Ситуация в Сомали: сентябрь 2008 года

Наиболее заметные события в Сомали в сентябре были тем или иным образом связаны с проблемой морского пиратства и борьбой с ним.

2 сентября пираты показали, что их ничему не научил негативный опыт ведения дел с Францией. В тот день они захватили парусную яхту с двумя французами на борту. Стоит напомнить, что когда в апреле пираты захватили французскую крейсерскую яхту с экипажем из 22 человек, французские военные провели смелую и решительную операцию по освобождению пленников. При этом были пленены 6 пиратов, которые сейчас находятся во Франции в ожидании суда над ними. После того инцидента Совбез ООН принял резолюцию № 1816, которая позволила боевым кораблям разных стран проникать в территориальные воды Сомали при преследовании пиратов.

В случае нового инцидента Франция немедленно вновь продемонстрировала готовность к силовым действиям, приведя в боевую готовность свои силы, находящиеся в регионе. Что касается яхты, то пираты немедленно завели ее в одно из своих убежищ близ прибрежной деревни Эйл в 800 км к северу от Могадишо. За освобождение двух французов они потребовали выкуп в 1 млн долларов, а также освобождение плененных ранее французами их коллег. Ранее, в августе, в водах, прилегающих к побережью Сомали, были зафиксированы, по меньшей мере, восемь случаев пиратских нападений.

4 сентября египетские власти объявили о захвате пиратами на траверсе Эйла судна, шедшего под флагом АРЕ. К тому времени в разных бухточках близ этой деревни в ожидании выкупа находились, по меньшей мере, семь судов. По данным «Международной амнистии», по состоянию на 9 сентября пираты насильно удерживали в ожидании выкупа свыше 130 человек из числа экипажей захваченных ими судов. К 21 сентября число удерживаемых пиратами судов выросло до одиннадцати.

9 сентября сомалийские пираты получили «черную метку». За их полное искоренение в заявлении для АФП высказался находившийся в то момент в Найроби /Кения/ один из лидеров исламистов шейх Шариф Шейх Ахмед. «Те, кто совершает эти атаки, живут на земле, а не в море. Их необходимо предать правосудию, а само пиратство должно быть искоренено», — заявил лидер АНОС. По его мнению, пираты движимы корыстными мотивами, и международное сообщество должно «помочь Сомали» искоренить это явление. По его оценке, в настоящее время пираты стали «более организованными и опасными, нежели ранее».

Интересный сигнал, который мог свидетельствовать о том, кому выгодно пиратство в районе Сомали, пришел 11 сентября из Эритреи. Как известно, эта страна покровительствует сомалийской оппозиции в лице исламистов. В тот день МИД Эритреи распространил коммюнике, в котором обвинил иностранные рыболовецкие суда в «расхищении» морских ресурсов Сомали. Оно со своей стороны квалифицировало их действия как «акты бандитизма», сравнимые с пиратством. Не утруждая себя подкреплением этих обвинений какими-либо доказательствами, ставшая адвокатом пиратов Асмэра утверждала, что некоторые из судов, захваченных пиратами, якобы незаконно находились в территориальных водах Сомали.

12 сентября Евросоюз создал «кризисную ячейку» с задачей следить за безопасностью судоходства в районе Аденского залива до тех пор, пока не будет сформирована группа боевых кораблей, призванных вплотную заняться борьбой с пиратством. Ячейка будет координировать действия отдельных стран по слежению за ситуацией в этой зоне и защите находящихся в ней морских судов. Одновременно ЕС принял принципиальное решение о «принятии стратегического решения относительно возможного проведения совместной военно-морской операции». Отправить в эту зону боевые корабли намерены, в частности, Франция, Испания и Германия.

14 сентября стало известно, что два судна — панамский танкер и французская рыболовецкая шхуна — отбили атаки пиратов. К этому времени наблюдатели сделали вывод о том, что сомалийским пиратам удалось в значительной степени нарушить безопасность морского судоходства в зоне, прилегающей к побережью Сомали. Причем эта зона имеет тенденцию к расширению. Так, французская шхуна была атакована в 420 морских милях от побережья. Задача пиратов облегчается тем, что осень — сезон ловли тунца в этой зоне, и там, по имеющимся на сентябрь данным, вели промысел до 20 французских судов и до 30 испанских. Понятно, что для надежного обеспечения их безопасности потребовалась бы целая армада военных кораблей. Как следствие атак пиратов — рыболовецкие суда были вынуждены покинуть район промысла. Главная проблема военных моряков в борьбе с пиратством состоит в том, что самые лучшие радары оказались бессильны при обнаружении деревянных лодок, которые используют новоявленные корсары. По данным французской разведки, пираты используют, по меньшей мере, два судна для транспортировки этих лодок, которые вступают в дело уже при непосредственном нападении. Согласно тем же данным, в настоящее время в Сомали пиратством занимаются до 1,1 тыс. человек. На них работают информаторы во всех основных портах Индийского океана.

В ночь с 15 на 16 сентября французские коммандос провели операцию по освобождению двух своих соотечественников, оказавшихся в руках у пиратов. Операция проводилась при поддержке двух германских самолетов базовой патрульной авиации P-3C «Орион», оснащенных специальными радарами и инфракрасным оборудованием. Они были переброшены в зону Африканского Рога в рамках международной антитеррористической операции «Незыблемая свобода».

