Ливия: о некоторых текущих моментах внутренней и внешней политики на фоне визита главы ПНЕ в Кувейт и ОАЭ

6 апреля в выпуске программы «Аль Билад» («Страна») обсуждались европейское «соревнование» за Ливию и позицию парламента по бюджету, представленному Правительством национального единства.  По словам писателя и политолога Мухаммеда аль-Джариха, он считает, что европейцы имеют более слабые позиции в Ливии, чем другие региональные силы, которые более «влиятельны и маневренны и способны вернуть себе инициативу». Отметив, что новая исполнительная власть совершила конкретные зарубежные визиты (в Каир, Анкару и Париж), несмотря на приглашения посетить и другие страны. М.аль-Джарих указал во время своего выступления в программе, шедшей на канале 218 NEWS, что в Ливии есть два важных вопроса, которые могут подтвердить легитимность любой существующей власти. Первый из которых связан с монополией государства на насилие и оружие, а другой —  с распределением национального богатства и эффективностью системы правления. Но, в силу того, что у новой исполнительной власти в распоряжении имеется лишь короткий срок, она не сможет радикально заняться делом вооруженных формирований. Она может лишь заложить основу для решения вопроса об оружии, вооруженных группах и деле примирения.

Иностранное военное присутствие

Политолог объяснил, что присутствие иностранных сил дает внешним акторам возможность «маневрировать на земле», возможность начать новую войну и вести операции по дестабилизации ситуации, в случае, если их интересы в Ливии подвергаются опасности. Он добавил в своем выступлении, что присутствие этих иностранных вооруженных групп дает им возможность контролировать очень важные для европейцев аспекты, такие как вопросы иммиграции, терроризма и энергетической безопасности. Присутствие этих внешних сил, находящихся в прямом конфликте со странами Европейского союза, может позволить им использовать Ливию как карту давления на европейские страны  для получения каких-либо уступок. Самое главное, что присутствие этих акторов в военном отношении на местах дает им преимущество перед теми странами, которые там не присутствуют.

 Несбалансированность бюджета

Со своей стороны, член парламента Салех Афхайма, участвуя в программе, сказал, что, происходящее в отношении утверждения бюджета является «естественным делом», а то, что сейчас делает Палата представителей в этом смысле, — это приверженность процедурам, применяемым при изучении и утверждении бюджета в соответствии с финансовым законодательством ливийского государства, а также в соответствии с внутренними регламентами и положениями Законом № 4, применяемыми в соответствии с поправкой к конституции. В нормальных условиях предполагается, что правительство в соответствии с действующим законодательством страны представит проект бюджета в октябре, и он будет изучаться в течение двух месяцев. Афхайма продолжил: «Если бюджет не утвержден, законодатель предоставляет исполнительной власти возможность расходовать средства из предложенного бюджета в соответствии со Статьей 24, разделив его на 12 месяцев, так что срочные вопросы, такие как заработная плата, не окажутся в «зависшем» состоянии. Это дает правительству право действовать так, что оно может выполнять свои обязательства». По словам депутата, то, что сейчас происходит, ненормально. Когда финансовый комитет, называемый комитетом по унификации бюджета, представил предложение, содержащее множество недостатков, которые не могут быть устранены в дополнение к ошибкам в самих цифрах, выяснилось, что в нем присутствуют и правовые ошибки, такие как обращение к Закону, изданному в период проведения Национального конгресса, срок полномочий которого истек, и, следовательно, его положения после подписания политического соглашения в соответствии с пунктом 4 статьи 16, должны быть скорректированы.  «У нас есть оговорки по поводу бюджета, но зарплаты будут обеспечены вне зависимости от того, будет ли бюджет утвержден. Что касается основных услуг, правительство может приступить к их реализации в соответствии со статьей 24, Закона № 4», — добавил законодатель.

При этом, С.Афхайм считает, что «бюджет очень большой, около 100 млрд динаров на восемь месяцев, и разговоры о том, поделится ли он по обменному курсу, так, чтобы обеспечить его достаточность, будут наименее безосновательными». Статья заработной платы (33 млрд) самая большая  в бюджете, и финансовый комитет Палаты представителей изучает и обсуждает ее. Предложения по бюджету, не являются результатом работы только лишь аудиторов но учитывали и мнение других официальных лиц, которые работали над подготовкой единого бюджета. Когда речь идет, например, о второй статье, в которой указаны ресурсы для покрытия расходов, обнаруживается дисбаланс в цифрах. Разница между бюджетом, представленным правительством, и его фактической стоимостью оценивается в 3,8 млрд динаров. С другой стороны, М.аль-Джарих указал на некоторые моменты, а именно на то, что этот бюджет представлен в свете существующей политической ситуации, и используется как инструмент давления со стороны спикера парламента, например, для давления на премьер-министра, чтобы получить, возможно, суверенные или политические должности для одних кандидатов и, возможно, получить уступки в других вопросах. Что сейчас действительно выглядит удивительным, так это то, что Палата представителей до сих пор не провела заседание для обсуждения этого бюджета.

