Израиль: досрочные выборы в Кнессет 24-го созыва. Часть 16

Выборы закончились, а  коалиция не предвидится

Как сообщила Центральная избирательная комиссия, на очередных выборах в Израиле, прошедших 23 марта, всего проголосовали 4 435 805 человек из 6 578 084 избирателей, имеющих право голоса. Это говорит о том, что явка составила 67,4 %. 26 239 голосов из этого числа были признаны недействительными. Это означает, что электоральный барьер на этих выборах был 3, 25% или 143 311 голосов.

Количество бюллетеней, которыми проголосовали за партии, не преодолевшие электоральный барьер составило 66 017 голосов. Итого, каждый мандат в Кнессете 24-го созыва подкреплен 36 158 избирателями.

25 марта, в 20:00 Центральная избирательная комиссия опубликовала окончательные, но неофициальные, результаты выборов после подсчета голосов в двойных конвертах. Центральная избирательная комиссия заявляет, что результаты выборов были опубликованы «после многих и тщательных процессов мониторинга и перепроверок», добавляя, что проводятся и другие проверки, и результаты все еще могут измениться. И что они станут официальными только в следующую среду, когда они будут представлены президенту Реувену Ривлину.

ЦИК заявляет, что он выбрал 500 случайных урн для голосования, чтобы провести дополнительную проверку, и выберет еще сотни, отмечая, что это впервые происходит параллельно с подсчетом голосов. ЦИК так же отметил, что проверил сотни жалоб, полученных от общественности, должностных лиц избирательных комиссий и партий, а также полиции относительно предполагаемых фальсификаций или нарушений. «Я думаю, что это самый счастливый день в моей жизни», — говорит директор ЦИК Орли Адас, сумевший провести молниеносный подсчет голосов менее чем за 48 часов.

Закончены все необходимые процедуры перед публикацией и по последним данным мандаты в Кнессете 24-го созыва распределяются так: партия Ликуд заручилась поддержкой наибольшего числа избирателей и получила 30 мест в парламенте. Второй по численности парламентской фракцией стала «Еш атид» с 17 мандатами. За ней следуют: ультраортодоксальная сефардская партия ШАС с 9 мандатами, левоцентристкая «Кахоль-лаван» — с 8 мандатами, у левой партии Авода — 7 мест в Кнессете, столько же — у ультрарелигиозного ашкеназского альянса «Еврейство Торы», партии «Ямина» и ставшей недавно антиклерикальной НДИ. Правая «поселенческая» партия «Религиозный сионизм» завершила четвертую за два года избирательную кампанию с 6 мандатами, как и арабский Объединенный арабский список, МЕРЕЦ и «Тиква хадаша». Происламистскую партию РААМ в Кнессете будут представлять 4 депутата.

Как отмечает политический обозреватель «Хадашот 12» Дафна Лиэль, окончательный расклад мандатов определило соглашение об обмене «остатками» голосов между Беннетом и Сааром — «Тиква хадаша» получила за счет него дополнительный мандат за счет лагеря Нетаньяху. Осознав такую опасность в последний день перед выборами, Нетаньяху требовал от Беннета отказаться от соглашения с Сааром.

Таким образом, лагерь сторонников Нетаньяху (Ликуд, ШАС, «Еврейство Торы» и «Религиозный сионизм») имеет 52 мандата. Если к нему присоединится «Ямина» во главе с Нафтали Беннетом, то он усилится до 59 мандатов.

У «Блока перемен», выступающего за смену действующего премьера («Еш атид», «Кахоль-лаван», Авода, НДИ, МЕРЕЦ, «Тиква хадаша», Объединенный арабский список) — 57 мандатов. Если партия «Ямина» решит присоединиться к этому блоку, то это не сильно усилит его позиции, поскольку его сразу же покинет Объединенный арабский  список». В «заключительном зачете» у израильских «перестройщиков» будет 58 мест в Кнессете.  Как известно, для формирования более-менее работоспособного правительства необходима поддержка 61 депутата Кнессета.

