О развитии ситуации на северо-востоке Сирии. Часть 2

«Исламское государство  под руководством Абу Бакра аль-Багдади оказалась жестоким и амбициозным: самопровозглашенный «халифат» ИГ был основан на идее полной религиозной «чистоты», уничтожения этно-религиозных меньшинств, таких как езиды, которых сторонники ИГ считали неверными,   и создания утопической исламской империи. Тактика, используемая ИГ для достижения этой мечты, была намеренно шокирующей, безжалостной и предназначалась как для достижения полного господства над населением, которым она управляла, так и для обеспечения сдерживания потенциальных врагов. Крайне важно подчеркнуть, что присоединение к правлению ИГ на северо-востоке Сирии ни в коем случае не было добровольным; было бы неверно вообще описывать жителей Северо-Восточной Сирии как «принявших» правление ИГ на протяжении всех этих лет. Различные группы, живущие под  контролем ИГ, живут по-разному, причем меньшинства являются явными целями, а сунниты получают выгоду — до тех пор, пока они не нарушают строгие правила, установленные ИГ (100% курдских и армянских респондентов считают, что те, кто присоединился к ИГ, являются преступниками, против 78% респондентов арабов-суннитов).  На индивидуальном уровне мужчины и женщины жили по-разному в зависимости от их пола и того, что считается правильным исламским законом шариата. Женщины и девочки были изолированы, их заставляли носить одежду, соответствующую шариату, закрывающую все их тело и лицо, они вступали в брак с мужчинами-боевиками ИГ и должны были рожать детей. Мужчины и мальчики должны были носить оружие, тренироваться и сражаться. Мужчины получали деньги, жилище и могли выбирать жен (или покупать рабынь). Это не значит, что женщины были просто низведены до нижайшего уровня. Женщины также играли определенную роль в усилиях по набору ИГ, служили в качестве членов женской религиозной полиции и в целом способствовали расширению влияния ИГ. Все мужчины должны были пройти через так называемые «центры покаяния», где их подвергали неделям, а иногда и месяцам идеологической обработке, связанной с исламскими текстами и толкованиями веры. Когда дело дошло до общинного уровня, даже племенные общины, которые уже были социально консервативными, но не обязательно религиозными, были захвачены ИГ и его ограничительной интерпретацией исламских текстов. Например, в племенных общинах на северо-востоке мужчина и женщина не выходили вместе, как в более либеральных городских центрах по всей стране, и мужчины каждую пятницу водили своих сыновей в мечеть на молитву. Однако эти традиции были результатом социальных норм, а не религиозного фундаментализма ИГ, который в конечном итоге будет навязан общинам. Люди согласились с новыми правилами, потому что они боялись, так как наказания ИГ были суровыми … но также и потому, что они думали, что их присутствие было просто еще одной фазой [конфликта], которая пройдет. Это изменение происходило постепенно. «Они не пришли прямо в течение ночи и дня и не начали убивать и задерживать … Изначально просто утверждалось, что они были там, чтобы обеспечить соблюдение законов шариата и учения религии, и что те, кто не подчинился бы — был бы наказан.  ИГ и в некоторой степени возглавляемая курдами Автономная администрация Северной и Восточной Сирии  разжигали и обостряли напряженность внутри общин и усиливали межконфессиональные разногласия», — пишут авторы доклада.  Дети стали особенно уязвимыми жертвами пропаганды ИГ. Уже впечатлительные в силу своего возраста мальчики, известные как «детеныши халифата», подвергались многочасовой идеологической обработке в ИГ, поэтому многие дети так или иначе пострадали от его идеологии и действий.  