О влиянии раскола в Ликуде на исход израильских выборов

В декабре прошлого года Гидеон Саар, которого называли преемником Б.Нетаньяху покинул партию Ликуд. Саар дважды занимал пост секретаря правительства, что в израильской политической иерархии, по сути, означает заместителя премьера: первый раз при Ариэле Шароне и второй — при первом кабинете Нетаньяху.

Выйдя из Ликуда Саар создал собственную партию «Новая надежда» («Тиква хадаша»). Сначала опросы общественного мнения показывали, что на выборах новая партия легко наберет 20 мест, потом прогнозы давали ей до 10-12 мест, но даже этого хватит, чтобы очень осложнить жизнь Нетаньяху.

Также значимым ударом для Нетаньяху стал уход из партии Зеэва Элькина, который присоединился к партии Саара. Элькин в прошлом занимал посты министра абсорбции, образования и окружающей среды, а также заместителя министра иностранных дел. Он был правой рукой Нетаньяху, сопровождал его в государственных поездках.

В итоге партия Саара, по итогам подсчета 90% голосов, получила лишь 6 мандатов на выборах в Кнессет 24-го созыва, которые состоялись 23 марта. Но даже эти 6 мандатов серьезно влияют на возможный политический расклад и являются для Нетаньяху весомым препятствием для формирования правительства.

Сразу после публикации первых результатов выборов Гидеон Саар подтвердил, что собирается выполнить свое обещание – не вступать в коалицию с Нетаньяху. Об этом 24 марта сообщил 7-й канал израильского телевидения.

Парламентский обозреватель издания Ynet Моран Азулай считает, что

У Гидеона Саара изначально была определенная миссия, которую он выполнил, — не позволить Биньямину Нетаньяху сформировать правящую коалицию. Автор не исключает, что результат у партии Гидеона Саара мог быть совсем другим, если бы не стратегическое решение вступить в прямое столкновение с «лагерем Нетаньяху», игнорируя при этом Лапида и Ганца — пусть даже те и боролись за общий с ней электорат. «Внутренние опросы, проведенные в канун выборов, показали, что избиратель от Саара уходит к Ганцу. Но и в этом случае Саар не стал ничего делать, чтобы позволить партии «Кахоль-лаван» преодолеть электоральный барьер и не лишить «лагерь перемен» (его еще называют «только не Биби») важного союзника»,— пишет эксперт.

Азулай считает, что стратегия Саара состояла в том, чтобы лишать голосов Ликуд и его лагерь, но при этом не разрушать «лагерь перемен». Не исключено, что если бы Саар вел агрессивную кампанию против Ганца и Лапида, то он бы получил значительно больше мандатов. Но за счет своего лагеря, тогда как лагерь Нетаньяху скорее всего обеспечил бы себе минимум 61 мандат. «Суть стратегии Саара в том, что 3 из 6 полученных им мандатов явно принадлежали Ликуду, а еще 3 — правым спискам. Это, в частности, объясняет, почему Ликуд набрал самое меньшее число мандатов за все четыре последних кампании». В заключении автор пишет о том, что Саар — один из самых опытных политиков и, пожалуй, самый опасный для Нетаньяху. В Ликуде очень нервно реагировали на действия Саара. Особенно после того, как к нему присоединился Зеэв Элькин. «Все действия Саара и Элькина — как до выборов, так и после — указывают, что эти двое продолжат возглавлять курс на смену власти… Не исключено, что Саар завершил лишь первую часть своего плана. Он получил серьезный личный удар, но не допустил победы Нетаньяху», — считает Азулай.

Политический обозреватель издания «Едиот ахронот» Юваль Карни пытается обрисовать контуры следующего правительства исходя из предварительных результатов голосов.  Он подчёркивает, что нельзя сбрасывать со счетов и возможность очередного политического кризиса, то есть пятых выборов. По его мнению на данном этапе существуют три основных сценария развития событий.

