Нефтяная отрасль Южного Судана и ее текущие проблемы

После того, как была провозглашена независимость Южного Судана от Судана в июле 2011 года, около 75% нефтяных месторождений единого государства оказались в новообразованном государстве. Согласно BP Statistical Review of World Energy за 2016 год, доказанные запасы нефти Южного Судана составляют 0,5 млрд тонн. Всего страна производит 148 тысяч баррелей нефти в день. Доходы от продажи нефти дают Южному Судану 60 млн долларов в месяц, что составляет 90% от всех доходов государства. Самые крупные месторождения расположены в регионе Бентиу. Находящиеся под контролем Хартума и богатые нефтью пограничные районы Абьей и Хеглиг оспариваются Джубой. На данный момент ключевыми иностранными инвесторами в нефтедобывающую промышленность страны являются China National Petroleum Corporation (Китай), Petronas (Малайзия) и Oil and Natural Gas Corporation Limited (Индия). Главный импортер южносуданской нефти — Китай (86%), на Японию и Индию приходится по 8% и 5% соответственно. Все существующие трубопроводы из Южного Судана идут в Порт-Судан в Судане, Джуба платит 9,48 долларов за транзит одного барреля. Власти Южного Судана неоднократно пытались построить трубопровод в обход северного соседа, однако ни один из подобных проектов пока не получил продолжения.

Как сообщил в начале июня 2021 года портал Energy Mix Report, Южный Судан в последние несколько лет стремится наращивать добычу нефти и увеличивать нефтеперерабатывающие мощности, прилагая максимальные усилия для возрождения экономики, пострадавшей от войны и глобальной пандемии коронавируса. Добыча нефти, на которую приходится почти весь государственный доход, резко упала, а операторы месторождений в северном регионе Верхнего Нила прекратили инвестиции.  Бол Ринг Мурвель (Bol Ring Mourwel), управляющий директор государственной компании Nile Petroleum Corporation (Nilepet), сказал в одном из своих интервью, что, согласно данным группы энергетической разведки Energy Intelligence Group data, добыча нефти в Южном Судане сократилась вдвое по сравнению с почти 200 000 баррелей в день в 2014 году[i]. По словам Мурвеля, компания планирует увеличить добычу на блоке 5А в штате Юнити до 40000-50000 баррелей в день с текущего уровня примерно в 10 раз меньше. Кроме того, будет проведено технико-экономическое обоснование нефтеперерабатывающего завода в Палохе для поставок на региональные рынки Эфиопии и Судана.

«На данный момент поворот нефтяной промышленности будет в значительной степени зависеть от действий местных участников нефтегазового рынка», — отметил Мурвель. «Мы должны получить надежные компании, которые могут приехать и инвестировать, но из-за военных действий в Южном Судане потенциальные партнеры и инвесторы не могут приехать сюда, потому что в нашей стране пока нет стабильности»,- добавил он.

Помимо проблемы привлечения иностранных инвестиций, В Южном Судане серьезно стоит вопрос загрязнения окружающей среды нефтяными отходами. В июне прошлого года на власти страны был подан иск в суд Восточноафриканского сообщества (ВАС), который находится в танзанийском городе Аруша. В ВАС входит шесть государств — Кения, Танзания, Уганда, Бурунди, Руанда и Южный Судан. Приостановить экспорт южносуданской нефти потребовала правозащитная организация Hope for Humanity Africa, заявляющая, что в Южном Судане происходит «экологический геноцид»[ii]. Речь идет о многочисленных разливах нефти в верховьях Нила, которые угрожают не только сельскохозяйственным угодьям, но и непосредственно жизни местных жителей. Правозащитники отмечают, что общая площадь разливов нефти в Южном Судане достигла уже около 200 тыс. кв. м (20 га). Министерство нефтяной промышленности Южного Судана заявило, что осведомлено о судебном разбирательстве и пообещало провести проверку по сообщениям о вреде экологии от разливов нефти.

К тому же по итогам нескольких исследований, проведенных международными организациями, нефтяные компании, работающие в Южном Судане, особенно в штатах Эль-Вахда и Верхний Нил, обвиняются в совершении множества нарушений, связанных с загрязнением окружающей среды, что привело к вспышке различных заболеваний в этих районах за последние несколько лет.

