Ливия: к вопросу о созыве второй международной конференции в Берлине в июне 2021 года

В наших материалах по Ливии мы неоднократно обращались к вопросу внешнего присутствия или вмешательства в дела этой страны, акцентируя внимание на том, что именно воздействие извне, и в 2011 году, и позднее играло и играет основную дестабилизирующую роль и провоцирует раскол между различными родоплеменными объединениями ливийцев. «Старый добрый апартеид», в данном случае, усугубляется тем, что не одна, а сразу несколько стран проводят эту политику одновременно, преследуя подчас совершенно противоположные цели. Объединяет их при этом одно: практически ни одна из внешних держав, представленных в Ливии, не действует в интересах ливийского народа и будущего этой страны. Кроме, с рядом оговорок, Турции. Что касается процесса политического урегулирования, воплотившегося в диалог формата Форума ливийского политического диалога, то, по большому счету, если бы не США, опять же, исходящие из собственных геополитических интересов и поддержавшие их представители крупного бизнеса из ЕС, прежде всего Италии и Германии и, в меньшей степени, Франции, то ничего похожего на нынешнюю обстановку в Ливии не было бы, а наблюдать пришлось развитие североафриканского сценария «гуляй-поля», грозящего охватить, без преувеличения, весь регион, от Средиземного моря до Центральной Африки.

Хаос и разорение, которые бы стали следствием такого сценария, трудно себе представить. Но, совершенно определенно, пророческие слова М.Каддафи о том, что ждет Северную Африку и Сахель после разрушения Джамахирии сбывались со столь очевидной правдоподобностью, что нынешним модераторам ливийского политического процесса на Западе стало ясно: если не заставить ливийцев сесть и договориться, потом придется делать тоже самое в Алжире, Тунисе, весьма вероятно, в Марокко, при том, что на территориях Мали, Нигера, Судана, Чада начнется самая настоящая война всех со всеми, на что ни хватит ни сил ООН, ни НАТО, чтобы все это остановить. Запад вмешался и в короткое время смог развернуть процесс фрагментации Ливии и скатывания ее к расколу и перманентной войне, вспять. Развернуть удалось, но, пока не удалось полностью исключить такое развитие ситуации. И основным препятствием на этом пути стала позиция РФ. Именно Москва, а отнюдь не Анкара остается единственным на сегодня внешним элементом, препятствующим продвижению процесса ФЛПД. И похоже, отпущенный ей лимит времени для определения своей позиции относительно присутствия российского военного контингента в Ливии, истекает.

Новость, опубликованная 14 мая Radio France Internationale, сообщает, что идет активная подготовка к проведению новой международной конференции по Ливии, чтобы поддержать новые власти (Президентский совет и ПНЕ), сделать переходный процесс успешным и продвинуться к выборам, запланированным на конец этого года. В сообщении цитируется то, что министр иностранных дел ФРГ Х.Маас во время визита в Рим, в прошлую среду, объявил о подготовке ко второй Берлинской конференции по Ливии, которая состоится в середине июня. В материале напоминается, что официальные лица из 12 стран, включая США и Россию, встретились в январе 2020 года в Берлине, чтобы изложить совместную «дорожную карту» выхода из ливийского кризиса, который представляет собой кризис, в который несколько иностранных держав вмешиваются напрямую, и в результате после долгого пути удалось инициировать процесс формирования переходного Правительства национального единства. Сегодня это правительство сталкивается со многими проблемами и вновь нуждается в международной поддержке, чтобы укрепить все еще хрупкое прекращение огня. Согласно сообщению французского радио, Хайко Маас подчеркнул, что «существует множество проблем, которые необходимо преодолеть в координации с правительством Ливии», отметив, что «несмотря на политическое восстановление и надежды, которые вернулись к жизни с созданием правительства национального единства в Ливии, основные вызовы, которые хорошо известны, все еще ожидают своего решения. Похоже, что ее переходная миссия по выводу страны из десятилетнего хаоса находится под угрозой». В материале прямо говорилось, что «отъезд иностранных наемников и роспуск ополченцев были условием для воссоединения страны, но разногласия вернулись на поверхность, и проведение выборов в декабре 2021 года стало сомнительным вопросом». Учитывая, что Ливия может снова погрузиться в состояние неопределенности важность проведения международной конференции очевидна. И основным ее содержанием должно стать согласие стран, вовлеченных в этот конфликт, таких как Россия и Турция, которые должны еще раз взять на себя обязательство покинуть страну и приступить к его выполнению.

В отличие от других коллег из европейской дипломатии, немцы, что называется, бьют «редко но метко» и если что и озвучивают, особенно по ливийской проблематике, то можно не сомневаться, вопрос был проработан и на самом серьезном уровне. Обстоятельно и спокойно они декларируют то, что, как правило, воплощается в жизнь. Кроме того, у Германии в Ливии тоже есть свои интересы и проекты, но сохранение нынешнего положения вещей, когда в стране на совершенно непонятных основаниях находится от нескольких сот до нескольких тысяч вооруженных граждан третьих стран, непонятно, какие цели там преследующие и чьи приказы выполняющие, их не устраивает. Еще раз повторим: Турция, чьи военнослужащие совершенно открыто и на законных основаниях, в соответствии с подписанными межправительственными соглашениями, чья легитимность подтверждена ПНЕ, не раз заявляла о готовности рассмотреть вопрос о сокращении их численности, или полном их выводе. И имеет гораздо более прочную и диверсифицированную базу для сотрудничества с Ливией без всякой военной или геополитической компоненты. РФ не признающая ни на каком уровне факт присутствия в Ливии своих военнослужащих, не говоря о персонале ЧВК, не только не имеет и десятой части от потенциала ливийско-турецкого экономического сотрудничества, но, что на наш взгляд самое удручающее, не имеет вообще никакой стратегии действий в Ливии, ни разу ее не озвучивала ни на каком уровне, отделываясь общими и ничего не значащими дипломатическими заявлениями, которые еле слышны в общем фоне международной дипломатической активности по этой стране.

