О стратегии Египта в обеспечении внутренних потребностей страны в водных ресурсах

Географические, ландшафтные, климатические и природные особенности Египта обусловили уникальную систему обеспечения потребностей страны в пресной воде. Эта уникальность заключается в том, что на протяжении тысячелетий главным источником, позволяющим удовлетворять спрос на этот ресурс, был и остается Нил, протекающий по территории Египта. Трудно переоценить роль этой великой реки в экономическом и культурном развитии страны на протяжении всех периодов ее истории, а также сегодня. Достаточно сказать, что около 95% населения страны проживает только на 7% ее территории, главным образом вдоль берегов Нила.

С учетом появления новых факторов, существенно способствующих обострению отношений между отдельными государствами, расположенных в бассейне Нила по причине разногласий относительно режима использования ресурсов реки, можно с уверенностью утверждать о расширении влияния «водного вопроса» и на внешнюю политику, проводимую Каиром в последние годы.

Надежное функционирование системы эксплуатации водных ресурсов является необходимым условием для обеспечения жизни населения Египта. В то же время ряд объективных и субъективных факторов обуславливают повышение уязвимости этой системы. Следовательно, интерес представляет не только обостряющиеся разногласия по «водному вопросу» властей арабской республики с правительствами отдельных африканских стран и пути их урегулирования, но и анализ видения политического руководства Египта ситуации в сфере обеспечения нужд населения и отраслей экономики, а также дальнейшая стратегия в эксплуатации этого ценнейшего и ограниченного ресурса.

Настоящая статья основана на анализе стратегического документа «Стратегия увеличения и управления водными ресурсами 2050» (далее – Стратегия 2050), представленным широкой общественности упомянутым Министерством водных ресурсов и ирригации (далее – Министерство) в 2018 году, иных правительственных документов, а также на ряде экспертных публикаций.

Исходя из правительственных публикаций и Стратегии 2050, можно выделить следующие угрозы национальной безопасности страны, связанные с водным сектором.

  1. Ограниченность водных ресурсов

Согласно данным Министерства, объем внутреннего спроса на пресную воду сегодня достигает 110 млрд куб. м в год. Из них около 70% потребляется предприятиями агропромышленного комплекса, домашними хозяйствами в сельской местности, жителями деревень и поселков, 10% идет на производство питьевой воды, остальные 20% удовлетворяют потребности предприятий по производству электроэнергии, обрабатывающей промышленности, транспорта.

Имеющиеся в распоряжении государства ресурсы пока способны удовлетворять нужды в той степени, которая позволяет обеспечивать потребности населения и экономическое развитие страны. Однако даже сегодня государственные органы, многие предприятия частного сектора, фермерские и домашние хозяйства вынуждены соблюдать требования экономии. К примеру, по состоянию на 2019 год на каждого жителя страны приходилось 570 куб. м в год, тогда как прогнозы указывают на сокращение показателя до 500 куб. м в год к 2025 году. При этом некоторые эксперты в области гидрологии рассматривают ситуацию с обеспечением водой населения при показателе ниже 1000 куб. м в год как соответствующую критерию водного дефицита.

При этом уже около 30 млрд м. куб сегодня приходится на импорт. Под последним термином правительство арабской республики понимает ту долю водных ресурсов Нила, которая поступает сверх нормативов, определенных действующими (в трактовке Каира) соглашениями с Суданом от 1929 и 1959 гг. При текущем объеме потребления разница между объемом ресурсов, принадлежащих Каиру на основании упомянутых соглашений (без учета импорта), которые могут быть получены без ущерба для окружающей среды, и внутренним спросом составляет около 20 куб. м в год. Министерство трактует эту ситуацию как дефицит, однако сокращение объемов импорта в обозримой перспективе Каиром не планируется.

  1. Углубление противоречий между странами бассейна Нила, которые способны повлиять на объемы ограниченных водных ресурсов, имеющихся в распоряжении Египта, а также высокая зависимость системы водоснабжения арабской республики от стока с другой территории (по данным Министерства, 97% этого стока формируется за пределами границ страны).

