О проблемах алжирских студентов, которые обучаются в России

Выковывание агентов пророссийского влияния в Алжире может быть нарушено в результате действий властей АНДР. Речь идет об угрозе срыва обучения алжирских студентов в России.

Об этом в последние дни сообщили молодые граждане Алжира, уже обучающиеся в высших учебных заведениях РФ и поступившие туда для получения образования по различным направлениям.

Согласно их данным, общее число алжирских студентов в российских ВУЗах превышает 300 человек. Их проблема была вызвана распространением в мире коронавирусной инфекции. В результате очное обучение в российских ВУЗах было на неопределенный срок прекращено и им пришлось вернуться в Алжир.

А после этого российская сторона ввиду усугубления ситуации с пандемией была вынуждена прервать авиационное сообщение с другими странами мира, включая Алжир. И оно до сих пор не восстановлено – АНДР по-прежнему находится в числе 95 стран, с которыми оно практически не действуют и функционируют лишь «технические» и «экстренные» рейсы.

И когда произойдет восстановление докризисного авиасообщения между Россией и Алжиром, неизвестно. Однако фактически только этим способом алжирские студенты могут вернуться к месту обучения. Если же этого в ближайшие недели и месяцы не произойдет, они могут быть отчислены из своих ВУЗов, несмотря на то, что многие из них заплатили за получение образования из своего собственного кармана.

По данным Хишема Джакера, неформального лидера алжирских студентов, обучающихся в России, они вернулись в Алжир по разным причинам, «включая финансовые и медицинские. Большинство из нас работают параллельно с учебой, чтобы иметь возможность обеспечивать себя и платить за обучение. Возможность работать в России и учиться в разгар пандемии была невозможно».

По его данным, он и его коллеги оказались заблокированы в Алжире с сентября 2020 года и были вынуждены продолжить обучение в дистанционном режиме, в онлайн-формате.

По словам Хишема Джакера, российские власти и ВУЗы уведомили их тогда, что отныне они должны продолжать свои курсы и стажировки в предварительном порядке.

Причем алжирские студенты не знали, когда они прибыли в АНДР, что предсессионная учеба возобновится с 8 февраля 2021 года, и их уведомили, что продолжить учебу в онлайн-режиме уже невозможно.

Джакер сказал: «Мы были с опозданием проинформированы российскими властями и нашими университетами, что электронное обучение (по интернету) со второго семестра прекращается».

И вот уже в начале февраля текущего года из застрявших в АНДР алжирских студентов сформировалась инициативная группа во главе с Хишемом Джакером, которая обратилась для разрешения ситуации в алжирский МИД. Там, согласно его заявлению, их «принял высокопоставленный чиновник, который предложил нам написать в Министерство высшего образования, МВД и другие высшие алжирские правительственные структуры. После этого нас принял высокопоставленный чиновник Министерства высшего образования, который попросил нас предоставить ему необходимые документы, подтверждающие, что мы являемся студентами в России. Далее он поручил передать их в МИД АНДР, чтобы отправить в наше посольство в России».

«Несмотря на столь обнадеживающие результаты, в то же время мы не переставали стучаться во все двери, чтобы решить нашу проблему. Так, были запрошены другие высокопоставленные государственные чиновники, в том числе омбудсмен АНДР Карим Юнес. Однако иного результата, кроме обещаний, нет, хотя все условия к этому располагают – так, Москва в начале 2021 г. открыла свои границы примерно тридцати странам, в том числе и Марокко»,- заявил  студенческий лидер.

Дополняя заявление Хишема Джакера, отметим, что уровень отношений мароккано-российских отношений на порядок ниже, чем алжиро-российских.

Кроме того, студенты отметили и другой неприятный момент – ответа на их запросы из МВД АНДР так и не последовало.

На этом основании пострадавшие делают вывод: «Алжирцам ничего не положено, а все в первую очередь из-за того, что именно алжирское воздушное пространство остается закрытым и потому и российской стороне ни к чему его открывать в одностороннем порядке».

С другой стороны, Россия могла бы сама инициировать данный процесс, что сподвигло бы Алжир действовать аналогичным образом.