Депутат Зияд Дагим заявил, что зарубежные визиты не входят в прерогативу ПНЕ, а являются прерогативой Президентского совета. Дагим подтвердил в заявлении для прессы, что премьер-министр ПНЕ Абдель Хамид Дбейба выбрал Кувейт в качестве первой остановки в своем турне по Персидскому заливу из-за «его нейтральной роли в отношении Ливии, на ее Востоке и Западе». Дагим добавил: «Задачи Правительства ационального единства и его главы должны быть сосредоточены на внутренней стороне и устранении узких мест, что является большой и трудной задачей». Дагим объяснил, что «нынешние визиты иностранных правительств в некоторые страны, вовлеченные в ливийскую проблематику, означают подрыв ливийского государства и навязывание ему внешних условий и требований».

7 апреля,  Абдель Хамид Дбейба провел  переговоры с эмиром Государства Кувейт, шейхом Навафом аль-Ахмадом ас-Сабахом во дворце «Аль-Баян», чтобы обсудить двусторонние отношения между двумя странами. После Кувейта глава ПНЕ направился с официальным визитом в ОАЭ.

Наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид встретился с главой ПНЕ Ливии по его прибытии в Объединенные Арабские Эмираты из Кувейта. Наследный принц Абу-Даби подтвердил, что ОАЭ «поддерживают ливийских братьев на этом критическом этапе, который переживает Ливия», надеясь, что нынешний политический путь приведет к новой эре стабильности, развития и единства в Ливии. Мухаммед бен Заид написал в своем аккаунте в «Твиттере»: «Я был рад встретиться со своим братом Абдель Хамидом Дбейбой, главой Правительства национального единства в братской Ливии … мы поддерживаем ливийских братьев на этом критическом этапе, который их страна переживает, и мы всецело уверены в их способности преодолеть все вызовы. Мы надеемся, что нынешний политический курс приведет к новой эре стабильности, развития и единства».

Во время встречи в резиденции «Каср аль-Хосн», обсуждалось укрепление  отношений между двумя странами и двумя братскими народами, Ливией и ОАЭ. Обе стороны рассмотрели последние по времени  события на ливийской арене и усилия, предпринятые для руководства переходным этапом, особенно в том, что касается восстановления безопасности и стабильности и подготовки государственных институтов к началу процесса развития и строительства и подготовки к выборам. Мухаммед бен Заид по итогам переговоров заявил: «Отношения между ОАЭ и Ливией — это братские и прочные отношения, и мы надеемся на их укрепление и развитие на следующем этапе в интересах наших двух братских народов. Отношения между Ливией и ОАЭ в различных сферах политики, безопасности, развития, инвестиций и экономики, а также возможности для их развития, в том числе, удовлетворяют чаяния двух стран и их народов на развитие, прогресс и процветание». Мухаммед бен Заид подтвердил поддержку ОАЭ новой исполнительной власти в Ливии и того, что она делают для достижения безопасности и стабильности в Ливии, отметив, что ОАЭ «всегда поддерживают ливийский народ и во всем, что отвечает его интересам, сохраняет ее суверенитет и единство, и предотвращает вмешательство в ее внутренние дела».  Он пожелал Ливии, чтобы ее народ вступил в «новую фазу стабильности, мира и процветания, с которой будут свернуты страницы прошлого».

Со своей стороны, А,Х.Дбейба подтвердил, что Ливия «надеется на укрепление и развитие своих отношений с ОАЭ путем активизации сотрудничества и совместной работы, а также установления всеобъемлющих стратегических партнерских отношений в различных областях развития, инвестиций, экономики и безопасности, а также извлекает выгоду из успешного и вдохновляющего опыта развития ОАЭ, на благо двух стран и их братских народов». Дбейба также выразил стремление к единой международной позиции в отношении Ливии, в соответствии с общими интересами, и таким образом, чтобы повысить шансы на стабильность и безопасность и «восстановления ливийского суверенитета над всей своей землей».

Практические аспекты переговоров в Абу-Даби пока не разглашаются, и большинство обозревателей сходятся во мнении, что их маркером могут стать те, или иные изменения в процессе объединения вооруженных сил Ливии и положение дел с пребыванием проэмиратовских сил на ливийской территории, в первую очередь, формирований российской ЧВК «Вагнер».

62.86MB | MySQL:102 | 0,731sec