  1. Узкое правое правительство:

Вариант, который сегодня кажется наиболее реальным, — создание узкого правого правительства под руководством Биньямина Нетаньяху. В него войдут ортодоксальные партии (ШАС и «Еврейство Торы»), «Религиозный сионизм» Смотрича и Бен-Гвира, а также партия «Ямина» Беннета.

«Нетаньяху, как кажется, потерял всякий шанс на создание нового правительства национального единства после того, как отказался выполнить условие соглашения по ротации с Бени Ганцем. Таким образом, его единственный вариант – узкое правительство с участием ультраправых и ортодоксальных партий. Если в прошлом Нетаньяху старался создавать широкие коалиции  (например, правительства с участием Эхуда Барака, Яира Лапида и Ципи Ливни), то сегодня его полностью устроит узкое моногенное правительство, которое он намерен использовать для достижения и личных целей»,— пишет эксперт.

  1. Альтернативное правительство:

Правительство, которое объединит все списки, призывающие к переменам: партии «Еш атид», «Ямина», «Тиква хадаша», НДИ, Авода и «Кахоль-лаван». При еще более невероятном сценарии к этому списку можно присоединить и МЕРЕЦ. «Речь идет об очень проблемном сценарии, и он может осуществиться при двух условиях: Нетаньяху не сможет набрать 61 голос, а блок противников Нетаньяху сможет собрать 61 голос для рекомендаций альтернативному кандидату – с поддержкой одной из ортодоксальных партий или при условии, что арабские партии воздержатся».

Помочь формированию такого правительства может именно Либерман, заинтересованный в должности министра финансов с одной стороны, и смещении Нетаньяху – с другой.

Наиболее проблематичным в этом сценарии является личность будущего главы правительства. Будет ли это Яир Лапид, Гидеон Саар или Нафтали Беннет? Предполагается, что будет ротация из двух кандидатов. В любом случае этот сценарий является очень сложным и запутанным. Лапид уже успел заявить, что будет готов пожертвовать должностью премьера ради возможности смены власти. Вопрос, будет ли он готов войти в ротационное правительство Саара и Беннета в качестве самой большой партии блока, но без должности премьера?

Такое правительство будет очень неоднородным, и его функционирование может быть проблематичным.

  1. Коалиция не создаётся:

Это наиболее сложный из сценариев который станет реальностью в случае если ни у одного из блоков не будет возможности создать коалицию. В таком случае страной будет руководить правительство переходного периода – до проведения пятых выборов за последние два года.   По мнению эксперта именно этот сценарий имеет реальные шансы сбыться.

Политический эксперт издания «Гаарец» Йонатан Лис так же считает пятые внеочередные выборы наиболее вероятным сценарием развития политический событий. «Даже если Нетаньяху сможет завербовать 61 сторонника, он может решить, что не заинтересован в складывающемся правительстве. Его отвращение к таким потенциальным партнерам, как Нафтали Беннет и Айелет Шакед, наряду с критикой возможной легитимации экстремистов Итамара Бен-Гвира и Ави Маоза, может заставить премьер-министра пересмотреть свое решение», — пишет эксперт.

Лис считает, что для Нетаньяху соблазн повести страну на пятые выборы достаточно велик. Если он максимально растянет временной график, то пятые выборы дадут ему еще около пяти месяцев в качестве премьер-министра переходного правительства. Возможно, в таком случае, он будет рассчитывать на то, что его противники будут истощены после четырех раундов боев, и за это время найдется новый соперник, который сможет его победить.

Однако отметим, что для Нетаньяху этот сценарий может быть достаточно опасен: возможно, что его противники, в первую очередь Гидеон Саар, на следующих выборах будут действовать значительно агрессивнее. И не исключено, что именно лидеру «Новой надежды» будет отведена ключевая роль в «блоке перемен» на пятых выборах, а для Нетаньяху, по сути не выигравшего четыре избирательные кампании, пятая, причем не в идеальных условиях, может оказаться фатальной.

52.24MB | MySQL:103 | 0,467sec