Ситуация в Турции: март 2021 г.

Этот период ознаменован двумя важными событиями на российском треке турецкой внешней политики. Сто лет тому назад 16 марта 1921 года в Кремле был подписан российско-турецкий Договор о дружбе и братстве. Председатель Великого национального собрания Турции Мустафа Шентоп, выступая в Анкаре в здании парламента на конференции, посвященной этому событию, констатировал, что Московский договор не теряет значимости спустя век после подписания этого документа.

Перед выступлением М.Шентопа были продемонстрированы редкие архивные кадры подписания Договора. По его словам, они убедительно демонстрируют искренность и дружественный настрой представителей двух государств. Он напомнил, что этот документ стал первым международным договором, подписанным правительством турецкого парламента, что придает документу особую значимость. «Этот документ стал свидетельством признания Россией правительства парламента Турции и определения восточных границ нашей страны. Договор был подписан спустя год после налаживания дипотношений. Тем самым две страны продемонстрировали стремление к солидарности и взаимной поддержке», — подчеркнул М.Шентоп. По словам председателя парламента, турецко-российские отношения уходят корнями вглубь веков. Начало двусторонним связям было положено в 1492 году письмом о торговых отношениях, направленным царем Иваном III султану Османского государства Баязиду II. «Все мы видим, как сотрудничество между нашими государствами сопряжено с положительными последствия для народов, региона и мира», — подчеркнул М.Шентоп.

Спикер парламента напомнил, что в 2000-е годы отношения Анкары и Москвы вышли на новый уровень, наметились новые сферы для сотрудничества. «Сегодня президенты Р.Т.Эрдоган и В.Путин поддерживают регулярные контакты. Мы полны решимости предпринять необходимые шаги для дальнейшего укрепления сотрудничества», — сказал он, призвав деловые круги к увеличению инвестиций в Турцию и Россию. По его словам, одной из заявленных целей двух стран является доведение объема товарооборота до 100 млрд долларов в год.

М.Шентоп отметил, что в отношениях любых стран имеют место периоды спадов и подъемов, и это совершенно естественно. «Главное – искренность намерений, желание решать спорные моменты путем диалога и консультаций. Необходимо извлечь уроки из истории, принять рациональные шаги по построению позитивного будущего на благо наших стран, народов и региона», — подчеркнул спикер турецкого парламента. Он выразил уверенность в том, что сотрудничество и диалог между Анкарой и Москвой пойдут на благо двух народов, а также внесут вклад в региональную безопасность и стабильность. По словам М.Шентопа, Турция и Россия должны быть партнерами, поддерживать конструктивный диалог. «Лучший способ добиться этого — иметь реальные цели и искренность. Ни одна страна не может в одиночку пройти путь к процветающему будущему. В этом смысле Турция и Россия находятся на правильном пути», — подчеркнул спикер турецкого парламента.

В свою очередь посол России в Анкаре Алексей Ерхов в своем выступлении напомнил, что многие из статей российско-турецкого соглашения напрямую затрагивают признание Россией суверенитета Турецкой республики, а этот вопрос был тогда ключевым для молодого государства. Дипломат отметил, что в Договоре Советская Россия отказывалась «от всяких денежных или иных обязательств, ранее заключенных между Турцией и царским правительством», был отменен режим капитуляций, провозглашен принцип наибольшего благоприятствования для граждан обеих сторон.

По словам А.Ерхова, Россия поддержала суверенитет нового государства не только на бумаге: «Хорошо известен вклад Советской России в борьбу народа Турции за независимость. В этой войне против Антанты и ее союзников более половины всех использованных турецкими войсками патронов, каждая четвертая винтовка, каждое четвертое орудие и каждый третий орудийный снаряд были поставлены из Советской России». По оценкам современных исследователей, указал российский посол, Россия в общей сложности предоставила национально-освободительному движению Турции помощь в размере порядка 80 млн турецких лир золотом, что превышает годовой бюджет Меджлиса в начале 1920-х годов.

Кроме того, по его словам, советские специалисты помогли Турции запустить военное производство. Под их руководством были созданы две пороховые фабрики. Россия также поставила Турецкой Республике оборудование для патронного завода, предоставила финансовую помощь для покупки походных типографий и киноустановок. Глава российской дипмиссии подчеркнул, что установление двусторонних дружественных отношений стало началом очень плодотворного периода сотрудничества 1920-30-х годов, когда театр, кинематограф, гуманитарные и технические науки в Турции развивались при тесном взаимодействии с советскими учеными, работниками культуры и искусства.

Помимо этого, крупный вклад в развитие авиации в Турции внесли регулярные контакты с советским Обществом содействия авиации. Так, в 1926 году был проведен первый авиаперелет Москва-Анкара, в 1934 году турецкие самолеты принимали участие в параде в Москве, а в 1935 году именно в России проходила стажировку первая турецкая летчица Сабиха Гёкчен. А.Ерхов отметил, что дружеские отношения между Россией и Турцией, основа которых была заложена сто лет назад, особенно важны сегодня, ведь именно от них во многом зависит безопасность в регионе, развитие и процветание народов обеих стран.

