Израильские эксперты и СМИ об отношениях между Израилем и Турцией. Часть 2

Согласно проправительственной газете Israel Hayom, ссылающейся на высокопоставленного турецкого чиновника, Турция проинформировала Израиль о готовности направить посла в Тель-Авив, как только израильское руководство примет на себя обязательство одновременно послать в Анкару своего посла. В МИДе Израиля эти сообщения не комментируют.

В Министерстве иностранных дел Израиля эти сообщения прокомментировали на следующий день. Представитель МИДа заявил, что Турция не запрашивала у Израиля согласия на обмен послами. В канцелярии премьер-министра от комментариев отказались[i].

Дэн Шмуэль Элмас, редактор Israel Hayom, отмечает, что государственные СМИ Турции также проигнорировали сообщения о готовности Анкары обменяться послами с еврейским государством. Однако этот вопрос подробно осветили оппозиционные агентства Ahval и Duvar, а также турецкая еврейская газета Şalom. Тему подхватили палестинские СМИ и находящееся в Лондоне панарабское новостное издание Asharq Al-Awsat.

Палестинская газета Al-Quds со ссылкой на зарубежные СМИ сообщила, что Хакан Фидан, глава Национальной разведывательной организации Турции (MIT), в последние месяцы несколько раз встречался с высокопоставленными израильскими чиновниками. Согласно этим сообщениям, стороны обсудили общие интересы в Сирии, а также другие вопросы

По мнению экспертов Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security, JISS), – проф. Эфраима Инбара, президента JISS; д-ра Эрана Лермана, вице-президента JISS; и д-ра Хая Эйтана Коэна Янарочака, эксперта по современной Турции – Анкара «стремится к региональной гегемонии, подрывая существующий политический порядок на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне. Турки, активно участвуя в мировом сообществе мусульманских народов, добились военного присутствия в Ираке, Сирии, Персидском заливе (Катар) и Сомали. В последнее время они бросают вызов суверенитету Греции в Эгейском море и восточном Средиземноморье, подписывая меморандум с Ливией об установлении исключительной экономической зоны, бросая вызов планам по экспорту газа из Израиля, Египта и Кипра на европейские рынки. Турция стремится укрепить влияние в Ливии, Ливане и секторе Газа, а также на Балканах, которые когда-то находились под властью Османской империи».

Израильские эксперты полагают, что политические изменения в Турции отражают долгосрочные тенденции в турецком обществе и внешней политике, которые не исчезнут, даже когда закончится эра Эрдогана. Трения между Турцией и Израилем также отражают процесс отдаления Анкары от Запада и растущую солидарность с народными антиизраильскими настроениями в мусульманском мире. Короче говоря, «Турция угрожает региональной стабильности, а также стратегическим интересам Израиля в регионе. Тем не менее, Западу под силу разработать эффективный стратегический ответ на поведение Турции»[ii].

Гекхан Чинкар, политический обозреватель турецкого портала Independent Türkçe, после сообщений о готовности Турции обменяться послами с Израилем, сказал Israel Hayom, что «с турецкой стороны главную озабоченность вызывает отсутствие политической стабильности в Израиле». По его словам, результаты недавних выборов «могут повлиять на нормализацию отношений между Турцией и Израилем, что ожидается уже на протяжении длительного времени».

Israel Hayom отмечает, что Азербайджан в последние месяцы в качестве посредника приложил основные усилия по нормализации отношений между двумя своими «стратегическими друзьями». «Мы были бы очень рады, если бы эта инициатива завершилась обменом послами между Иерусалимом и Анкарой», – сказал Israel Hayom высокопоставленный азербайджанский чиновник.

К слову, некоторые наблюдатели считают, что турки могли бы помочь Израилю нормализовать отношения с еще одним их союзником – Катаром. Французско-марокканский политический аналитик Хамид Криет сказал Israel Hayom, что «в 2005 г. турецкое посредничество способствовало встрече в Стамбуле министров иностранных дел Израиля и Пакистана», «в 2008 г. Турция даже пыталась возобновить мирный процесс между Израилем и Сирией». Поэтому «если Турция старалась использовать свои связи с Исламабадом, Дамаском и Тель-Авивом для сближения между ними, то она могла бы сделать то же самое с Ираном и Катаром»[iii].

По мнению Йони Бен-Менахема, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for public affairs, JCPA), президент Эрдоган, похоже, утратил политические иллюзии в отношении Израиля, Египта и других стран мира и заявляет о новой политике Турции в регионе. Об этом свидетельствуют сообщения о том, что он приказал арабоязычным телеканалам, которые вещают из Стамбула и принадлежат лидерам «Братьев-мусульман», бежавшим из Египта, прекратить нападки на режим президента Абделя Фаттаха ас-Сиси. Помимо этого в арабском мире ходили слухи о секретном визите в Турцию главы египетского Управления общей разведки генерала Аббаса Камеля и его встрече с шефом турецкой Национальной разведывательной организации Хаканом Фиданом для обсуждения судьбы лидеров «Братьев-мусульман», получивших  политическое убежище в Турции после прихода к власти президента А.Ф.ас-Сиси.

