Израильские оценки ситуации на северном фронте

Генеральный секретарь ливанской шиитской организации «Хизбалла» Хасан Насралла выступил с опровержением выводов израильских военных относительно перехода его вооруженных отрядов к тактике «ограниченных боевых действий». Бригадный генерал в отставке д-р Шимон Шапира (бывший военный секретарь премьер-министра и руководитель аппарата министра иностранных дел, автор книги ««Хизбалла»: между Ираном и Ливаном» (2000), старший научный сотрудник Иерусалимского центра публичной политики) отмечает, что ««Хизбалла» привела свои силы в Ливане и Сирии в состояние повышенной боевой готовности и пообещала достичь своих целей всеми имеющимися в ее распоряжении средствами»[i].

В записанной на видео речи 16 февраля 2021 г., в день памяти погибших командиров «Хизбаллы», Насралла предостерег Израиль, заявив, что «никто не может гарантировать, что какое-нибудь [военное столкновение] не перерастет во всеобщую войну». Он также упомянул об угрозах начальника Генштаба ЦАХАЛа генерал-лейтенанта Авива Кохави атаковать любой жилой район или гражданский объект, в котором «Хизбалла» имеет арсенал ракет и откуда обстреливает территорию Израиля. Насралла на это заявил: «Если вы нападете на наши города и мирных жителей, мы нападем на ваши. Мы будем участвовать в любом противостоянии, которое нам навязывают… Вы – милитаристское государство, поэтому нет никакого различия между израильскими солдатами и гражданскими лицами». Он пообещал, что «в случае начала войны израильтяне столкнутся с инцидентами, которых еще не было с момента основания Израиля в 1948 году»[ii].

Недовольство Насраллы было вызвано выводами доклада (составляется ежегодно на предстоящий год, определяются тенденции и угрозы, с которыми может столкнуться Израиль, и делаются рекомендации по их устранению) Управления разведки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), согласно которым в 2021 г. Израилю не стоит ожидать начала крупномасштабной войны на северном фронте. При этом допускается, что ««Хизбалла» и другие террористические группировки, скорее всего, прибегнут к силовым мерам ограниченного характера». Таким образом, оценки возможностей «Хизбаллы» изменились, т.к. долгое время израильские военные считали, что, если с ее вооруженными отрядами произойдет конфликт, с большой вероятностью он перерастет в войну, которой обе стороны хотят избежать.

Согласно израильскому новостному сайту Times of Israel, об изменении ситуации свидетельствует инцидент в начале февраля с.г., когда «Хизбалла» выпустила зенитные ракеты по израильскому беспилотнику в небе над Южным Ливаном. Ракеты класса «земля-воздух» не попали в цель, и ЦАХАЛ воздержалась от ответных действий. «Но если бы атака увенчалась успехом, израильские военные были готовы нанести серьезный ответный удар, что могло привести к многодневному конфликту, и в «Хизбалле» должны были это понимать».

Израильские военные считают, что это изменение в тактике «Хизбаллы» произошло прошлым летом, когда в Сирии в результате израильского авиаудара погиб боец этой организации, лидер которой поклялся отомстить, но реализовать угрозы так и не получилось, что и привело к пересмотру тактики военных действий.

По оценкам израильского военного командования, несмотря на проблемы, вызванные пандемией коронавируса и ее последствиями, враги еврейского государства – «Хизбалла» в Ливане; Иран и его прокси в Сирии, Ираке и Йемене; ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» в секторе Газа – почти не прекращали перевооружение и наращивание сил. Израильские военные ожидают, что эти иранские прокси, за исключением ХАМАСа (лидеры которого, как считается, связаны с Тегераном, но более независимы), могут попытаться атаковать Израиль в качестве ответа на удары по ним ЦАХАЛа, а также как способ усилить напряженность в регионе и позицию Ирана в переговорах с США по ядерной программе.

Израильские военные считают, что сыграло роль еще то, что убитому в прошлом году в результате авиаудара США Касему Сулеймани, иранскому командиру «Аль-Кудс», спецподразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР), иранцы так и не нашли достойной замены.

Помимо этого, полагают в ЦАХАЛе, реализация так называемой военной «кампании между войнами» (в аббревиатуре на иврите звучит как «мабам») способствовала успешному противодействию попыткам Ирана закрепить свое военное присутствие в Сирии, хотя и не заставила иранцев полностью отказаться от этой идеи. В целом, по словам генерал-майора Тамира Хаймана, начальника Управления военной разведки (АМАН), действия в рамках «мабам» позволили сохранить региональное превосходство Израиля.

