О визите главы МИД ПНЕ Ливии Н.аль-Манкуш на Мальту на фоне экономических проблем

10 мая министр иностранных дел и международного сотрудничества Ливии Наджла аль-Манкуш провела встречу с министрами иностранных дел и финансов Мальты Эваристом Бартоло и Клайдом Каруаной в столице Ла-Валлетте. Министр обсудила с мальтийскими коллегами борьбу с нелегальной миграцией, защиту границ, а также важность возобновления полетов гражданской авиации между Мальтой и Ливией с целью «открытия дверей для торговли и инвестиций».

Стороны договорились о проведении экономического форума между Торговыми палатами и Советами бизнесменов двух стран для расширения и поддержки двустороннего сотрудничества в области экономики и торговли, помимо укрепления сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков, психотропных веществ, организованной преступностью, морским и воздушным пограничным контролем и контрабандой топлива.

Министры также говорили об исторических торговых связях между двумя странами и выразили свою приверженность укреплению коммерческих операций мальтийских компаний в Ливии и содействию новым инвестициям, которые будут полезны как для Мальты, так и для Ливии.

Министр иностранных дел Ливии подчеркнула необходимость уделять внимание ливийской общине на Мальте и призвала мальтийское правительство преодолеть трудности и ее проблемы на острове, особенно, упростив процедуры выдачи вида на жительство и въездных виз для студентов.

Н.аль-Манкуш призвала мальтийскую сторону попытаться решить проблему с двумя находящимися под арестом ливийскими самолетами Global 5000, принадлежащими компании United Aviation, которые в настоящее время удерживаются на Мальте, куда прибыли для технического обслуживания.

Министр также призвала правительство Мальты ускорить определение даты подписания Меморандума о взаимопонимании, представленного ливийской стороной по таможенному сотрудничеству, а также установить соответствующий механизм для ограничения контрабанды товаров и наркотиков и обмену информацией по вопросам безопасности между двумя странами, во исполнение торгового соглашения, подписанного между Ливией и Мальтой 7.07.1971 г.

Со своей стороны, министр иностранных дел Мальты подтвердил, что его страна будет продолжать добиваться мира и стабильности в Ливии, чтобы «она могла пользоваться своим богатством».

Он отметил, что Мальта останется открытой для того, чтобы действовать как мост между Ливией и остальной Европой для достижения безопасности и мира в Средиземноморье и Европе.

Два мальтийских министра подтвердили возобновление работы в их посольстве в Триполи и ведущуюся работу по открытию консульств в Бенгази и Мисурате.

В ходе переговоров ливийская сторона также обратилась к мальтийскому правительству с просьбой помочь вернуть более 80 млн евро с замороженных банковских вкладов, связанных с семьей Муаммара Каддафи.

Осведомленные источники сообщили The Times of Malta в среду 12 мая, что Н.аль-Манкуш выразила намерение Ливии обеспечить  возвращение сотен миллионов евро, которые родственники и сторонники бывшего лидера Джамахирии, как полагают, депонировали на Мальте, и попросила ее правительство вмешаться и заставить «Валлетта банк» снять арест с замороженных миллионов, якобы связанных с Каддафи, «в знак доброй воли», и, после почти десятилетних попыток, вернуть их.

Э.Бартоло ответил своему ливийскому коллеге, что мальтийское правительство поможет Триполи в обмене информацией по этому вопросу, но оно не будет предпринимать никаких шагов до тех пор, пока не закончится продолжающаяся судебная тяжба по поводу средств, таков оказался промежуточный итог этой части переговоров согласно источникам в МИД Мальты.

Вопросы с ливийскими деньгами,  касаются не только Мальты, но и доброго десятка других стран. И эти, только те средства, о которых что-то известно,  поэтому переговоры на Мальте демонстрируют то, что Ливия, несмотря на все имеющиеся проблемы, весьма платежеспособна, и при наличии соответствующих политических решений по возврату денег может легко осуществить любые экономические преобразования. И, например, с легкостью перевооружиться.

Так, средства, аккумулированные на счетах Libyan Investment Authority (LIA) на 2019 год составили 68,4 млрд долларов США.

Эта цифра была озвучена во время церемонии в среду, 12 мая, на которой присутствовали премьер-министр ПНЕ А.Х.Дбейба, глава Центрального банка Садек аль-Кабир и председатель LIA Али Махмуд.

Оценка состояния инвестиционного органа  была проведена международной бухгалтерской и аудиторской компанией Deloitte, и включает денежные средства и их эквиваленты, инвестиционные портфели, корпоративные активы, недвижимость и другие статьи бюджета.

В опубликованных данных стоимость статьи «денежные средства и их эквиваленты» составила около 33,5 млрд долларов США, или 48,9% от общей суммы активов LIA, в то время как стоимость инвестиционных портфелей учреждения составила около 20,1 млрд долларов США, или 29,4%. Корпоративные активы и недвижимость составили около 11,4 млрд долларов США, или 16,7%. Стоимость «прочих статей бюджета» составила около 3,4 млрд долларов США или 5%.

Комментируя эту новость, ливийский экономический эксперт Нуреддин Хабарат аль-Мухтим в журнале «Экономист», написал статью, в которой делает обзор экономического состояния Ливии и имеющихся проблем.

«Нет двух людей, — пишет он, — не согласных с тем, что экономика Ливии до 2011 года была слабой, хрупкой и не диверсифицированной по нескольким причинам. Мы не хотим вдаваться в подробности, потому что это не является предметом нашей темы».

