К вопросу о заявлении 104 отставных адмиралов ВМС Турции. Часть 3

4 апреля с.г. группой из 103, по другим данным – 104, отставных адмиралов ВМС Турции было опубликовано официальное обращение к турецкой нации. Продолжаем обсуждать это обращение. Часть 2 нашей публикации на сайте ИБВ доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=76509.

Напомню, что мы остановились на той мысли, что заявление отставных турецких адмиралов, обставленное в лучших традициях турецких переворотов, со всей положенной атрибутикой, не имело особого смысла для турецкого оппозиционного движения и даже стало для него вредным. Включая публикацию обращения к нации в полночь, когда эта самая вся нация, измученная карантином и комендантским часом, уже спит. Оппозиции, которая всерьез рассчитывает побороться с действующей в стране властью на ниве электорального процесса, подобные рудименты прошлого лишь только вредят. Что и показали наглядно последовавшие заявления оппозиционных лидеров, которые, как минимум, были прохладными.

Удалось ли нагнать страху подобным обращением к нации на действующую в Турции власть?  Отнюдь. Поскольку турецкая власть провела массовые кадровые перестановки и чистки в вооруженных силах страны и может не опасаться того, что из их структур выйдут новые бунтовщики.

Что характерно, даже напротив, получается, что несколько парадоксальным образом, именно турецкая власть наибольшим образом от этого обращения выиграла и будет пытаться набрать для себя политические очки.

Отметим такой не вызывающий сомнения талант президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, что он оказывается способным зарабатывать для себя бонусы из весьма невыгодных и опасных для себя ситуаций. В крайнем случае, в самой плохой ситуации, по крайней мере, он очки не теряет, а сводит игру «в ноль». Это наглядно демонстрируется всей его прошедшей политической карьерой.

Тот факт, что сейчас появились отставные адмиралы со своим «своевременным заявлением», дает возможность президенту Реджепу Тайипу Эрдогану продолжать консолидировать свой электорат под лозунгами сплочения нации перед лицом внешней и внутренней угроз.

Иными словами, фокус пристального внимания народа можно пытаться смещать от проблем экономического свойства в сферу безопасности. Как, собственно, все последние годы и происходит. Так что, точнее было бы выразиться, что обращение отставных адмиралов ВМС Турции помогает действующей власти удерживать фокус внимания электората на вопросах безопасности. Не давая ему, естественным образом, сползать в недовольство текущей коронавирусной ситуацией (55 тысяч заболевших в сутки и предгрозовое ощущение полного закрытия страны, по сценарию 2020 года с тяжелой ситуацией для всего сектора услуг, включая туристическую индустрию – И.С.) и непростым экономическим положением.

Отметим, что, если раньше турецкая власть консолидировала электорат под лозунгами политической стабильности и, следующего из неё, экономического роста, то теперь консолидация из экономического измерения перешла в политическую плоскость и в плоскость вопросов суверенитета и безопасности страны.

Турция декларирует, что она перешла и закрепилась в «весовой категории» региональной державы и постепенно переходит в статус глобальной державы с глобальными же интересами. Естественно, такой переход не может не сопровождаться противодействием со стороны внешних сил – стран и лидеров, которых беспокоит расширение турецкого влияния. И письмо турецких адмиралов является, ну или будет использовано, как свидетельство того, что внешние силы не оставляют своих попыток сбить Турцию с «верного пути», которым страна следует. Можно сказать, что внешние силы будут пытаться утянуть Турцию в «трясину тяжелого прошлого» с постоянными военными переворотами, чехардой правительств и коалиций, и шатающейся из стороны в сторону экономикой.

Теперь переходим к тем заявлениям, которые прозвучали в ответ на обращение турецких отставных адмиралов к нации. Ответный пресс-релиз, опубликованный со стороны Министерства национальной обороны Турции, мы привели в прошлых публикациях в полном объеме.

Но, разумеется, самым важным стало заявление президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Которое продолжалось более двадцать минут. Приведем ключевые высказывания из его заявления:

«На встрече, которую мы только что провели, мы подробно обсудили дискуссии по вопросу, который занимал нашу страну в течение (последних – прим.) двух дней. Прежде всего, эта акция, которая произошла посреди ночи, определенно является злонамеренной попыткой как с точки зрения ее стиля, так и с точки зрения ее управления и дискуссий, которые она, несомненно, вызывает».

Далее:

«Не является миссией отставных адмиралов собраться в количестве 104 человек и опубликовать обращение по политическому вопросу, содержащее намеки на переворот».

Продолжаем цитирование турецкого президента:

«Точно так же, ни один вышедший на пенсию государственный служащий не имеет права коллективно прибегать к такому методу. Мы не видели, чтобы эти адмиралы, дипломаты и другие люди объединились в какой-либо из наших битв от Сирии до Ливии, от Восточного Средиземноморья до Эгейского моря, от Кипра до Карабаха и опубликовали заявление о поддержке своей страны».