На панельных обсуждениях также выступили ректор столичного Университета Билькент, профессор Абдулла Аталар, сопредседатель турецко-российского форума общественности и депутат Партии справедливости и развития Ахмет Беракт Чонкар. Почетный руководитель Института стран Азии и Африки Московского Государственного Университета профессор Михаил Мейер обратился к участникам панельных обсуждений в режиме видеоконференции, выступив с речью на тему «Московское соглашение и российско-турецкие отношения».

Мы подробно остановились на этом важном событии неспроста. Ведь длительный период времени из столетней истории этого российско-турецкого Договора о дружбе и братстве в Турции было не принято говорить о важной роли и решающей помощи России в освободительной борьбе турецкого народа. Однако время постепенно все расставляет по своим местам и реальное развитие событий, несмотря на все сложные проблемы, возникавшие в этот период в отношениях между Россией и Турцией, красноречиво подтверждает на нынешнем этапе правильность выбранного пути.

И так уж совпало, что именно в марте 2021 года спустя сто лет мы в очередной раз стали свидетелями убедительного примера того, что краеугольный камень, заложенный в виде этого Договора в основу российско-турецких отношений в 1921 году, сформировал их прочную основу и определил их верные ориентиры на благо не только народов наших двух стран, но региона и мира в целом. Президенты России и Турции дали старт заливке «первого бетона» под третий блок атомной электростанции (АЭС) «Аккую» в Турции, означающей фактический старт строительства блока. Эту АЭС в провинции Мерсин на берегу Средиземного моря строит госкорпорация «Росатом».

Глава «Росатома» Алексей Лихачев присутствовал непосредственно на площадке строительства АЭС. Он отметил, что с этого дня эта стройка стала самой большой атомной стройкой в мире. «Проект является действительно уникальным. На данный момент АЭС «Аккую» — это крупнейшая атомная стройка на планете. С сегодняшнего дня здесь полномасштабно сооружаются одновременно три энергоблока», — сказал А.Лихачев на торжественной церемонии. Он также отметил, что несмотря на жесткие ограничения, вызванные карантинными мерами, нам удалось процессы строительства выстроить так, чтобы стройка не останавливалась ни на один день. Работы также продолжаются и на соседних площадках по строительству первого и второго энергоблоков.

В.Путин принял участие в торжественной церемонии по видеосвязи. «Росатом как признанный лидер в области мирного атома применяет в ходе сооружения станции наиболее передовые инженерные решения, экономически эффективные и надежные технологии, при этом соблюдаются высочайшие стандарты безопасности и самые строгие природоохранные требования», — сказал В.Путин. Последовательной реализации проекта АЭС «Аккую» не смогли помешать даже известные трудности, связанные с пандемией коронавируса. На самом высоком уровне обеспечивается санитарно-эпидемиологическая безопасность, охрана здоровья непосредственно занятых на объекте сотрудников.

Президент РФ выразил уверенность, что успешная реализация этого проекта не только позволит вывести на качественно новый уровень двустороннее сотрудничество в энергетике, «но и в целом будет способствовать дальнейшему продвижению многопланового российско-турецкого партнерства, содействовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами двух стран». Он также обратил внимание, что российская сторона активно привлекает к строительству станции турецкий бизнес, а выполнение значительной части заказов в рамках возведения АЭС «Аккую» локализовано в самой Турции. «Это еще раз подтверждает коммерческую выгоду от проекта для всех его участников», — отметил российский лидер. Он выразил признательность президенту Турции за инициативу провести это мероприятие в торжественной обстановке.

Москва и Анкара полагают, что в результате реализации проекта строительства АЭС «Аккую2 Турция получит серьезный импульс для развития атомной отрасли. При этом российский лидер отметил успешную подготовку в РФ турецких специалистов-атомщиков. Будет дан мощный импульс укреплению научного и производственного потенциала страны, созданию дополнительных рабочих мест. На сегодняшний день общая численность персонала на площадке превышает 8 тыс. человек и большая их часть — турецкие граждане. На АЭС «Аккую» действует центр «Росатома» по обучению технического персонала будущей станции, а в российских вузах ведется подготовка для Турции инженеров-атомщиков. В настоящее время образование в России получают более ста турецких студентов, которые в дальнейшем будут трудоустроены на АЭС. Общее число турецких выпускников уже в текущем году превысит 200 человек, таким образом к началу пусковых работ на АЭС будет подготовлено достаточное количество национальных кадров для турецкой атомной промышленности. Президент РФ сообщил о своей договоренности с турецким коллегой и дальше оказывать поддержку проекту АЭС «Аккую2.

Напомним, что первая в Турции атомная электростанция строится на основе межправительственного соглашения, подписанного между Россией и Турцией в мае 2010 г. За сооружение АЭС отвечает специально созданная компания – «Аккую Нуклер», более 99% которой владеет «Росатом». АЭС «Аккую» будет состоять из четырех энергоблоков мощностью по 1200 МВт каждый. После завершения строительства станция будет вырабатывать около 35 млрд кВт*ч в год. Строительство первого блока АЭС «Аккую2 началось в апреле 2018 года, второго — в июне 2020 года. Документы на получение лицензии на строительство четвертого, последнего, блока станции «Росатом» уже сдал регулирующим органам Турции. Первый блок АЭС планируется ввести к 100-летию республики, в 2023 году. Стоимость строительства оценивается более чем в 20 млрд долларов.

