Израильский эксперт о военном мощи ЦАХАЛа и способности Израиля противостоять внешним угрозам. Часть 6

Возможные сценарии противостояния

Успех Израиля против шиитской коалиции во главе с Ираном, по убеждению Кеннета С. Брауэра, будет зависеть от решительности и твердости израильского военно-политического руководства, способности упредить противника и готовности использовать всю огневую мощь ЦАХАЛа.

В случае скрытой мобилизации ЦАХАЛа и нанесения упреждающего удара по ракетным установкам большой дальности противника – опасность значительного ущерба жизненно важной гражданской и военной инфраструктуре Израиля, равно как и угроза больших потерь среди гражданского населения будет значительно снижена. В противном случае Израиль неизбежно понесет болезненные потери для своей инфраструктуры и тяжелые потери среди гражданского населения.

Для нейтрализации угрозы со стороны ракет малой дальности потребуются наступательные операции нескольких дивизий ЦАХАЛа. Любой наступательный маневр сухопутный войск, безусловно, приведет к тому, что израильская бронетехника подвергнется воздействию групп противника, оснащенных противотанковым оружием. Эти группы будут укрываться в гражданских городских районах и находиться под  защитой легкой пехоты ХАМАСа или «Хизбаллы».

На этом этапе сражения эксперт обращает внимание на определенную дилемму. Как группы ПТУР, так и легкая пехота в городских районах относительно легко  нейтрализуются за счет широкого применения современного «взрывного оружия» (подразумевается оружие объемного взрыва -авт.), которое проникает в любые отверстия и не позволяет противнику укрываться за толстыми бетонными стенами от поражающих элементов обычных осколочно-фугасных боеголовок. Но такой взрыв убьет почти всех, военных или гражданских, в пределах определенного радиуса. Если же применение подобных средств будет отложено, чтобы позволить гражданскому населению уйти –  вражеские комбатанты также смогут занять новые огневые позиции.

Далее. Сегодня ЦАХАЛ оснащена самыми современными системами боевого управления и поражающими средствами быстрого реагирования, объединенными в контур «датчик – стрелок». Легкая пехота ХАМАСа и «Хизбаллы» не может эффективно маневрировать в ответ на действия ЦАХАЛа. Следовательно, их отряды будут уязвимы для высокоточного поражения, когда даже без применения «взрывного оружия», благодаря уникальной передовой системе управления боем ЦАХАЛа, любая цель противника получит летальное поражение в течение нескольких секунд после обнаружения. Однако, в оперативном отношении такая революционно-быстрая связь между израильскими средствами разведки и поражения останется бесполезной, если ведение немедленного ответного огня столкнется с ограничениями противоповстанческих правил ведения боевых действий.

Таким образом, основная проблема для использования подавляющей огневой мощи ЦАХАЛа – неизбежность значительных сопутствующих потерь. Как известно и ХАМАС, и «Хизбалла» намеренно размещают свои самые важные военные активы в пределах гражданских районов, буквально используя тех, кого они якобы защищают, в качестве заложников. Исследователь безоговорочно определяет такую тактику, как  военное преступление, и подчеркивает, что недоброжелатели Израиля постоянно игнорируют эту реальность. Во время упреждающего удара Израиля, учитывая способность ВВС наносить удары по тысячам целей в течение всего нескольких часов, неизбежным результатом упреждения станет гибель многочисленных гражданских лиц на территории противника. Предупреждение же гражданских лиц о неминуемой атаке дает противнику время для выстрела первым, что значительно снижает эффективность любых превентивных действий.

