Ситуация в Алжире: март 2021 г.

3 марта Министерство обороны Алжира сообщило, что в Типазе были арестованы три участника «террористической группы». В ходе следствия один из участников группы сообщил о произведенной раньше в столичном квартале «Эвкалиптус» закладке самодельного взрывного устройства (СВУ), которое боевики планировали использовать для совершения теракта. Благодаря этим данным СВУ было обезврежено.

Название Типаза часто звучало в январе. Тогда там военные в нескольких столкновениях уничтожили 6 джихадистов. При этом погибли 3 военнослужащих.

Тогда же военные объявили об аресте на юге страны близ границы с Мали «террориста» по имени Окбауи Абди или Абди ульд Барка (боевые псевдонимы). Про него известно, что он с 2016 года воевал в составе одного из джихадистских формирований, действующего в зоне Сахеля.

3 марта Министерство юстиции Алжира представило правительству проект закона, предусматривавшего лишение алжирского гражданства лиц, которые совершили «действия, противоречащие интересам государства, находясь за границей». В частности, эта мера предполагалась к применению для тех, кто «действует или является сторонником террористической организации, а также для тех, кто финансирует ее или поддерживает ее действия словесно, и тех, кто сотрудничает с враждебными странами».

Это предложение вызвало большую тревогу многочисленной алжирской диаспоры, представители которой ранее безнаказанно критиковали страну, из которой они выехали. В частности, только во Франции проживают свыше 6 млн лиц, имеющих отношение к Алжиру. Значительная часть диаспоры поддержала протестное движение «Хирак».

В 2005 г. парламент Алжира единогласно проголосовал за возможность для таких алжирцев иметь два паспорта.

5 марта Верховный комиссариат ООН по правам человека потребовал от алжирских властей немедленно прекратить применять насилие по отношению к «мирным» манифестантам и внесудебные аресты. «Мы очень озабочены ухудшением ситуации с правами человека в Алжире, а также продолжающимися и растущими репрессиями по отношению к членам продемократического движения «Хирак»», — заявил в Женеве представитель комиссариата Руперт Колвиль. Интересно, а почему он молчал, когда во Франции разгоняли «желтые жилеты»?

Верховный комиссариат обвинил алжирские силы безопасности в чрезмерном применении силы. Он утверждал, что с момента возобновления манифестаций движения «Хирак» 13 февраля власти арестовали сотни активистов. Тем не менее 5 марта, в 107-ю пятницу со времени развертывания протестного движения «Хирак», тысячи  алжирцев вновь вышли на улицы Алжира и других городов страны. Известный оппозиционер и журналист Халед Драрени, недавно вышедший из тюрьмы, освещал ход манифестации посредством своих блогов в социальных сетях. До этого он провел почти год в тюрьме за аналогичную деятельность. Манифестация проходила под традиционным для таких шествий лозунгом «Государство гражданское, а не военное». Как обычно по пятницам в дни проведения таких манифестаций 5 марта власти усилили меры безопасности в столице.

8 марта суд второй инстанции Алжира приговорил к трем годам тюрьмы генерального директора крупнейшей в стране частной медийной группы «Аннахар» Аниса Рахмани. Последний считался близким к бывшему президенту Алжира Абдельазизу Бутефлике. Суд первой инстанции приговорил А.Рахмани 15 ноября 2020 г. к 5 годам тюрьмы. Генеральный прокурор требовал осудить А.Рахмани на 10 лет тюрьмы и конфисковать его имущество.

Настоящее имя 49-летнего А.Рахмани – Мухаммед Мокаддем. Его обвинили за то, что в октябре 2018 г. он незаконно записал и опубликовал телефонный разговор, состоявшийся между ним и полковником разведслужбы.

15 октября 2020 г. А.Рахмани получил 6 месяцев тюрьмы по обвинению в клевете. Иск против него подал директор арабоязычного журнала «Аш-Шурук аль-Араби» Ясин Фодиль. Алжирская Фемида преследует А.Рахмани по другим делам, связанным с обвинениями в «получении индивидуальных привилегий» и «наличии банковских счетов за рубежом».

9 марта, в очередной протестный вторник, несмотря на запрет на массовые акции из-за пандемии несколько сотен студентов вышли на антиправительственную манифестацию в Алжире. Во главе шествия был развернут плакат со словами: «Режим мертв, и невозможно оживить труп. Нет – нормализации с властями. Уходите!». Участники шествия также повторили основные требования движения «Хирак».

11 марта президент АНДР Абдельмаджид Теббун попытался перехватить инициативу у движения «Хирак», назначив на 12 июня обещанные им досрочные парламентские выборы.

Очередные парламентские выборы должны были состояться в Алжире в 2022 г., однако А.Теббун распустил 21 февраля Национальную народную ассамблею (ННА, нижняя палата парламента), открыв дорогу досрочным выборам.

Внеочередные выборы должны состояться на основе нового избирательного законодательства, которое А.Теббун утвердил 11 марта.

