Подготовка к президентским выборам в ИРИ. Лагерь реформаторов

Определение Наблюдательным советом даты выборов 10-го президента ИРИ (12 июня 2009 г.) активизировало пропагандистскую деятельность политических партий, организаций и групп и придало новый импульс соперничеству основных флангов на внутриполитической арене страны. В условиях обострения экономической ситуации, которая характеризуется продолжающимся ростом цен, и безуспешных попыток правительства сдержать инфляцию (достигшую в октябре, согласно официальным данным, 23,3%) и защитить население страны от обнищания, усиливается недовольство политикой президента. Причем его действия критикуются как представителями лагеря реформаторов, мечтающих взять реванш на приближающихся выборах, так и частью консервативного фланга, заявляющей о стремлении не допустить переизбрания М. Ахмадинежада.

Несмотря на то, что в СМИ страны и в кругах, близких к властным структурам, уже называются имена возможных кандидатов и делаются предположения относительно их шансов на успех, очевидно, что предвыборная борьба развернется лишь накануне самих выборов и соперничающие между собой политические течения и фракции будут стремиться не раскрывать карты до последнего момента. В Иране отбор кандидатов — процесс закрытый, кулуарный. Первичное выдвижение кандидатов от политических течений происходит не на партийных форумах, а путем согласования в высших эшелонах государственной власти и договоренностей с наиболее авторитетными религиозными деятелями страны. Таким образом развивались события на президентских выборах 1997 и 2005 гг., когда в последний момент появлялся практически мало кому известный кандидат, который и избирался президентом страны. На этот раз первым официальным кандидатом был назван М. Кяруби — бывший руководитель религиозно-политической организации Ассамблея борющегося духовенства, спикер меджлиса 6-го созыва (2000-2004 гг.), кандидат на предыдущих президентских выборах, ныне лидер партии «Народное доверие». О своем решении принять участие в этой кампании он, согласно традиции, заявил после встреч и согласований, проведенных в Куме с представителями высшего духовенства. В сообщении о выдвижении этого политического деятеля кандидатом в президенты отмечается, что «поездка в Кум стала заключительным этапом консультаций. До этого генеральный секретарь «Народного доверия» встречался с представителями руководства страны (духовным лидером, главой ассамблеи по целесообразности), а также с известными общественными и политическими деятелями».

М. Кяруби позиционирует себя как кандидат от реформаторов, хотя это политическое течение, оценивающее грядущие выборы как событие чрезвычайной важности с точки зрения внутриполитической и экономической ситуации, а также международного положения страны, еще до конца не выработало тактику своего участия в выборной кампании и планирует окончательно определиться лишь к февралю-марту 2009 г. В настоящее время реформаторы видят для себя три возможных пути участия:

— объединиться и сделать ставку на единого кандидата, который был бы широко известен в стране и за рубежом и сумел бы получить абсолютную поддержку на выборах;

— выставить нескольких кандидатов, которые если и не наберут большинства, то сумеют отобрать голоса у представителей консервативного лагеря;

— договориться о едином кандидате с прагматически настроенными консерваторами, а, возможно, и с традиционалистами, критикующими М. Ахмадинежада, чтобы воспрепятствовать переизбранию представителя радикальных консерваторов и изменить нынешний политический курс страны.

Партии и организации реформаторов, обсуждая тактику действий в сложившихся условиях, заявляют о том, что наиболее перспективным для них путем может быть участие на основе объединения всех сил вокруг единого кандидата. Кандидатурой, приемлемой для всех течений реформаторов, мог бы стать М. Хатами, который пока не дал согласия на участие в этой президентской кампании. В настоящее время предпринимаются серьезные попытки убедить бывшего президента вновь выставить свою кандидатуру. Именно с именем Хатами большинство реформаторского лагеря, и в первую очередь его основоположники — партия Мошаракат и Моджахедине энгелаб-е эслами, связывают свои надежды на возвращение во власть. Реально оценивая ситуацию в реформаторском движении, они говорят о том, что другая кандидатура едва ли получит всеобщую поддержку внутри движения и сумеет собрать значительное количество голосов на выборах. Прошедшие недавно парламентские выборы показали, что реформаторы сегодня не могут рассматривать население крупных городов (уровень участия в Тегеране составлял около 30%), в большинстве своем недовольное политикой Ахмадинежада и с удовлетворением вспоминающее годы правления Хатами, как свой электорат. А провинция и особенно население небольших городов традиционно голосуют не за политические лозунги, а оказывает поддержку наиболее известным лицам. Поскольку исход предстоящих выборов будет зависеть от количества голосующих, широко известное имя Хатами может привлечь большее число избирателей. В Иране создан штаб по поддержке кандидатуры Хатами, который прилагает немалые усилия как по популяризации его деятельности, так и по убеждению самого М. Хатами принять участие в выборах.