По мнению Кеннета С. Брауэра, бессмысленно считать невиновными «вражеских мирных жителей», сознательно проживающих рядом с огневыми позициями. Они не заслуживают особого рассмотрения, кроме четких общих предупреждений о намерениях и возможностях Израиля. Это предупреждение должно быть сделано задолго до любой запланированной превентивной атаки, чтобы упреждение оказалось эффективным. Четкое предупреждение – это моральный и политический императив. Но после того, как предупреждение доставлено, главной целью ЦАХАЛа должна стать безопасность израильтян, а не безопасность «добровольных вражеских заложников». Иначе, «военно-политическое руководство Израиля стоит перед простым и жестоким выбором: либо спасти жизни врагов, либо спасти жизни израильтян».

Многие международные политики и журналисты как крайне левых, так и крайне правых взглядов будут утверждать, что любое применение силы Израилем непропорционально, как будто сильные должны сражаться со слабыми только на их условиях. Пропорциональность стала популярным тезисом среди антиизраильских интеллектуалов, но на войне реальность такова, что соразмерности не существует.

Израильские лидеры обязаны защищать свою нацию, не заботясь о соразмерности. Однако порядочность требует, чтобы гражданское население противника получало четкое и недвусмысленное предупреждение о намерениях и возможностях Израиля до начала конфликта. Сообщение должно четко указывать на очевидное: любой конфликт в Газе, Ливане или Сирии не является борьбой с повстанцами. Это война, которую Израиль будет вести всеми доступными средствами.

По утверждению автора, в ходе столкновения Сухопутных войск ВС Израиля с «Хизбаллой» и ХАМАСом соотношение потерь, обычно, составляло 5:1. Причем, в 2006 году израильские подразделения были относительно плохо подготовлены, их бронетехника не имела систем активной защиты. ЦАХАЛу не хватало соответствующих боеприпасов для проведения городских операций, и он действовал под «второсортным военно-политическим руководством».

Если бы Израиль упреждал и действовал в соответствии с правилами военного времени, соотношение увеличилось бы, как минимум, до 12: 1. И наоборот, если коалиции под руководством Ирана позволят нанести удар первой, и особенно, если ЦАХАЛ продолжит действовать в соответствии с противоповстанческими правилами, соотношение упадет до 3: 1 или даже ниже.

Решительный разгром первого эшелона отрядов «Хизбаллы» и ХАМАСа потребует от ЦАХАЛа летального поражения около 6 тыс. боевиков, что составляет около одной пятой их активных подготовленных комбатантов. Соответственно, число потерь ЦАХАЛа может варьироваться от 500 до 1200 убитыми, в зависимости от того, как израильское военно-политическое руководство решит действовать. При этом, более важным считается то, что упреждение, сократит стоимость ущерба израильской инфраструктуре с миллиардов до десятков миллионов долларов и уменьшит число жертв среди гражданского населения Израиля с тысяч до сотен.

Израиль против суннитской коалиции. Вероятность такого развития событий, по взглядам эксперта, вполне реальна. Когда-нибудь в будущем Израиль может столкнуться с войной с коалицией, состоящей из некоторых или всех суннитских арабских государств и/или Турции. Победу Израиля в этом случае будет определять боевой состав отмобилизованных вооруженных сил и способность сохранить существующее технологическое превосходство над противником.

Однако, реальность такова, что с одной стороны происходит последовательное сокращение численности ЦАХАЛа и его мобилизационных ресурсов, а с другой, благодаря, прежде всего, США, суннитские арабские государства в больших количествах приобретают вооружения, эквивалентные по своим характеристикам израильским.

За последние 15 лет ЦАХАЛ дважды сократил свой мобилизуемый боевой состав  и утилизировал значительное число бронетехники, артиллерийских орудий, тактических систем ПВО и авиации. Так, израильский танковый корпус сокращен с 39 до 24 танковых бригад, и составит около 16 бригад к 2030 году. Артиллерия потеряла около 500 самоходных и 400 буксируемых артиллерийских орудий и тяжелых минометов. Предполагается, что мобилизуемый боевой состав ЦАХАЛа снизится с максимальной численности около 75 маневренных бригад на рубеже этого столетия до всего около 55 бригад к 2030 году.