Особо отметим, что несмотря на наличие этой угрозы, Стратегия 2050, равно как и все предыдущие плановые и стратегические документы, утвержденные правительством, не допускают в своих прогнозах и планах вероятности наступления сценария снижения поступления объема водных ресурсов вследствие реализации инфраструктурных проектов другими соседними странами или по иным причинам. Не исключено, что это признак уверенности Каира в том, что такую ситуацию он не допустит ни при каких обстоятельствах.

  1. Увеличение численности населения при том, что доступные объемы водных ресурсов не изменяются значительно.

Напомним, что текущие темпы прироста население превышают 2,5 млн чел в год, а за последние 30 лет это обусловило общее увеличение численности египтян на 40%. Упомянутая особенность уже трактуется властями арабской республики как угроза национальной стабильности.

По мнению руководства Египта, дальнейшее развитие этой тенденции способно привести к недопустимому для экономического развития страны уровню дефицита к 2030-м гг., что отразится главным образом на предприятиях агропромышленного комплекса и работе частных фермерских хозяйств. Кроме того, прямым последствием реализации неблагоприятного сценария этой угрозы может стать усугубление ситуации с обеспечением продовольственной безопасности.

  1. Обострение конкуренции за водные ресурсы между различными секторами экономики и населением (таких, как агропромышленный комплекс, обрабатывающая промышленность, предприятия по производству питьевой воды). Эта угроза усугубляется такими факторами, как плотная концентрация населения на ограниченной территории, высокие темпы роста внутреннего спроса на воду, снижение ее качества вследствие загрязнения.

Хотя правительство не упоминает угрозы обострения в будущем конкуренции не только между субъектами экономики, но и между внутренними регионами страны, с учетом особенностей Египта полностью исключать такую вероятность не стоит.

  1. Изменение климата упоминается в качестве угрозы, способной повлечь повышение уровня моря, эрозию почв и ухудшение качества подземных источников, а также снижение урожая и увеличение потребностей в водных ресурсах на производство некоторых видов продукции агропромышленного комплекса.

Что касается влияния изменения климата на Нил, то правительство упоминает о возникновении неопределенности в будущем относительно объемов воды, поступающей по течению реки. При этом в ряде ведомственных публикаций Египта отмечается, что фактическая ситуация с изменением климата может отличаться от прогнозов, а оценка их последствий может быть только условной. Об уже существующей тенденции к истощению или существенному сокращению ресурсов, которыми обладает Нил, правительство не упоминает. Не исключено, что влияние глобального изменения климата на объемы водного стока Нила пока не доказано.

  1. Высокий уровень загрязнения Нила в результате утечки сточных вод, а также отходов от промышленной и муниципальной деятельности. По данным правительственных источников, ежегодно в Нил попадает около 150 млн тонн только индустриальных отходов. Эта тенденция оказывает существенное влияние на качество используемой воды и требует пересмотра режима контроля процессов утилизации и поддержки благоприятной экологической обстановки в реке Нил.
  2. Недостаточный уровень рациональности и экономии при эксплуатации водных ресурсов, что является следствием недостаточной эффективности ирригационных систем (в стране функционирует 29 тыс. км каналов, которые, по некоторым оценкам, теряют до 3 млрд куб. м воды в год вследствие инженерных ошибок и несоблюдения требований рациональности и экономии), низкого уровня технологического оснащения предприятий АПК и фермерских хозяйств, отсутствием стимула для экономии воды, ограниченного применения технология повторного использования воды и т.д.

Ответом на эти угрозы является Стратегия 2050, цель которой – обеспечить водную безопасность Египта путем управления системой водоснабжения, а также путем организации рационального и эффективного потребления воды.

Стратегия 2050 предполагает 4 основных направления развития:

— увеличение доступных объемов водных ресурсов;

— рационализация использования водных ресурсов;

— улучшения качества используемой воды;

— создание благоприятной среды для внедрения стратегии.

В документе сказано, что Египет будет оставаться приверженным принципу сохранению диалога и углубления отношений с государствами бассейна Нила по вопросам эксплуатации водных ресурсов этой реки. Вместе с тем упомянуто, что попытки иных стран повлиять на долю водных ресурсов, приходящихся на арабскую республику, являются недопустимой «красной линией».