Последствия присутствия ИГ на северо-востоке Сирии еще предстоит полностью понять.  Тысячи сирийских мужчин и женщин остаются в тюрьмах или лагерях, аналогичных тем, которыми управляют СДС; эти люди, и их маленькие дети рискуют стать радикализированными, а в некоторых случаях даже более радикальными, без инициатив международного сообщества по поиску долгосрочных решений. В лагере Аль-Холь десятки тысячи женщин и детей продолжают томиться в нечеловеческих условиях, создавая серьезную угрозу долгосрочной стабильности на северо-востоке. В то время как иностранное население лагеря представляет собой самую большую логистическую проблему, поскольку СДС вынуждены содержать их в лагере до репатриации в их родные страны, сирийское население, насчитывающее около 25 000 человек, может быть перемещено в места своего постоянного проживания более быстро. По инициативе вождей племен и их общин СДС к настоящему времени освободили несколько сотен сирийских женщин и детей из Аль-Холя и разрешили им вернуться в свои общины в обмен на заверения от лидеров общин (в большинстве случаев до сих пор это означало племенных лидеров). Это отрадный шаг в том смысле, что эти люди больше не будут находиться в непосредственной близости от более радикально настроенных лиц в этом лагере, и это может заложить основу для дальнейшей нормализации положения населения Аль-Холя. Однако еще предстоит выяснить, как их возвращение будет  воспринято в их общинах. Кроме того, для сирийцев, все еще находящихся в лагере, жизнь продолжается. быть трудным, и многие из них (и их семьи за пределами) обвиняют СДС в «заключении в тюрьму»  без расследования. В октябре 2020 года президент возглавляемого курдами Сирийского демократического совета Ильхам Ахмед объявила  о готовящемся приказе «полностью освободить сирийцев из лагеря», хотя она не уточнила, представляет ли это совершенно новый план для сирийских жителей лагеря или просто ускорение существующей инициативы, включающей в себя  заверения семей и племенных лидеров. В дополнение к семьям в лагерях СДС задерживают около 10 000 подозреваемых боевиков ИГ, включая мальчиков старше 12 лет, в ожидании решения о том, как они будут привлечены к ответственности. Доступ их к внешнему миру ограничен, и условия их содержания под стражей остаются неизвестными, помимо переполненности и отсутствия ресурсов для управления такими местами содержания под стражей. Смешение радикализированных, закаленных боевиков и идеологов ИГ наряду с другими, кто, возможно, не был радикализирован, включая детей в раннем возрасте, увеличивает вероятность распространения экстремистских идей, затрудняя в конечном итоге репатриацию или реинтеграцию в принимающие общины. В дополнение к вышеперечисленным факторам существует сильное и преобладающее чувство обиды со стороны многих сирийцев на северо-востоке, которые апеллируют  к международному сообществу с точки зрения разрушения социальной инфраструктуры мест их постоянного проживания.  Это чувство особенно сильно среди жителей Ракки, как бывшей столицы так называемого  «халифата», который был полностью разрушен авиаударами коалиции в боях за изгнание ИГ. Многие курды также воспринимают международное сообщество, и особенно американцев, как покинувших их после военного поражения ИГ. Отсутствие международных программ или адекватного финансирования инициатив гражданского общества или проектов реконструкции означает, что прогресс в направлении нормализации идет черепашьими темпами, что затрудняет восстановление жизни общин. Автономная администрация на севере и востоке Сирии.

