Перспективы китайско-израильских отношений, по мнению большинства обозревателей израильских и западных СМИ, равно как и представителей экспертного сообщества, продолжат оставаться неблагоприятным явлением в глазах Соединенных Штатов, независимо от президента. Опасения Вашингтона лишь укрепились в связи с прозвучавшим в начале недели заявлением посла Израиля в Пекине И.Бен-Аббы. В ходе своего первого после назначения в КНР публичного выступления дипломат заявила: «одна из основных тем, которую я хотела бы обсудить с правительством Китая, это вопрос, сможем ли мы достичь двустороннего соглашения о взаимном признании вакцин».
Подробнее говоря о теме вакцинации, следует отметить три важных аспекта. Первый из них заключается в том, что И.Бен-Абба не просто сообщила о планах подписать соответствующий документ, но и о возможности государства, ставшего своего рода полигоном для проверки эффективности прививочной кампании, поделиться данными об использовании других препаратов, прежде всего, речь идет о Pfizer. Во-вторых, посол ближневосточной страны подчеркнула, что Иерусалим добился прогресса в достижении аналогичных соглашений с другими партнерами, упомянув о Греции и Кипре. В-третьих, через взаимное признание вакцин, как указала дипломат, стороны смогут восстановить политическое и экономическое сотрудничество, прерванное из-за пандемии. Прежде всего, И.Бен-Абба вспомнила о заседании двустороннего комитета по контактам в сфере инноваций, который Израиль надеется провести в декабре текущего года.
Сказанное несет в себе серьезные риски для США. С одной стороны, предоставление КНР данных, в том числе о действии вакцины, которая используется в Европе и США, в глазах Белого дома может стать аналогом высказанной ранее озабоченности, что КНР будет передавать разведывательную информацию об объектах гражданского и военного назначения противникам Израиля и США, главным образом Ирану. Более того, если в последнем случае утечка данных вероятна из-за халатности, то в первом Иерусалим сам готов предоставить Пекину сведения. С другой стороны, подключение КНР к формируемой с участием Израиля сети партнерств в области вакцинации от COVID-19, включающей как ближневосточные государства, так и Европу, потенциально содействует китайской экспансии в этих регионах, что для США крайне нежелательно.
Более того, по мнению западных обозревателей, Израиль, проводя такую политику, становится в один ряд не только с Китаем, но и Россией. Так, на страницах нескольких швейцарских изданий появились публикации о «пандемичных подарках», которые Пекин, Москва и Иерусалим раздают в обмен на ресурсы или признание. Любопытным образом журналисты П.Хойманн и Ф.Кречмер сравнивают коронавирусную дипломатию со спортивной[i]. Последняя, напомним, была весьма распространенным явлением в период Холодной войны, когда победы на футболе или хоккее имели принципиальный характер в противостоянии двух полюсов силы.
Следующий опасный для американо-израильских отношений момент составляет торговля оружием. Не так давно стало известно, что Служба общей безопасности (ШАБАК) Израиля ликвидировала группу торговцев вооружениями, в частности дронами-камикадзе, которые тайно реализовывали израильские образцы «в некой азиатской стране». Причем, по некоторым данным, эти люди могли быть связаны в том числе с Israel Aerospace Industries[ii]. Несмотря на то, что информация является закрытой, в американских источниках в роли покупателя видится именно КНР, что дополнительно усугубляет существующую напряженность между Иерусалимом и Вашингтоном из-за отношений первого с Пекином.
Помимо самого факта двустороннего китайско-израильского сотрудничества, раскрытого как будто специально для того, чтобы продемонстрировать США, что Израиль хоть как-то ограничивает контакты с КНР, ситуация имеет значение в более широком контексте положения на рынке. Так, в феврале в Абу-Даби прошла международная оборонная выставка и конференция IDEX-2021, организуемая раз в два года в качестве крупнейшего смотра продукции ВПК, доступной для региона. Впрочем, самым поразительным в этом событии в текущем году стали не передовые образцы военной техники, а рекордно низкий уровень представительства США и как никогда малочисленная американская делегация. Если добавить к этому январские сообщения о замораживании сделок США с ОАЭ и КСА, достигнутых буквально в последние минуты президентства Д.Трампа, а также демонстрацию на IDEX-2021 китайских истребителей пятого поколения «Чэнду» J-20, то получается, что в некотором смысле администрация Дж.Байдена сама толкает партнеров на контакты с КНР в области ВПК с неясными последствиями как для собственных интересов, так и для региона, принимая во внимание многофакторный иранский вопрос.
Рассмотренные явления позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, не совсем правильным будет говорить о том, что маятник израильских интересов качнулся в сторону КНР, поскольку ситуация в действительности гораздо более сложная. В 2022 г. Пекину и Иерусалиму предстоит отпраздновать 30-летие дипломатических отношений. К этому рубежу Израиль хотел бы подойти, подписав соглашение о свободной торговле с КНР. По сути, договоренности по вакцинации также работают на достижение этой цели, поскольку позволят восстановить прежний объем перевозок. Причем касается это не только турпотока, но и экспортно-импортных операций, поскольку для отправки грузов в ближневосточную страну использовались в том числе пассажирские рейсы. Их отмена сама по себе предопределила спад товарооборота.
При этом израильская сторона явно отдает себе отчет в том, что какими-то аспектами ей все же придется поступиться в интересах сохранения стратегического диалога с США. В качестве «ритуальной жертвы» могут выступить поставки в КНР вооружений, которые по сути своей не так уж и выгодны Иерусалиму, поскольку китайская военная промышленность увеличивает конкуренцию на рынке, а также в некотором смысле упрощает доступ к новым образцам для всех, включая израильских противников. В конечном итоге это может привести нивелированию из-за китайской активности израильского военно-технического преимущества в регионе, которого страна достигает с помощью США. В связи с этим не исключено ужесточение Израилем экспорта продукции ВПК за рубеж, который может стать более зависимым от одобрения правительства нежели мониторинг иностранных инвестиций под эгидой созданной под давлением США консультативной комиссии. Во-вторых, региональная ситуация намного более неоднозначная, а потому к взаимодействию с Китаем на текущем этапе ближневосточные центры силы в большей степени толкает неопределенность стратегии Дж.Байдена, нежели собственные интересы. В том случае, если бы новая американская администрация более четко обозначила приверженность реализации сделок по нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами, включая выполнение условий, выставленных последними, то они весьма вероятно проявили бы меньшую заинтересованность в китайской стороне, к примеру, в сфере вооружений. Кроме того, нельзя забывать, что одной из целей дипломатического процесса, запущенного Д.Трампом, была консолидация усилий в борьбе с ИРИ. Определение этой составляющей региональной политики Дж.Байдена с учетом интересов Израиля и стран Персидского залива также способствовало бы расхождению их интересов с КНР.
[i] Heumann P., Kretschmer F. Freunde, last euch piksen: Israel und China verschenken Impfdosen an politisch beugsame Staaten // Luzerner Zeitung. 26.02.2021. URL: www.luzernerzeitung.ch/international/diplomatie-freunde-last-euch-piksen-israel-und-china-verschenken-impfdosen-an-politisch-beufsame-staaten-id.2106999
[ii] Shin Bet launches crackdown on Israel arms industry over sales to China // Middle East Monitor. 02.03.2021. URL: www.middleeastmonitor.com/20210302-shin-bet-launches-crackdown-on-israel-arms-industry-over-sales-to-china/