Продолжает развиваться сотрудничество двух стран и в сфере оборонной промышленности. Так, пресс-секретарь Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Валерия Решетникова сообщила журналистам, что Россия готова к проведению переговоров с Турцией по вопросу возможной поставки истребителей Су-35 и Су-57 в случае соответствующей заявки. «Что касается потенциальных планов закупки Анкарой российских истребителей Су-35 и Су-57, то стоит отметить, что турецкая сторона полностью информирована об их технических спецификациях. Если будет заявка от Турции на эти самолеты, то мы готовы к переговорам по этому вопросу», — сказала В. Решетникова. По ее словам, Россия ранее отмечала готовность принять участие в программе создания новейшего турецкого истребителя 5-го поколения TF-X. «Турецкая сторона уже достаточно давно намеревается реализовать проект создания собственного истребителя 5-го поколения TF-X. Россия ранее указывала, что готова рассмотреть возможность сотрудничества в рамках этой программы», — добавила она.

В связи с этим, турки обратили внимание на высказывание министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который заявил, что турецкое руководство дорожит своей независимой политикой и самостоятельностью в вопросах обеспечения национальной безопасности, а не безоговорочно следует политической линии Вашингтона. С.Лавров указал на то, что Анкара придает большое значение членству в НАТО и несёт обязательства в рамках альянса, однако старается сохранять независимость политических решений. «Турецкое руководство стремится проводить независимую, национально-ориентированную внешнюю политику. Как раз за нежелание слепо следовать в фарватере линии Вашингтона и самостоятельность в выборе средств обеспечения собственной обороноспособности Анкара и подвергается критике со стороны натовских союзников», — отметил российский министр. Он подчеркнул, что эта критика в некоторых случаях перерастает в санкции. «На турецком примере достаточно наглядно можно проследить, как внутри НАТО реально обстоят дела с демократией», — добавил глава МИД РФ.

Напомним, что США, в частности, ввели запрет на экспортную лицензию Управления оборонной промышленности Турции (SSB) Турции в декабре прошлого года из-за решения турок приобрести российский ракетный комплекс С-400. Однако глава SSB заявил 19 марта с.г., что санкции США мало влияют на способность и возможность Турции производить и экспортировать военные беспилотники.

Зарубежные и турецкие СМИ обратили особое внимание на оценку президентом Турции высказываний американского президента Джо Байдена в адрес президента РФ Владимира Путина. Р.Т.Эрдоган 19 марта после пятничной молитвы в Стамбуле, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что ​​​​​​​«слова Байдена в адрес Путина не к лицу​​​​​​​ государственному деятелю», и приветствовал реакцию российского лидера по данному вопросу. «Подобные слова не подобает использовать в адрес государственных лидеров, подобных Путину. На мой взгляд, Путин дал блестящий, очень умный и элегантный ответ», — сказал президент Турции.

Одна из крупнейших в Турции газета Sabah назвала российского президента «убийцей гегемонии США». Об этом говорится в статье Беркана Тутара. По мнению журналиста, американский президент, «джентльмен Джо Байден» своим заявлением о Путине «нарушил все общепринятые нормы». Тем самым лидер США продемонстрировал «типичную истерическую реакцию» человека, который оказался в трудном положении. Б.Тутар также считает все обвинения Вашингтона в адрес Москвы, касающиеся, в частности, вмешательства в выборы, являются свидетельством потери гегемонии США. Он подчеркивает, что «Путин убил глобальную гегемонию, установленную США после холодной войны. Таким образом он отомстил за Советский Союз, распад которого назвал крупнейшей геополитической катастрофой XX века». Турецкий журналист также полагает, что теперь Россия угрожает Индо-Тихоокеанской стратегии США, препятствует давлению на Китай и в целом продолжает расширять влияние не только на Ближнем Востоке, но и в Юго-Восточной и Восточной Азии.

Второй суд Анкары по особо тяжким преступлениям приговорил пятерых обвиняемых по делу об убийстве посла России в Турции Андрея Карлова к пожизненному лишению свободы, трое из них признаны виновными непосредственно в убийстве. В общей сложности обвинительные приговоры вынесены 14 фигурантам. К пожизненному заключению приговорены бывшие сотрудники Управления по информационным технологиям и связи Турции Хусейн Кетюдже и Шахин Сегют, который, по версии следствия, был куратором убийцы российского дипломата, бывший сотрудник турецкой полиции Ахмет Кылычарслан и бывший глава отдела по работе с Россией Национальной разведывательной организации (MIТ) Турции Вехби Кюршад Акалын. Девять обвиняемых приговорены к тюремному заключению на сроки от 5 до 15 лет. Пятеро фигурантов оправданы судом. Дела еще девяти обвиняемых, находящихся в розыске, в том числе проживающего в США оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, выделены в отдельное производство по требованию прокуратуры.

Напомним, что А.Карлов был застрелен 19 декабря 2016 года на открытии в Анкаре фотовыставки «Россия от Калининграда до Камчатки глазами путешественника». В обвинительном заключении отмечается, что убийство посла является провокацией для нанесения ущерба турецко-российским отношениям. Именем российского посла названа одна из улиц турецкой столицы.