 

       Централизованный контроль, изоляция арабов и отсутствие надлежащего управления

После военного поражения ИГ со стороны СДС и возглавляемых США сил возник ряд тревожных факторов.  Автономная курдская администрация унаследовала травмированное население, чьи города и поселки были опустошены многолетним конфликтом, вдобавок к катастрофическому ущербу, нанесенному бомбардировками коалиция в последние дни борьбы с ИГ. Управление в таких условиях было бы проблемой для любого государства; для курдской администрации, негосударственного субъекта, проблемы умножаются. Как совсем недавно ясно показала пандемия COVID-19, существует множество ограничений для международного сообщества, когда речь заходит о предоставлении помощи через негосударственного субъекта без согласия Дамаска. Кроме того, курдская администрация борется не только с дефицитом  ресурсов и международной поддержки для управления, но  включает в себя  поддержание контроля и безопасности лагерей и тюрем, в которых содержатся тысячи боевиков ИГ и их семьи, одновременно защищаясь от того, что СДС рассматривает  как незаконное турецкое вторжение. Построение процесса принятия решений на основе участия снизу вверх является одним из основных основополагающих принципов курдской администрации. Официально модель управления приветствует  расширение прав и возможностей широких слоев населения и право граждан для участия в процессах принятия решений на местном уровне. Избранные советы на уровне общин считались активными органами для участия населения в управлении на местном уровне. Однако демократические полномочия этих образований были поставлены под сомнение, поскольку члены часто, как представляется, были назначены, а не избраны. Хотя на бумаге администрация состоит как из курдов, так и из арабов, важно признать, что существует разница между тем, кто «технически» отвечает за принятие решений на северо-востоке, и реальностью на земле. Это одна из главных жалоб, которая была выражена в интервью, особенно с арабскими жителями. Один из них спросил: «Почему курдский военный лидер [имея в виду командующего СДС генерала Мазлума Абди] ведет переговоры от нашего имени с Соединенными Штатами или решает, вести ли переговоры с режимом?». Он добавил, что политические переговоры должны проводиться политическими лидерами, а не военными командирами. Другой араб также жаловался, что «СДС думали только о переговорах с режимом, когда курды подвергались нападению со стороны Турции. Они заботятся только о своих собственных интересах и пытаются получить собственную автономию». В дополнение к чувствам обиды и отчуждения, несколько опрошенных считают, что «реальные политические решения принимаются в Кандиле», ссылаясь на штаб-квартиру РПК в иракских горах Кандиль. Арабы в СДС или администрации, которые получают руководящие должности в районах с арабским большинством, фактически подчиняются обученным РПК кадрам, которые «консультируют» их. Другие описывали ситуацию, когда «от пяти до десяти высокопоставленных чиновников в PYD принимают все стратегические решения для региона», в то время как местные советы в районах с арабским большинством «практически не имеют права голоса в региональных политических или законодательных делах». Общее непропорционально низкое участие арабов в управлении и военных структурах, возглавляемых курдами, неоднократно поднималось в качестве темы во время интервью (около 50% опрошенных арабских суннитских общин разделяли очень негативное отношение к СДС), и этническая  напряженность была очевидна. Например, когда их спросили, хотят ли они, чтобы к ним относились одинаково с курдами, 89% арабов-суннитов ответили «нет». Нынешнее недовольство политическим и военным представительством сочеталось с глубоким чувством обиды со стороны нескольких участников, которые ранее боролись с режимом. Многие  также жаловались на то, что арабские боевики в регионе продолжают изображаться в средствах массовой информации как некомпетентные, неорганизованные и ненадежные или каким-то образом связанные с экстремистскими организациями.  Отсутствие значительного участия арабов в управлении было объяснено курдами их незаинтересованностью: они рассматривают де свое участие как «в значительной степени как символическое, поскольку PYD все равно управляет всем» или потому, что арабы знают, что спящие ячейки ИГ на северо-востоке все чаще нацеливаются на арабов, связанных с СДС. Короче говоря, курдская система управления на северо-востоке Сирии фактически не учитывает мнения  из различных  общин региона.