По оценкам израильской военной разведки, в Сирии Иран и «Хизбалла», сосредоточив свои усилия на создании фронта на сирийских Голанских высотах для атак по еврейскому государству, натолкнулись на успешное противодействие израильских военных. В этих условиях иранцы активизировались в Ираке и Йемене, откуда их прокси могут нанести удары по Израилю с использованием ракет дальнего радиуса действия или боевых беспилотных летательных аппаратов. Такое современное и более мощное оружие легче переправить контрабандным путем в Ирак и Йемен, чем в Сирию или Ливан. Однако большая дальность действия дает Израилю больше времени для защиты (в случае атаки дронов из Йемена, по оценкам военной разведки, у ЦАХАЛа будет примерно шесть часов, чтобы определить и среагировать на нападение).

Тем не менее, продолжающиеся попытки «Хизбаллы» получить высокоточные ракеты остаются серьезной потенциальной угрозой для Израиля, способной все-таки привести к развязыванию войны. Если ливанской организации удастся приобрести достаточное их количество, они смогут преодолеть израильскую оборону и нанести удар по важнейшим целям в стране, таким как базы ВВС, объекты инфраструктуры и правительственные здания. Израильские официальные лица уже заявляли, что поводом для войны станут попытки «Хизбаллы» наладить массовое производство таких ракет в Ливане.

Согласно Тамиру Хайману, «Хизбалла» обладает арсеналом из нескольких десятков (а не нескольких сотен, как иногда сообщается) высокоточных ракет, компоненты для которых попали в Ливан контрабандным путем.

Йоав Лимор, ветеран израильской журналистики и военный аналитик, пишет о том, что «Хизбалла» в настоящее время обладает от 120 000 до 140 000 ракет малой дальности, которые охватывают север Израиля, включая Хайфский залив и Тверию; несколько тысяч ракет средней дальности, которые могут достичь прибрежной равнины Шарон и северных пригородов Гуш-Дана (агломерации, включающей Тель-Авив); и несколько сотен ракет большой дальности, включая ракеты «Скад» с сирийских военных складов, способных поражать цели в любой точке Израиля. Ракеты «Хизбаллы» размещены по всему Ливану. Ракеты малой дальности в основном хранятся на юге страны, на границе с Израилем. Для того, чтобы увеличить дальность их действия, они спрятаны в домах в 230 шиитских деревнях и готовы к применению в любой момент. Если израильские солдаты войдут в эти деревни, чтобы остановить обстрел, они наткнутся на множество укреплений и засад. Остальные ракеты, произведенные в Иране и Сирии, разбросаны по ливанской территории. Чем больше их радиус действия, тем дальше «Хизбалла» может прятать их от границы с Израилем, что осложняет задачу его разведывательным службам и военно-воздушным силам. Ракетный арсенал «Хизбаллы» был лишь одним из компонентов плана убитого Касема Сулеймани, который намеревался окружить врагов Ирана со всех сторон.

ПВО Израиля не рассчитана на большое количество ракет. Хоть системы противовоздушной обороны предназначены для перехвата ракет всех радиусов действия, в основном они будут сосредоточены на большой дальности и защите стратегических объектов. Противодействовать такой угрозе призваны израильские системы противоракетной обороны «Железный купол» (ближнего действия) и «Праща Давида» (среднего и дальнего радиуса действия, перехват крылатых ракет). Эти системы также должны различать высокоточные и неуправляемые ракеты и при необходимости определять приоритетность перехвата. Сегодня большая часть арсенала «Хизбаллы» и ХАМАСа состоит из «глупых» ракет, полет которых невозможно контролировать, и чтобы нанести реальный урон, необходимо запустить большое количество ракет[iii].

На данный момент считается, что у ЦАХАЛа все еще есть преимущество перед ливанской организацией на этом фронте. Согласно Тамиру Хайману, Израиль способен на «высококлассный ответ несколькими способами, как явными, так и скрытыми»[iv].

В Министерстве обороны преобладает точка зрения, что Израиль должен обозначить четкие «красные линии» в отношении проекта высокоточного оружия «Хизбаллы», поскольку это обычная угроза с потенциалом перерастания в конфликт беспрецедентных масштабов. Предполагается, что армия не должна допустить, чтобы ливанская организация получила 500–1000 высокоточных ракет, что определяется как максимальный предел. Дело в том, что в Израиле пока не определился с точной цифрой. Некоторые эксперты говорят, что это будет 500 высокоточных ракет, другие полагают, что количество должно быть 1000 ракет. В любом случае, «Хизбалла» еще далека от этих цифр, но горизонт ясен: она продолжает производить и переправлять их контрабандой.