В сфере внутренней политики в фокусе внимания турецкого руководства находится процесс создания новой Конституции. «Новая гражданская Конституция, созданная в результате национальной воли, может стать самым ценным наследием для наших детей», — заявил министр юстиции Турции Абдулхамит Гюль. Оценивая усилия по созданию нового Основного закона, министр сказал, что она станет самой важной темой национальной повестки дня в предстоящий период. А.Гюль добавил, что турецкая нация заслуживает более либеральной, гражданской Конституции, полностью созданной национальной волей, поскольку страна вот-вот вступит во второе столетие со дня своего основания. «Новая Конституция, по сути, воля нации, будет самым ценным наследием, которое мы оставим нашим последующим поколениям, нашему завтрашнему дню», — отметил он.

Ранее президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что «пришло время обсудить в Турции новую Конституцию». Разговоры о ней появились в повестке дня в рамках инициативы правительства правящей ПСР по осуществлению в стране демократических реформ. Президент назвал 2021 год «годом реформ», и пообещал, что его правящая партия перестроит экономику и судебную систему. И вот 24 марта во время выступления на съезде правящей ПСР в Анкаре Р.Т.Эрдоган заявил, что в первой половине 2022 года власти намерены представить народу текст новой Конституции республики. «Конституция будет продуктом открытой и прозрачной работы. Мы рассчитываем подготовить ее в первой половине будущего года. И обязательно представим её народу на одобрение», — подчеркнул турецкий лидер.

При этом Р.Т.Эрдоган отметил, что действующему основному закону «уже 29 лет, и в историческом контексте он потерял актуальность». «Хотя в конституции уже почти не осталось неизмененных статей, всё же нет ещё текста, который охватывал бы каждого в этой стране. Мы видим, что в мире конституции меняются и чаще. Есть государства, в которых основной закон долго не меняется, и они обладают такой стабильностью благодаря простоте текстов конституции», — отметил президент. Турецкий лидер указал, что новая конституция «учтёт все внутренние и международные реалии» и станет полностью инклюзивной для каждого гражданина Турции. Он напомнил, что попытки поменять основной закон предпринимались властями и ранее, но «политический климат не давал закончить эту работу». «Проведённые нами ранее изменения в Конституции, думаю, дали нам огромный опыт. Сейчас страна как никогда раньше готова к новой конституции», — отметил Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что предложение президента поступило через четыре года после того, как конституционный референдум 2017 года попросил избирателей среди прочих изменений принять решение по законопроекту из 18 статей о переходе от парламентской к президентской системе. Поправки в Конституцию были совместно внесены правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и Партией националистического движения (ПНД). Р.Т.Эрдоган был избран президентом по новой системе в 2018 году и планирует разработать гражданскую Конституцию, приуроченную к столетию основания Турецкой Республики.

Примечательно, что согласно недавнему опросу общественного мнения, большинство избирателей основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и прокурдской Демократической партии народов (ДПН) заявили, что они никогда не будут голосовать за правящую Партию справедливости и развития (ПСР). В соответствии с исследованием, проведённым частным социологическим агентством Metropoll с участием 5 тыс. 133 человек, около 60,4% избирателей НРП и 64,1% избирателей ДПН исключили возможность поддержки ПСР и ее инициатив.

Наряду с предложением о подготовке новой Конституции правящая ПСР выступила с инициативой внести поправки в Избирательный закон Турции и Закон о политических партиях, которые включали бы снижение избирательного порога с 10% до 7%. Предыдущие предложения предполагали ещё более низкий 5%-ый порог, однако младший партнёр ПСР по коалиции правая Партия националистического движения (ПНД) согласилась на нынешние 7%. Во время обсуждения этого вопроса правящая партия рассматривала возможность полного отказа от этого порога, что даст возможность более малым партиям участвовать в выборах, не стремясь вступать в альянсы. Еще один вариант состоял в том, чтобы снизить порог для отдельных партий до 7%, а для альянсов предполагалось введение нового порога в 12%. Такие условия ослабили бы Национальный альянс оппозиции против правящего Народного альянса, но в конечном счёте эти идеи были отвергнуты. Общественная поддержка Народного альянса на нынешнем этапе снизилась с более чем 50% примерно до 46%, сообщают СМИ, ссылаясь на средние показатели опросов, проведённых рядом социологических компаний за последние три месяца.

Эти же опросы говорят о том, что процесс реформ в политической, экономической, судебной системах, заявленный правящей партией запущен в стране в условиях сложной ситуации. Так, согласно результатам работы «Что беспокоит мир», посвящённой глобальным проблемам, которую проделала международная исследовательская компания Ipsos, большинство опрошенных турок считают, что ситуация в их стране развивается в неправильном направлении. Турецкие граждане, в отличие от большинства опрошенных стран, считают безработицу и бедность более серьёзными источниками беспокойства, чем коронавирус. 65% опрошенных в Турции заявили, что они обеспокоены тем направлением, по которому движется их страна. Безработица, по официальным данным, остаётся высокой — 12,9%, а инфляция потребительских цен 15% в год.