Еще одним предметом разногласий между возглавляемой курдами администрацией и местными арабскими жителями является сильное влияние идеологии РПК на школьные программы.  «Жители Дейр-эз-Зора не заинтересованы в изучении или принятии коммунистической идеологии»,-сказал человек из Дейр-эз-Зора. «Они [администрация и СДС] совершают ту же ошибку, что и ИГ, они приходят с иностранной идеологией и пытаются навязать ее местным жителям. Это не сработает». Этот комментарий был принципиальным, поскольку он ясно дал понять, что вражда существует не между курдами и арабами-суннитами», а между сирийцами и иностранным влиянием. Это также согласуется с результатами опроса, согласно которым респонденты из Ракки и Дейр-эз-Зора были в числе групп с самым высоким негативным восприятием СДС.  81% людей, опрошенных авторами доклада, критиковали уровень предоставления услуг в администрации/СДС в контролируемым ей районах, и жалуются на отсутствие адекватного водоснабжения и электроснабжения, а также отсутствие  инфраструктурных проектов. Некоторые жители Дейр-эз-Зора открыто описывают сложившуюся ситуацию, заявляя: «Дамаск, по крайней мере, обеспечивал нас электричеством!». Что касается безопасности, то интервью авторов доклада отразили несколько сообщений о злоупотреблениях со стороны полиции администрации в районах, находящихся под ее контролем, включая «принудительное перемещение населения, снос домов, захват и уничтожение имущества».  Эта практика подпитывает уже существующее недовольство, подтвержденное годами пренебрежения и злоупотреблений при сменяющих друг друга «правительствах», и угрожает стать движущей силой радикализации насилия. После разгрома ИГ международные программы начали поступать на северо-восток Сирии с целью стабилизации региона и обеспечения возможности возвращения к подобию нормальной жизни. Однако постоянно наблюдалось несоответствие между долгосрочными потребностями местного населения и краткосрочными целями международного сообщества в Сирии, связанными с чрезвычайной гуманитарной помощью. Кроме того, любой прогресс, достигнутый на местах, оказался хрупким, и большинство международных субъектов и неправительственных организаций были вынуждены уйти из этого района после турецкой операции «Весна мира». США долгое время возглавляли международную коалицию на северо-востоке, и присутствие американских войск в этом районе позволило другим западным странам реализовать свои собственные программы на местах, в основном через ООН, USAID или международные НПО. В период с 2012 по 2017 год правительство Германии, одного из крупнейших двусторонних доноров, предоставило финансирование на сумму около 5,4 млрд евро. После разгрома ИГ международное сообщество отдало приоритет усилиям по стабилизации, которые по сути, означали предоставление услуг и гуманитарной помощи при ограниченном финансировании среднесрочных или долгосрочных проектов. Основная часть гуманитарной помощи часто направлялась на оказание помощи перемещенным сирийцам в соседних странах и поддержку принимающих общин. В Сирии и на северо-востоке основное внимание уделялось улучшению условий жизни населения. Международные конференции доноров, проведенные в Брюсселе, «определили образование и занятость, а также продовольственную безопасность и удовлетворение основных потребностей в качестве основных целей».  Кроме того, сирийцы получат помощь, направленную на здравоохранение и гигиену, водоснабжение и жилье. В качестве примера немедленной поддержки программа США в основном включала расчистку завалов и ремонт дорог, обезвреживание самодельных взрывных устройств (только в общественных зданиях) и  «легкую реабилитацию» школ и больниц. На местах «люди были разочарованы, потому что чувствовали, что это капля в море и не касается вещей, которые реально их волнуют». Но при администрации Трампа стало ясно, что США стремятся сократить свои вооруженное присутствие в регионе, начиная с Сирии, и любые изменения в политике США неизбежно повлияли на общее состояние международных программ на северо-востоке. Последствия изменения политики принесли с собой чувство предательства внутри администрации/СДС и замешательство среди населения на северо-востоке. Кроме того, партнерство США с СДС возмутило Анкару, у которой были реальные опасения по поводу партнерства США с курдами на северо-востоке. В декабре 2018 года, после заявления президента Трампа о том, что американские войска будут выведены из Сирии,  на северо-востоке большинство программ было закрыто, а американский персонал эвакуирован. Многие другие международные НПО последовали их примеру, и хотя некоторые из них ненадолго вернулись, но начало турецких операций в этом районе привело их  к массовому исходу из региона. Программы помощи оказались фактически заблокированными, когда Совет Безопасности ООН не смог согласовать резолюцию, которая оставила бы открытым пограничный переход Аль-Ярубия с Ираком. На северо-востоке существует множество действующих лиц, каждый из которых имеет свой собственный набор целей, которые часто расходится друг с другом (88%респондентов считают, что действия/бездействие международного сообщества усугубили конфликт). Операция «Весна мира», переориентация США и общая стратегическая неопределенность со стороны международного сообщества делают практически невозможным нормализацию повседневной жизни жителей региона, что приводит к отсутствию возможностей для внешней гуманитарной помощи. Участники должны решить, стоит ли тратить деньги на гуманитарные программы в этом районе, с кем работать и как сделать это безопасным, устойчивым и основанным на реальных потребностях общества. Это чувство незащищенности было ясно видно из результатов проведенного опроса. 