Удастся ли Алжиру закрепиться на ливийском рынке?

Представители алжирского бизнес-сообщества скептически относятся к попыткам руководства Алжира монетизировать свою политическую поддержку Правительства национального согласия Ф.Сараджа, а затем и Правительства национального единства А.Х.Дбейбы. Об этом наглядно свидетельствуют результаты прошедшего в АНДР 30–31 мая алжиро-ливийского бизнес – форума с участием представителей делового сообщества и официальных лиц, включая членов правительств двух стран.

Согласно алжирским данным, целью данного мероприятия было наметить план по укреплению экономических и торговых отношений между Алжиром и Ливией.

Заметим, что в условиях ожидаемой «разморозки» части активов режима Муаммара Каддафи и выделения ливийскими властями средств на модернизацию разрушенной войной страны Алжир стремится за их счет компенсировать свои затраты за поддержку в 2016 – 21 гг.

Как известно, именно содействие Алжира во многом позволило ПНС сначала появиться в Триполи, и далее удержаться там в самые сложные моменты гражданской войны при наличии многочисленных вооруженных конкурирующих группировок и выстоять против войск фельдмаршала Халифы Хафтара.

И сейчас, когда финансовое положение АНДР осложнилось, она рассчитывает вернуть затраченные средства, из денег, выделяемых на восстановление Ливии.

Однако результаты переговоров не вызвали большого энтузиазма в деловых кругах двух стран.

Так, алжирские и ливийские власти на прошедшем мероприятии поставили себе целью добиться многократного увеличения двустороннего торгового оборота– до 3 млрд долларов.

Отметим, что сейчас его общий объем исчисляется только десятками миллионов долларов и основу его составляет алжирский экспорт, составивший в 2018 году 31 млн долларов и 56 млн долларов в 2020 году.

Это наглядно демонстрирует, что Алжир фактически отсутствует на ливийском рынке, общий объем которого оценивается многими миллиардами долларов. В еще меньшей степени Ливия присутствует в АНДР, о чем говорит объем ее экспорта в размере 6 млн долларов.

В общем же и целом ливийский рынок фактически контролируют Франция, Италия, Германия, Турция и Китай.

И, судя по проведенному Алжиром экономическому форуму, он не против «подвинуть» своих конкурентов и расширить сферу своего влияния.

Но что Алжир готов предложить ливийцам?

Сейчас алжирский экспорт в Ливию представлен продуктами питания, включая сахар, соевое масло, томатный концентрат и другими, основная масса которых приходится на компанию Cevital Group известного олигарха Исаада Ребраба, подвергающегося давлению и преследованиям со стороны властей АНДР.

Именно они препятствовали расширению его зарубежных связей, что в том числе отразилось и на торговле с Ливией.

Кроме того, Алжир готов участвовать в строительных проектах и в поставках на ливийский рынок стройматериалов, включая цемент, сталь, металлопрокат.

Есть и более выразительные примеры создания помех расширению присутствия АНДР на ливийском рынке со стороны алжирской бюрократии. В частности, представители бизнеса из Алжира жалуются на ограничительное законодательство АНДР, препятствующее национальным компаниям развивать бизнес за рубежом.

В частности, это действующие меры валютного регулирования, затрудняющие выделение командировочных расходов на проживание персонала компаний в других странах и создание условий для начала там работы, включая выделение строительных площадок.

Также существуют сложности с алжирской стороны по соблюдению контроля качества продукции и ее санитарного состояния, из-за чего нередко тормозится растаможивание продукции из АНДР в ливийских портах.

В общем  и целом ничего эксклюзивного ни по качеству, чтобы полноценно конкурировать с продукцией европейских стран, ни по цене, чтобы состязаться с китайскими компаниями, у Алжира нет.

В результате по совокупности показателей Алжир как партнер проигрывает прочим своим конкурентам.

Между тем, по мнению министра торговли АНДР Камеля Резига, цель доведения двустороннего торгового оборота до 3 млрд долларов вполне достижима, и она зависит от «ощутимой и прагматичной поддержки» бизнесменов Алжира и Ливии, начиная с возобновления совместного алжирско-ливийского делового совета и через предоставление торгово-промышленной палате «институциональной (главенствующей – авт.) роли в обеих странах».

Кроме того, по его словам, толчком для развития торговых отношений двух стран может стать их присоединение к Африканской континентальной зоне свободной торговли, которая даст их компаниям серьезные льготы.

Со своей стороны, министр экономики и торговли Ливии Мухаммед аль-Хавидж призвал к созданию алжиро-ливийской свободной торговой зоны и открытию «единого таможенного пограничного перехода Дебдеб-Гадамес», а также «открытия торговых путей, морских и воздушных, между Алжиром и Ливией».

По его мнению, всё это поспособствует расширению двусторонней торговли.

А для скорейшей реализации всего выше предложенного он рекомендовал создать алжиро-ливийскую рабочую группу.

И, по его мнению, этому должны поспособствовать «привилегированные политические отношения между двумя странами, которые являются благодатной почвой для развития экономического сотрудничества».

Однако явно страдающее прожектизмом руководство Алжира забывает то, что он никогда не занимал на ливийском рынке серьезного положения не только по сравнению со странами ЕС, но и даже по причине реальной неспособности конкурировать там с Тунисом и Египтом.

По сути, Алжир был даже не второстепенным, а третьестепенным торговым партнером Ливии, который лишь немного усиливал свои позиции, когда египетский и тунисский экспорт сокращался по политическим причинам.

Так, на 2011 г. перед крахом режима Каддафи объем поставок тунисских товаров в Ливию доходил до 2.5 млрд долларов, и даже сейчас, когда он сократился до 700 млн долларов, эти объемы все равно многократно превышают соответствующие алжиро-ливийские показатели.

И можно предположить, что очередное алжирское прожектерство по закреплению за собой ливийского рынка станет очередной фикцией. Тем более, что исход борьбы за Ливию еще до конца не определен. Ведь Триполи является лишь одним из центров принятия политических решений, но не единственным. Соответственно, нет гарантий того, чтобы именно находящееся там правительство будет определять судьбу национальных богатств страны.

В том случае, если Х.Хафтар сохранит свое влияние в Ливии (особенно на процесс распределения денежных средств от экспорта энергоресурсов), то представляется сомнительным, что он закроет глаза на перераспределение ресурсов в пользу Алжира, приложившего немало усилий к тому, чтобы его войска не вошли в Триполи. У него есть свой список привилегированных иностранных партнеров.

52.28MB | MySQL:103 | 0,470sec