Ливия: о передаче власти от ПНС к ПНЕ

16 марта новый председатель Президентского совета Мухаммед аль-Манфи и новое Правительство национального единства во главе с Абдель Хамидом Дбейбой официально взяли на себя полномочия приступить к управлению страной. Глава ПНС Фаиз Саррадж заявил во время церемонии передачи власти, что он передаст полномочия ПНЕ, создавая тем самым прецедент ее, власти, мирного трансфера. В краткой речи во время церемонии Саррадж добавил, что «ПНС удалось устранить многие узкие места и пришлось испытать множество трудностей из-за внешнего вмешательства». Вновь вспыхнувшая война усугубила энергетический кризис и заставила иностранные компании покинуть Ливию. Попутно объявив, что вакцины от коронавируса прибудут в страну «в ближайшем будущем», Ф.Саррадж призвал к достижению национального примирения, заявив, что это лучший способ вывести ливийцев на этап «постоянной стабильности». Со своей стороны, премьер-министр ПНЕ Абдель Хамид Дбейба, бывший, буквально, в центре церемонии, между Ф.Сарраджем и М.аль-Манфи, что на Востоке имеет вполне недвусмысленное значение (многие подметили, что М.аль-Манфи присутствовал на церемонии статично, как говорится, «для мебели» — авт.) поблагодарил Ф.Сарраджа и его коллег за их усилия в этот трудный период, охарактеризовав их деятельность так: «Ошибки и достоинства присутствовали в очень сложных обстоятельствах, через которые пришлось пройти предыдущему правительству». Премьер-министр ПНЕ добавил: «Мы полны решимости провести реформы на предстоящем этапе, и мы постараемся завершить то, что было начато Президентским советом ПНС, в интересах всех ливийцев». Новый М.аль-Манфи высказался, примерно, в том же духе, заявив: «Сегодня мы видим историческую сцену, которая закрепляет принцип мирной передачи власти. Первая часть нашей работы будет подготовкой к следующим выборам в декабре, и мы передадим власть вовремя, как мы обещали ливийцам». Примечательно, что новая исполнительная власть Ливии формально приступила к своим обязанностям после того, как Президентский совет во главе с Мухаммедом аль-Манфи принес конституционную присягу перед Верховным судом, а ПНЕ дало конституционную присягу перед Палатой представителей. В этом смысле церемония, устроенная в Триполи в резиденции Президентского совета, была не более чем протокольным действием, призванным продемонстрировать факт мирной передачи полномочий. Что, само по себе, для современной истории Ливии символично.

Одна из политических фигур, ставшая фаворитом разного рода версий и гипотез о ее роли, будущем влиянии и т. п., уже бывший министр внутренних дел Фатхи Башага призвал все службы Министерства внутренних дел сотрудничать с новым министром внутренних дел ПНЕ, Халедом Мазеном и продолжать выполнять свои обязанности. Это прозвучало в его речи во время церемонии передачи власти от ПНС к ПНЕ. Ф.Башага извинился перед ливийцами за «любую неудачу, когда он взял на себя ответственность министерства», прокомментировав происходящее так: «Сегодня власть передана в цивилизованной форме, которая воплощает лицо, подобающее жертвам, принесенным ливийцами… я буду готов нести ответственность за любые нарушения, которые произошли». «Мы не вернемся к диктатуре, и ливийцы не согласятся с тем, что кто-то правит ими железом и огнем», — добавил Ф.Башага позднее в своем аккаунте в Twitter. «Мы первые соблюдаем закон, и мы продолжаем марш мирной передачи власти, чтобы обеспечить преемственность государства и укрепить его институты в надежде, что мир и согласие будут достигнуты в Ливии», — подчеркнул экс-глава МВД, указав: «Мы приложили все усилия, чтобы служить гражданам, и мы достигли того, чего мы достигли по милости Бога, а затем, усилиями и активностью офицеров, унтер-офицеров и сотрудников Министерства внутренних дел». Он сообщил, что была проведена первая выставка деятельности ведомства за 2019-2020 годы, в ходе которой были представлены заключительные отчеты о деятельности министерства и его различных органов, департаментов и ​​компонентов.  «К октябрю 2018 года мы создали большой, эффективный рабочий механизм, который сегодня передаю министру внутренних дел Правительства национального единства Халеду Мазену, которому я желаю успеха».  Завершил свои вторничные публикации в Twitter Ф.Башага так: «Я прошу прощения перед всеми ливийцами за любую ошибку, которую я сделал во время моей работы, и свидетельствую перед Богом, что моей целью было и остается служение Ливии».