По словам подполковника Эрана Нива, начальника отдела методов ведения войны и инноваций ЦАХАЛа, «если «Хизбалла» переступит количественный или качественный порог, определенный для высокоточного оружия, нам придется действовать. Это серьезное решение, но мы его не сможем избежать». «Помимо ядерной программы Ирана, это [арсенал высокоточных ракет] самая большая угроза для Израиля сегодня… Это сценарий военных учений. Все внимание направлено на данное направление… Одновременно мы пытаемся действовать другими творческими способами, которые не позволят [«Хизбалле»] добиться своего», – цитирует Эрана Нива проправительственная газета Israel Hayom[v].

Но есть и те, в том числе среди гражданских экспертов, которые полагают, что ЦАХАЛу не следует ждать, пока «Хизбалла» переступит порог, а нанести превентивные удары для уничтожения имеющихся арсеналов высокоточного оружия.

По мнению бывшего начальника Управления разведки ЦАХАЛа генерал-майора запаса Амоса Ядлин (2006-2010), который в настоящее время возглавляет Институт исследований национальной безопасности при Тель-Авивском университете, Израиль «должен изучить и определить правильные сроки для принятия мер против проекта высокоточного оружия, при том понимании, что это может спровоцировать широкомасштабный конфликт». По его словам, «сотни высокоточных ракет в руках иранской оси, особенно «Хизбаллы», которые могут нанести значительный ущерб гражданскому населению Израиля и парализовать жизненно важные системы страны, представляют собой стратегическую угрозу, нарастание которой нельзя допустить»[vi]. Поэтому он призывает Израиль определить свои «красные линии» прямо сейчас.

Ядлин перечисляет четыре возможных стратегии, имеющихся в распоряжении Израиля: сдерживание (заставить Насраллу понять, что запуск высокоточных ракет по Израилю приведет к разрушению Ливана); оборона (большие инвестиции в средства перехвата и другие системы); точечные авиаудары и другие операции (которые просто отсрочат неизбежное); превентивный удар (который лишит «Хизбаллу» возможности ракетных обстрелов, но угрожает войной).

Он склоняется к тому, что необходимо сделать акцент на предотвращении ракетной угрозы. «Теоретически мы делаем это постоянно, но уже нужно думать о следующем этапе. Возможно, нам придется реализовать «доктрину Бегина» (чтобы предотвратить распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке) и против угрозы высокоточных ракет», – полагает Ядлин[vii].

По мнению Йоава Лимора, если «Хизбалла» сохранит нынешние темпы производства высокоточных ракет, потребуются годы, чтобы достичь «красной линии», обозначенной Израилем. Но если руководство организации ускорится или возьмется за их производство в Ливане, эти сроки могут значительно сократиться. В этом случае Израилю придется решать, «действовать ли для искоренения величайшей и наиболее серьезной обычной (конвенциональной) угрозы, с которой ему приходилось сталкиваться, или смириться с ней»[viii].

По факту реакция Израиля в условиях ракетной угрозы со стороны «Хизбаллы» включает четыре основных элемента: в сфере дипломатии разоблачение действий «Хизбаллы», как это делало военно-политическое руководство страны в прошлом году, указывая на места, где организация пытается создавать ракеты; нанесение ударов по поставкам компонентов для ракет, следующих через Сирию; совершенствование систем противоракетной обороны и реализация других оборонительных мер; осуществление тайной деятельности, детали которой строго засекречены[ix].

Отметим, что в конце октября 2020 г. израильские военные провели учения под названием «Смертельная стрела», которые проходили по сценарию крупномасштабной войны на севере против «Хизбаллы», а также конфликтов в секторе Газа. Учения были направлены на повышение наступательных возможностей вооруженных сил[x].

14 февраля с.г. израильские ВВС «неожиданно» начали учения под названием «Галилейская роза», задача которых также заключалась в повышении боевой готовности на севере страны. В ходе тренировочных мероприятий моделировались сценарии в рамках потенциальной войны с ливанской «Хизбаллой», иранскими и «другими вражескими [Израилю] силами в Сирии». На следующий день сирийские СМИ сообщили, что израильские ВВС атаковали несколько целей в районе Дамаска. Нападение последовало за аналогичным инцидентом 13 января с.г., когда в результате 18 ударов по меньшей мере 23 иранских и сирийских военнослужащих были убиты, в том числе на оружейных складах недалеко от иракско-сирийской границы. 7 января с.г. сообщалось об очередной серии израильских авиаударов по целям к югу от Дамаска, «включая объект на сирийских Голанских высотах, принадлежащий проиранским ополченцам»[xi].

