Ливия: теракт в Себхе как маркер хрупкости процесса внутриполитического урегулирования

В последнее время из уст международных фигур и многочисленных ливийских представителей все чаще звучат опасения насчет срыва декабрьских выборов. Что автоматически, если не обнулит весь смысл процессов, инициированных с достаточно большими усилиями в рамках Форума ливийского политического диалога, то, по крайней мере, вернет все на исходную точку. Мы с сожалением вынуждены констатировать: несмотря на всю динамику интеграционных и примирительных процессов, реалии таковы, что один незначительный эпизод может повернуть все вспять. Или застопорить все происходящее. Связан такой эпизод будет с вооруженным насилием и вот один из характерных примеров, который на наш взгляд был этакой «пробой пера» противников ФЛПД.

Национальной комитет по правам человека в Ливии выразил свое решительное осуждение террористического акта, устроенного террористом-смертником, взорвавшим заминированный автомобиль, в результате которого вечером 6 июня, погибли двое полицейских на сельскохозяйственной дороге в районе Себхи, также пострадали несколько гражданских и были ранены 5 сотрудников местного управления службы безопасности.

Национальный комитет по правам человека в Ливии подтвердил в своем заявлении, что «эта террористическая операция, нацеленная против населения Ливии, является еще одним свидетельством того, что Ливия страдает от опасности терроризма и от экстремистских террористических групп, которые представляют опасность и угрозу безопасности, стабильности и национальному и социальному миру». Подчеркивая, при этом, что «угроза терроризма и экстремизма продолжает разрушать Ливию и убивать, и поражать ее детей руками террористов».

Руководство Комитета подтвердило, что «обстановка войн и вооруженных конфликтов, распространение оружия и вакуум безопасности способствуют возрождению терроризма, и это среда, в которой эти террористические организации возникают, процветают и действуют, опасность терроризма и экстремизма возрастает, и все это используется террористическими группами и организациями для усиления своей власти, расширения зон их контроля и эскалации своих преступлений».  Комитет подчеркнул, что «борьба с терроризмом остается общим знаменателем для жителей страны и что его искоренение требует объединения всех усилий и возможностей, призывая все компоненты и спектр ливийских социальных, политических и культурных групп, институтов гражданского общества, национальные и политические силы, вооруженные силы, объединиться и активизировать национальные усилия перед лицом опасности терроризма и экстремизма с целью их искоренения, учитывая опасность, которую он представляет для всех политических и военных партий в Ливии».

Палата представителей Ливии самым решительным образом осудила «трусливый террористический взрыв», направленный против поста ​​безопасности к северу от города Себха, что «привело к мученической смерти главы отдела уголовных расследований филиала Себха и сопровождающего его офицера, и ранениям ряда лиц». В своем заявлении Палата представителей Ливии осудила эту «гнусную операцию, совершенную руками предательства и тьмы», заявив, в частности: «Парламент призывает все службы безопасности и военные ведомства выполнить свои обязанности по преследованию и отслеживанию аванпостов террористов и ударить железным кулаком любого, кто испытывает искушение нанести удар по безопасности своей страны и граждан».

Парламентарии выразили искренние соболезнования и сочувствие семьям погибших, «прося Всемогущего Бога принять их Своей милостью и вдохновить их семьи и близких».

Спецпредставитель генерального секретаря ООН в Ливии, Ян Кубиш заявил, что «убийство двух офицеров в результате теракта в Себхе подтверждает необходимость начать процесс объединения военных и силовых структур Ливии».

7 июня Я. Кубиш заявил, что «процесс объединения будет способствовать укреплению безопасности границ и устранению угрозы терроризма и преступной деятельности», продолжив: «Этот инцидент является убедительным напоминанием о том, что высокие интенсивность и скорость передвижения вооруженных групп и террористов только увеличивает риски нестабильности и безопасности в Ливии и в регионе». Он  осудил нападение и назвал его террористическим актом, отметив, что ИГ («Исламское государство», запрещено в РФ) взяло на себя ответственность за инцидент, при этом Кубиш выразил соболезнования семьям погибших и пожелал скорейшего выздоровления раненым.