71% респондентов выразили страх перед неизвестностью, причем самым большим их страхом была неопределенность. Они выразили озабоченность по поводу хаоса, разделения Сирии, отказ международного сообщества от Сирии, продолжение конфликта и дальнейшее массовое перемещение. Более того, когда их спросили, чувствуют ли они себя в безопасности в отношении своего будущего, 88% ответили «нет». Этот постоянный страх и нестабильность перекинулись на их психологическое здоровье, где стоит отметить, что 41% сообщили, что испытывают воспоминания и ночные кошмары, а 48%страдали синдромом борьбы или бегства. Начало крупномасштабного турецкого вторжения на северо-востоке Сирии и его воздействие на местное население выдвинули на первый план новые источники недовольства, которых либо не существовало, либо были «спящими» до операции. По словам турецкого правительства, операция «Весна мира» преследует две основные цели: 1) нанести сокрушительный удар по YPG и оттеснить их от турецкой границы и 2) создать в результате буферную зону, в которую могут переселиться сирийские беженцы, в настоящее время находящиеся в Турции. 9 октября 2018 года Турция начала переброску войск через границу. В последующие недели турецкие войска и  поддерживаемые Турцией формирования Сирийской национальной армии (СНС), обрушились на регион, в результате чего курды бежали с места боевых действий в другие места на северо-востоке или через границу в Ирак. В процессе оттеснения ИГ и YPG от своей границы военные действия Турции (наряду с действиями ее сирийских доверенных лиц) привели к перемещению тысяч сирийских курдов, подпитывая чувства гнева, негодования и отсутствия безопасности по всему северо-востоку, в дополнение к курдским страхам перед подлинным этническим насилием. Интенсивная социальная фрагментация, наряду с растущим уровнем обиды и неуверенности, не сулит ничего хорошего для будущего мира в этом районе и создает обстановку, которая вполне может вернуться к насилию в будущем. Кроме того, открывая путь для возрождению ИГ, нынешний хаос на северо-востоке продолжает распространяться до уровня неопределенности и разочарования, которые, как описано выше, ранее могли быть использованы вооруженными и экстремистскими группами в своих интересах. СДС, находясь под давлением турок и придя к выводу, что они не могут полагаться на международное сообщество в рамках своей безопасности, решили провести реинжиниринг с Дамаском по потенциальному соглашению, но они сейчас делают это с позиции слабости. Хотя в краткосрочной перспективе это может предотвратить возрождение ИГ и других экстремистских группировок, это также означает, что коренные причины конфликта будут продолжать существовать. В конце концов, усилия по противодействию будущему воинствующему экстремизму на северо-востоке Сирии будут полезны для учета непосредственных структурных уязвимостей, таких как отсутствие базовой инфраструктуры, услуг и образования.  Кроме того, любые усилия должны быть направлены на решение долгосрочных проблем, связанных с маргинализацией, осуществлением основных прав и несправедливым распределением богатства, а не на решение вопроса об идеологии, которая, как представляется, является лишь одной из движущих сил—и притом слабой—на северо-востоке Сирии. Наконец, хотя ИГ утратило свой «Халифат» и, возможно, никогда не сможет восстановиться в своей прежней форме, оно все еще присутствует (хотя и в более децентрализованном виде) как в Ираке, так и в Сирии. На северо-востоке Сирии экономические, социальные проблемы и проблемы безопасности Ирака бесчисленны и по-прежнему представляют угрозу для долгосрочных усилий по обеспечению региональной стабильности. Иракские правительственные чиновники предупреждают, что боевики ИГ осуществляют свободное передвижение в горных районах, которые трудно контролировать.   Сочетание продолжающихся общественных недовольств, структурных слабостей и отсутствия контроля над пограничными районами увеличивает риск будущего распространения ИГ на Сирию, если у него появится еще одна возможность перегруппироваться. Учитывая ту роль, которую события в Ираке сыграли в создании ИГ, и приток боевиков и оружия через границу в Сирию, что способствовало установлению контроля ИГ над этим районом, любые усилия внешних субъектов по предотвращению возрождения насильственного экстремизма на северо-востоке Сирии должны координироваться с аналогичной политикой в соседнем Ираке. Гуманитарный кризис на северо-востоке Сирии на фоне пандемии обострился после того, как Совет Безопасности ООН, действуя под давлением Российской Федерации, 10 января закрыл санкционированный ООН центр гуманитарной помощи на контрольно-пропускном пункте Аль-Ярубия на иракско-сирийской границе. Пограничный переход служил ключевым пунктом для ВОЗ и частных гуманитарных групп, доставляющих медицинскую помощь на северо-восток Сирии. Усилия ООН по поиску альтернативных путей восполнения этого пробела до сих пор не увенчались успехом. Дополнительную озабоченность вызывают уязвимые группы населения, содержащиеся в переполненных, стесненных условиях, такие как, по оценкам, 65 000 человек, все еще находящихся в Аль-Холе, а также почти 10 000 захваченных боевиков ИГ, подозреваемых в терроризме. Удовлетворение потребностей населения на северо-востоке Сирии зависит от сотрудничества между местными и международными субъектами. С этой целью нижеследующие рекомендации адресованы как международным субъектам (учреждениям ООН, правительствам, международным организациям по оказанию помощи, донорам и т.д.), так и сирийским заинтересованным сторонам (местным и национальным правительственным, негосударственным и неправительственным субъектам). Субъекты, намеревающиеся вмешаться в этом регионе, чтобы помочь уменьшить риски радикализации или возвращения к насилию, должны рассмотреть следующие ключевые области для оказания ранней помощи, обеспечив, чтобы эффективные механизмы мониторинга и оценки были встроены в их программы.  Кроме того, по мнению авторов доклада, крайне важно, чтобы любая поддержка основывалась на нескольких предварительных шагах/принципах.