Тем не менее, несмотря на такие результаты опроса компании Ipsos, согласно обнародованным официальным данным, экономика Турции в четвертом квартале 2020 года выросла на 5,9% и на 1,8% за год в целом, благодаря чему страна стала одной из немногих в мире, которым удалось избежать спада на фоне пандемии коронавируса. По данным Турецкого статистического института (TurkStat), на фоне роста кредитования в середине 2020 года валовой внутренний продукт (ВВП) в четвертом квартале увеличился на 1,7% по сравнению с предыдущим кварталом с учетом сезонных и календарных колебаний. Резкий рост ВВП во второй половине года, намного превышающий потенциальный уровень Турции, обусловлен, полагают турецкие эксперты, почти двукратным увеличением объёма кредитования со стороны государственных банков в ходе борьбы с первой волной коронавируса.

В соответствии с данными Международного валютного фонда (МВФ), в условиях, когда мировая экономика в прошлом году погрузилась в рецессию и сократилась, только Турция, Китай и Египет оказались в числе тех, которым удалось добиться роста. МВФ также сообщил, что экономика стран с формирующимся рынком и развивающихся государств сократилась на 2,4%. Турция и Китай стали единственными странами, продемонстрировавшими положительные темпы роста среди всех стран G20, отмечается в статье. Согласно данным, в прошлом году ВВП Турции в текущих ценах составил 5,1 трлн турецких лир (около 717,1 млрд долларов). Уровень экономического роста в Турции в третьем квартале прошлого года достиг 6,3% после сокращения на 10,3% во втором квартале, когда всё сильнее стало ощущаться влияние коронавируса. Группа из 21 экономиста, принявшая участие в опросе крупнейшего в Турции информационного агентства Анадолу, прогнозировала, что в 2020 году экономика Турции вырастет на 2,2%.

Несмотря на эти, внушающие оптимизм показатели, неожиданным для деловых кругов стало освобождение от занимаемой должности недавно назначенного главы Центробанка Турции Наджи Агбала. Вместо него указом президента назначен профессор, доктор наук Шахап Кавджиоглу. Указ о его назначении опубликован в официальном вестнике правительства Турции. Ш.Кавджиоглу родился в городе Байбурт 23 мая 1967 года. Окончил факультет экономики и административных наук Университета «9 сентября» в Измире. Ш.Кавджиоглу также является выпускником Стамбульского университета по специальности аудитор. Изучал деловое администрирование в Гастингс-колледже в Великобритании. Он получил степень магистра и доктора в Институте банковского дела и страхования при Университете Мармара. Новый глава Центробанка был депутатом 26-го созыва парламента. Его предшественник Наджи Агбал был уволен после пяти месяцев пребывания на своём посту. Никаких официальных причин такого решения не было названо. Увольнение произошло после того, как ЦБ повысил процентные ставки на 200 базисных пунктов до 19%, что оказалось более резким повышением, чем ожидалось. Напомним, что президент Турции является ярым противником повышения процентных ставок.

С целью придать устойчивый характер положительным темпам роста экономики министерство финансов и казначейства Турции 23 марта обнародовало План действий по экономической реформе страны. Документ содержит комплекс мер из 10 основных пунктов, включая государственные финансы, стабилизацию цен, текущий дефицит, занятость, корпоративное управление, инвестиционные стимулы, развитие внутренней торговли, конкуренцию и надзор за рынком. Все задачи в соответствии с планом будут решены до марта 2023 года.

В частности, будет обеспечена дисциплина и контроль бюджетных расходов, усилено управление государственным долгом и упрощено налоговое регулирование. Будут предприняты благоприятные для инвесторов шаги по повышению предсказуемости рынка и реформированы тендеры на государственные закупки. Кроме того, будет принят закон о государственно-частном сотрудничестве и проведена реформа государственных экономических предприятий. В соответствии с планом действий к июню 2021 года в стране будет создан Комитет по ценовой стабильности, а также сформирована система раннего предупреждения колебаний цен из-за климата  и неурожая. Также Турция сформирует рынок драгоценных минералов и камней в соответствии с международными стандартами и повысит конкурентоспособность своих экспортеров. Турция также сформирует Экономический координационный комитет. Эту структуру возглавит вице-президент Турции. Она будет обеспечивать координацию действий, направленных на реализацию краткосрочной (годовой) и среднесрочной программ развития страны.

В политической сфере реализацию этих планов призвано обеспечить практически единогласное переизбрание 24 марта президента Р.Т.Эрдогана на пост генерального председателя правящей ПСР. На проходившем в столице Анкаре партийном съезде Р.Т.Эрдоган получил 1 тыс. 428 голосов.  В голосовании приняли участие 1 тыс. 431 делегат съезда. Президент Турции огласил список членов нового состава Центрального исполнительного комитета (ЦИК) правящей ПСР. Бинали Йылдырым и Нуман Куртулмуш назначены заместителями генпредседателя ПСР. На должность пресс-секретаря правящей партии на новый срок вновь избран Омер Челик. Напомним, что Партия справедливости и развития находится у власти в Турции с 2002 года.

Анализируя состояние экономики и ситуацию на внутриполитическом поле, мы регулярно в наших статьях обращаем внимание на усилия Анкары по развитию оборонной промышленности. И как показало реальное развитие событий, в частности, в плане успешного решения турками вопроса о собственном производстве дронов, это было верным решением. Ведь поднимаемый и освещаемый нами этот вопрос еще 12 лет тому назад вызывал тогда у многих улыбку из-за неверия в способность турок реализовать данный проект. Полагаем, что на нынешнем этапе есть смысл продолжить отслеживать планы и действия Анкары в сфере оборонной промышленности.