В настоящее время ЦАХАЛ имеет явное технологическое превосходство над окружающими суннитскими арабскими государствами. Израиль доказал свою уникальность в использовании цифровой революции на ведение войны. Но сегодняшние достижения Израиля позже станут доступны где-нибудь на международных рынках вооружений. Подавляющее и решительное технологическое и тактическое превосходство ЦАХАЛа просто не может сохраняться неизменным в будущем.

Эксперт полагает, что военно-политическое руководство Израиля чрезмерно отреагировало на текущую тактическую угрозу, исходящую от Ирана и его прокси сил, и почти проигнорировало потенциальную стратегическую угрозу возобновления враждебности со стороны суннитских арабских стран. Количество имеет собственное качество. Цифры могут иметь большое военное значение. По сути, сократив активный боевой состав первого эшелона танкового корпуса ЦАХАЛа до 24 танковых бригад, израильское руководство сделало невозможным для ЦАХАЛа быструю мобилизацию адекватной структуры сил через 10 или более лет.

Короче, по прошествии нескольких лет для Израиля будет невозможно решительно и быстро победить суннитскую коалицию, если не произойдет немедленных серьезных изменений в структуре сил первого уровня, основанных на призывниках, и страна не вернется и использовавшейся ранее системе формирования сил второго уровня.

Завершая свое исследование, Кеннет С. Брауэр констатирует. Израиль стал региональной военной сверхдержавой. ЦАХАЛ может выставить на вооружение больше основных боевых танков (ОБТ), чем армии США, Великобритании, Франции и Германии вместе взятые. Кроме того, все израильские ОБТ дислоцированы в одном месте и быстро приводятся в боевую готовность. Одновременно, боеспособными являются менее 25% ОБТ вышеуказанных держав. Более того, ни один из танков западных армий не развернут на Ближнем Востоке, и лишь немногие из них могут быть переброшены туда менее, чем за 9 недель.

На своем ТВД ВВС Израиля способны совершать больше ежедневных боевых вылетов, чем любые другие развернутые в настоящее время международные ВВС или коалиции ВВС. Только США могут выставить тактические ВВС сравнительно аналогичного качества. При этом, объединенным ВВС США потребуется не менее 96 дней для мобилизации и развертывания, чтобы соответствовать количеству боевых вылетов, которые ВВС Израиля могли бы выполнить против Ирана за 96 часов.

Вместе с тем, вся эта военная мощь и её эффективность, базирующаяся на совершенной интегрированной системе управления боем ЦАХАЛа, теряет значение, если израильское правительство не дает Генеральному штабу до начала войны точного стратегического направления действий.

Военно-политическое руководство Израиля последовательно реагировало на реальные, но все же ограниченные угрозы от «Хизбаллы» и ХАМАСа, которым не хватает бронетехники, артиллерии, средств ПВО, ВВС и ВМС. Их легкая пехота не может маневрировать после начала боя, не может остановить бронетехнику ЦАХАЛа, оснащенную системами активной защиты, и (пока) имеет очень ограниченную способность поражать израильские стратегические цели с помощью высокоточного летального оружия. Практически полностью скорректировав структуру сил первого эшелона ЦАХАЛа и приоритеты расходов для отражения ограниченной текущей угрозы, израильские лидеры подвергли значительному риску свою будущую способность справляться с враждебной суннитской коалицией.

 

Таким образом, исследование Кеннета С. Брауэра представляет интерес в свете взглядов определенной части израильского военного экспертного сообщества на вероятное развитие военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. Очевидно, что изложенные автором тезисы отличаются оригинальностью и скорее не соответствуют трендам, превалирующим в настоящее время в среде военно-политического истеблишмента Израиля. Однако, учитывая высокую волатильность региональной обстановки, реализация представленных сценариев достаточно высока.

52.28MB | MySQL:103 | 0,601sec