Сбор информации. Для того, чтобы программирование было эффективным, обоснованные решения должны основываться на данных, собранных на местах и на факторах, способствующих экстремизму и насилию; другими словами, необходимо понимание источника жалоб и доказательств успешных и эффективных программ. Хотя в настоящее время существует нехватка таких данных из-за проблем с доступом и безопасностью, потенциал на местах существует, и его следует поддерживать и совершенствовать. Следует привлечь местных участников и, при необходимости, обучать их навыкам для выполнения этой работы.

Картирование местных субъектов. Крайне необходимы инвестиции в картирование местных субъектов на местах и более широкий обмен этой информацией. Местным собеседникам следует оказывать поддержку в усилиях по сбору, выявлению и обмену соответствующими данными (возможно, через электронный реестр) с потенциальными донорами. Там, где это возможно, можно поощрять местных субъектов к самостоятельной регистрации, если у них есть доступ к интернету. Вопросы конфиденциальности должны решаться деликатно, защищая частную жизнь людей по мере необходимости.

Создание местного потенциала и институтов. Новые институты, организации гражданского общества, общественные ассоциации, местные советы и другие местные субъекты, все из которых являются потенциальными партнерами по программированию, могут извлечь выгоду из наращивания потенциала, обучения и наставничества, чтобы максимально расширить свои возможности и эффективность. Это не просто процесс привлечения международных технических экспертов, которые часто также привносят дополнительную ценность сравнительного опыта, передавая свои знания местным субъектам. Это также требует связи местных субъектов с аналогичными местными субъектами из разных стран или регионов, особенно если они работали над аналогичными задачами или в сопоставимых условиях.

Координация. Местные субъекты, работающие в различных секторах, например, правосудие, развитие, гуманитарная помощь и безопасность, часто практически не связаны между собой. Инвестиции в развитие этих связей и поддержка межсекторальных программ и мероприятий будут иметь большое значение в повышении их эффективности. Помощь в разработке гендерного анализа в рамках этих подходов и обеспечении участия женщин, молодежи и детей укрепит индивидуальные программы и их координацию.

Согласование с Целями устойчивого развития (ЦУР). Для большей отдачи и синергии программы и политика должны быть согласованы с ЦУР, в частности, искоренение нищеты во всех ее формах; обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех; достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек; содействие устойчивому, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех; сокращение неравенства внутри стран и между ними; обеспечение инклюзивности, безопасности, устойчивости и устойчивости городов и населенных пунктов; и содействие мирному и инклюзивному обществу в интересах устойчивого развития. Такое согласование поможет обеспечить доступ к правосудию для всех и создать эффективные, подотчетные и инклюзивные институты на всех уровнях.

 

  1. Укрепление безопасности и уважения верховенства права

В краткосрочной перспективе крайне важно сосредоточиться на улучшении повседневной ситуации в области безопасности в той мере, в какой это необходимо. учитывая общее состояние конфликта. На эту всепроникающую неуверенность в себе в настоящее время влияет нехватка хорошо обученного, хорошо оснащенного персонала правоохранительных органов, напряженность в местных общинах, вызванная практикой СДС, заключающейся в продолжающемся распространении вооруженных бывших боевиков (включая боевиков ИГ), присутствии иностранных военных войск и широкой доступности оружия. Шаги, которые следует рассмотреть, включают в себя:

— Принять меры по разоружению, демобилизации и реинтеграции (РДР) с учетом культурных особенностей и программы консультирования для лиц, вовлеченных в насильственный экстремизм или более масштабный внутренний конфликт или связанных с ним. Убедитесь, что они учитывают гендерные аспекты и включают программы для молодежи,

— Поощряйте людей покидать воинствующие экстремистские группы, разрабатывая программы, в которых основное внимание уделяется предоставлению им аккредитованных образовательных ресурсов и экономических возможностей. Кроме того, обеспечить, чтобы жертвам нарушений со стороны таких лиц также предоставлялись возможности добиваться справедливости, включая возмещение ущерба.

— Изучить пути внедрения или поддержки существующих традиционных механизмов разрешения споров, таких как посредничество, арбитраж и реституционное правосудие, для урегулирования местных конфликтов и достижения устойчивого развития. Сотрудничество между вождями племен, лидерами местных общин и властями СДС должно быть всеобъемлющим.