31 марта президент Ривлин начнет консультации с представителями фракций по вопросу о том, кому поручить формирование правительства. 7 апреля станет известно, кто получил право делать это первым. У кандидата будет 28 дней, чтобы сформировать коалицию.

Одновременно в блоке противников Нетаньяху взвешивают возможность возобновить процесс утверждения закона, запрещающего кандидату, обвиняемому в уголовных преступлениях, баллотироваться на пост премьер-министра.

Как только стали известны окончательные итоги выборов, лидеры партий, шедших под лозунгом отстранения Нетаньяху, объявили о начале создания «коалиции перемен». В совместном заявлении «Еш атид» и Аводы по итогам встречи Лапида и Михаэли сообщается, что лидеры партий обсудили «возможные пути сотрудничества для создания коалиции перемен и отстранения от власти правительства Нетаньяху».

О «коалиции перемен» говорит и Гидеон Саар: «Уже ясно, что у Нетаньяху нет большинства для создания правительства. Теперь следует использовать все возможности для создания правительства перемен. Как я уже говорил в ночь после выборов, личные амбиции не будут идти в расчет». Авигдор Либерман призвал всех «сторонников перемен» поддержать законопроект, запрещающий поручать формирование правительства обвиняемому в уголовных преступлениях депутату.

Если лидеру НДИ удастся реализовать задуманное сразу после приведения парламентариев к присяге, то вне зависимости от политических раскладов Биньямину Нетаньяху, обвиняемому по трем коррупционным делам, придется освободить резиденцию премьера на иерусалимской улице Бальфур. По словам Либермана, он считает своим долгом сделать всё возможное, чтобы предотвратить скатывание страны к пятой за 2 года избирательной кампании, и призвал последовать его примеру всех сторонников израильской «перестройки».

На данный момент законодательную инициативу, выдвинутую Либерманом, готовы поддержать партии «Еш атид», Авода и МЕРЕЦ. Готова его поддержать и «Тиква хадаша» во главе с Гидеоном Сааром, но с одним условием: принятый закон не будет иметь ретроактивной силы и вступит в силу лишь после следующих выборов.

Реакция Ликуда на этот призыв не заставила себя долго ждать. В партии, возглавляемой Нетаньяху заявили, что «Блок перемен» — термин, скрывающий антидемократическую сущность альянса противников действующего премьера. «Они реально хотят только одного изменения — принять законы, существующие только в Иране, которые позволят фильтровать кандидатов и аннулировать демократический выбор более миллиона граждан Израиля», — говорится в посте, опубликованном в аккаунте Ликуда в «Твиттере». Председатель парламентской коалиции, депутат от Ликуда назвал «персональное законотворчество против Нетаньяху трагедией на все времена». «»Оно будет стоять на нашем пути, и мы предстанем перед миром как государство с темным режимом», — заявил депутат Зохар. — В демократии только общество решает, кого избрать в лидеры государства».

В первой же речи после закрытия избирательных участков Нетаньяху объявил, что народ недвусмысленно выразил свое желание видеть его на посту премьер-министра — ведь партия Ликуд получила 30 мандатов, значительно опередив вторую по числу голосов партию «Еш атид». «Неважно, какая партия набрала больше мандатов, — значение имеет только численность блоков», — твердил Биньямин Нетаньяху после прошлых выборов, когда Ликуд проигрывал соперникам по числу мандатов. Теперь ситуация обратная — Ликуд выиграл выборы по числу мандатов, но победу одержал лагерь противников Нетаньяху. За партии, обещавшие избирателям смену власти, проголосовали 50.17% избирателей, за партии, лояльные премьер-министру, — только 42.11%.

