Проблемы и перспективы сотрудничества Израиля с государствами ЕС по вопросу борьбы с COVID-19

Коронавирусная инфекция нового типа и связанные с ней ограничения на передвижения по миру серьезно сказалась на израильской международной активности, снизив динамику обмена официальными визитами с представителями зарубежных государств. Дополнительное негативное воздействие оказал политический кризис в стране, где на фоне внеочередных выборов большинство партийных лидеров, включая действующих министров, сосредоточили свое внимание на внутренней проблематике. Одним из исключений, создающим условие для формирования новых и поддержания старых связей, в том числе с партнерами по ЕС, для Иерусалима стала активность в области совместного противодействия COVID-19.

В основу этой области сотрудничества была положена деятельность канцлера Австрии С.Курца, который привлек главу правительства ближневосточной страны Б.Нетаньяху к регулярным консультациям по данной проблематике. Результатом стало достигнутое на днях соглашение лидеров Израиля, Австрии и Дании о сотрудничестве в области производства вакцин. По его условиям, стороны запустят R&D фонд с бюджетом порядка 50 млн евро и начнут работать над совместным производством новых вакцин. Как отметил Б.Нетаньяху: «Мы не знаем, как долго… вакцины продержатся…поэтому мы должны защитить наш народ от повторения этой пандемии или мутаций».

Это событие имеет большое значение для израильской дипломатии по нескольким причинам. Прежде всего, говоря о внешнеэкономической составляющей, необходимо отметить, что внимание к т.н. вакцинам второго поколения, проявленное властями Дании и Австрии, равно как намерение укрепить связи в области производства медикаментов и медицинских исследованиях отвечают во многом именно израильской специализации. Страна продолжает разработку собственной вакцины, с самого начала отдавая себе отчет в том, что препарат не станет первым, но имеет возможности устранить недоработки пионеров в отрасли. Договоренности с Веной и Копенгагеном позволяют Иерусалиму рассчитывать на первых потенциальных импортеров препарата, тем самым не только закрепив за ним нишу на рынке, но и получив средства, необходимые для восстановления национальной экономики после локдаунов.

Кроме того, австрийские обозреватели отмечают, что у Вены есть заинтересованность в изучении израильской системы цифровизации медицины, которая на фоне COVID -19 с его системами слежения за находящимися в карантине и оповещением контактных больных, стала особенно актуальной. На этом основании можно предположить рост австрийско-израильского взаимодействия в области цифровых технологий в целом после пандемии. Немаловажно и то, что цифровая израильская медицина повышает значимость страны в контексте разработки и начала использования вакцин, поскольку дает возможность быстро собирать и анализировать большие данные об эффективности медикаментов. Не случайно препарат  Pfizer оказался в Израиле задолго до того, как его получили все заинтересованные в Европе. Таким образом, нынешний опыт может стать хорошим стартом для наращивания контактов в здравоохранении между Израилем и ЕС при выполнении всех требований стандартизации.

Совместная работа именно таким составом имеет и серьезный потенциал в продвижении произраильских взглядов в Европе. Канцлер Австрии неоднократно демонстрировал ближневосточному партнеру свой особый дружественный настрой и приверженность интересам безопасности ближневосточной страны и еврейского населения ЕС. Еще в 2018 г., председательствуя в Евросоюзе, Австрия инициировала конференцию по противодействию антисемитизму и антисионизму, на которой С.Курц говорил о необходимости консолидации усилий в борьбе с этими опасными явлениями. Теперь он сделал важный шаг в достижении поставленной задачи, найдя точки соприкосновения Израиля с Данией, где с конца 60-х гг. прошлого века формировался скептицизм по поводу сотрудничества с еврейским государством в пользу поддержки палестинских позиций.

Вена, а вместе с ней и Копенгаген путем продвижения совместных усилий по вакцинации с Израилем, становятся ближе к двум важным для мировой политики процессам. С одной стороны, речь идет о нормализации отношений между Иерусалимом и умеренными региональными режимами. В недавнем разговоре Б.Нетаньяху с наследным принцем Бахрейна последний заявил об изучении возможности инвестирования в строительство в Израиле завода по производству препарата против COVID -19, что стало возможным на основании т.н. «Соглашений Авраама».

С другой стороны, новая администрация США, как ожидается, сохранит вовлеченность в арабо-израильское сближение, а также будет нацелена на укрепление связей с государствами ЕС. Таким образом, прежде всего Австрия за счет новой кооперации может получить дипломатические преимущества в сравнении с такими игроками, как ФРГ и Франция. Последняя, кстати, выступила против трехстороннего альянса Иерусалима, Вены и Копенгагена, подчеркнув, что в текущих условиях важно «гарантировать солидарность между государствами-членами ЕС», а также проводить программу поддержки вакцинации прежде всего в рамках организации.

В целом израильская стратегия борьбы с коронавирусной инфекцией нового типа, элементами которой стали превращение государства в модель организации прививочной кампании в сочетании с активными усилиями по разработке собственной и местному производству уже имеющихся вакцин, является на текущем этапе важным дипломатическим инструментом. Он позволяет рассчитывать на прогресс не только на направлениях, непосредственно касающихся COVID -19, но и повышать уровень поддержки Израиля в ЕС, что может отразиться на продвижении интересов страны в организации по наиболее болезненным вопросам, касающимся палестинского трека.

Отдельно стоит отметить, что трехсторонний альянс Вены, Иерусалима и Копенгагена имеет перспективы расширения, о чем стороны также заявили. При этом проходить оно может по двум моделям. Первая – вовлечение во взаимодействие государств Ближнего Востока, прежде всего тех, кто пошел в недавнее время на нормализацию с Израилем. Учитывая сохраняющуюся неопределенность в том, что касается стратегии администрации Дж.Байдена, близость к европейским партнерам в сочетании с шансом усилить борьбу с пандемией в интересах населения, тем самым укрепляя внутриполитические позиции, вполне может стать дополнительным бонусом, который израильские власти предлагают тем региональным лидерам, кто изъявит желание пойти по тому же пути.

Второй сценарий  заключается в ориентации на европейских игроков, среди которых заинтересованность в том, чтобы в борьбе с эпидемией выйти за рамки, созданные Брюсселем, проявили Венгрия, Словакия и Чехия. В консультациях, инициированных Австрией и положенных в основу сформировавшегося триумвирата, из числа стран ЕС участвовала Греция. Таким образом,  на основании взаимодействия в борьбе с пандемией неплохие шансы имеет упрочение уже существующих отношений между Израилем, дружественными к нему восточно- и южноевропейскими странами под патронажем Австрии.

51.88MB | MySQL:101 | 0,272sec