Основным источником воды является река Нил, на который приходится более 90% используемых ресурсов. По состоянию на 2018 год подземные источники в совокупности дают около 2,1 млрд куб. м, дожди — 1,3 млрд, оборудование по опреснению соленой воды (как морской, так и из соленых озер)  – 0,3 млрд в год (в настоящее время последний показатель увеличен).

Согласно Стратегии 2050, имеются возможности для расширения использования подземных источников воды, среди которых:

— более активная эксплуатация тех источников, которые уже используются в хозяйстве, но под усиленным контролем предупреждения негативных последствий для экологии;

— модернизация процессов извлечения подземных вод, в том числе с применением оборудования, использующего солнечную энергию.

Стратегия 2050 не упоминает о возможностях создания мощностей по извлечению воды, содержащейся в так называемом Нубийском водоносном слое (схожие проекты реализовывались в Ливии). Правительственные документы 2000-х гг. указывали, что эти ресурсы не представляют собой коммерческого интереса для Египта по причине геологических особенностей и географического расположения.

Дожди являются важным источником для обеспечения внутренних потребностей в районе побережья Красного моря и Синайского полуострова. Стратегия 2050 предполагает дальнейшее использование этого источника и содержит перечень направлений, цель которых — максимизация использования «дождевого» потенциала с учетом требований по недопущению нанесения ущерба окружающей среде. Среди этих направлений следует выделить расширение мощностей, предназначенных для сбора, хранения и транспортировки дождевой воды, их техническая модернизация, а также разработку атласа флоры и лесов, а также календарей в целях определения порядка использования дождевой воды при минимальном нанесении ущерба экологической системе.

Отметим, что ввиду объективных причин потенциал для увеличения объемов воды, поступающих как от дождей, так и за счет эксплуатации подземных источников, существенно ограничен. Вместе с тем, несмотря на их скромную долю в системе водоснабжения (не более 3,5%) их роль важна для обеспечения потребностей отдельных районов и населенных пунктов страны, а для некоторых из них они являются единственным источником. Это позволяет предположить, что руководство страны будет продолжать уделять внимание этим видам источников.

В качестве отдельного направления рассматривается расширение предприятий по опреснению морской воды и воды из соленых озер. Причем в случае наличия возможности использования последних предпочтение должно отдаваться им, что, вероятно, обусловлено более низкой себестоимостью.

Стратегия 2050 не приводит каких-либо прогнозов относительно будущей структуры водоснабжения, в том числе не содержит данных о плановых показателях по объему и доли «опресненной» воды в будущем. Однако в ней указывается, что «опреснение является одной из важнейших составляющих стратегии в борьбе с ожидаемым дефицитом и для использования в качестве питьевой воды». Применение этих методов будет расширяться в районах побережья Красного моря и в тех районах, где доступ к другим источникам ограничен. Стратегия 2050 также указывает на необходимость учета аспектов, связанных с развитием технологий в сфере опреснения, а также снабжения энергией предприятий, осуществляющих производство воды таким способом. В рамках этой части Стратегии 2050 планируется также создание новых и модернизация устаревших мощностей по производству питьевой воды из Нила. Правительство Египта намерено использовать передовые технологии, в том числе зарубежные, а также оборудование, производящее энергию за счет солнечного света, в сфере опреснения и производства питьевой воды, уделять внимание научным исследованиям, а также снижать таможенные сборы для импорта оборудования, используемого в сфере опреснения.

Согласно данным Oxford Business Group, по состоянию на начало 2020 года в Египте функционировали 58 предприятий по опреснению воды, совокупная мощность которых составляла 440 тыс. куб. м в день. В стадии реализации находятся дополнительные проекты по созданию новых опреснительных станций общей мощностью 1,4 млн куб. м в день. Как упомянуто в независимом исследовании, графики реализации последних сорвались из-за пандемии COVID-19, но после завершения совокупная мощность египетских предприятий по опреснению воды достигнет 1,8 млн куб. в день.

Журнал Afric 21 в середине 2020 года сообщил о планах правительства Египта инвестировать 2,8 млрд долл. США в период до 2025 года для строительства мощностей по опреснению в целях достижения совокупной мощности предприятий страны 2,44 млн куб. м в год.

