Израильские эксперты о политической ситуации на палестинских территориях. Часть 1

Палестинская проблема в течение непрерывного правления премьер-министра Биньямина Нетаньяху постепенно отодвигалась на второй план в политической повестке правого израильского руководства и ряда региональных режимов. Ближневосточная произраильская политика администрации Дональда Трампа заставила оживиться палестинский политический процесс. Загнанные в тупик и, казалось бы, доживавшие свой политический срок палестинские власти на Западном берегу р. Иордан (ФАТХ/ООП) предпринимают попытки добиться своего и оказать «непосильное сопротивление» внешним враждебным акторам во главе с США и Израилем, а также справиться с внутренними вызовами, среди которых «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), контролирующее сектор Газа.

Анализ израильскими экспертами и официальными лицами текущей ситуации на палестинских территориях можно разделить как минимум на два аспекта: 1) возможные последствия для Израиля первых за 15 лет всеобщих выборов на палестинских территориях – 22 мая в Палестинский законодательный совет (парламент ПНА) и президента ПНА (31 июля), что позволит к 31 августа провести по возможности выборы в Палестинский национальный совет (всепалестинский парламент, высший орган Организации освобождения Палестины); об этом объявил глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу Мазен) в январе 2021 г.; 2) влияние на «поведение» ПНА внешнего фактора, прежде всего, в виде политики администрации Джо Байдена в отношении палестинцев и Израиля.

Йоханан Цореф (научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), специалист по израильско-палестинским отношениям, палестинскому обществу и еврейским поселениям) и Одед Эран (старший научный сотрудник INSS, в прошлом сотрудник дипломатической службы и представитель Всемирного еврейского конгресса в Израиле) считают, что разрыв отношений между израильским политическим руководством и ПНА продолжает углубляться, и не только из-за череды выборов и политического тупика в Израиле. Они считают, что палестинский вопрос давно перестал быть главным в политической повестке дня еврейского государства.

Эксперты отмечают, что израильтяне хоть и обратили внимание на то, что ХАМАС не поддержал действующий в секторе Газа «Палестинский исламский джихад», который пытался спровоцировать конфликт с Израилем в ноябре 2019 г.; или недавние события, в результате которых могло произойти свержение Яхьи Синвара, лидера ХАМАСа в секторе Газа. Однако они не придали должного значения планам Махмуда Аббаса провести выборы во властные институты ПНА.

В INSS полагают, что зря, т.к. на этот раз ФАТХ и ХАМАС удалось достичь согласия о проведении выборов, результаты которых могут иметь далеко идущие последствиям для Израиля. Экспертов настораживает, что Израиль и США до сих пор не проявили особого интереса к серьезным усилиям по сближению между двумя палестинскими правящими движениями. Следовательно, они задаются вопросом, готово ли израильское руководство к повторению событий 2006 г., когда исламисты из ХАМАСа одержали победу на парламентских выборах в ПНА?

Речь идет о том, что на этот раз процесс сближения между враждующими с 2007 г. ФАТХом (правящим на Западном берегу р. Иордан) и ХАМАСом (контролирующим сектор Газа) отличается от предыдущих неудачных попыток (в 2014 г. во главе с премьер-министром Рами Хамдаллой уже было сформировано палестинское правительство национального согласия, главной задачей которого объявлялась подготовка всеобщих выборов, однако тогда разногласия не позволили двум движениям реализовать поставленные задачи). Изменение нынешней ситуации связано с новыми политическими обстоятельствами, среди которых: «сделка века» бывшего президента США Дональда Трампа; нормализация отношений между некоторыми странами Персидского залива и еврейским государством; намерение Израиля аннексировать части Западного берега р. Иордан, что не было реализовано из-за сближения с рядом арабских стран; кризис в связи с пандемией COVID-19; тяжелая экономическая ситуация на палестинских территориях; и значительное ухудшение положения палестинцев на региональной и международной арене. «В настоящее время, в отличие от прошлого периода, между двумя организациями установился уважительный диалог без взаимных обвинений и осуждений. Такое поведение ФАТХа и ХАМАСа оказывает влияние на другие палестинские фракции, которые сотрудничают с ними и надеются на прогресс в деле национального примирения».