16 сентября президент Франции Николя Саркози призвал к «международной мобилизации» с тем, чтобы сообща бороться с морским пиратством в районе Сомали, где, по его оценке, действует «настоящая индустрия преступлений». Комментируя итоги проведенной несколькими часами ранее операции по освобождению двух французов, Саркози сказал, что она — «предупреждение всем тем, кто занимается этой преступной деятельностью». Он призвал к созданию международной «морской полиции», поскольку Франция в одиночку не в состоянии обеспечить безопасность судоходства в этой зоне. Саркози предложил начать совместную операцию уже в декабре текущего года. В ней должны участвовать три боевых корабля класса «фрегат», судно снабжения и три разведывательных самолета. Он же раскрыл некоторые детали операции, в которой непосредственно участвовали около 30 человек. В частности, он высказал благодарность за содействие в ее проведении Германии и Малайзии. По имеющимся данным, все французские коммандос вернулись с операции живыми и невредимыми. Пираты потеряли одного человека.

18 сентября пираты в очередной раз показали, что нельзя медлить с принятием решительных мер против них. В тот день они захватили очередные два судна, следовавшие под флагами Мальты и Гонконга. В заложниках оказались еще 50 моряков. Тогда же стало известно, что в связи с достаточно высокой концентрацией боевых кораблей разных стран в Аденском заливе пираты расширили зону своих действий значительно южнее.

19 сентября Франция распространила в ООН проект резолюции Совбеза, призывающий все государства выделить военные средства для борьбы с морским пиратством в районе Сомали. По данным Международного морского бюро, к этому времени, начиная с 1 января с.г., число атакованных пиратами судов в этом районе достигло 55-ти.

26 сентября к международным усилиям по борьбе с пиратством формально присоединилась Россия, когда эсминец «Неустрашимый» Балтийского флота вышел с базы в направлении Аденского залива.

27 сентября пираты освободили японское судно под панамским флагом вместе с экипажем, захваченное ими еще 20 июля. За это они получили выкуп в 2 млн долларов.

28 сентября пираты провели самую громкую атаку из числа выполненных ранее. Их добычей стало украинское судно «Фаина», перевозившее огромную партию орудия, включая 33 танка.

4 сентября Совет Безопасности ООН высказался в поддержку достигнутого ранее мирного соглашения между переходным правительством Сомали и оппозиционным Альянсом за новое освобождение Сомали /АНОС/. Одновременно он высказался за направление «в соответствующий момент» в эту страну миротворческого контингента «голубых касок», которые должны заменить там Африканские силы по поддержанию мира в Сомали /Амисом/. Совбез поручил генеральному секретарю ООН «определить необходимые финансовые и человеческие ресурсы и необходимое материально-техническое обеспечение, а также начать работу с государствами, которые изъявят желание выделить свои воинские контингенты в состав миротворческих сил».

При этом Совбез выдвинул главное условие начала новой миротворческой операции — «продвижение вперед политического процесса и улучшение ситуации в плане безопасности». Сразу стало понятно, что ООН придется долго ждать, пока будет выполнено второе условие, так как в течение сентября, как и ранее, радикальное крыло АНОС в лице исламистов не собиралось отказываться от операций против сил переходного правительства, эфиопских войск и африканских миротворцев. Более того, еще 1 сентября один из видных полевых командиров исламистов Юсуф Мохаммед Сиад объявил о том, что его бойцы интенсифицируют атаки против правительственных сил и эфиопских войск в период начавшегося в тот день рамадана. В тот день он умудрился сделать заявление для прессы в Могадишо. «Мы намерены увеличить число наших атак против эфиопских войск и атеистов из сомалийского правительства в период рамадана и будем продолжать их вплоть до изгнания из страны врагов Аллаха», — в частности, сказал он. Юсуф Мохаммед Сиад считается одним из ближайших сподвижников главаря исламистов шейха Хасана Дахира Авайаса, который значится в списке разыскиваемых Вашингтоном лиц, подозреваемых в связях с «Аль-Каидой».

Последующие события показали, что слова Сиада не были простой угрозой. 14 сентября в двух различных инцидентах в Могадишо погибли, по меньшей мере, 6 человек, включая угандийского военнослужащего из состава Амисом. В одном из них исламисты атаковали автоколонну миротворцев из Уганды близ международного аэропорта. Они действовали по хорошо известной схеме — сначала взорвали фугас под головной машиной, а затем открыли огонь из стрелкового оружия.

27 сентября исламисты обстреляли из минометов международный аэропорт Могадишо в момент, когда там только что приземлился самолет, зафрахтованный Амисом. Огневые позиции исламистов, как это уже не раз бывало, располагались в жилых кварталах. Поэтому ответный огонь привел к неминуемым жертвам среди мирного населения — погибли девять человек.

Из чисто внутренних политических событий следует отметить провал попытки группы депутатов переходного парламента выразить недоверие правительству Нура Хасана Хусейна. 1 сентября состоялось голосование, в ходе которого подавляющее большинство — 191 депутат — высказались против отставки кабинета. За отставку проголосовали всего семь человек, двое воздержались. Всего в переходном парламенте Сомали, штаб-квартира которого находится в г. Байдоа, значатся 275 депутатов. Комментируя результаты голосования, сам премьер заметил, что они стали «победой сомалийского народа и всех тех, кто выступает за мир». Итоги голосования позволяют надеяться, что глава кабинета сможет продолжить свой курс на примирение с умеренным крылом АНОС.

52.33MB | MySQL:106 | 0,804sec