Иными словами, видим следующие ключевые слова в высказываниях президента выше: намеки на государственный переворот (которые, вообще говоря, действительно, просматриваются в заявлении отставных адмиралов – И.С.), отсутствие права на то, чтобы публиковать подобного рода заявления бывшим государственным служащим и военным, что не имеет, на взгляд турецкого руководства, отношения к свободе слова в стране, и, наконец, упрек действующей власти в том, что те же самые люди не поддерживали и не поддерживают страну и её руководство на ключевых поворотах истории (ну это, на самом деле – небесспорно, с учетом того, что отставные военные являются частыми гостями телестудий и активными пользователями социальных сетей, поддерживающими военные и дипломатические действия Турции за своими пределами, хотя бы даже из соображений патриотизма, оставив в стороне обсуждение того, нужно то или иное действие или же нет – И.С.).

Далее, в развитие того, идет ли речь, на взгляд турецкого президента, о реализации отставными адмиралами своего права на свободу слова, цитата:

«Опять же, мы не видели этого, когда стояли рядом с нашей страной против попытки государственного переворота 15 июля, инициированной предателями FETO (так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – И.С.). Напротив, мы с сожалением следим за заявлениями и позициями некоторых адмиралов, которые, вопреки правам и интересам нашей страны, высказываются в средствах массовой информации… Причина дебатов – определенно, не вопрос свободы слова. Некоторые имена здесь уже давно выражают одни и те же взгляды в различных СМИ и на политических платформах».

Иными словами, с самого начала, турецкий президент обозначает, что вопрос будет рассматриваться за рамками права каждого гражданина страны свободно выражать свои мысли. Кстати, именно на это упирают некоторые оппозиционные политики, что, дескать, в заявлении отставных адмиралов они «просто высказались», как может высказаться любой гражданин страны, а форма этого заявления не имеет никакого значения и не позволяет это дело «переквалифицировать».

И, разумеется, следует упоминание и секты беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена. Заметим, что отставные адмиралы в своем заявлении указывают на то, что Вооруженные силы Турции понесли тяжелые кадровые потери из-за действий ФЕТО. И тут же президент Эрдоган указывает на то, что эти военные не поддержали турецкую власть в ходе попытки военного переворота в ночь с 15 на 16 июля с.г. Таким образом, можно даже усмотреть намек на то, что отставные адмиралы, так или иначе, являются связанными с Фетхуллахом Гюленом. Не вызывает сомнений, что в ходе проводимых следственных действий, след, ведущий к Фетхуллаху Гюлену, который проживает в Пенсильвании, будет рассматриваться специально и отдельно. Это показывают заявления и других политиков, и официальных лиц. А, заметим, что там, где ФЕТО – там же и американский след.

Иными словами, получается, что заявление отставных турецких адмиралов будет иметь определенное измерение и в контексте турецко-американских отношений.

Продолжаем цитирование президента Реджепа Тайипа Эрдогана:

«Никакого расследования или подобных действий не было предпринято против какого-либо имени в отношении сделанных им заявлений в СМИ и на политической арене, но для 104 отставных адмиралов ни при каких обстоятельствах не является приемлемым совершить такую ​​попытку в полночь в стране, полной, в прошлом, переворотов и деклараций… Мы не можем назвать это свободой выражения мнения. Свобода выражения мнения, конечно же, не включает заявления, которые начинаются со слов «иначе» и угрожают избранной администрации страны переворотом».

Как мы видим, турецкий президент объясняет квалификацию заявления отставных адмиралов, как призыв к перевороту, тем, какова история этого вопроса в Турции. И усматривает в предостережении турецких адмиралов угрозу нынешнему руководству страны. Вполне возможно, что с последним можно было бы и поспорить, если бы, на самом деле, заявление турецких адмиралов было бы сделано в более спокойной манере, без заговорщического налета, средь бела дня. Как вариант, если бы подобное обращение было бы направлено в адрес профильных ведомств и «в копии» было бы доведено до общественного мнения.

Тем более, что в стране существует множество различных некоммерческих организаций – фондов, союзов, федераций и ассоциаций, которые идеально вписываются в задачу доведения до общественного мнения каких-либо заявлений, обращений и проч. Более того, им даже, по роду своей деятельности, положено такими вещами заниматься.

На самом деле, надо ещё учитывать и то, что в турецкой системе восприятия информации – письменной и вербальной – очень тонкие настройки. Люди очень тщательно пишут и вычитывают документы в поисках подтекстов. И по этой причине, вполне возможно, что люди другого менталитета, в тексте как таковом, и не усмотрят ничего крамольного. Однако, на турецкий взгляд, это обращение отставных турецких адмиралов – «крамола и есть», причем, от начала и до конца.