Аналитик JCPA отмечает, что Эрдоган приступил к нормализации отношений с Египтом (которые находятся в кризисе с 2013 г.) в сентябре прошлого года для решения общих стратегических вопросов, таких как сложная внутренняя ситуация в Ливии и месторождения природного газа в Средиземном море. Это стало заметно по позитивным высказываниям в турецких СМИ в отношении Египта. Эрдоган и ас-Сиси заинтересованы в урегулировании ситуации в Ливии, которая последние семь лет переживает серьезные внутренние кризисы. Эрдоган также хотел бы, чтобы Египет занял нейтральную позицию в турецко-греческом противостоянии по поводу бурения газовых скважин в Средиземном море и турецко-греческом споре о морской границе. Египет сделал шаг в этом направлении, и президент Эрдоган это горячо приветствовал. Примирение между Катаром (который является частью оси «Братьев-мусульман» вместе с Турцией и катарским эмиром Тамимом бен Хамадом Аль Тани) и «арабским квартетом» (Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн) также способствовало потеплению отношений между Турцией и Египтом.

Новый этап потепления отношений с Израилем (которые находились в состоянии серьезного кризиса с мая 2010 г. после захвата израильским морским спецназом турецкого корабля «Мави-Мармара», пытавшегося прорвать блокаду сектора Газа) начался с серии встреч главы турецкой разведки Хакана Фидана с главой Моссада Йоси Коэном, продолжился контактами на уровне МИДа и канцелярии израильского премьер-министра.

По словам израильского аналитика, в политическом руководстве Израиля объясняют изменение в поведении Эрдогана по отношению к еврейскому государству личным разочарованием от политического ущерба, который он наносит своей стране, и опасениями, что президент Байден и Конгресс США введут против него санкции. Эрдоган убежден, что дорога к Белому дому проходит через Израиль. Помимо этого он хочет, чтобы израильское руководство поддержало позицию Турции в противостоянии с Грецией, Кипром и Египтом по поводу экономических морских зон. Поэтому турецкий лидер «смягчил тон своих ядовитых атак» на Израиль по палестинскому вопросу, выразил обеспокоенность «Авраамовыми соглашениями» со странами Персидского залива, опасается, что Израиль может ограничить действия Турции на Храмовой горе и закрыть турецкие учреждения, действующие в Восточном Иерусалиме.

О своей новой политике президент Эрдоган заявил в недавнем выступлении на съезде Партии справедливости и развития. Он сказал, что «пришло время положить конец соперничеству и заняться поиском друзей».

Йони Бен-Менахем полагает, что это отражает чувство изоляции в турецком руководстве  в результате того, что президент Эрдоган втянул свою страну в конфликты по всем фронтам на Ближнем Востоке: Египет, Ливия, Сирия, сектор Газа, Восточный Иерусалим, Храмовая гора и т.д. Помимо осложненных отношений с европейскими странами (Грецией, Францией и Германией), он глубоко погрузился в войну между Азербайджаном и Арменией. «Политика Эрдогана является результатом его мании величия: он хотел восстановить новую Османскую империю помимо того, что стремился стать лидером глобального движения «Братья-мусульмане». Непомерные амбиции Эрдогана привели к ненужным проблемам для Турции в отношениях со многими странами, усилили ее изоляцию». Поэтому турецкий президент решил изменить политику, и теперь он хочет улучшить отношения с европейскими странами, США и Россией, Израилем и некоторыми арабскими странами, особенно с Египтом.

В этих условиях израильскому руководству не стоит заблуждаться, пишет аналитик JCPA. Эрдоган исходит из интересов, в первую очередь, экономических, т.к. понял, что перегнул палку, втянул Турцию в ненужную конфронтацию, и теперь необходимо направить энергию на решение внутренних проблем. Израилю следует быть очень осторожным, т.к. Турция находится в бедственном положении, политической изоляции и опасается санкций со стороны западных стран, а ее лидер по-прежнему ничего не предпринимает в отношении находящегося в Стамбуле представительства военного крыла ХАМАСа. «Там планируются террористические атаки на Западном берегу р. Иордан, несмотря на многолетние призывы Израиля закрыть офис, управляемый террористами, депортированными из Израиля в рамках «Дела Шалита». Не стоит забывать, что Эрдоган – это экстремистски настроенный и непостоянный мусульманский лидер, изменение его политики может оказаться временным; его слову нельзя доверять; любой совместный с ним шаг должен быть подкреплен гарантиями с его стороны. Прежде чем оказать любую политическую помощь Турции, Израиль должен потребовать от Эрдогана немедленно закрыть представительство военного крыла ХАМАСа в Стамбуле и прекратить свои нападки на Израиль[iv].

В качестве заключения и обобщения, приведем рекомендации экспертов Иерусалимского института стратегии и безопасности израильскому руководству по проведению политики в отношении Турции.

