Ситуация в зоне Сахеля: февраль 2021 г.

1 февраля глава службы внешней разведки Франции Бернар Эмие сообщил, что действующие в Сахеле формирования «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) реализуют в настоящее время проект развития их влияния на страны Гвинейского залива, и в частности, на Кот-д`Ивуар и Бенин. По данным главы Генеральной дирекции внешней безопасности (DGSE), совещание главарей джихадистских формирований по этому вопросу состоялось еще в феврале 2020 г. в центральной части Мали. Другой целью данной встречи была выработка планов широкомасштабных атак на военные базы в Сахеле.

Во встрече, в частности, участвовали главарь «Аль-Каиды в странах (исламского) Магриба» (АКИМ) Абдельмалек Друкдель (уничтожен в июне 2020 г.), эмир «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) Айяд аг Гали, лидер «Катибат Масина» Амаду Куфа.

По оценке Б.Эмие, «Айяд аг Гали реализует стратегию «Аль-Каиды» в Сахеле, он не тот, кто думает о терроризме, а тот, кто практикует его ежедневно, не колеблясь лично брать в руки оружие». Эти лидеры джихадистов «являются прямыми наследниками Усамы бен Ладена, они продолжают его политический проект с целью совершения терактов против Запада, и в частности, в Европе». «Нас также очень беспокоит ситуация в Восточной Африке, от движения «Аш-Шабаб» в Сомали до недавнего проникновения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Мозамбик», — сказал он.

9 февраля, за несколько дней до встречи на высшем уровне в Нджамене Франции и ее партнеров из группы «Г5 Сахель» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад), глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан в выступлении в Сенате сообщил, что Париж ожидает от встречи в столице Чада «дипломатического и политического прорыва» в решении проблем региона.

«Встреча в По (на юго-западе Франции) способствовала прорыву в военных вопросах. Встреча в Нджамене создаст условия для дипломатического и политического прорывов, а также решения экономических проблем с тем, чтобы консолидировать результаты (военные), достигнутые за последние месяцы», — сказал он.

Со своей стороны министр обороны Франции Флоранс Парли сообщила, что цель встречи в Нджамене – «трансформировать наши тактические победы в политический и социальный прогресс».

15 февраля в Нджамене начался саммит Франции и стран из группы «Г5 Сахель». Э.Макрон не приехал в столицу Чада, но участвовал в саммите в режиме видеоконференции.

Первым делом в Нджамене президент Чада Идрис Деби Инто объявил о направлении дополнительного контингента из 1200 солдат в зону «трех границ» между Мали, Нигером и Буркина-Фасо. Это будет восьмой батальон в составе контингента «Г5 Сахель», дополнительно к семи уже имеющимся.  О направлении туда дополнительного контингента было объявлено еще год назад в По. Этого, однако, не произошло из-за роста напряженности в самом Чаде на берегах одноименного озера, где действуют боевики группировки «Боко харам», а также из-за противоречий между Чадом и его партнерами относительно финансовых условий отправки дополнительного контингента.

16 февраля Э.Макрон в обращении к главам стран «Г5 Сахель» указал на необходимость одновременного усиления борьбы против джихадистских групп и возвращения власти в места, откуда она сбежала под напором исламистов. В ответ страны региона запросили дополнительную финансовую поддержку. Он высказался также за то, чтобы попытаться обезглавить ГПИМ и «Катибат Масина», как это было ранее сделано с главарем АКИМ, и приветствовал выделение Чадом дополнительно 1200 военных для направления их в зону «трех границ». Э.Макрон сообщил, что ближе к осени Франция приступит к постепенному сокращению численности контингента «Бархан», который сейчас насчитывает 5100 человек. Он также информировал, что очередной саммит Франция – «Г5 Сахель» состоится в мае.

3 февраля в центральной части Мали в районе Бони джихадисты атаковали блок-пост малийских военных. Редкий случай для таких атак – боевики использовали бронемашины. Обычно они перемещались на внедорожниках и мопедах. Происхождение бронемашин осталось неизвестным. По имеющимся данным, за последние годы джихадисты отбили до десятка бронемашин у военных в Мали, Нигере и Буркина-Фасо. При отражении атаки погибли 10 солдат, 8 получили ранения. Малийские военные запрашивали помощь с воздуха со стороны французского контингента «Бархан».

«Тадаит», орган пропаганды, близкий к «Аль-Каиде», приписал эту атаку боевикам ГПИМ. По его данным, джихадисты на время захватили блок-пост.

10 февраля джихадисты атаковали временный лагерь миротворцев из контингента Minusma в районе Керена в центральной части Мали. Атака началась с подрыва заминированной машины у въезда в лагерь. Затем он был  обстрелян из минометов и стрелкового оружия. В результате нападения ранения получили 28 «голубых касок» из тоголезского контингента.