В любом случае, по мнению Хишема Джакера, заблокированные не по своей воле в Алжире студенты, подвергаются большому риску быть отчисленными из своих университетов.

По его словам, особенно сложная ситуация складывается для абитуриентов, наметивших поступление в вузы, «чтобы пройти практическую работу, сдать экзамены, в то время как другие, особенно студенты первого курса языка, должны изучать русский язык, чтобы перейти на второй класс и продолжить учебу. Есть также студенты, которые должны в обязательном порядке представить свои выпускные диссертации и прочие документы в этом году, чтобы получить дипломы об окончании образования».

В этой связи студенты призывают алжирские власти президента А.Теббуна найти решение в кратчайшие сроки.

Что же произошло реально?

Заметим, что решение относительно приостановки «стандартного» авиасообщения между Алжиром и Россией – фактически, продукт обоюдного решения.

Разумеется, в вопросе возобновления «обычного» авиасообщения необходимо подходить очень осторожно, поскольку в АНДР растет количество подтвержденных случаев заражения коронавирусной инфекцией, как растет и динамика заболевания. Так, за истекшую неделю официальный уровень заболеваемости вырос на 14 % до 2.1 случая на 100 тысяч жителей с 1.8 случая за неделю предыдущую. На практике это в среднем лишь 110 – 130 заболевших в день на 45-миллионную страну.

Между тем, в самой России в большинстве регионов эти показатели в разы выше. И в этих условиях серьезных причин для опасения относительно завоза в РФ новых больных, во всяком случае, в большом масштабе, практически нет.

Во всяком случае, отфильтровать 300 с небольшим человек, прибывших, скажем, одним – тремя бортами и поместить их на обязательный карантин, выявив всех инфицированных лиц, несложно.

Причем, казалось бы, вопрос вообще не заслуживает в силу своей незначительности серьезного внимания. Но это не так. Ведь речь идет об обучении людей, которые в самом скором времени займут далеко не последние позиции в Алжире, его государственных и бизнес-структурах, ибо высшее образование здесь, особенно техническое, котируется достаточно высоко. А люди, обучавшиеся в той или иной стране, как известно, в той или иной мере являются агентами влияния государства, предоставлявшего площадку для обучения.

Такая ситуация наблюдается и с алжирцами, обучающимися в России. Как известно, в очень многих случаях многие вопросы двусторонних отношений решаются именно через таких агентов влияния.

Но в том случае, если сезон обучения 2021 года сорвется по причине наплевательского отношения алжирских властей к собственным гражданам со своей стороны и невнимания к данной проблеме Москвы, в будущем число их может сильно сузиться, а нам – больно «аукнуться» при реализации тех или иных задач.

Казалось бы, никакой катастрофы не произойдет, если в этом году алжирские студенты не поедут на учебу в Россию. Однако не факт, что при таком раскладе они появятся в РФ и в 2022, и в последующие годы. Ибо отрицательный опыт 2021 г. не может не сказаться на привлекательности России в качестве страны обучения и повлиять на число наших потенциальных агентов влияния в Алжире в будущем.

Соответственно, это отнюдь не чисто алжирская проблема, а во многом и российская. Ибо выковывание агентов своего влияния – процесс длительный и хрупкий, но его способно обрушить нынешнее положение вещей, когда родная для алжирских студентов страна ведет себя индифферентно по отношению к созданию высокообразованных кадров. А другая, в лице Москвы, видимо, считает это делом сугубо алжирским, а может быть, даже и не знает о создавшейся ситуации.

Предположим, что никакого злого умысла со стороны алжирских чиновников в данном случае нет и что реально данная ситуация вызвана традиционной инертностью бюрократии АНДР, которая крайне медлительно и осторожно принимает решения и еще более крайне неохотно их пересматривает. Но поскольку воспитание по крайней мере части алжирской элиты в пророссийском духе при помощи обучения в ВУЗах РФ всецело отвечает интересам Москвы, именно она должна инициировать возвращение на свою территорию иностранных студентов.

62.86MB | MySQL:102 | 0,520sec