— Обеспечить практическую подготовку сил безопасности СДС в области прав человека там, где они в этом нуждаются, а также в области права. Это должно быть сделано таким образом, чтобы проложить путь к долгосрочной институциональной реформе в будущем.

— Устранение последствий травм, вызванных конфликтом, о которых говорили многие участники опроса, должно быть приоритетной задачей для организаций, располагающих для этого ресурсами и опытом. Следует разработать срочную психосоциальную программу с целью оказания медицинской помощи в области физического и психического здоровья лицам с физическими травмами, нарушениями подвижности, психическими травмами и другими потребностями, требующими немедленной специализированной или постоянной медицинской помощи. Особое внимание и приоритетность должны уделяться жертвам изнасилований, пыток и других телесных повреждений при отягчающих обстоятельствах от рук сторон конфликта.

— Оказывать медицинскую, психосоциальную и юридическую поддержку в общинах, которые в настоящее время предоставляют убежище жертвам насильственных экстремистов, включая жертв сексуальных и гендерных преступлений.

 

  1. Укрепление  управления

Для обеспечения долгосрочной стабильности в регионе крайне важно восстановить доверие и укрепить доверие к местному управлению. Этому могут помочь программы, которые работают в направлении:

— Повышение прозрачности: обеспечить, чтобы структуры местного управления обнародовали свою рабочую повестку дня, приоритеты действий и открыто делились с членами сообщества данными расходов своих бюджетов.

— Укрепление потенциала гражданского общества в области, основанного на фактических данных мониторинга деятельности местных органов власти и бюджетов в целях сокращения коррупции.

— Более широко представительные структуры местного самоуправления, включающие группы меньшинств, традиционно маргинализированные группы и женщин, а не воспроизводящие ранее существовавшие социальные иерархии

— Расширение инклюзивного участия граждан: создание общинных платформ и механизмов социальной подотчетности, в рамках которых низовые субъекты участвуют в обсуждении политики и определяют приоритетные инициативы в дополнение к участию в осуществлении политики и мониторинге результатов.

— Проводить регулярные оценки потребностей гражданского общества и наращивание потенциала путем коллективного обсуждения, совместного осуществления местных инициатив и эффективного мониторинга показателей и бюджетов на основе фактических данных.

— Улучшение доступа к правосудию.

— Улучшить предоставление основных услуг, таких как электричество, водоснабжение, управление отходами и т.д.

— Создание сильных отзывчивых институтов местного самоуправления.  Потенциал управления муниципальными органами власти может быть укреплен с помощью специально разработанных на местном уровне учебных программ, которые сосредоточены на таких областях, как управление финансами, стратегическое планирование и вовлечение общин.

— Поощрять участие с помощью жизнеспособных механизмов социальной подотчетности, которые укрепляют связи между гражданами и местными органами власти.

— Укрепление местных институтов, таких как сельские и племенные советы и религиозные организации.

— Сокращение объемов коррупции путем укрепления антикоррупционных механизмов и инициирования независимого надзора с уделением особого внимания таким ключевым секторам, как правосудие, здравоохранение и образование.

— Создание правовой базы, защищающей свободу мнений и их свободное выражение, плюрализм и разнообразие средств массовой информации, а также право на организацию.

— Повышение ответственности за грубые нарушения международного права прав человека и международного гуманитарного права. Особое внимание следует также уделять оказанию помощи семьям, ищущим пропавших без вести родственников, которые могут быть похоронены в массовых захоронениях, оставленных ИГ, и гибели гражданских лиц в результате бомбардировок международной коалиции.

— Предоставление сравнительных экспертных знаний и опыта из других стран/регионов для оказания помощи в поиске практических и справедливых путей решения сложных вопросов, связанных с землей, жильем и правами собственности.

— Разработать совместные и основанные на широком участии местные стратегии с гражданским обществом и местными общинами, направленные на предотвращение возобновления насильственного экстремизма и защиту общин от вербовки путем устранения факторов давления и притяжения, описанных ранее в настоящем докладе.

— Поддерживать меры укрепления доверия на уровне общин путем предоставления соответствующих платформ для диалога и формулирования жалоб. Это включает в себя помощь в создании или продвижении форумов, направленных на борьбу с движущими силами насильственного экстремизма, включая продолжающиеся нарушения прав человека. Обеспечить, чтобы женщины имели возможность высказать свои  жалобы и занять место за столом переговоров.