Сегодня один из интересных аспектов на этом направлении заключается в активизации сотрудничества турок с Великобританией по вопросу производства собственных истребителей. После исключения Анкары по инициативе США  из международной программы по созданию истребителей-невидимок нового поколения F-35 Турция прилагает значительные усилия в реализации проекта создания турецкого Национального боевого самолёта (MMU), который предполагает производство TF-X (Turkish Fighter – X), оснащённого специальным двигателем, разработанным компанией Rolls Royce. Партнер турок Великобритания (компания British Aerospace Systems (BAE Systems), от которой Анкара рассчитывает получить технологии и помощь в разработке программного обеспечения и важнейших компонентов самолёта. Абдуррахман Шереф Кан, высокопоставленный чиновник из Управления оборонной промышленности Турции (SSB), заявил во время недавней оборонной выставки, что планируемый самолёт будет истребителем четвёртого поколения и что его двигатели будут предоставлены компанией Rolls Royce, если соглашение будет достигнуто. Особое внимание проекту уделяется со стороны президента Турции.

Посол Великобритании в Турции Доминик Чилкотт сообщил в конце прошлого года, что первый этап работ по TF-X опережал график и главный партнёр BAE Systems удовлетворён достигнутым прогрессом. Согласно графику, предоставленному послом, второй этап начнётся к концу этого года. Самый важный компонент проекта MMU двигатель — остаётся нерешённым вопросом, поскольку стороны зашли в тупик из-за прав интеллектуальной собственности на самолёт и его продажи третьим странам. Начиная с 2010 года Турция связывалась с американскими и шведскими фирмами по поводу двигателя, но остановилась на британской компании после того, как в 2016 году отношения с Лондоном начали улучшаться.

Это уже не первый опыт сотрудничества Лондона с Анкарой в этой сфере. Беспилотники, производимые компанией, принадлежащей Сельчуку Байрактару, зятю Р.Т.Эрдогана, были наиболее заметной областью сотрудничества двух стран в воздухе. Так, беспилотник TB2, который Анкара использовала в боевых действиях в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе, пользуется поддержкой британской компании EDO MBM Technology Ltd. В 2019 году The Guardian опубликовала доклад под названием «Раскрыто: как британские технологии подпитывают рост Турции до глобальной мощи беспилотных летательных аппаратов». С MMU Турция стремится стать одной из немногих стран в мире, обладающих инфраструктурой и технологиями для разработки истребителя пятого поколения. Этот проект является крупнейшим среди оборонных инициатив Турции.

Из выделенных на него 20 млрд долларов львиную долю получит Великобритания. SSB устанавливает дату первого полёта на 2025 год. После пяти лет испытательных полётов самолёт в лучшем случае поступит на вооружение турецких ВВС к 2030 году. Соглашение между Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ) и BAE Systems было заключено в 2017 году. Британская компания также осуществляла набор инженеров для работы по проекту в Турции. Не исключено, что Р.Т.Эрдоган попытается ускорить этот процесс, «сжав» сроки до 2023 года – столетия со дня образования Турецкой Республики.

Пандемия COVID-19 продолжает оказывать существенное влияние на решение задач на внутриполитическом поле. После заседания Совета министров президент Турции объявил двухдневный комендантский час в городах красной категории. По его словам, во время Рамадана в следующем месяце на всей территории страны будет действовать комендантский час. Турецкий лидер предупредил своих соотечественников о росте числа умерших и зараженных COVID-19. «Если мы не сможем сократить эти цифры, нам придётся отложить процесс нормализации. Мы заплатим за это высокую цену в финансовом отношении и в торговле, и в туристическом секторе», — заявил Р.Т. Эрдоган.

На заседании правительства было обращено особое внимание на тот факт, что более заразные штаммы вируса в настоящее время составляют 80% всех случаев заболевания COVID-19 в Турции, которая в последние недели переживает значительный всплеск числа заболеваний. Хотя программа вакцинации охватила 15 млн человек, а число инфицированных среди пожилых людей имеет тенденцию к снижению, количество городов, относящихся к красной категории (высокий риск заражения), возросло до 58, что в сумме составляет 80% населения Турции. Чтобы сократить эти цифры, ночной комендантский час (с 21.00 до 05.00) будет действовать каждый день. Во время Рамадана будет запрещено проводить многолюдные ифтары и завтраки. Предприятия, которых коснутся эти меры, получат компенсацию от правительства.

Из событий на внешнеполитическом направлении вновь остановимся на отношениях с Вашингтоном, которые Анкара, понимая их важность, с начала года пытается вывести из тупика. Однако все усилия турок пока что позитивных результатов не дают. Почему так? Ответ на этот вопрос попытался дать представитель президента Турции Ибрагим Калын. Давление США на Турцию с целью заставить ее отказаться от российских зенитных ракетных комплексов С-400 рискует обернуться обратными последствиями. США должны пойти на компромисс и развивать стратегические отношения со своим союзником по НАТО, заявил И.Калын в интервью агентству Bloomberg. «Если другая страна приходит к нам с максималистской позицией и заявляет «будет по-моему, либо никак», то такое отношение толкает нас по другим направлениям», — сказал И.Калын.