Сторонники нынешнего президента, который официально еще не заявил о намерении баллотироваться на второй срок, выражают явное беспокойство возможностью объединения реформаторов вокруг единого кандидата и участием М. Хатами в выборной кампании и со своей стороны предпринимают попытки воспрепятствовать такому развитию событий. В консервативной прессе постоянно появляются материалы о значительных промахах реформаторов в период пребывания у власти, об их финансовой поддержке Западом и, прежде всего США, о неспособности «разрулить» экономическую ситуацию, а главное — о несоответствии их понятий о демократии, правах человека, социальной справедливости, строительстве гражданского общества потребностям исламской общины Ирана. Прилагаются усилия и к тому, чтобы оказать давление на Наблюдательный совет ИРИ, который может не допустить любого из кандидатов к участию в выборах.

В лагере реформаторов тоже есть противники выдвижения кандидатуры Хатами. Некоторые его представители, в первую очередь из партии «Народного доверия», а также «Солидарность» и «Созидатели» (Каргозаран) акцентируют внимание на том, что за два срока президентства М. Хатами не сумел выполнить большинство из своих обещаний и едва ли сумеет как-то изменить ситуацию в стране на этот раз.

Высказываются опасения, что в нынешних экономических условиях приход к власти М. Хатами может вызвать крах всего реформаторского движения, так как для обуздания инфляции и экономической стабилизации, смягчения международной ситуации вокруг Ирана и возвращения капиталов необходимы годы. В последние месяцы перед выборами правительство перечисляет дополнительные финансовые средства в виде адресной помощи наименее обеспеченным слоям населения. Такие действия лишь усугубляют инфляцию и увеличивают груз экономических проблем. Новый президент не сумеет нормализовать ситуацию за четыре года, что впоследствии приведет к вторичному разочарованию электората и отказу реформаторам в дальнейшей поддержке.

Сам М. Хатами на многочисленных встречах с активистами движения реформаторов заявляет о том, что продолжает рассматривать вопрос об участии выборах и выдвигает следующие возможные условия, на которых он готов выдвинуть свою кандидатуру:

— договориться с народом по вопросу об определении его основных требований (по мнению самого Хатами, такими требованиями могут быть свобода, прогресс и справедливость);

— определить, насколько существующий государственный механизм позволит президенту реализовать свои планы (так как «выдвижение даже самых перспективных программ без реальной возможности их осуществления — это обман народа»).

Поскольку основной лидер реформаторов, очевидно беспокоясь о том, что не получит абсолютной поддержки всего лагеря реформаторов, до сих пор не принял окончательного решения, М. Кяруби, которого можно рассматривать как руководителя наиболее консервативной фракции этого лагеря, предложил свой план участия в выборах. Все партии и организации реформаторского спектра выдвигают кандидатов, которые проводят агитационную деятельность. Специально созданный «арбитражный» совет, оценивая возможности избрания представленных кандидатов на основе их популярности, выбирает лучшего из них, который и выступает единым кандидатом реформаторов.

Не дожидаясь окончательного одобрения своего предложения представителями других партий, М. Кяруби, получив поддержку «Народного доверия», организации «Ассамблея женщин Ирана» (ее руководитель — Фатеме Кяруби, супруга Кяруби) и отдельных представителей партии «Солидарность», выдвинул свою кандидатуру, что в определенной степени осложняет процесс объединения всех реформаторских сил вокруг единого кандидата и заставляет все политические спектры течения признать план Кяруби.

Стоит отметить, что другие кандидатуры, имена которых упоминались в СМИ страны как возможные кандидаты реформаторов в случае отсутствия Хатами, — А. Нури (бывший министр внутренних дел), М. Ареф (бывший вице-президент) — сделали официальные заявления о своем отказе от участия и поддержке кандидатуры Хатами.

В лагере реформаторов в последние месяцы рассматривался и еще один вариант их участия в выборах. Большая часть представителей партии Каргозаран, интересы которой представляет спикер Х. Мораши, выдвигая на выборы лозунг «Национальное спасение», заявила о возможности достижения соглашения с той частью консервативного лагеря, которая активно критикует политику нынешнего президента, о выставлении общего кандидата и создании правительства национального единства. По некоторым сведениям, такие консультации и поиски возможного кандидата идут. В них принимают участие Х. Рухани, Х. Хабиби, А.А. Натег Нури, А. Хашеми Рафсанджани, а также сам М. Хатами.

Соглашение с частью консервативного лагеря о партнерстве может быть перспективным в случае получения гарантий об участии представителей реформаторов в органах исполнительной власти. Отсутствие у реформаторов прочной социальной базы, возможное неодобрение их кандидата органами, контролирующими выборы, и использование административного ресурса при голосовании и процедуре подсчета голосов, что уже было испробовано в ходе прошедших выборов, не только создадут серьезные препятствия для победы реформаторов, но и могут привести к полному их вытеснению с политической арены страны.

Реформаторское движение ИРИ стоит накануне важного выбора. Сумеет ли оно перешагнуть через существующие разногласия и оставить позади личные амбиции, как это произошло десять лет назад? Сможет ли оно, объединившись, избрать правильный путь, чтобы постепенно вернуться в структуры государственной власти? Это покажет ближайшее будущее.

52.23MB | MySQL:103 | 0,445sec