Напряженность в иранской провинции Систан и Белуджистан продолжается

Нам уже приходилось недавно писать на сайте ИБВ (О ситуации в иранской провинции Систан и Белуджистан. —  iimes.ru, 2 марта  2021 г.) о том, как нестабильно в регионе проживания  белуджей – этноконфессионального меньшинства, сконцентрированного в восточной провинции Систан и Белуджистан. Местные власти, решив покончить с проблемой нелегального вывоза дизельного топлива из этой пограничной с Пакистаном окраинной провинции, лишили  многих ее жителей почти единственного заработка, отдав его на откуп подразделениям Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Разумеется, это обострило  взаимоотношения между местным населением и КСИР. Последние дни демонстрируют продолжение эскалации противостояния. Очередной факт – в ожесточенном вооруженном столкновении между  военнослужащими  КСИР и боевыми формированиями  белуджей, в результате чего были убиты 7    военнослужащих и 3 белуджей.

Правозащитная белуджская организация под названием «Мониторинг белуджей» сняла об этом видеорепортаж, где видно, что  силы подразделений зарубежных операций («Аль-Кудс») КСИР оснащенные тяжелым вооружением,  с земли и воздуха расстреливают дома мирных жителей. Эта правозащитная организация, которая стала популярной в последнее время, занимается  отслеживанием, расследованием  и систематизацией всей информации, связанной с реалиями повседневных событий в этой провинции. Как видно из репортажа, столкновение приняло характер затяжного боя, причем со стороны КСИР в нем были задействованы мобильные подразделения, автотехника, вертолеты. Видно и то, что кроме белуджских боевиков, силы КСИР  атаковали жилые дома в непосредственной близости от места конфликта, и их мишенью стали мирное население – женщины и дети.

С другой стороны, дивизия КСИР, расквартированная в этой провинции, сообщила о том, что здесь действуют террористические соединения белуджского населения, и в числе их противоправных действий – недавнее убийство 2 военнослужащих добровольческих подразделений «Басидж». КСИР сообщает также о «нейтрализации террористических операций накануне выборов». По данным КСИР, специально для белуджских формирований  через границу была переброшена партия вооружения, в том числе пистолеты для специальных операций и автоматы Калашникова, которые были обнаружены  и конфискованы  силами КСИР. По данным КСИР, опубликованным в СМИ, операция проходила в сложных высокогорных районах, где обычно идет транспортировка вооружений для белуджских боевиков. КСИР не объявил о том, кто поставляет вооружение для этих «деструктивных» сил.  Тремя неделями ранее КСИР объявил о поимке террористической группировке в этой же провинции  Систан и Белуджистан, которая намеревалась совершить несколько диверсий. У них также было изъято большое количество оружия и боеприпасов. Как пишут  оппозиционные СМИ, КСИР время от времени публикует информацию  об обнаружении и нейтрализации белуджских «террористических» формирований, особенно в пограничных районах страны, намекая тем самым, что они получают весомую помощь из-за границы.

Аналитики, между тем, не раз не только подвергали сомнению такие сообщения, но и сообщали, что они необходимы властям для нагнетания обстановки в районах проживания этно-конфессиональных меньшинств. Дело в том, что провинция Систан и Белуджистан относится к числу самых депрессивных на иранской периферии, однако обладает громадной территорией, что затрудняет ее контроль и создает хорошие условия для контрабанды в Пакистан и Афганистан, особенно наркотиков, что кормит семьи многих местных жителей. Регион весьма подвержен влиянию сепаратистов. Центральные власти беспокоит и проблема наличия различного рода хорошо организованных вооруженных формирований, главным из которых является «Джандолла», основатель и идеолог которой Абдол-Малек Риги был выслежен еще в 2010 г. и казнен. Еще со времен А.Риги, деятельность организации не замыкалась в военной сфере, а распространялась и на работу по достижению равноправия своего этноса в культурной, экономической и политической областях. После ликвидации своего лидера ее деятельность стала менее заметной, хотя отпочковавшиеся от нее структуры стали более идеологизированными, что еще более привлекает внимание властей. Репрессии против всех белуджских организаций имеют в провинции Систан и Белуджистан систематический характер, делая этот регион предельно нестабильным.

Важной частью белуджского национального движение становится деятельность духовенства по ликвидации дискриминации в религиозной сфере. Она заметна по всей стране, ибо стало уже расхожим фактом, что за последние два десятка лет в стране практически не строятся суннитские мечети.  Суннитские священнослужители инициируют серьезные акции, например неучастие в выборах. Вот последняя по времени информация в этой области. Моулана Абдол-Хамид, пятничный суннитский имам  соборной мечети столицы Систана и Белуджистана – города Захедана, авторитетный в стране священнослужитель,  – в своей молитве по случаю мусульманского праздника Ид оль-Фетр подверг критике проведение выборов, и предложил использовать эту кампанию для давления на власти с целью снизить фактическое неравенство. По его словам, пока будет продолжаться дискриминация суннитов в шиитском Иране, и пока не будут обеспечены религиозные права этой части мусульманского населения,  лидеры Ирана не должны ожидать, что иранские сунниты будут принимать активное участие  в выборах. Он считает, что в стране растет общее недовольство населения работой правительства, и ему следует хорошо подумать, как  преодолеть несправедливость по отношению к суннитам, покончить с дискриминацией, достичь подлинного равенства. Моулана Абдол-Хамид считает, что в стране неуклонно растет пропасть между народом и его руководителями, что после 42 лет исламского правления он считает весьма негативным фактом, провоцируя рост пессимизма по отношению к перспективам социального благополучия. Как сказал известный во всей стране религиозный деятель, жаль, что по прошествии десятилетий после победы в стране исламской революции одна группа религиозного населения обладает всеми гарантированными Конституцией правами, а другая их лишена. Причем, отметил священнослужитель, такое сплошь и рядом наблюдается в стране, носящей название Исламской Республики, то есть политического образования мусульман, к которым относят себя как шииты, так и сунниты. Он акцентировал внимание на том, что недовольство подогревается бедностью, всевозможными лишениями, безработицей, повальной коррупцией и мздоимством, особенно проявляющимися в последние годы, причем это не обходит стороной ни шиитов, ни суннитов. Моулана Абдол-Хамид, пятничный суннитский имам  соборной мечети Захедана, в своей проповеди вновь отметил такие особенности этно-конфессиональной политики в стране как гораздо меньшее финансирование социально-экономическим программ в регионах с суннитским населением, нежели с шиитским. Он вновь коснулся вопроса о том, что в Иране продолжается практика назначения на высшие административные должности в периферийных провинциях назначенцев из Тегерана, что демонстрирует недоверие центральной власти к коренному населению. Неучастие значительной части суннитского населения Систана и Белуджистана в выборах, резюмировал  Моулана Абдол-Хамид, привлечет внимание к проблемам дискриминации белуджей и может стать эффективным шагом в направление подлинного равноправия.

52.29MB | MySQL:103 | 0,517sec