— Принять ориентированные на общины модели и программы полицейской деятельности, которые являются репрезентативными для местного населения в партнерстве с представителями общин.

— Поддержка мероприятий, позволяющих субъектам гражданского общества, молодежным, женским и религиозным организациям обмениваться передовым опытом и опытом с лидерами из других стран региона или по всему миру в целях укрепления местных усилий. Это должно включать поощрение ценностей терпимости и плюрализма.

 

  1. Образование; профессиональное развитие; трудоустройство

Образование на северо-востоке — это область, которая нуждается в самых срочных инвестициях, поскольку нынешние механизмы (неучтенные учебные программы СДС или ЮНИСЕФ) являются лишь временными мерами и не устанавливают условий для долгосрочного успеха или развития. Студенты на Северо-востоке должны иметь доступ к несектантским учебным материалам, которые соответствуют международным стандартам на их соответствующих уровнях, аккредитованы, обучают навыкам критического мышления и чувствительны к культурным и социальным структурам сирийского общества. Программы должны помочь обеспечить дошкольное образование (в возрасте от 3 до 8 лет).) обеспечить, чтобы все дети имели доступ к инклюзивному, высококачественному обучению; программы, способствующие развитию мягких навыков, критического мышления, и изучить пути интеграции гражданского образования в школьные программы, учебники и учебные материалы. Для поддержки этой программы необходимо наращивать потенциал учителей и воспитателей. Поощряйте местные органы власти к созданию социально-экономических возможностей как в сельских, так и в городских районах и инвестируйте средства в оснащение людей навыками, необходимыми для удовлетворения потребностей местного рынка труда, с помощью соответствующих образовательных возможностей.

  1. Расширение прав и возможностей молодежи

Особое внимание в программах следует уделять молодежи, относящейся к категории риска, т. е. молодым мужчинам и женщинам, которые могут стать мишенью экстремистов, стремящихся вернуться на северо-восток, воспользовавшись продолжающимися жалобами и отсутствием возможностей трудоустройства. Это может включать профессиональную подготовку, общинные проекты и программы, основанные на принципах самоуважения, уважения к другим и критического мышления. Поддержка участия молодых женщин и молодых мужчин в мероприятиях, направленных на предотвращение насилия экстремизма с помощью механизмов взаимодействия, изложенных в Амманской декларации о молодежи, мире и безопасности 2015 года. Поощрять интеграцию молодых женщин и мужчин в процессы принятия решений на местном уровне, в том числе путем поддержки создания молодежных советов и аналогичных механизмов, которые предоставляют молодым женщинам и мужчинам платформу для участия в основных политических дискуссиях. Дополнительные усилия должны быть направлены на поощрение международных финансовых учреждений, фондов и других доноров к предоставлению небольших механизмов финансирования грантов женщинам и молодым социальным предпринимателям с целью дать им возможность разработать свои собственные идеи по укреплению устойчивости общин к насильственному экстремизму и радикализации насилия. Обеспечить, чтобы все вышеперечисленные рекомендации включали гендерный анализ и способствовали ликвидации дискриминации по признаку пола.

 

  1. Стратегические коммуникации и социальные сети.

Оказывать помощь в разработке и осуществлении коммуникационных стратегий, в том числе посредством радиопередач и социальных сетей, для борьбы с нарративами, связанными с насильственным экстремизмом и радикализацией. Они должны быть адаптированы к местным условиям и разработаны с учетом возможностей и охвата социальных сетей, а также с учетом гендерной проблематики. Поддерживать усилия по предоставлению жертвам платформы для преобразования их опыта в конструктивную силу для предотвращения насильственного экстремизма и радикализации.  Помощь в разработке или поддержке местных усилий по разработке программ обучения СМИ и отраслевых кодексов поведения для журналистов на северо-востоке. Убедится, что в любой программе участвуют женщины-журналисты, чтобы озвучить женскую сирийскую точку зрения и обеспечить адекватный гендерный баланс для репортажей с северо-востока и о северо-востоке.

 

  1. Эффективный мониторинг и оценка

Обеспечить наличие эффективных механизмов мониторинга и оценки для обеспечения того, чтобы эти мероприятия обеспечивали уверенность в том, что программы оказывают желаемое воздействие.

52.43MB | MySQL:103 | 0,586sec