Напомним, что мандатом военных из Minusma предусмотрено, что они могут только заниматься защитой гражданского населения, и не имеют право проводить наступательные операции.

11 февраля, впервые со времени подписания в 2015 г. Алжирских соглашений между Бамако и группировками туарегов, в г.Кидаль на севере Мали собрался Комитет по слежению за соблюдением этих договоренностей при том, что сам город остается под контролем бывших повстанцев, а малийские военные были изгнаны из региона еще в 2014 г. Само проведение заседания Комитета в Кидале свидетельствовало об определенном прогрессе в деле реализации Алжирских соглашений, которые предусматривают, в частности, интеграцию бывших повстанцев в ряды малийской армии и предоставление северным регионам страны большей автономии.

Кроме представителей сторон – участниц Алжирских соглашений – группировок бывших повстанцев и проправительственных групп, центральных властей и алжирского посредника – в работе заседания приняли участие представители пяти стран – постоянных членов Совбеза ООН, несколько малийских министров, а также глава Minusma Махамат Салех Аннадиф. Как заявил последний, «впервые я вижу заседание Комитета, где представлено все мировое сообщество, это – важный символ, причем проходящий под флагом Мали». Важная ремарка – он отдал должное при этом переходным властям Мали во главе с военными. При предыдущих властях это оказалось недостижимым. Аннадиф сообщил о предстоящем развертывании в Кидале батальона малийской армии, в рядах которого будут служить бывшие повстанцы.

Предыдущее заседание Комитета в Кидале, планировавшееся на сентябрь 2019 г., было отложено.

19 февраля премьер-министр Мали Моктар Уан представил в Национальном переходном совете (парламент) «план действий» своего переходного кабинета, в котором значились, в частности, организация выборов в 2022 г. и намерение вести диалог с некоторыми джихадистскими группировками, против чего выступает Париж. Не вдаваясь в подробности, он сообщил о намерении Бамако «перечитать» Алжирские соглашения 2015 г. Он же пообещал распустить различные милицейские формирования, набрать в малийскую армию дополнительно 25 тысяч человек, развернуть военных и гражданские власти по всей территории страны.

26 февраля джихадисты атаковали жандармский пост в центральной части Мали в районе Бандиагара. Им удалось убить по меньшей мере 9 малийских военных.

4 февраля премьер-министр Буркина-Фасо Кристоф Дабире не исключил, что его правительство начнет переговоры с группами джихадистов, действующими в стране с 2015 г. В результате их атак погибли свыше 1200 человек, главным образом – из числа гражданских лиц.

Президент Буркина-Фасо Рох Марк Кристиан Каборе вплоть до того дня отвергал подобную идею. Власти этой страны использовали только военный путь сдерживания джихадистов.

«Все большие войны заканчивались за столом переговоров. Это означает, что если мы хотим выйти из этой ситуации, рано или поздно необходимо будет подумать о возможности дискуссии, — заявил Дабире в парламенте в выступлении по вопросам общей политики. – Переговоры с террористами – мы не говорим, что Буркина-Фасо против них, потому что даже великие державы приходят в один или другой момент к тому, чтобы сесть за стол переговоров с террористами».

18 февраля на севере Буркина-Фасо близ границы с Нигером джихадисты обстреляли грузо-пассажирский автобус и убили по меньшей мере 8 его пассажиров. Еще столько же человек получили ранения.

25 февраля Генштаб буркинийской армии сообщил о «нейтрализации» по меньшей мере 11 террористов в ходе войсковой операции на севере страны в провинции Удалан. Операция проводилась в ответ на предыдущие вылазки джихадистов против мирного населения.

8 февраля сенегальская газета «Либерасьон» сообщила, что спецслужбы страны в конце января нейтрализовали ячейку, связанную с малийской джихадистской группой «Катибат Масина» Амаду Куфа. В ячейку входили 4 человека. Все они жили в приграничном городке Кидира на автодороге между Бамако и Дакаром. По данным следствия, один из них в 2020 г. предоставил свой дом для одного из казначеев «Катибат Масина». Он также подозревается в вербовке боевиков для этой группировки. Все четверым выдвинуты обвинения в «создании ассоциации злоумышленников», «действиях в поддержку терроризма», «апологетике терроризма».

В любом случае по итогам февраля очевидно стремление малийских властей пересмотреть – понятно, в свою пользу – Алжирские соглашения. Вопрос при этом только один – а выиграют ли он от этого? Ведь подобными действиями они могут привести к новому расколу в стране.

52.3MB | MySQL:103 | 0,618sec