16 марта Совместный военный комитет «5 + 5» заявил, что он «скоро соберется для оценки готовности и открытия дороги между Сиртом и Мисуратой, самое позднее, в течение, максимум, двух недель». Комитет добавил в своем заключительном пресс-релизе, что он «обсудил механизм применения решений и действий в отношении наемников и иностранных боевиков, и подчеркивает необходимость продолжения усилий по их немедленному устранению». Комитет  высоко оценил «полную приверженность полевых командиров соглашению о прекращении огня, которое было достигнуто 23 октября 2020 года», а также приветствовал  усилия своих подкомитетов и полевых групп, и шаги, которые они предприняли для «преодоления трудностей для достижения оптимального представления этого соглашения, особенно в отношении удаления мин и взрывоопасных предметов о начале чего  было объявлено 10 февраля, и меры по подготовке к открытию прибрежной дороги для обеспечения безопасности ее пользователей». Комитет вновь обратился к Совету Безопасности ООН и странам с просьбой «принять меры по итогам Берлинской конференции, чтобы обязать аффилированные с ней государства, немедленно вывести их наемников с ливийской территории». Комитет подтвердил, что обсуждение обмена задержанными лицами продолжается и все трудности были преодолены для достижения этой цели, пояснив, что он завершил обсуждения с передовой группой наблюдателей, направленной Секретариатом Организации Объединенных Наций, а также практические шаги и, пока существующие, ограничения работы наблюдателей на территории Ливии.

К сожалению, приходится констатировать, что СВК в очередной раз продемонстрировал свою полную беспомощность в отношении проблемы иностранного военного присутствия. Все остальные продекларированные задачи, более-менее решаются и носят чисто технический характер, как, например, разминирование местности, которое идет крайне медленными темпами из-за нехватки специалистов и соответствующей техники. По большому счету, там работы на годы, и вот здесь, как нельзя кстати, пришлись бы возможности таких структур, как, компания  Emercom Demining или Международного противоминного центра ВС РФ но, увы, их специалисты то заняты в Алеппо, то обучают местных саперов в…Лаосе. В этой стране, видимо, крайне важной для РФ, возможно, как источник покупки танков Т-34 для парадов, сложилась, не иначе, как критическая минная обстановка. Вакцину от коронавируса Россия ливийцам не предлагает, саперов не посылает, лекарства и продовольствие не дарит как некоторым другим странам. Иногда, складывается впечатление, что  в Москве считают, что ливийцы, для начала, должны выгнать всех турок, потом публично покаяться и несколько раз приехать и просить РФ, прийти в Ливию, вот тогда, «мы сменим гнев на милость». Если это так, то это огромное заблуждение. Найдутся для этой работы (а она крайне затратна) иностранные подрядчики из ЮАР, Египта или Великобритании, рано или поздно, они очистят от мин и неразорвавшихся боеприпасов пострадавшие от войны территории, вот только еще одна возможность продемонстрировать ливийцам не на словах, а на деле российское дружелюбие и конструктивные намерения, будет упущена.  Турки, кстати, кроме регулярно идущих работ по разминированию Триполи, на днях провели учения по разминированию и тушению пожаров на авиабазе «Аль-Утия», где под их эгидой учрежден авиационный технический центр «Окба» и организована подготовка местных кадров.