Уже 12 марта в очередную протестную пятницу тысячи алжирцев вышли на манифестацию в Алжире. Они скандировали лозунг «Нет выборам с мафиозной бандой!». 19 марта манифестация повторилась.

13 марта Министерство информации Алжира пригрозило телеканалу France 24 окончательно лишить его аккредитации в связи с тем, что он принял сторону протестного движения «Хирак» в освещении событий, связанных с антиправительственными манифестациями. «Последнее предупреждение перед окончательным лишением аккредитации было направлено телеканалу France 24», — предупредило министерство в своем коммюнике. Оно также напомнило, как французский телеканал освещал события с участием запрещенных в Алжире исламистского движения «Рашад» и  проберберского «Движения за автономию Кабилии».

22 марта один из судов в столице Алжира выписал международные мандаты на арест 4-х активистов оппозиции, находившихся на тот момент за границей. Один из мандатов касался главы запрещенного исламистского движения «Рашад». Все четверо были обвинены в принадлежности к террористической группе.

Речь шла о проживающем в Великобритании бывшем дипломате, главе движения «Рашад» Мухаммеде Ларби Зейтуте, блогере Амире Бухорсе, известном под ником «Амир Дз», журналисте Хишеме Абуде и некоем Мухаммеде Абделле.

57-летний Л.Зейтут в 1991 г. находился на дипломатическом посту в посольстве Алжира в Ливии. В 1995 г. он дезертировал с дипломатической службы и обосновался в Лондоне. В 2007 г. он основал исламистское движение «Рашад». По данным алжирских властей, в «Рашад» вошли главным образом активисты запрещенного в марте 1992 г. Исламского фронта спасения. Это движение обвиняется в попытках инфильтрации в протестное движение «Хирак» с целью превращения его из мирного в насильственное. Бывший дипломат преследуется по обвинениям в «управлении и финансировании террористической группы, нацеленной на безопасность государства и национальное единство, использовании ложной информации, отмывании денег в составе преступного сообщества».

38-летний Амир Дз, 65-летний Хишем Абуд и Мухаммед Абделла преследуются за «принадлежность к террористической группе, нацеленной на безопасность государства и национальное единство, финансирование террористической группы и отмывание денег в составе преступного сообщества». Название группы при этом не приводилось.

Х.Абуд называет себя бывшим сотрудником алжирских спецслужб. В феврале с.г. он был заочно осужден в Алжире на 7 лет. Из Алжира он сбежал через Тунис в августе 2013 г. в момент, когда он был под подпиской о невыезде. С тех пор он проживает во Франции.

26 марта, в очередную протестную пятницу, власти прибегли к арестам участников манифестации в Алжире. Шествия в Оране и Мостаганеме были рассеяны силами безопасности. 27 марта активисты движения «Хирак» попытались выйти в Алжире на внеплановую манифестацию, но их попытка была тут же рассеяна. До 15 участников акции были задержаны.

В марте стало известно, что, похоже, Алжир стал первой страной, закупившей российские фронтовые бомбардировщики Су-34, блестяще проявившие себя в ходе военной операции в Сирии. Это следует из публикации алжирского специализированного сайта menadefense.net, согласно которому в январе с.г. на авиационном заводе в Новосибирске началась сборка первой партии из 6 машин. Всего предполагается к поставке эскадрилья бомбардировщиков из 14 самолетов в версии Су-34Э.

По данным издания, переговоры о закупке Су-34 шли долгие 8 лет. Первоначально российская сторона предлагала экспортную и достаточно упрощенную версию самолета под индексом Су-32. Алжир от этого варианта отказался. В итоге был найден компромисс в виде Су-34Э.

Пока шли переговоры, Алжир предпочел трижды прибегнуть к модернизации существующего у него парка фронтовых бомбардировщиков Су-24.

Готовность первой партии бомбардировщиков Су-34Э ожидается к концу 2021 г. Первоначально они будут использованы для подготовки алжирских летчиков–инструкторов, которые затем будут учить летать на них своих соотечественников. Подготовка инструкторов начнется летом этого года. Завершение поставки 14 самолетов ожидается в 2023 г.

По данным издания, по итогам эксплуатации первой эскадрильи Су-34Э Алжир рассматривает возможность приобретения еще двух эскадрилий.

Отмечается, что алжирские Су-34Э немногим будут отличаться от бомбардировщиков Су-34, состоящих на вооружении Воздушно-космических сил России. В частности, они получат иную систему связи и национальную систему опознавания «свой-чужой».

Утверждается, что Алжир получит доступ ко всей номенклатуре бортового оружия, которое находится в распоряжении российских военных. По массе – это 12 тонн. Кроме того, алжирские военные рассматривают возможность использования в привязке к Су-34Э российско-индийских сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос».

В целом, по итогам марта можно констатировать, что движение «Хирак» не умерло за год пандемии, и оно продолжает свою деятельность. Главная опасность для стабильности Алжира при всем этом – очевидное стремление исламистов канализировать это движение в том или ином виде.

52.39MB | MySQL:106 | 0,551sec