Даже в случае завершения упомянутых проектов совокупные объемы производства воды за счет технологий по опреснению не превысят 1,5 % от потребностей. Однако те темпы роста, которые демонстрирует отрасль в течение последних лет, и заявления, содержащиеся в Стратегии 2050, указывают на высокую вероятность того, что работа правительства в этом направлении будет продолжена. По нашей оценке, дальнейшее развитие отрасли производства воды путем ее опреснения в Египте будет зависеть главным образом от возможностей государства по ее финансовому и материально-техническому обеспечению. Основным и, возможно, единственным инвестором в расширение предприятий по опреснению воды в Египте сегодня является государство.

Большое внимание в Стратегии 2050 уделено рационализации потребления воды агропромышленным комплексом, целью которого является не допустить роста дефицита воды для реализации планов в экономике. В качестве инструментов по реализации этих целей указываются, в том числе

— использование более современных технологий в процессе орошения,

— поддержка производства тех сортов сельскохозяйственных культур, которые потребляют меньше воды и характеризуются более коротким жизненным циклом,

— препятствование выращиванию и экспорту культур, требующих большего объема воды,

— стимулирование фермерских хозяйств использовать более рациональные способы ирригации и орошения, поощрения инициативности и креативности в этом направлении

— расширения методов повторного использования воды

— проведение и поддержка научных исследований в сфере рационализации и экономии воды в агропромышленном комплексе.

Эти мероприятия планируется проводить на условиях интегрированного с другими министерствами (сельского хозяйства, экономики, здравоохранения, транспорта, науки и др.).

В сфере производства питьевой воды Стратегия 2050 предполагает строительство и модернизацию производственных, распределительных мощностей, повышение стандартов качества питьевой воды, расширение возможностей использования воды из подземных источников для питья, внедрение современных технологий в сфере производства и очистки питьевой воды и другие меры.

Государство намерено инвестировать в создание новых очистных сооружений. Согласно данным Oxford Business Group, в стадии реализации проект по созданию 52 предприятий на берегах Нила, из которых завершено 26. Их общая мощность составит 418 млн куб. м в день. Стратегия 2050 уделяет внимание этому вопросу и подтверждает намерение улучшать экологическую обстановку на реке Нил. Однако согласно ряду оценок уровень финансовых и технологических возможностей Египта сегодня не соответствует масштабам задач, выполнение которых способно кардинально улучшить ситуацию.

В целом перечень мероприятий, направленных на рационализацию потребления воды, улучшение ее качества и экологии, борьбу с последствиями изменения климата, которые наметили власти Египта, очень широкий и заслуживает отдельного исследования.

Важно отметить, что при сохранении текущего объема ресурсов, поступающих в Египет, ситуация с водоснабжением в арабской республике остается удовлетворительной. Но вследствие влияния таких факторов, как увеличение численности населения, загрязнение вод Нила и нерациональное использование ограниченного ресурса в течение ближайшего десятилетия последствия масштабы дефицита могут нанести серьезный вред агропромышленному комплексу, что приведет к угрозам продовольственной безопасности и дестабилизации страны. Однако с учетом наличия широкого комплекса инструментов, которые способны существенно смягчить негативные последствия водного кризиса, власти не рассматривают такой негативный сценарий как неизбежный. Но для недопущения этого необходимы масштабные реформы и нововведения во многих сферах.

С учетом масштабов проблемы и внимания, уделяемого со стороны властей арабской республики, можно с уверенностью предположить, что в ближайшие годы государственный контроль системы водоснабжения и водопотребления в Египте будет расширен и углублен, равно как и инвестиции в этих направлениях. Однако масштабы последних будут существенно зависеть от возможностей государства.

Перечень и объемы задач, определенные Стратегией 2050, затронут не только работу конкретных министерств, регионов или предприятий, а коснутся подавляющего большинства граждан и экономических субъектов Египта. Некоторые положения Стратегии 2050 можно сравнить с масштабными реформами, изменением философии отношения к воде, трансформацией некоторых подходов и традиций. Эффективная организаторская работа правительства Египта и ответственность египтян. А также их готовность к масштабным переменам напрямую определят состояние национальной безопасности арабской республики в водном вопросе в ближайшие годы.

52.3MB | MySQL:103 | 0,546sec