Собственно говоря, в сегодняшней Ливии, редкий день кого-нибудь, где-нибудь не взрывают или не убивают другими способами, но именно инцидент в Себхе стал столь знаковым. Себха находится на стыке сфер влияния сил ПНЕ и ЛНА. В ней и вокруг нее отдельные позиции и объекты удерживаются и теми, и другими. Город и регион вокруг него не только житница Ливии, ворота на юг, но и второй сакральный символ после Сирта. Именно в ее цитадели встретили известие о революции 1 сентября 1969 года М. Каддафи и некоторые его сподвижники, а сама Себха стала символом новой эпохи Джамахирии.  В массовом сознании половины ливийцев эти факты еще долго будут знаковыми.

Естественно, главный информационный «шум» по поводу воскресного теракта подняли в Киренаике и хорошо знакомые нам лица. Это «поборники борьбы с терроризмом» от ЛНА, сами, в подавляющем большинстве, вчерашние террористы, зачистившие других, чуть более «отмороженных» террористов.

Представитель ЛНА генера-майор Ахмед аль-Мисмари подтвердил 7 июня, что «взрыв, произошедший в воскресенье в пункте безопасности в Себхе, является посланием террористических организаций» и, почему-то, «Братствьев-мусульман», и что «такие подрывы, будут судьбой Ливии, если вы пойдете на выборы».

А.аль-Мисмари в эксклюзивном заявлении для прохафтаровского телеканала «Аль-Хадас» отказался принять то, что террористическая организация утверждала в своем заявлении, в котором она одобрила террористическую операцию, заявив: «Мы ждем результатов расследования в военном округе Себха по поводу террористической операции, инцидента, имеющего характеристики классических террористических организаций». Казалось бы, есть официальное заявление от ИГ, но «рупор ЛНА», не унимался.

Он указал на слабость безопасности южного региона «из-за пренебрежения им с 2011 года и контроля над ним такфиристских групп», отметив, что «такие группы имеют много лагерей на территориях смежных с Чадом», напомнив в то же время, что «ЛНА нанесла болезненные удары по террористическим группировкам на юге Ливии».

По мнению аль-Мисмари, «такфиристы и «Братство» хотят контролировать Себху и южный регион». Указал он и на то, что у этих групп есть сторонники на юге, которые обеспечивают их продовольствием и транспортом, добавив: «С 2018 года до вчерашнего дня нам удалось уничтожить многие такфиристов, и их бизнес сокращается».

Далее аль-Мисмари продолжил: «Террористические группы напали на Ливию силой оружия, и результаты выборов для них будут проигрышные». Он также осудил исключение групп из Мисураты, ранее классифицированных Советом Безопасности ООН как террористические, равно как и присвоение их членам воинских званий в присутствие премьер-министра ПНЕ Абдель Хамида Дбейбы (но он, хотя бы признанный глава кабинета и и. о. министра обороны, имеющий такое право. А вот кто и на каком основании присваивает звания в ЛНА – большой вопрос – авт.).

Аль-Мисмари рассказал о своих действиях по итогам заседания Президентского совета после теракта, сказав: «Глава Службы внутренней безопасности должен была присутствовать на заседании у председателя Президентского совета, но этого не произошло». Он прокомментировал международные заявления и заявление посла США о теракте в Себхе, сказав: «Это важно, но самое главное — это заявления самих ливийцев», отметив, что ««Братство» чинит препятствия на пути к выборам», и  продолжил: «Во время предоставления вотума доверия Палата представителей оговорила, что правительство передаст власть 24 декабря, и, таким образом, на следующий день, возникнет политический вакуум». При чем тут опять «Братство» и почему должен возникнуть вакуум, аль-Месмари не пояснил. Зато он сказал, что «Египет доказал свою поддержку всех ливийцев, а не Востока или Запада», указав, что «люди отвергают «Братство»», и что «страх перед величественным военным парадом на базе в Бенине сеет ужас в сердцах такфиристов», подчеркнув, что «все, что они хотят, — это доступ к власти и деньгам». Тут было бы неплохо добавить, что того же самого хотят и сам аль-Мисмари, и его начальники, и их союзники. Точно так же, как и не противоположной стороне.