«США должны понимать интересы безопасности Турции. Мы хотим видеть конкретные действия наших союзников», — указал он. Турция призвала Соединённые Штаты вступить в переговоры об обстоятельствах, при которых российские ракеты могут быть развернуты и использованы. Приобретение этого оружия усилило опасения по поводу стратегического дрейфа Анкары в сторону Москвы, уточняет агентство.

В статье также отмечается, что Пентагон и Госдепартамент вновь призвали Турцию отказаться от ЗРС, закупленных у России в 2019 году, а также от планов следующих закупок, подчеркнув, что система может собирать конфиденциальную информацию об обороне НАТО, включая новый истребитель-невидимку F-35. В ответ на несогласие турок Турция была исключена из программы производства и закупки этих самолётов.

Анкара, в свою очередь, заявляет, что Вашингтон должен прекратить поддержку курдских боевиков в Сирии в рамках любой сделки. Напомним, что Турция считает союзников США в Сирии ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной террористической Соединенными Штатами и Европейским союзом. «Наши отношения могут функционировать очень конструктивно, когда мы можем взаимно расширять возможности друг друга и вместе решать совместные проблемы», — сказал И.Калын. «Чтобы эти отношения работали на обе стороны, они должны основываться на взаимном уважении и учете интересов. Мы можем решить эти вопросы путём конструктивного диалога, будучи открытыми и откровенными, но американские политики должны понимать, насколько серьёзны эти вопросы для нас. Анкара не испытывает озабоченности или беспокойства по поводу того, что президент США Джо Байден после своего избрания до сих пор не поговорил со своим турецким коллегой», — добавил советник президента Турции.

Напомним, что перед тем как покинуть свой пост, в середине декабря Д.Трамп одобрил санкции в отношении Турции, основанные на Законе о противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA), который получил поддержку как в Палате представителей, так и в Сенате. И. Калын подчеркнул также, что Анкара призвала своих союзников провести технический анализ, чтобы выяснить, действительно ли С-400 будут представлять угрозу безопасности, но союзники по НАТО «избегают и этой дискуссии». Пресс-секретарь назвал санкции CAATSA «неправильными в принципе, несправедливыми, нефункциональными и бессмысленными».

В таком же ключе высказался глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу в Брюсселе в разговоре с госсекретарем США Энтони Блинкеном. «Вопрос о приобретении Турцией российских комплексов ПВО С-400 окончательно закрыт», — заявил турецкий министр. «Мы снова напомнили ему, почему Турция купила С-400 в России. Анкара закупила российские С-400 из-за отказа США продать свои ЗРС. Комплексы закуплены, и теперь вопрос закрыт», — констатировал глава МИД Турции.

С начала этого года мы указывали на активные попытки турецкого руководства наладить конструктивный диалог и с Евросоюзом. С обеих сторон прозвучали ряд заявлений о готовности к такому процессу. Европейский союз заморозил планы по внесению в чёрный список высокопоставленных руководителей Турецкой государственной нефтяной корпорации (TPAO), заявили европейские дипломаты. По мнению экспертов, это является самым явным признаком того, что примирительная дипломатия Анкары в этом году приносит свои плоды.

Новая администрация президента США Джо Байдена также призвала Брюссель не вводить санкции в то время, когда Турция, союзник НАТО и страна-кандидат в ЕС, кажется более склонной к компромиссу, заявили европейские и американские дипломаты. «Работа по дополнению чёрного списка турецких граждан остановлена, и речь уже не идёт об экономических санкциях», — сказал один дипломат ЕС. Второй дипломат ЕС добавил, что работа по сути «никогда по-настоящему не велась», а третий сказал, что «дипломатический путь становится приоритетным». Внешнеполитическая служба ЕС от официальных комментариев отказалась.

Наряду с этим, эксперты отмечают, что даже требование турецкого прокурора запретить прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН) вряд ли возродит какие-либо разговоры о санкциях, хотя это и может обсуждаться ЕС. Министр иностранных дел Турции заявил, что изменение тона с начала этого года было искренним, и Анкара хочет, чтобы ЕС ответил взаимностью. «Мы сосредоточены на том, как мы сможем работать вместе», — сказал глава турецкой дипломатии.

Анкара хочет прогресса в вопросе о праве турок на безвизовый въезд в ЕС, модернизации своего торгового соглашения и признания своих претензий на углеводороды со своего морского шельфа. Ожидается также, что ЕС предоставит новые финансовые средства с 2022 года для 4 млн беженцев, которых принимает Турция. Однако потепление в риторике не означает конкретных действий, заявили дипломаты ЕС, добавив, что Турция должна решить определенные задачи, чтобы добиться реального прогресса в своей давно зашедшей в тупик заявке на членство в ЕС.

Примерно так и получилось. Определенные сомнения в том, что последуют конкретные действия сторон, направленные на налаживание отношений, посеял обмен жесткими заявлениями Турции и Франции. 24 марта Министерство иностранных дел Турции осудило слова французского президента Эммануэля Макрона о том, что Анкара может попытаться повлиять на следующие президентские выборы во Франции. В ведомстве назвали комментарии французского лидера «неприемлемыми и противоречащими дружбе и союзничеству между двумя странами».