Камнем преткновения, не дающим Израилю выйти из политического кризиса уже два года, остаются националистические «табу» на политическое сотрудничество между сионистскими и арабскими партиями, которые все еще сильны у всех сторон. Если Израиль пойдет на выборы в пятый раз, то только по этой причине.

В свою очередь, в Ликуде продолжают проверять возможность создать правительство при поддержке партии РААМ. Против этой инициативы выступают многие депутаты Ликуда, а также партия «Религиозный сионизм». Депутат Бецалель Смотрич объявил, что не позволит Нетаньяху опереться на поддержку Мансура Аббаса. «Такого правительства при мне не будет, точка», — заявил Смотрич.

Депутат Ифат Шаша-Битон, второй номер в списке «Тиква хадаша», заявила, что ее партия не пойдет на создание правительства с опорой на Объединенный арабский список — то есть даже при условии, что арабская партия окажет «правительству перемен» поддержку извне, не входя в его состав.

Оба блока делают ставку на «перебежчиков» из лагеря противника — на этом направлении и будут прикладываться основные усилия. Время на это пока есть, президент Ривлин заранее объявил, что не начнет консультации с представителями парламентских фракций по кандидатуре премьер-министра до получения официальных и окончательных итогов выборов, которые председатель ЦИК по закону должен представить до 31 марта.

Депутат от Аводы Гилад Карив сказал в интервью Ynet, что для его партии есть только один неприемлемый партнер по коалиции — расистская партия Смотрича — Бен-Гвира. Со всеми остальными готовы договариваться о выводе страны из политического тупика. Депутат Карив заявил, что даже Беннет на посту премьер-министра будет для Аводы приемлемым вариантом в нынешних обстоятельствах. «Бен-Гурион прекратил бойкотировать Бегина во время Шестидневной войны», — сказал он.

Стоит отметить, что 25 марта БАГАЦ обязал премьер-министра Нетаньяху выполнять условия соглашения о недопущении конфликта интересов, подготовленного для премьер-министра юридическом советником правительства Авихаем Мандельблитом.  Документ обязывает главу правительства, находящегося под судом по обвинению в коррупционных преступлениях, избегать любого вмешательства в вопросы назначений в правоохранительной системе. Нетаньяху отказался его подписывать на том основании, что Мандельблит, якобы, сам находится в ситуации конфликта интересов как представитель стороны обвинения на процессе Нетаньяху.

«Суд настаивает, что ситуация, при которой действующий премьер-министр находится под судом, против него выдвинуты обвинения в серьезных коррупционных преступлениях, — это экстраординарная ситуация, обязывающая к тщательнейшему соблюдению принципа недопущения конфликта интересов у должностного лица», — говорится в вердикте БАГАЦ.

Комментируя это решение БАГАЦа, Бени Ганц заявил, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху «по шею увяз» в конфликте интересов. «Его отказ назначить государственного обвинителя доказывает, насколько беспокоит его пребывание на посту премьер-министра. Я очень надеюсь, что все стороны блока, выступающего против Нетаньяху, поймут это и объединятся, чтобы заменить его», – сказал Ганц.

Ранее стало известно, что представители партий-противников премьер-министра Биньямина Нетаньяху — обсуждают «компромиссного кандидата», который сможет сформировать новое правительство. Несколько партий, в свете отказа Нафтали Беннета сидеть в правительстве во главе с Яиром Лапидом, и, с другой стороны, из-за отказа МЕРЕЦ и Объединенного арабского списка поддержать кандидатуру самого Беннета на пост премьера, предлагают возглавить правительство Бени Ганцу. Согласно этому плану, Ганц пробудет премьером несколько месяцев, возможно — год. Авторы этого предложения также указывают на то, что с кандидатурой Ганца могут согласиться представители ультраортодоксальных партий. В настоящий момент эта идея обсуждается не только блоком партий-противников Нетаньяху, но и в некоторых правых партиях.

52.27MB | MySQL:103 | 0,463sec