Продолжаем цитирование турецкого президента:

«Такие выражения воспринимаются как атака на демократию, верховенство закона и верховенство национальной воли и во всем мире рассматриваются одинаково… Еще одна причина, по которой опубликованная декларация вызвала такую ​​резкую реакцию в нашей стране, заключается в том, что она была воспринята как часть гораздо более широкой кампании…  Некоторые сегменты так называемой интеллигенции, бывших дипломатов, бывших депутатов и так называемых интеллектуалов, известных своей враждебностью по отношению к нашей стране, в течение некоторого времени нацелены на законодательные, исполнительные и судебные органы с подобными дискурсами… Более того, большинство из них — люди, которые ни малейшим образом не были полезными нации, которая заслуживает памятника. К сожалению, некоторые наши политики, оказывая поддержку этой грязной кампании, в буквальном смысле, кончают (свою политическую – прим.) жизнь самоубийством».

Ключевым словами, здесь, вне всякого сомнения, является упоминание о том, что заявление отставных адмиралов является лишь частью более широкого плана, в котором Турция является объектом внешней атаки. Как можно судить из заявления президента Р.Т.Эрдогана, организаторами этой атаки является «интеллигенция», в самом широком смысле этого слова, включая отставных военных, дипломатов, депутатов парламента и интеллектуалов.

Мы не раз говорили о том, что американская власть – не является единственной, которая выделяет среди своего электората отдельную категорию «яйцеголовых». Турецкая власть, как можно судить из заявлений турецкого же президента, является властью из народа и для народа и противопоставляет себя как тем самым «интеллигентам», так и «бюрократии», которая засела в структуре турецкого государственного аппарата и мешает развитию страны и реализации её начинаний.

Цитируем турецкого президента:

«Как только декларация была опубликована, я твердо ожидал бы, что все политики встанут твердо и окажут самую громкую оппозицию в этот момент. И если бы они сделали это, я был бы здесь сегодня, чтобы поблагодарить их за поддержку, оказанную национальной воле… Тот менталитет, который стоит за попытками всех переворотов в нашей стране, который стоит за всеми попытками, направленными на народную волю, за всеми антидемократическими декларациями, в этот раз, ещё раз ясно проявил свою суть».

Иными словами, можно говорить о том, что турецкой властью действия отставных турецких адмиралов квалифицированы как антидемократические, направленные против народной воли и против конституционного порядка в стране.

И дальнейшие слова уже обращаются турецким президентом в сторону главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). То есть, происходит то, о чем мы писали в нашем материале выше – власть обращает стрелы в сторону оппозиции, которую, как минимум, призывает отмежеваться от авторов заявления:

Цитируем турецкого лидера:

«Мы ещё призываем главную оппозиционную партию занять место на стороне демократии, после того, как она уже на каждых выборах, в которых она приняла участие, получила необходимое послание от нашей нации, но не смогла выйти из-под контроля небольшой организованной группы».

Про «небольшую организованную группу», пока берем это заявление на заметку, не углубляясь в то, что же имеет в виду турецкий лидер.

Цитируем турецкого лидера далее: «От себя и своей нации я также хотел бы выразить признательность всем лидерам и представителям политических партий, судебным учреждениям, университетам, неправительственным организациям в наших провинциях, которые дали заслуженный ответ и поддержали национальную волю (то есть выступили с осуждением заявления отставных турецких адмиралов – И.С.).

И далее:

«Как всегда, нашим прямым собеседником является наш народ. Сегодня мы собрались вместе, чтобы рассказать о том, что произошло с нашей страной, и поделиться нашей дорожной картой с нашей страной. Мы покажем тех, кто осмеливается угрожать избранному нацией правительству вместе с нашим народом».

Разумеется, с учетом всего изложенного, турецкий президент не может себе позволить спустить эту ситуацию на тормозах:

«Мы видим, что некоторые встают на путь преуменьшения (случившегося с заявлением – И.С.), говоря «что тут такого, чтобы это преувеличивать?». Каждое нападение на демократию в Турции происходило после подобного заявления. Они сделали это с покойным Мендересом 27 мая, а 12 марта снова было осуществлено вмешательство после такого заявления. До 12 сентября они пытались запугать правительства той же угрозой. 28 февраля они с таким же безрассудством атаковали законную администрацию страны. В период наших собственных правительств, они не могли реализовать все остальное (то есть, осуществить смену власти – И.С.), потому что мы наиболее жестко отреагировали на такие инициативы. Они попытались совершить вооруженный переворот в ночь на 15 июля, но им пришлось бежать, поджав хвосты на рассвете перед лицом славного сопротивления нашего народа».

52.42MB | MySQL:103 | 0,472sec