Причиной такого сближения эксперты INSS называют продолжающееся (с момента переворота в Газе в 2007 г.) падение репутации ХАМАСа в палестинском обществе после военных конфликтов с Израилем, т.к. они приводили к значительным разрушениям в секторе Газа. Помимо этого движение оказалось неспособным наладить повседневную жизнь местного населения, особенно после столкновения с Израилем в 2014 г. (операция ЦАХАЛа «Нерушимая скала»). С тех пор, полагают в INSS, в руководстве ХАМАСа осознали, что жители Газы не смогут противостоять еще одному конфликту с израильской армией. Более того, в Газе понимают, что пока существует координация действий в вопросах безопасности между Израилем и ПНА, им не удастся перенести арену противостояния с еврейским государством на Западный берег р. Иордан. В этих условиях исламистское движение попыталось видоизменить свою борьбу с Израилем, переключившись на народные протесты. Такое решение объясняется также необходимостью обновить цели и задачи исламского движения, при этом сохранить характер «сопротивления». Наряду с этим существует понимание того, что ФАТХ или ХАМАС в одиночку не смогут оживить палестинскую борьбу и обратить вспять регресс палестинского дела. В результате был сделан вывод – необходимо стремиться к национальному примирению. Таким образом, на завершающем этапе президентства Трампа впервые по своей инициативе собрались все палестинские фракции с целью достижения национального единства.

Эксперты  INSS отмечают, что как только ХАМАС принял требование Махмуда Аббаса и прекратил настаивать на проведении выборов в три властных палестинских института в один день, главе ПНА не оставалось ничего другого, кроме как объявить о подготовке и проведении выборов, начиная с мая 2021 г. Такой поворот событий оживил палестинский общественно-политический процесс. Вновь появились надежды на примирение, в том числе среди многих молодых людей, которые ожидают смены руководства и желают участвовать в этом процессе. При этом никуда не делось недоверие к руководству двух правящих движений, стремление воспользоваться слабостью ФАТХа из-за раскола и память о кровавых столкновениях между ними в прошлом. Тем не менее, новая динамика вызвала процесс в палестинском обществе, который со временем будет трудно остановить.

Ряд политических решений Аббаса, в том числе по поводу того, кто имеет право выдвигать кандидатуры на выборах, создает у израильских экспертов впечатление, что они были согласованы с Газой. Трудности, которые Израиль может создать в отношении проведения выборов в Восточном Иерусалиме и в других местах, с тем, чтобы их сорвать, не отпугнули палестинские организации. Сообщалось также, что Аббас с некоторым раздражением отверг обеспокоенность по поводу проведения выборов директора ШАБАКа во время его визита в «Мукату» (официальную резиденцию главы ПНА).

Эксперты INSS пишут о том, что на повестке дня остается идея выступления ФАТХа и ХАМАСа единым списком. По мнению критиков, такое решение позволит преодолеть раскол, но не достичь примирения, и даже если произойдет сближение двух движений, по сути, это станет распределением между ними центров силы, тогда как за бортом останутся все остальные организации, другие идеи и голоса. Тем не менее, в окружении Аббаса и в руководстве ХАМАСа продолжают обсуждать такую возможность.

По мнению Й.Цорефа и О.Эрана, в ХАМАСе, стремящемся не возглавить, а стать партнером в правительстве, проявили к идее единого списка больший интерес, чем в ФАТХе. Такой список гарантировал бы исламскому движению, что в последующем оно не столкнется с остракизмом со стороны арабских и международных акторов, как это было в 2006 г. ФАТХ, возглавляющее ООП и занимающее лидирующие позиции, легитимизирует новый объединенный кабинет министров, поскольку законность его правительства уже была признана в прошлом.

В INSS полагают, что в ХАМАСе ситуацию оценивают следующим образом. Уступки, на которые они должны будут пойти для получения права участвовать в совместном правительстве, будут менее болезненными по сравнению с требованиями, выдвинутыми «Квартетом по ближневосточному урегулированию» после победы на выборах 2006 г. Таким же образом можно будет провести выборы в Палестинский национальный совет в сентябре 2021 г. после вступления в ООП ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада».

Эксперты INSS отмечают, что, несмотря на отсутствие в израильском правительстве активного рассмотрения вопроса о запланированных выборах в палестинские органы власти, в палестинских СМИ недавно появились сообщения о том, что израильские военные приходили в дома и арестовывали членов ХАМАСа и представителей оппозиции на территории ПНА с целью предостеречь их от участия в выборах. «Эти аресты могут затруднить выборную кампанию, а также ускорить процесс сближения между двумя правящими движениями».