Израиль должен действовать с большой осторожностью по отношению к Турции. Не в интересах Израиля превращение этой могущественной страны в активного врага. Следует иметь в виду, что даже под руководством Эрдогана Турция продемонстрировала определенную степень прагматизма в отношении еврейского государства. Он не разорвал полностью дипломатические отношения с Израилем, поддерживает обширные торговые связи, авиасообщение, которое важно для туристического сектора Турции, включая обеспечение мусульманам доступа в Иерусалим и, в частности, на Храмовую гору.

Следовательно, Израиль должен проводить различие между нынешним лидером Турции и турецким обществом в целом, чтобы сохранить возможность улучшения отношений с будущим правительством, которое уже не будет контролироваться Партией справедливости и развития или же будет состоять из умеренных элементов этой партии. Светские круги в турецком обществе (а также члены движения Ф.Гюлена) хотят хороших отношений с Израилем. Турция – это не Иран. Она дорожит своим статусом в G-20 и отношениями с США.

На недавних саммитах Восточно-Средиземноморского газового форума (EMGF) и на трехсторонних встречах лидеров Израиля, Кипра и Греции подчеркивалось, что эти новые региональные союзы не стремятся исключить Турцию, если ее руководство решит сотрудничать. Израилю следует и впредь проводить такую линию.

В то же время Израилю необходимо определить рычаги влияния, которые позволят сдержать амбиции нынешнего турецкого руководства. В первую очередь это относится к экономической сфере, которая сначала была источником власти Эрдогана, а потом стала его ахиллесовой пятой. Цель состоит в том, чтобы не позволить ему угрожать жизненно важным интересам Израиля и его партнерам по региональному соглашению (и, в частности, стабильности Египта). Дипломатическая деятельность Израиля по турецкому вопросу должна быть сосредоточена на Вашингтоне, стремясь использовать США (как администрацию, так и Конгресс) в попытках обуздать Эрдогана. Опыт последних лет показывает, что, несмотря на свои выпады, президент Турции опасается прямой конфронтации с Вашингтоном.

Между тем Израиль должен взаимодействовать с Египтом, Грецией и ОАЭ, чтобы укрепить союз, который пытается «сдержать» Турцию. Это можно совместить с мерами, которые сейчас предпринимает Франция, которая ведет дипломатическую кампанию, а также демонстрирует военное присутствие в Восточном Средиземноморье (в Ливии и Ливане). Также важно повысить осведомленность европейцев о проблемном поведении Турции. Балканские страны тоже пострадали от османского ига в прошлом и опасаются Турции. Румыния и Болгария (которые являются членами ЕС), а также Сербия и Косово (которые стучатся в его двери) являются естественными партнерами в этих усилиях Израиля.

Израиль не может пойти на военные действия против Турции (конечно же, если возможность столкновения с Ираном и его прокси остается высшим приоритетом для израильского руководства). Это необходимо откровенно объяснить партнерам Израиля в Восточном Средиземноморье. В то же время необходимо дать понять, что Израиль без колебаний применит силу против Турции, если ее действия напрямую затронут жизненно важные интересы Израиля. Эксперты напоминают, что пресечение Израилем прохода «Флотилии свободы» предотвратило прибытие дополнительных враждебных ему флотилий и завоевало уважение Греции, Кипра и других стран региона.

С точки зрения сбора разведданных и наращивания вооруженных сил, силовые ведомства и разведывательное сообщество Израиля должны адаптироваться к реальности, в которой поведение Турции представляет опасность для Израиля и его жизненно важных интересов. Следует внимательно рассмотреть последствия усиления турецкого военно-морского флота.

Принимая во внимание заявления Эрдогана, необходимо следить за развитием ядерной сферы Турции. Также необходимо отслеживать активность Турции в Иерусалиме и нейтрализовать ее влияние среди мусульманского населения города.

В зависимости от развития ситуации стоит рассмотреть возможность того, что Россия может помочь сдержать турецкие амбиции, которые, вероятно, рано или поздно вызовут волнения и среди крупных мусульманских меньшинств России. Израиль также необходимо учитывать чувствительность еврейской общины Турции, которая нуждается в защите правительства Анкары[v].

[i] Israel denies getting request from Turkey to exchange ambassadors // Jerusalem Post. 30.04.2021 — https://www.jpost.com/middle-east/israel-denies-getting-request-from-turkey-to-exchange-ambassadors-663617

[ii]Turkey as a Major Challenge for Israel (and its Neighbors) in the 21st Century // JISS. 16.09.2020 — https://jiss.org.il/en/inbar-lerman-yanarocak-turkey-as-a-major-challenge-for-israel-and-its-neighbors/

[iii] ‘Political instability in Israel impacting J’lem-Ankara normalization’  // Israel Hayom. 31.03.2021 — https://www.israelhayom.com/2021/03/31/political-instability-in-israel-impacting-jlem-ankara-normalization/

[iv] דרכיה את משנה טורקיה // Arabexpert. 31.03.2021 — http://www.arabexpert.co.il/2021/03/blog-post_31.html

[v]Turkey as a Major Challenge for Israel (and its Neighbors) in the 21st Century // JISS. 16.09.2020 — https://jiss.org.il/en/inbar-lerman-yanarocak-turkey-as-a-major-challenge-for-israel-and-its-neighbors/

62.58MB | MySQL:102 | 0,486sec