что Иран до сих пор не объяснил следы  радиоактивности на двух своих ядерных объектах. Следы были обнаружены еще в феврале, причем, на объектах, не внесенных в список официальных, связанных с реализацией ядерной программы.  Примерно полтора года назад были обнаружены подобные следы  и на двух других объектах, по которым Иран, несмотря на неоднократные требования МАГАТЭ, до сих пор не предоставил каких-либо внятных объяснений.  Для МАГАТЭ это еще один признак того, что Тегеран не соблюдает режим прозрачности в своей атомной деятельности.

Аналитики считают, что есть вероятность того, что СБ ООН может принять довольно жесткие решение, включая применение военной силы. В этой связи вполне логичным выглядит принятое Ираном во вторник 2 марта решение приостановить обогащение и накопление запаса оружейного урана.  Конечно, данный шаг можно рассматривать как проявление обеспокоенности Тегерана по поводу жесткой реакции мирового сообщества, но непонятно,  как долго продлится эта пауза. Иранская консервативная газета «Ватан»  в своем номере от 2 марта высказывает мнение, что инициатива в принятии этого решения исходит от президента  Х.Роухани.  Можно предположить, что к  этому его склонило заявление трех стран-подписантов СВПД от Европы – Великобриании, Франции и Германии, которые выразили в совместном заявлении свою крайнюю обеспокоенность  нарушениями ИРИ своих обязательств в части обогащения урана, вопреки жестким требованиям Договора в этой сфере. Эти три подписанта СВПД считают, что обогащение урана, проводимое Ираном,  необходимо ему только для того, чтобы продвигаться по пути овладения атомным оружием. Реагируя на такое заявление, «Ватан» потребовала  от властей не только восстановить в ближайшее время обогащение урана, но и довести его до 60%, как об этом несколько дней назад говорил верховный  лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи. «Ватан» пишет, что восстановить нужно и обогащение оружейного урана, причем, в полном объеме.  Этот процесс, кстати, также запрещен СВПД.  Такие действия, считает орган иранских консерваторов, и будут достойным ответом как на заявление западноевропейских участников СВПД, так и ожидаемую неконструктивную позицию  резолюции Совета управляющих МАГАТЭ.

Упомянутые выше западноевропейские подписанты СВПД уже представили Совету управляющих МАГАТЭ своей вариант резолюции, согласованный ими с США и частично опубликованный Reuters и France Press. Там достаточно серьезно осуждается отсутствие транспарентности  в иранской ядерной программе, аргументируемое  найденными следами радиоактивности на иранских объектах. В своем варианте  резолюции, в частности, три страны потребовали от Ирана прекратить нарушение условий СВПД, которое может иметь для страны серьезные последствия.

Однако, видно, что Иран занял наступательную позицию: его лидеры уже пригрозили, что если сессия Совета управляющих МАГАТЭ примет антииранские решения, они инициируют процедуру выхода Ирана из ДНЯО. Если это случится, Иран, как сказал пресс-секретарь иранского МИДа С.Хатибзаде, пересмотрит базу своих взаимоотношений с Агентством. С серьезными предупреждениями по поводу антииранской резолюции сессии выступили глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф и председатель Организации по атомной энергии Ирана Али-Акбар Салехи. Иран, написали Зариф и Салехи, очень серьезно  отреагирует на такой недружественный шаг. Глава МИД ИРИ в своем послании не упустил возможности пройтись по адресу европейских подписантов СВПД, отметив, что они допустили громадную ошибку, «заняв американскую позицию», что приведет к «ликвидации всех наших договоренностей».  Иранское информационное агентство ИРНА процитировало 2 марта министра М.Дж.Зарифа, сказавшего, что  он решительным образом предостерег через иранского представителя в МАГАТЭ всех 35 членов Совета управляющих от принятия «вредного» решения. «Если так случится, у нас есть и свои решения». Естественно, Зариф не расшифровал свои угрозы, но из последних по времени заявлений иранских представителей можно догадаться, о чем идет речь. Вероятно, иранским ответом будет ликвидация всех договоренностей с МАГАТЭ и прекращение сотрудничества с этой организацией, деятельность которой важна для действенного контроля над иранской ядерной программой.

62.85MB | MySQL:102 | 0,527sec