О.Эран и Й.Цореф обращают внимание, что администрация Байдена также еще не представила свою позицию по вопросу выборов на палестинских территориях и предприняла незначительные шаги, среди которых возобновление отчислений в БАПОР. По их мнению, «это не свидетельствует о том, что нынешний хозяин Белого дома изменил политику администрации Трампа в отношении израильско-палестинского вопроса. При этом до и после президентских выборов в США представители Байдена давали понять, что он намерен восстановить отношения с палестинцами».

Попытки межпалестинского сближения, полагают в INSS, свидетельствуют о понимании в окружении Аббаса того, что им не следует ожидать от администрации Байдена давления на израильское правительство с целью возобновления политических переговоров или изменения его позиции, которая вовсе не заключается в стремлении достичь соглашения с палестинцами. Отсюда и вывод о том, что необходимо мобилизоваться единым фронтом, чтобы восстановить накал палестинской борьбы, а также установить правила игры для устранения асимметрии между палестинцами и Израилем.

Отсутствие реакции со стороны израильского правительства и администрации США вызывает вопросы у экспертов INSS, особенно с учетом слабости ФАТХа под руководством Махмуда Аббаса. Отток членов, отстранение от должности высокопоставленных лиц и намерение оставшихся баллотироваться на выборах по нескольким отдельным спискам, показывает глубину кризиса в рядах правящего на Западном берегу р. Иордан движения. Тогда как ХАМАС, несмотря на внутренние разногласия, в целом демонстрирует единство в своих рядах, и полную мобилизацию под руководством Яхьи Синвара, переизбранного главой ХАМАСа в секторе Газа. Такая сплоченность является существенным преимуществом, которое увеличивает шансы исламского движения повторить успех выборов-2006, и укрепляет его позиции в процессе сближения с ФАТХом.

По мнению экспертов INSS, два правящих движения на этот раз имеют больше шансов не ограничиться кабинетом министров примирения, а создать объединенное правительство. В этом случае оба сохранят контроль над своими анклавами, только уже в режиме координации политики и сотрудничества. «Однако [Израилю] еще можно повлиять на направление и степень реализации такой возможности».

Для этого Израилю необходимо координировать действия с Соединенными Штатами, европейскими и даже арабскими странами, для того, чтобы в первоочередном порядке восстановить фундаментальные позиции ФАТХа. «Квартет по ближневосточному урегулированию» должен подтвердить требования к ХАМАСу. Другими словами, Махмуду Аббасу необходимо дать понять, что если исламское движение не изменит свою позицию, не признает Израиль и подписанные с ним соглашения, а также не откажется от терроризма, то ни о каком диалоге с правительством с его участием не может быть и речи.

Также нужно донести до Аббаса «озабоченность, разделяемую всеми соответствующими участниками, включая страны Ближнего Востока, по поводу глубокого внутреннего кризиса, охватившего ФАТХ, и острой необходимости реорганизации движения еще до проведения выборов. Кроме того, Израиль должен инициировать возобновление диалога с палестинцами, предпочтительно при участии США, международного и арабского сообщества, с целью восстановления отношений, укрепления доверия и согласования плана возобновления политического процесса».

Кроме того, Израилю следует подготовиться к преодолению политического раскола между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа, когда Рамалла и Газа начнут координировать протестные действия не только вдоль границ с Израилем, но и по спорным вопросам на Западном берегу р. Иордан и на международной арене.

Как бы там ни было, эксперты INSS считают, что еще слишком рано говорить, является ли нынешнее сближение между ФАТХом и ХАМАСом тактикой, которая не меняет баланс сил между ними в пользу последнего, или это начало исторических перемен со стратегическими последствиями для Израиля. В любом случае, Израилю рекомендуется, с одной стороны, воздерживаться от действий, которые могли бы рассматриваться как препятствующие процессу сближения, а с другой стороны, настаивать на соблюдении своих интересов в сфере безопасности, требуя от международного сообщества придерживаться установленных условий для возможного диалога с ХАМАСом[i].

[i] Possible Rapprochement between Fatah and Hamas: Is Israel Ready? // INSS. 05.04.2021 — https://www.inss.org.il/publication/fatah-hamas/?offset=2&posts=3107

52.49MB | MySQL:103 | 0,560sec