Но, в то же время, эти два человека не расходятся в том, что ливийская экономика была готова развиваться и догонять экономики нескольких стран, таких как страны Персидского залива, с учетом положительных экономических и финансовых показателей, которые она зафиксировала на конец 2010 года, когда уровень добычи нефти достиг почти 1.6 млн баррелей. Суточные цены стабилизировались тогда выше барьера в 125 долларов за баррель, а поступления от государственных доходов от налогов, таможенных сборов и сборов за услуги финансировали 70% бюджета управления и дефицит бюджета не допускался даже в мыслях. Применяемый тогда принцип — это принцип бюджетной сбалансированности, и поэтому государственный долг был очень ограничен и не являлся банковским долгом для целей финансирования бюджета. Скорее, он был представлен в основном в финансовые обязательства перед Фондом социального страхования из государственной казны.

Более того, существовали и другие важные факторы, которые в первую очередь способствовали достижению этих положительных показателей.

  1. Общая стабильность, свидетелем которой была страна
  2. Соблюдение до некоторой степени финансового законодательства, действующего во время исполнения бюджета, поскольку выплаты не происходят до тех пор, пока не будет принят закон о бюджете или осуществляются на основе 1/12 в случае его задержки, а также соблюдение мер контроля, связанных с исполнением бюджета, чтобы избежать любого увеличения доходов от нефти из утвержденных доходов. Обычно он оценивался в минимальных пределах, и все, что к нему добавляется, переносится в общий резерв. 05% от общей выручки также направляется на выплату взносов по государственному долгу.
  3. Выделение более 50% бюджетных ассигнований на развитие, несмотря на слабые механизмы реализации и коррупцию, которая обычно имела место быть.
  4. Отсутствие установления или согласования финансовых обязательств без разрешения компетентного органа, даже если иногда это и нарушалось.
  5. Большой нефтяной бум цен на нефть после напряженности, возникшей в регионе Персидского залива из-за американского вторжения в Ирак в 2003 году, отмены санкций США в отношении Ливии и официальной нормализации отношений с ней мирового сообщества к 2006 году.

Однако, в 2012 году, с формированием первого переходного правительства, многие ливийцы ожидали, что это правительство проведет обзоры предыдущей экономической и финансовой политики, которые позволят провести реальные экономические реформы, особенно, с учетом того, что  условия в 2012 г. были относительно лучше, например, реформа официального обменного курса динара с 1,30 до 2,50 динара за доллар совпала с решением о повышении или удвоении заработной платы № 27 от 2011 г. для постепенного увеличения топливных субсидий, например, со 150 дирхамов за литр бензина до 330 дирхамов, а с другой стороны, предполагалось, что государственные расходы будут стабилизированы и большей части их будет направлена на развитие и активацию механизмов сбора доходов путем сбора платы за услуги и существующих налогов или за счет введения новых прогрессивных налогов для обеспечения социальной справедливости. Также можно было реформировать дряхлый административный аппарат, реструктурировать застопорившиеся государственные компании и разработать стратегию борьбы с коррупцией и контрабандой для их сокращения.

Но, странно то, что вместо того, чтобы делать все это в качестве первого шага к развитию и процветанию экономики страны, как этого ожидали граждане, оно проводило противоречивую политику, переворачивая все с ног на голову посредством масштабного и неоправданного расширения административных государственных расходов и полного игнорирования программ развития и государственных доходов от налогов. А также таможенных пошлин и сборов, так что участие этих доходов в финансировании бюджета стало незначительным в дополнение к нарушению всех тех вышеупомянутых мер контроля, которые используются при реализации бюджета, что открыло путь к истощению зарезервированных средств, растущему дефициту бюджета и обострению государственного долга в то время, когда государственные расходы должны были быть направлены на цели развития. И для увеличения инвестиций в нефтяной сектор с целью повышения его производственных возможностей и таким образом, который способствует увеличению государственных доходов. Поэтому этот ресурс, т.е. нефть также трансформировался, как предмет для конфликта между политическими силами, что в конечном итоге способствовало его развитию на долгие годы и привело к большим убыткам для экономики, оставив нескончаемые негативные последствия.

На этом экономическое ухудшение не остановилось. Скорее, ситуация еще более обострилась после середины 2014 года в связи с продолжающимся нарушением нефтяного и политического разделения, которое раскололо страну на два правительства с двумя бюджетами, одно на западе страны, а другое на востоке, которые распределяются без Закона о бюджете, после того, как Палата представителей уклонилась от своих конституционных обязанностей по утверждению бюджета и наблюдением за правительством и его соблюдением параметров бюджета.

В результате всей этой политики, в течение почти десятилетия, страна погрузилась в настоящий экономический кризис, характеризующийся высокими государственными расходами, снижением государственных доходов, обострением государственного долга, сокращением поступления иностранной валюты в страну и снижением покупательной способности динара и доходов граждан, не говоря уже о высоком уровне безработицы, ухудшении качества услуг и отсутствии развития, как такового.

Вместо того, чтобы бороться с кризисом, диагностируя его, выясняя его причины и предлагая необходимые и возможные решения, основанные на формулировании всеобъемлющего политического решения, правительства принимали временные решения, как единственное средство достижения цели. Уменьшить стоимость динара от одного периода к другому, например, или увеличить или уменьшить заработную плату или предложить отмену и замену субсидий.

Сегодня вызывает сожаление то, что Правительство национального единства повторяет тот же сценарий, поскольку оно проводит политику расширения расходов вместо их рационализации и ограничения, не учитывая ограниченные государственные доходы и проблему их развития и диверсификации, а также, не осознавая их будущие последствия для экономики и жизни граждан.

52.32MB | MySQL:103 | 0,557sec