Оценки китайских специалистов значимости ВТС Украины и Турции для повышения боевых возможностей Вооруженных сил Украины

Как известно в 2019 г. турецкая компания «Байкар Макина»  по контракту с Вооруженными силами Украины поставила 6 разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов модели «Байрактар-ТВ2», два мобильных пункта управления , а компания ROKETSAN в дополнение к указанным БПЛА передала 200 боеприпасов – тяжелые противотанковые управляемые ракеты модели UMTAS (масса 37,5 кг, диаметр 160 мм, максимальная дальность пуска 8 км ).

По причине малой грузоподъемности один БПЛА указанной модели может нести не более 2 ПТУР модели UMTAS, что не позволяет противодействовать значительному количеству бронетехники.  Кроме того, в номенклатуру авиационных средств поражения для БПЛА «Байрактар-ТВ2» включены малокалиберные ракеты модели МАМ-С (масса 21,5 кг) и малокалиберные корректируемые бомбы MAM-L

Общая стоимость данной партии военной техники и вооружения составила 64 млн долл. США, что вполне адекватно, поскольку, по данным китайских специалистов, стоимость одного БПЛА «Байрактр-ТВ2» составляет около 8 млн долл.США. К настоящему моменту только БПЛА турецкого производства позволяют специалистам ВСУ вести разведку и оперативно уничтожать некоторые из обнаруженных целей.

Опыт боевых действий в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе показывает, что БПЛА «Байрактар-ТВ2» достаточно эффективен при ведении разведки в горной местности и сложных метеоусловиях, а штатные боеприпасы вполне эффективны при поражении наземных объектов, бронетехники и техники ПВО противника. Китайские специалисты самым тщательным образом проверяют данные о соотношении потерь БПЛА «Байрактар-ТВ2» и ЗРАК «Панцирь-С1 и С2» в ходе боевых действий.

По оценкам китайских аналитиков, средняя соотношение потерь составляет 7,5 к 1, т.е. для уничтожения одного ЗРАК российского производства необходимо единовременной задействовать не менее 7 БПЛА турецкого производства.  Однако в публикациях специализированных военно-технических журналов КНР подчеркивается, что данное соотношение сформулировано с серьезными оговорками, поскольку для успешного поражения такой сложной наземной цели, как ЗРАК «Панцирь-С1» оператору БПЛА «Байрактар-ТВ2» необходимо действовать крайне осторожно и при содействии подразделений радиоэлектронной борьбы, которые смогут поставить помеху для РЛС обнаружений целей, смонтированной на «Панцире».

Для приближения на дальность пуска указанных ПТУР оператору БПЛА «Байрактар-ТВ2» желательно находится вне зоны видимости оптико-электронной станции, которая установлена на ЗРАК и обеспечивает обнаружение воздушных целей в оптическом диапазоне.

Очевидно, что украинские и турецкие военные осознали ограниченные возможности эскадрильи в составе 6 БПЛА «Байрактар-ТВ2» в условиях подготовки наступательной операции ВСУ  на Донецк и Луганск. С учетом полученного опыта в других вооруженных конфликтах турецкая сторона запланировала передать в течение 2-3 дней (т.е. в период с 16 по 18 марта 2021 г.) для ВСУ партию рассматриваемых беспилотников в количестве 48 ед. Очевидно, что в комплекте будут поставлены наземные пункты управления и запас АСП указанных выше моделей.

По данным китайских источников,   оперативную перевозку такого количества техники из аэропорта г.Стамбул до столичного аэропорта Борисполь на Украине   обеспечат тяжелые транспортные самолеты С-17 Globemaster III ВВС Эмирата Катар. Всего будет задействовано 5 таких самолетов, которые вполне могут справиться с поставленной задачей.

Участие катарских военных в данном процессе обусловлено тесными военно-политическими контактами между Анкарой и Дохой в условиях принципиального противостояния Катара и других монархий Персидского залива. Китайские обозреватели указывают, что военно-политическое руководство Катара на регулярной основе финансирует работы предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики по нескольким направлениям. Вполне вероятно, что привлечение ВВС Катара к перевозкам военных грузов из Турции на Украину обусловлено тем, что для успешной реализации нескольких проектов турецкому ОПК, в свою очередь, необходимы разработки украинских партнеров.

Так, для успешного выполнения проекта крылатой ракеты GEZGIN предприятиям ОПК ТР необходимо около 200 компактных турбовентиляторных двигателей АИ-35, разработки «Мотор Сич». Кроме того, турецкие военные заинтересованы в покупке турбореактивных двигателей МС-400, которыми комплектуют дозвуковые противокорабельные ракеты «Нептун» украинского производства. Также интерес турецких военных прикован к некоторым разработкам конструкторов КБ «Южное», которые в настоящее время сосредоточили силы и ресурсе на тематике оперативно-тактических ракет.

Следует отметить, что перспективы развития БПЛА в Турции также в определенной мере зависит от ситуации на предприятиях ОПК Украины. Несколько моделей дронов турецкого производства нуждаются в разработках конструкторов «Мотор Сич».   В данном аспекте отметим, что турецкие производители БПЛА сделали ставку на сотрудничество с украинскими двигателестроителями, поскольку в современных военно-политических условиях страны ЕС, обладающими такими разработками, не дадут разрешение национальным производителям авиационных силовых установок  на контракты с ОПК Турции.

По данным китайских специалистов, с учетом готовящейся наступательной операции ВСУ турецкая сторона однозначно активизирует поставки и другого военного имущества для украинских партнеров, которые намерены вернуть под управление официального Киева территории современных ДНР и ЛНР.  С учетом нехватки тяжелой бронетехники подразделениям ВСУ необходимо компенсировать свои потери 2014-2015 гг. за счет размещения противотанковых ракетных комплексов на другой технике.  В данное аспекте отметим, что благодаря финансированию от турецкой компании ASELSAN  конструкторы Государственного киевского конструкторского бюро (ГККБ) «Луч» смогли разработать и наладить серийный выпуск ПТРК «СКИФ» (в подразделения ВСУ поступает под обозначением «Стугна-П», получено не менее 100 пусковых установок).

ПТУР украинского производства обладает максимальной дальностью пуска 5500 м, однако в руководстве по эксплуатации предельная дальность эффективного пуска днем ограничена 5000 м. В ночное время суток максимальная дальность пуска составляет 2500 м. Тандемная боевая часть данной ПТУР позволяет пробивать до 900 мм гомогенной брони.

По информации Северного научно-исследовательского отдела научно-технической информации корпорации НОРИНКО подразделения ВСУ неоднократно применяли ПТРК «СКИФ» в ходе боевых действий против подразделений народного ополчения ДНР и намерены в дальнейшем использовать данные комплексы в борьбе с танками и другими бронемашинами, стоящими на вооружения ВС народных республик.

В дополнение к вышесказанному отметим, что предприятия ОПК Турции также могут поставлять боеприпасы для ствольной и реактивной артиллерии, которые будут необходимы подразделениям ВСУ в случае затягивания наступательной операции в ДНР и ЛНР.

55.86MB | MySQL:106 | 0,492sec