Но, похоже, что ситуация до сих пор не изменилась: нефтяные компании, работающие в Южном Судане, продолжают загрязнять почву и водоемы страны. В апреле с. г. Джозефин Напвон Космас (Josephine Napwon Cosmas), министр окружающей среды Южного Судана, пригрозил подать на них в суд. Данное заявление было сделано на церемонии запуска тендера на проведение экологического аудита, охватывающего несколько нефтяных бассейнов. «Очень важно, чтобы нефтяные компании соблюдали правила охраны окружающей среды. Я лично побывал на нефтяных месторождениях нашей страны, и то, что я увидел, — это совсем не то, о чем мы договаривались. Загрязнение от нефтяных месторождений вполне реально, и от этого гибнут люди. Я бы хотел, чтобы нефтяные компании учитывали это. В противном случае мы как департамент уполномочены прекратить их деятельность» — сказал Космас.

Другими словами, у нефтяных компаний, которые в будущем будут признаны виновными в нарушении правил охраны окружающей среды, могут быть отозваны лицензии на осуществление деятельности. За более чем 10 лет, прошедших с тех пор, как был поднят этот вопрос, это один из первых случаев, когда Джуба сделала официальное заявление по этому вопросу.

Ожидается, что это порадует экологические организации, которые уже несколько лет бьют тревогу по поводу загрязнения водных путей в штате Юнити, главном производственном бассейне страны. Загрязнение, которое затрагивает более 600 000 человек, также загрязняет сельскохозяйственные земли и затрагивает домашний скот. По данным немецкой общественной организации «Знак надежды» (Sign of Hope), которая оказывает медицинскую помощь и другие формы гуманитарной помощи, колодезная вода стала соленой и плохо пахнет[iii]. Медицинские отчеты также показали, что это загрязнение является основой многих смертельных заболеваний, а также пороков развития у новорожденных.

17 июня появилась информация о том, что сотни протестующих из города Мелут на северо-востоке Южного Судана грозятся приостановить добычу нефти в регионе из-за того, что правительство и работающие на месторождениях компании игнорируют риски, связанные с загрязнением окружающих территорий. Демонстранты говорят о том, что неоднократно обращались к властям в Джубе, требуя их заставить предприятия соблюдать правила утилизации отходов, образующихся в процессе разведочных работ, однако ответа так и не получили[iv].

Отмечается, что местное население сталкивается с многочисленными проблемами в сфере здравоохранения из-за загрязнения окружающей среды, в том числе с рождением больных детей, гибелью домашнего скота и появлением новых недугов, о которых люди не знали до открытия месторождений нефти в регионе. Участники демонстраций не раз призывали правительство решать эти проблемы совместно с нефтяными компаниями, работающими в штате Верхний Нил, но безуспешно. Фактически диалог с местными и федеральными властями зашел в тупик, и протестующие говорят о том, что не просят ничего, кроме прекращения операций по добыче нефти в регионе, чтобы сохранить жизнь и здоровье населения, а также окружающую среду.

Есть ли у Южного Судана реальные альтернативы нефтяным доходам? Для этого нужно в корне менять экономический сектор страны. Вопрос об этом уже подняло правительство Южного Судана в мае 2021 года.  В Джубе заговорили о том, что следует реформировать мобилизацию ненефтяных доходов. Эта мера предотвратит растрату государственных средств (ведь коррупция до сих пор является неизменной проблемой Южного Судана), а также в корне поменяет экономику страны. Об этом заявил генеральный комиссар Национального налогового управления (NRA) Патрик Мугоя на конференции, организованной ведомством.

В свою очередь, министр финансов и экономического планирования Атиан Атиан отметил, что «необходимо найти решения, позволяющие устранить неэффективное управление сбора налогов и институциональную конкуренцию. Только так можно реанимировать экономику Южного Судана».  На его взгляд, создание благоприятной налоговой среды поспособствует увеличению мобилизации внутренних ресурсов. «Мы столкнулись с рядом проблем в области налогового администрирования на разных уровнях государственного управления. Нам необходимо обсудить вопросы дублирования налоговых юрисдикций, чтобы обеспечить прозрачность системы в стране», — пояснил министр.

Скорее всего, если и будет происходить постепенное реформирование нефтяного сектора в Южном Судане, то этот процесс будет нелегким и займет много времени. Более насущной на данный момент является проблема экологии и привлечения иностранных инвестиций.

[i] https://www.energymixreport.com/south-sudan-still-trying-to-raise-oil-production-and-refining/

[ii] https://www.bloombergquint.com/markets/cnpc-petronas-risk-halt-to-south-sudan-exports-in-pollution-row

[iii] https://www.energymixreport.com/south-sudans-environment-ministry-threatens-to-sue-oil-companies/

[iv] https://riafan.ru/1467883-zhiteli-yuzhnogo-sudana-prigrozili-zablokirovat-dobychu-nefti

52.31MB | MySQL:103 | 0,619sec