О новых экономических приоритетах стран Персидского залива после пандемии коронавируса

Постепенное восстановление мировых цен на энергоресурсы в течение 2021 года позволяет богатым нефтегазовым странам Персидского залива пересматривать свою экономическую политику, опираясь на уроки пандемии коронавируса. Сегодня цены на нефть достигли комфортного уровня более 63 долларов за баррель, что втрое превышает уровень цен в разгар пандемии годом ранее,  в апреле-мае 2020 года. За этот период большинство стран-экспортеров нефти и газа в регионе Персидского залива серьезно пострадали – сокращение их экономического роста оказалось сильнее, чем когда-либо за последние три десятилетия. Согласно данным Международного валютного фонда, дефицит национальных бюджетов этих стран в совокупности достигал доли в 10-11% от валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как до пандемии он всегда удерживался в пределах безопасного уровня в 3%. Например, ВВП Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ сократилось самым существенным образом с 1990-х гг.

В этом контексте, по мере восстановления энергетических рынков и стабилизации цен на энергоресурсы, страны Персидского залива синхронно ищут пути предотвращения новых рисков для своих экспортозависимых экономик. Весной 2021 года многие из них активизировали усилия по продаже и приватизации своих энергетических активов. Наиболее активно на этом направлении действуют ведущие игроки – Саудовская Аравия и ОАЭ, но также и другие аравийские монархии – Катар, Оман и Кувейт. По сути преследуется задача продажи части акций и бондов ведущих и контролируемых государством компаний через многомиллиардные сделки в целях получения свободной денежной массы для комфортного позиционирования и формирования национального бюджета. Задача – привлечь инвестиции на диверсификацию и развитие пострадавшей от пандемии экономики, а также обеспечить и выполнение важных социальных обязательств, взятых государствами на пике кризиса.

Диверсификация экономической модели сегодня жизненно необходима странам Персидского залива в условиях перехода к «зеленой» экономике, новым технологиям и цифровизации. Саудовская Аравия, например, рассчитывает инвестировать часть из полученных от продажи энергетических активов ресурсов на развитие собственного производства электромобилей. При содействии компании «Бостон консалтинг» разработка такого производства уже началась в 2021 году. Рынок электромобилей сегодня поистине переживает бум, и лидирующие в этом секторе страны — Китай, США и Европа – планируют к 2040 году обеспечивать более 40-50% всех продаж на автомобильном рынке за счет электромобилей. Другая важнейшая и перспективная отрасль для инвестиций – медицина и фармацевтика, для налаживания в перспективе собственного производства вакцин. Пандемия, включая закупку иностранных вакцин, обошлась для стран Персидского залива дорогой ценой. Наиболее сильно пострадали туризм, авиаперевозки и продовольственный сектор. Например, ОАЭ на сегодня является второй страной после Израиля по темпам вакцинации и уже привила 60% населения, используя вакцины сразу от четырех производителей – российский Спутник V, китайскую вакцину Sinopharm, а также Pfizer и Astra Zeneca.

Продажа энергетических активов странами Персидского залива производится достаточно взвешенно. С одной стороны, есть понимание того, что в долгосрочной перспективе это актив с падающей доходностью, по мере роста устойчивых экономических моделей и перехода к возобновляемым источникам энергии. Поэтому стремление продать эти активы сейчаc, на фоне некоторого оживления на нефтегазовых рынках, вполне обосновано. В конце апреля, Саудовская Аравия анонсировала планы крупнейшей государственной нефтяной компании «Арамко» продать долю в размере 20 млрд долларов США через выпуск бондов.  Аналогичной политики придерживается и ведущий нефтяной гигант ОАЭ – государственная компания «Аднок».  К энергетическим активам стран Персидского залива проявляют большой интерес американские компании. Так, 10 апреля стало известно о том, что американские компании инвестируют около 13 млрд долларов в трубопроводную систему «Арамко». Кроме того, в газовые активы ОАЭ американские инвесторы с середины прошлого года вложили 15 млрд долларов.

Примечательно, что эти процессы были запущены еще ранее, но заметно ускорились под воздействием пандемии. Оба нефтяных лидера – ОАЭ и Саудовская Аравия  — запустили первые шаги по приватизации «Аднок» и «Арамко» еще в 2017 году, в том числе через первичное публичной размещение (IPO). С пандемией приоритеты арабских стран по диверсификации экономики и доходной части бюджета только усилились, чтобы минимизировать риски для экономического развития в будущем.

Примеру региональных лидеров начинают следовать и другие страны Персидского залива. Например, катарская государственная нефтяная компания Qatar Petroleum в начале 2021 года также заявила о планируемой многомиллиардной сделке. Компания впервые выйдет на рынок бондов и намерена заработать до 10 млрд долларов для инвестиций в развитие экспортного потенциала для сжиженного газа. Также задача состоит в сокращении долговой нагрузки и сбалансировать бюджет страны в условиях сохраняющейся неопределенности в экономике и негативных последствий пандемии.

Султанат Оман также придерживается общей стратегии, но предпочитает действовать более аккуратно и взвешенно, с учетом уязвимости своей экономики по сравнению с более богатыми соседями. Первый выход на рынок евробондов ведущая нефтяная компания Омана OQ запланировала через продажу активов в размере 500 млн долларов США, чтобы компенсировать отчасти долг в размере 3 млрд долларов. Вставший у руля Омана в прошлом году новый султан Хайтам бен Тарик стремится привлечь новую волну иностранных инвестиций в страну, что в нынешней ситуации мировой рецессии сделать весьма затруднительно.

Кувейтская государственная компания Kuwait Petroleum уже огласила планы по выходу на рынок международных бондов и нацелена на привлечение до 20 млрд долларов США в последующие пять лет, чтобы компенсировать упавшие доходы и сократить бюджетный дефицит.

С другой стороны, c учетом стратегической значимости энергетики для национальной безопасности практически всех стран Персидского залива, их руководство придерживается аккуратной стратегии. На продажу выставляются в первую очередь активы субсидиарных компаний, тогда как основные акции головной компании остаются под государственным контролем. В наиболее чувствительных секторах, включая трубопроводы и нефтяную инфраструктуру, вместо прямой продажи инвесторам предлагается долгосрочная концессия.

62.84MB | MySQL:102 | 0,519sec