Эта позиция, если ее можно так охарактеризовать, совершенно предсказуема и понятна только в одном значении: она конечна по времени. И, похоже, вторая Берлинская конференция, вне зависимости от того, будет РФ в ней участвовать, или нет, поставит Москву перед фактом необходимости принятия решения.  У Анкары, повторим, такой проблемы нет в принципе.

Подтверждением того, что инструментарий вполне убедительного свойства уже разработан, о чем мы тоже писали в свое время, является еще одна новость из Гааги.

Прокурор Международного уголовного суда, Фату Бенсуда готовится представить отчет своего офиса по ливийскому делу на сессии Совета Безопасности ООН, которая состоится с этой целью в следующий понедельник, согласно информированным источникам, сообщившим о планах МУС 14 мая, сообщает ливийское информационное агентство «Сада». Международный уголовный суд, как известно, был учрежден в 2002 году как первый суд, способный рассматривать дела лиц, обвиняемых в геноциде, преступлениях против человечности, военных преступлениях и нападениях. Мнение Ф.Бунсуды насчет того, что происходило в Ливии таково: «Правосудие в Ливии все еще не ощущаемо». Ранее международная организация Human Right Watch сообщила, что после десяти лет с момента передачи Советом Безопасности ООН первых данных по правовой ситуации в Ливии в Международный уголовный суд правосудие все еще не действует, а безнаказанность процветает. 26 февраля 2011 года, через несколько дней после начала мятежа против Муаммара Каддафи, Совет Безопасности ООН единогласно принял Резолюцию 1970, которая дала МУС мандат на расследование преступлений против человечности, военных преступлений и геноцида, совершенные в Ливии с 15 февраля 2011 года.

Из всех, кто наиболее близко сталкивался с МУС в контексте преследования семьи М.Каддафи, был его сын, Сейф аль-Ислам. На будущем отчете МУС в СБ ООН вряд ли прозвучит что-то, связанное с событиями 2011 года, но очень многое может быть связано с периодом 2019-2020 гг. и событиями в районе Триполи и в Тархуне, где долгое время работало много экспертов и следователей, собравших немало материалов касательно действий разного рода ополченцев, ЧВК и вооруженных формирований, именуемых ЛНА. Мы бы не недооценивали деятельность таких структур как МУС, Amnesty International, Human Right Watch, особенно с учетом нынешней международной обстановки и тенденции к усилению международной изоляции РФ. Неизвестно, какие подробности и факты могут быть преданы огласке на СБ ООН, да и просто, в СМИ, поскольку алгоритм их потенциальной реализации при определенном раскладе очень прост: принятие соответствующей резолюции СБ ООН, на сей раз не призывающей, а предписывающей к такому-то сроку убрать из Ливии своих военных, в противном случае, набор средств принуждения получается впечатляющим.  Вплоть до обвинений в преступлениях против человечности или их поддержке.

Тем временем, в самой Ливии, несмотря на праздничные дни в честь окончания месяца рамадан, стороны заняты каждый своим. Министр внутренних дел ПНЕ Халед Мазен в сопровождении мэра и представителей муниципалитета Аль-Джуфра 14 мая посетили Сирт, чтобы ознакомится с ситуацией на местах и работой служб безопасности «с целью достижения безопасности и стабильности и установления большего числа опорных моментов для безопасности». По данным Информационного управления МВД, министр и его спутники встретились с членами Палаты представителей города Сирт и мэром муниципалитета в присутствии директора службы безопасности и ряда руководителей и сотрудников служб безопасности, в том числе полицейских участков, с которыми он обсудил «средства и механизмы поддержки министерством служб безопасности, действующих в городе, в соответствии с едиными усилиями по обеспечению безопасности и целями министерства по ее обеспечению  во всех регионах и муниципальных образованиях». Х.Мазен встретился с рядовыми и унтер-офицерами полиции и услышал от них ряд замечаний, касающихся деятельности и хода работ по обеспечению безопасности в городе, в дополнение к посещению офицера, который недавно был ранен при исполнении служебных обязанностей. Министр внутренних дел пообещал работать над преодолением всех трудностей, мешающих их работе, и устранением препятствий возникающих перед ними во время выполнения своих обязанностей.

«Коллеги» Х.Мазена из ЛНА тоже не сидят без дела. Вечером 14 мая высокопоставленная делегация Главнокомандующего вооруженными силами ЛНА посетила армейские силы, дислоцированные к западу от Сирта, для проверки боевой готовности частей, размещенных на направлениях к западу от города В состав делегации входили несколько старших офицеров ЛНА, в том числе от оперативного отдела по освобождению Западного Сирта бригадир Ахмед Салем, от командования 73-й бригады Али аль-Катани, от управления военной полиции  бригадир Аль-Абадж, командующий бригады Мифтах ан-Наззал, а также, командующий военным снабжением, начальник канцелярии главнокомандующего Хайри аль-Тамими и полковник Саддам Халифа Хафтар (сын Х.Хафтара), а также большое количество офицеров и других лиц.  Делегацию принял командующий первым сектором подполковник Салем ас-Садаи, а также ряд военнослужащих из сил, дислоцированных на различных объектах. Во время визита был проведен обед, и гости выслушали требования и пожелания военных и лиц, «выполняющих свой патриотический долг на передовой, — сообщает новостной канал «Ливия 24».

52.49MB | MySQL:103 | 0,393sec