Что касается иностранного присутствия,  том числе ЧВК «Вагнер», то предположим, что алгоритм действий по этому вопросу будет прост: если международное сообщество не окажет достаточного давления на Москву, понятного, что их надо из Ливии убирать, такие действия предпринимаются, пока что, в ограниченном плане (предъявление судебного иска родственниками убитого «вагнеровцами» гражданина Сирии), то, по мере становления ПНЕ и окончания торга по структуре ливийской армии, власть в Триполи официально потребует их вывода. Это требование может быть подкреплено закрытием воздушного пространства для всех рейсов из Сирии и ОАЭ, для самолетов ВТА ВКС РФ, их, например, внезапно, начнут «видеть» патрульные силы блокадной операции IRINI и потребуют изменить курс. Египту намекнут, что не нужно давать России воздушный коридор в Ливию, ливийские власти могут заняться блокированием районов нахождения наемников, объявить запрет на продажу им продовольствия, воды, прекращением всех видов снабжения и обеспечения. Местным племенным ополчениям может быть направлено указание на начало ведения в отношении военных действий, в конце концов, по их местонахождению могут быть нанесены ракетно-бомбовые удары с применением БПЛА и артиллерия. Опыт подобных ситуаций, возникавших в Сирии свидетельствует – решительное применение подавляющей военной силы в качестве последнего аргумента очень отрезвляюще действует. Создавшееся в последние дни обострение ситуации между РФ и Турцией в Сирии, может проецироваться на Ливию, тем более, что «мяч» после недавних ракетных обстрелов силами режима Б.Асада рынков продажи топлива, подчеркнем, гражданских объектов, на территориях, контролируемых турецкими прокси, находится у турок, и они вольны решать, где и как им ответить.

Впрочем, сегодня нахождение наемников в ливийской пустыне напоминает ситуацию, когда относительно появления португальцев, а затем, и англичан, в Индии, Ф.Бродель написал, что «огромная страна даже не заметила того, что в нескольких точках ее побережья появились какие-то иностранцы и долгие годы не имела о них никакого понятия». Мы не склонны считать, что наемники пытаются заняться перекачкой нефти: одно дело под угрозой оружия занять объект, и совсем другое – начать его эксплуатировать. Но даже если Ф.Башага был прав и ЧВК «Вагнер» пытается хозяйничать на том же месторождении «Шарара», то, либо это согласовано на высшем уровне, следовательно, является частью расклада сил, либо тем хуже, в итоге, будет для ее персонала.

Сами ливийцы, тем временем, успешно восстанавливают прерванные ранее хозяйственные связи. Директор филиала в Тобруке компании Brega Oil Marketing Company заявил 16 марта, что у  ее причала компании в этом порту пришвартовался нефтеналивной танкер ARIONAS, прибывший  из Мисураты с 30 млн литров бензина на борту. В специальном заявлении для канала «Новости Ливия 24», он сообщил, что груз был получен и перекачан в резервуары для хранения на складе компании к западу от Тобрука. Директор пояснил СМИ, что склад в Тобруке распределяет топливо в районы Аль-Абрак на западе, в Амсаед на востоке и в Аль-Джагбуб на юге. Транспортные компании осуществляют раздачу в любое время, при том, что потребление бензина в этом регионе достигает одного миллиона литров в сутки. Директор филиала продолжил: «У нас нет топливного кризиса, и бензин будет поступать последовательно, и мы заверяем граждан, что топливо будет доступно даже в благословенный месяц рамадан. Национальная нефтяная корпорация и компания Brega выполняют свой долг перед гражданами по обеспечению горючим и газом в любое время». Что касается газа для бытовых нужд, он сказал: «Газ для приготовления пищи доступен в любое время через наш газовый склад в городе Тобрук. Сжиженный газ прибывает ежедневно грузовиками, доставляющими сжиженный газ со станции Рас-эль-Мангар, по 4 машины в день». Директор филиала заявил, что одна машина, в которой находится сжиженный газ, обеспечивает 9 тонн «голубого топлива», подчеркнув, что кризиса с газом для приготовления пищи нет, и что у компании есть план на месяц рамадан, и газ будет доступен каждому.

52.29MB | MySQL:103 | 0,632sec