По словам Лимора, «на территории Сирии хорошо развита оружейная промышленность, что связано с деятельностью России и многолетней подготовкой сирийской армии к войне против Израиля. Большая ее часть осуществляется Научно-исследовательскими центрами»[xii].

В Израиле заявляют, что значительное количество авиаударов в Сирии направлено на то, чтобы не допустить контрабандного ввоза высокоточного оружия в Ливан. Благодаря операциям израильских военных в рамках военной «кампании между войнами» Иран и «Хизбалла» перешли от контрабанды ракет к контрабанде систем наведения. Эти системы включают в себя небольшой компьютер, GPS и устройства на законцовках крыла, помогающие управлять снарядом, за которым следует относительно простой процесс преобразования и модернизации обычных ракет[xiii]. «В процессе конверсии можно получить ракету с радиусом точности, достаточной для попадания в электростанцию или здание, но недостаточной, чтобы попасть в окно или кого-то убить. Для этого требуется другой уровень технологической сложности и разведывательных возможностей, которыми обладают только мировые военные сверхдержавы»[xiv].

Помимо ракетных обстрелов, Израиль сталкивается с угрозой трансграничного проникновения на свою территорию. Обнаружение ЦАХАЛом подземных тоннелей «Хизбаллы» серьезно навредило ее планам, но эта опасность пока полностью не устранена, т.к. подразделение «Радван» намеревается совершить набег на израильскую территорию и захватить контроль над приграничными общинами или военными форпостами. Пытаясь укрепить определенные участки границы, Израиль построил высокие стены. В последние годы «Хизбалла» также инвестировала в приобретение дронов.

Но самой серьезной угрозой с точки зрения ЦАХАЛа являются высокоточные ракеты, поэтому начальник Генштаба и его заместитель занимаются этим вопросом лично на постоянной основе.

[i] Hizbullah Opposes a Limited War with Israel, and Issues Threats // JCPA. 17.02.2021 — https://jcpa.org/hizbullah-opposes-a-limited-war-with-israel-and-issues-threats/

[ii] Там же.

[iii] Hezbollah’s precision missiles: A bigger threat than Iran’s nuclear program? // Israel Hayom. 03.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/03/hezbollahs-precision-missiles-a-bigger-threat-than-irans-nuclear-program/

[iv] IDF: Hezbollah likely to initiate limited battles with Israel in 2021, not war // Times of Israel. 09.02.2021 — https://www.timesofisrael.com/idf-hezbollah-likely-to-initiate-limited-battles-with-israel-in-2021-not-war/

[v] Israel’s red line: 1,000 precision missiles in Hezbollah’s hands // Israel Hayom. 25.02.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/02/25/israels-red-line-1000-precision-missiles-in-hezbollahs-hands/

[vi] Там же.

[vii] Hezbollah’s precision missiles: A bigger threat than Iran’s nuclear program? // Israel Hayom. 03.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/03/hezbollahs-precision-missiles-a-bigger-threat-than-irans-nuclear-program/

[viii] Там же.

[ix] IDF: Hezbollah likely to initiate limited battles with Israel in 2021, not war // Times of Israel. 09.02.2021 — https://www.timesofisrael.com/idf-hezbollah-likely-to-initiate-limited-battles-with-israel-in-2021-not-war/

[x] Война с Хизбаллой: ЦАХАЛ завершил крупные учения на севере // MIGnews.com. 29.10.2020 — https://mignews.com/news/arabisrael/291020_183201_78123.html

[xi] Israeli Air Force launches ‘surprise’ drill to the north // JNS. 16.02.2021 — https://www.jns.org/israeli-air-force-launches-surprise-drill-in-the-countrys-north/

[xii] Hezbollah’s precision missiles: A bigger threat than Iran’s nuclear program? // Israel Hayom. 03.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/03/hezbollahs-precision-missiles-a-bigger-threat-than-irans-nuclear-program/

[xiii] Israel’s red line: 1,000 precision missiles in Hezbollah’s hands // Israel Hayom. 25.02.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/02/25/israels-red-line-1000-precision-missiles-in-hezbollahs-hands/

[xiv] Hezbollah’s precision missiles: A bigger threat than Iran’s nuclear program? // Israel Hayom. 03.03.2021 -https://www.israelhayom.com/2021/03/03/hezbollahs-precision-missiles-a-bigger-threat-than-irans-nuclear-program/

52.28MB | MySQL:103 | 0,621sec