Ситуация в Сомали: март 2021 г.

5 марта свыше 20 человек погибли, до 30 получили ранения в результате подрыва заминированной автомашины близ популярного ресторана в Могадишо. Ответственность за теракт взяло на себя исламистское движение «Аш-Шабаб». Боевики этого движения были изгнаны из Могадишо военными из контингента Африканского союза Amisom, однако они продолжают контролировать значительные территории, откуда совершают вылазки в столице страны.

12 марта Совет Безопасности ООН продлил до декабря мандат Amisom. Соответствующая резолюция, проект которой был подготовлен Великобританией, была принята единогласно. В ней содержалось требование к властям Сомали провести выборы, не доводя дело до новой задержки. В процессе подготовки резолюции выявились разногласия между западными странами и африканскими странами – членами Совбеза (Кения, Нигер, Тунис), в частности, по вопросу финансирования Amisom. Резолюция, в частности, разрешает «странам – членам Африканского союза поддерживать численность военных (в Сомали) в 19626 человек до 31 декабря 2021 г.». В ней также содержится совет «начать в 2021 году постепенную передачу» функционала миссии «силам безопасности Сомали».

14 марта в Найроби было объявлено, что Кения не примет участие в начавшихся день спустя слушаниях в Международном суде в Гааге по вопросу пограничного спора между этой страной и Сомали. Обе страны придерживаются разных подходов относительно определения морской границы между ними в Индийском океане. Речь идет об акватории в 100 тысяч кв. км, богатой морепродуктами и с большим потенциалом по части углеводородов.

Этот пограничный спор уже давно отравляет отношения между Кенией и Сомали. В декабре 2020 г. Сомали объявило о разрыве дипломатических отношений с Кенией. Последняя в феврале с.г. отозвала своего посла из Могадишо, обвинив Сомали в работах по разведке углеводородов в спорном районе. В 2009 г. две страны договорились было урегулировать проблему путем переговоров, но они не были организованы. В 2014 г. Сомали обратилось в Международный суд. В феврале 2017г. несмотря на протесты Кении он объявил себя компетентным для рассмотрения тяжбы.

19 марта глава Госдепа США Энтони Блинкен призвал власти Сомали «немедленно» организовать выборы для того, чтобы вывести страну «из тупика», который «угрожает» этой стране. В своем коммюнике он выразил «глубокую озабоченность избирательным тупиков в Сомали, который создает политическую неопределенность и угрожает безопасности, стабильности и развитию страны». «Мы побуждаем руководителей Сомали сохранить будущее страны и прийти к соглашению, которое бы немедленно привело к проведению парламентских и президентских выборов», — сказал он.

Выборы в Сомали должны были состояться до 8 февраля с.г. – дня завершения мандата президента Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо). Однако они не были организованы из-за противоречий между центральными властями и регионами. Кандидаты на пост президента от оппозиции после этого объединились в коалицию, которая заявила, что Фармаджо больше не является президентом.

24 марта Кения объявила о своем намерении окончательно закрыть два лагеря беженцев на своей территории, в которых проживают свыше 400 тысяч человек из Южного Судана и Сомали. При этом было подчеркнуто, что переговоров о будущем лагерей в Какуме и Дадаабе больше не будет. МВД Кении потребовало от Агентства ООН по делам беженцев в 14-дневный срок представить план по закрытию лагерей в Какуме и Дадаабе, начавших работу 29 и30 лет назад соответственно.

В лагере в Какуме на северо-западе Кении проживают около 190 тысяч человек, это главным образом выходцы из Южного Судана. Дадааб, находящийся на северо-востоке Кении близ границы с Сомали, дал приют примерно 250 тысячам беженцев из Сомали.

За последние годы Кения уже неоднократно угрожала закрыть лагерь в Дадаабе, который она не без оснований представляла как угрозу собственной безопасности и территорию, на которой рекрутировались боевики движения «Аш-Шабаб» и с которой они проводили свои операции в этой стране.

По данным кенийских властей, именно из лагеря в Дадаабе были организованы атаки на торговый центр «Вестгейт» в Найроби в 2013 г. и университет в Гариссе в 2015 г. В 2016 г. правительство Кении объявило о намерении закрыть Дадааб, однако Верховный суд назвал это решение антиконституционным, заявив, что оно нарушает международные обязательства Кении. В 2019 г., два месяца спустя после атаки на отель «Дюзит» в Найроби, в результате которой погибли 21 человек, кенийские власти вновь заговорили о закрытии лагеря, но эти разговоры не трансформировались в практические дела.

Как уведомило Агентство ООН по делам беженцев, в ведении которого находятся оба лагеря, власти Кении уведомили его о намерении закрыть лагеря в «кратчайшие сроки».

В марте стало известно, что американские военные при президенте Джо Байдене потеряли имевшееся у них право самостоятельно принимать решения на применение ударных беспилотников против джихадистов в Сомали. Отныне «зеленый свет» на их применение им придется получать от Белого дома. Это, без сомнения, усложнит процедуру принятия решения на их применение.

28 марта, за две недели до президентских выборов в Джибути, главарь  движения «Аш-Шабаб» Ахмед Дирийе (боевой псевдоним — Абу Обейда Ахмад Омар) призвал своих сторонников к нанесению ударов «по американским и французским интересам» в этой стране. Движение «Аш-Шабаб» распространило видеозапись его обращения. В нем он обрушился с критикой на президента Джибути  Исмаила Омара Гелле, находящегося у власти с 1999 г. и претендовавшего на пятый мандат, в получении которого мало кто сомневался по итогам выборов, назначенных на 9 апреля. Главарь «Аш-Шабаб», в частности, утверждал, что Гелле превратил Джибути в «военную базу, с которой планируется и ведется любая война против мусульман в Восточной Африке». Он призвал боевиков движения сделать американские и французские цели в Джибути их «абсолютным приоритетом».

Джибути принимает несколько иностранных военных баз. Во-первых, в этой бывшей французской колонии находится французская военная база, на которой находятся около 1500 солдат. Во-вторых, там находится единственная в Африке американская военная база с 4 тысячами солдат. Там же представлены базы Японии, Италии и Китая. Со своей стороны воинский контингент от Джибути значится в составе Amisom.

В мае 2014 г. боевик-смертник из движения «Аш-Шабаб» атаковал посещаемый иностранцами ресторан в Джибути. Тогда погиб гражданин Турции, ранения получили до 20 человек, в том числе 7 французов, 4 немца, 3 испанца и 6 голландцев.

29 марта очередное взрывное устройство сработало в Могадишо под автомобилем чиновника. В результате теракта погибли по меньшей мере 4 человека, несколько получили ранения.

В целом, с учетом известно заявления главаря движения «Аш-Шабаб» можно ожидать, что джихадисты попытаются устроить несколько показательных терактов в Джибути. Вопрос сейчас только в том, насколько готовы к подобному развитию событий местные спецслужбы.

52.3MB | MySQL:103 | 0,603sec