Напомним, что ранее в интервью French TV Э.Макрон заявил, что Турция «попытается повлиять на предстоящие выборы во Франции», «играя общественным мнением». Заявление неожиданно прозвучало на фоне потепления французско-турецких отношений после обострения напряжённости по ряду вопросов, включая скандал из-за разведки энергоресурсов в Восточном Средиземноморье и раздираемой войной Ливии, где Франция и Турция поддерживают противостоящие стороны. Во внешнеполитическом ведомстве Турции указали также, что последние комментарии Э. Макрона подорвали попытки Анкары наладить отношения. «Мы думаем, что слова президента Франции неприемлемы и непоследовательны, особенно в тот момент, когда мы предпринимаем шаги по смягчению напряжённости, пытаясь вести дружественный и мирный диалог», — добавили в турецком МИД.

Не внес особой ясности в дальнейший процесс нормализации отношений Турция – ЕС и саммит в Брюсселе. Никто не ставит под сомнение кандидатуру Турции на членство в Европейском союзе, заявил глава представительства ЕС в республике Николаус Майер-Ландрут по итогам саммита в Брюсселе лидеров государств-членов ЕС. Он, выступая перед журналистами в столице Анкаре, рассказал об итогах двухдневного саммита 25-26 марта по вопросу отношений между ЕС и Турцией. Евросоюз подтвердил, что готов взаимодействовать с Турцией «поэтапно, пропорционально, обратимо» для укрепления сотрудничества в областях, представляющих общий интерес. В докладе также говорилось, что ЕС готов «принять дальнейшие решения в июне этого года на заседании ЕС», высоко оценив деэскалацию напряжённости в Восточном Средиземноморье, возобновление переговоров между Турцией и Грецией и предстоящие переговоры по кипрскому вопросу под эгидой ООН.

Эти выводы «важны, потому что ЕС попытался наметить подход, который позволит» найти организованный путь «для укрепления сотрудничества между Европейским союзом и Турцией», добавил Майер-Ландрут. «Фундаментальная ориентация выводов саммита заключается в том, чтобы попытаться найти пути расширения сотрудничества» в таких областях, как экономические связи и возобновление диалога на высоком уровне с Турцией по вопросам, представляющим взаимный интерес, отметил он. Он также подчеркнул, что ЕС ожидает продолжения «деэскалации в Восточном Средиземноморье», имея в виду морские споры между Турцией и Грецией.

Что касается экономического сотрудничества, то Майер-Ландрут отметил активизацию «переговоров с Турцией для решения текущих трудностей в процессе модернизации Таможенного союз, к которой давно стремится Турция. Однако при этом заявил, что конкретное решение по этому аспекту «может быть принято только после новой оценки Евросоюзом положения дел в июне». Что касается вопроса беженцев, то Майер-Ландрут заявил, что ЕС «признаёт, высоко оценивает усилия Турции по приему около 4 миллионов сирийских беженцев и предлагает комиссии внести предложение о продолжении финансирования сирийских беженцев в Турции, а также в Иордании, Ливане и других частях региона».

Вместе с тем, лидеры государств-членов Европейского союза также призвали Турцию «воздержаться от новых провокаций или односторонних действий в нарушение международного права». ЕС по-прежнему полон решимости «использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты и варианты для защиты своих интересов и интересов государств-членов, а также для поддержания региональной стабильности» в случае подобных действий Турции, говорится в выводах, принятых на заседании лидеров государств-членов Евросоюза.

МИД Турции сдержанно оценил итоги саммита ЕС, справедливо отметим отсутствие конкретики. Усилия Турции, а также усилия «многих государств-членов ЕС, обладающих здравым смыслом», позволили снизить напряжённость и восстановить каналы диалога, говорится в заявлении МИД Турции, опубликованном в ответ на итоги саммита ЕС по Турции. Анкара ожидает «конкретных и конструктивных шагов» и надеется, что отсрочка таких действий до июня не замедлит позитивного ускорения, отметили в министерстве. «Помимо диалога в области верховенства права и основных прав, мы считаем, что есть работа, которая должна быть проделана на основе известных этапов вступления Турции в ЕС в качестве полноправного члена», — указано в документе. Кроме этого турецкий МИД обвинил Европейский Союз в «игнорировании провокационных действий» Греции и Кипра.

Еще более предметно высказался министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Он заявил, что Европейский союз должен прекратить «тянуть время» и предпринять конкретные шаги для улучшения позитивного импульса в отношениях. «Были предприняты позитивные шаги со стороны Турции и ЕС. Вместо того чтобы тянуть время и делать условные замечания, ЕС теперь должен предпринять конкретные шаги в определённых областях. Вопросы либерализации визового режима и модернизации таможенного союза должны быть наконец-то реализованы. ЕС должен сдержать свои обещания», — указал он, имея в виду обязательства по соглашению о мигрантах 2016 года, в соответствии с которым Турция ограничила потоки мигрантов в Европу в обмен на финансовую помощь и безвизовый режим для своих граждан.

52.45MB | MySQL:103 | 0,473sec