Впрочем, не все в Ливии принялись обвинять в теракте в Себхе исключительно «Братьев-мусульман».

Ливийский политолог Джамаль аль-Фалах сказал, что «террористическая организация ИГ пытается укрепить свое присутствие на юге, используя свои обширные и открытые территории, а также состояние хаоса и конфликта на севере, чтобы дать расти террористическим организациям в этом плодородном районе (где, казалось бы, ЛНА нанесла им «мощные удары», согласно А.аль-Мисмари – авт.)».

Аль-Фалах в эксклюзивном заявлении для веб-сайта «Аль-Айн Ньюс» 7 июня объяснил, что то, что произошло при взрыве полицейской машины в городе Себха, «является лишь сообщением о том, что организация ИГ существует и имеет возможность проводить террористические операции. Но, подчеркнул, что «ИГ в Ливии пока не имеет возможности проводить масштабные террористические атаки».

Он указал, что ИГ хочет подтвердить свое существование с помощью таких операций, которые он считает «посланием и сигналом, чтобы попытаться привлечь как можно большее количество такфиристских организаций в этот район», отметив, что, «в целом, это более-менее безопасный район».

Аль-Фалах считает, что ИГ все же удастся сторонников на юге «из-за состояния рассредоточенности на ливийской арене, а также произошедшего раскола, в дополнение к неспособности государства расширить свою зону безопасность на юге Ливии».

Юг Ливии уже давно кишит бандами, африканскими боевиками и другими (странно, а вот А.аль-Мисмари утверждает почти обратное – авт.). Аль-Фалах не исключил притока туда новых наемников, которых Турция привезла на запад Ливии, чтобы присоединить их к террористическим организациям на юге.

При этом аль-Фалах сослался на «выдающуюся» роль ЛНА в разгроме этих банд, о чем свидетельствуют ее очень «успешные» операции в этих районах, где «удалось контролировать их передвижения и уничтожить некоторые из своих ячеек, а также лидеров этих группировок». Одним словом, «мы всех победили, но их еще много, и да, они не все из «Братства»».

7 июня директор по безопасности Себхи бригадный генерал Аль-Сенусси Салех подтвердил, что Управление безопасности и уголовных расследований сформировало следственную группу для раскрытия обстоятельств теракта. В эксклюзивном заявлении для News Libya 24 он пояснил, что останки террориста-смертника находятся в Службе уголовных расследований для выяснения его возраста и сбора дополнительной информации о нем, подчеркнув, что «следственные органы работают над установлением его личности и других лиц, виновных в происшествии».

Он добавил, что глава ПНЕ Абдель Хамид Дбейба, его первый заместитель и министр внутренних дел связались с ним, чтобы «преодолеть трудности», и чтобы сотрудники службы безопасности могли «искать, расследовать и контролировать все внутри города».

Он подчеркнул важность контроля въездов и выездов на границе, особенно на юге, для обеспечения безопасности внутри Ливии, указав, что «контроль границ — это мощная работа, требующая большого количества возможностей для осуществления процесса контроля и наблюдения».

И вновь, два диаметрально противоположных подхода: обвинения и угрозы с одной стороны, сопровождаемые подтасовкой фактов, и рабочая конструктивная реакция – с другой.

При том, что главным субъектом комментариев при подобных ЧП сразу становится тема выборов, вернее возможность их отсрочки, отмены или переноса.  И вот здесь, давайте зададим старый римский вопрос: а кому это выгодно? ИГ? Ему все равно, взрывали и без выборов, и с ними, и во время. ПНЕ? Нет. «Братству», сосредоточенному на проекте парламентского назначения президента? Тоже нет, ему не до таких мелочей, как ликвидация полицейского чиновника местного масштаба, да еще и в Себхе. А вот для сегодняшних аутсайдеров политического процесса – ЛНА есть прямой резон выборы сорвать, что там и могли предварительно отработать, как один из элементов для срыва голосования и именно в Себхе, которую, к слову, в ЛНА считают своей зоной контроля.

52.29MB | MySQL:103 | 0,472sec