Ситуация в Сомали: май 2021 г.

1 мая президент Сомали Махамед Абдуллахи Махамед (Фармаджо) поручил премьер-министру Махамеду Хусейну Робле организовать в скорейшие сроки президентские и парламентские выборы. Это решение было призвано снизить уровень напряженности, возникшей после предыдущего решения Фармаджо от 12 апреля продлить свои полномочия на два года. Формально его мандат истек еще 8 февраля. Решение Фармаджо привело к столкновениям 25 апреля между правительственными силами и оппозицией. Таким образом он вернулся в рамки соглашения от 17 сентября 2020 г. между федеральными властями и пятью полуавтономными регионами Сомали, как того требовали оппозиция и ряд стран-партнеров.

Это соглашение предусматривает организацию выборов по непрямой системе, аналогичной выборам 2017 г., когда делегаты кланов выбрали парламентариев, которые затем избрали президента.

«Я призываю всех вернуться к инклюзивному соглашению», подписанному в сентябре 2020 г., — сказал он. «Я бы хотел сказать об очевидном – премьер-министру Робле поручена подготовка, проведение выборов и обеспечение их безопасности», — сказал Фармаджо. Его выступление было поддержано единогласно 140 присутствовавшими при этом депутатами парламента.

За сутки до этого коалиция кандидатов в президенты от оппозиции призвала Фармаджо уйти в отставку и «освободить канцелярию президента, которую он занимает вопреки конституции». Она также призвала Робле «взять под его полный контроль избирательный процесс и вопросы национальной безопасности».

Как следствие этого решения – Фармаджо возобновил переговоры с оппозицией относительно организации выборов в кратчайшие сроки. Тем самым он фактически отказался от своего предыдущего решения о продлении его мандата на 2 года от 12 апреля. «Мы решили искать выход из кризиса путем переговоров и избегать насилия, выгодного тем, кто играет с жизнями населения», — сказал он. Мандат Фармаджо истек еще 8 февраля, после чего выборы главы государства не проводились.

Как заявил глава коалиции кандидатов в президенты от оппозиции, бывший президент Сомали Шариф Шейх Ахмед, «я аплодирую решению парламента вернуться к соглашению от 17 сентября, это – шаг вперед, который должен устроить всех». «Мы долго ждали, чтобы это соглашение вернулось на стол (переговоров), потому что оно – единственное решение для организации выборов», — сказал он.

3 мая премьер-министр Сомали Робле пригласил глав пяти полуавтономных регионов на встречу 20 мая с тем, чтобы «финализировать» условия организации предстоящих президентских и парламентских выборов. Об этом объявил на пресс-конференции представитель правительства Махамед Ибрагим Моалиму. По его словам, «премьер-министр встретился с бывшим президентом Шарифом Шейхом Ахмедом, и они обсудили текущую ситуацию в стране». «Они также обсудили ход подготовки к выборам, вопросы безопасности в столице и пути стабилизации ситуации в Могадишо», — сказал он.

По состоянию на 3 мая, несмотря на объявление о возобновлении переговоров между федеральным правительством и оппозицией, ряд столичных кварталов оставался под контролем боевиков, лояльных лидерам оппозиции. Как заявил в тот день представитель Евросоюза в Сомали Николас Берланга, «отныне приоритетом становится демилитаризация Могадишо». «Те, кто хочет сыграть позитивную роль в организации выборов, должны поддержать премьера Робле в решении стоящих перед ним задач», — сказал он.

К 7 мая сотни вооруженных сторонников оппозиции были выведены из Могадишо на основании соглашения с правительством. До этого они почти две недели контролировали ряд кварталов столицы, препятствуя нормальной жизни горожан. Одним из условий вывода был отказ правительства от преследования тех, кто принял участие в выступлении. Это касалось главным образом военных, примкнувших к оппозиции. Один из лидеров вооруженных сторонников оппозиции дивизионный генерал Али Арайе Особле призвал их «подчиняться указаниям премьер-министра» и «сотрудничать для того, чтобы в стране могли состояться справедливые и свободные выборы».

6 мая Министерство информации Сомали объявило о восстановлении дипломатических отношений с Кенией, разорванных в декабре 2020 г. на фоне взаимных обвинений во вмешательстве во внутренние дела друг друга. Между двумя странами множество противоречий, включая пограничный спор из-за линии морской границы, хотя кенийские военные находятся в Сомали в составе миротворческого контингента Amisom. Известно, что посредником в примирении двух соседей выступил Катар.

Сомали разорвало дипотношения с Кенией после того, как президент Ухуру Кениатта принял в Найроби главу самопровозглашенного Сомалиленда. В Могадишо считают эту непризнанную территорию частью Сомали. Еще один пункт раздора между ними – находящийся на юге Сомали Джубаленд. Главу этой территории Ахмеда Мадобе поддерживает Кения, зато у него очень натянутые отношения с Могадишо.

Со своей стороны Кения заявила, что приняла к сведению решение Сомали и «с интересом ждет продолжения нормализации отношений со стороны сомалийских властей».

11 мая Кения объявила о приостановке на три месяца авиарейсов из Сомали и обратно. О причинах такого решения не сообщалось. Исключение было сделано для санитарных рейсов и для гуманитарных бортов ООН. Днем ранее Сомали объявило, что остается в силе введеный ранее запрет на перевозку из Кении ката – галюценогенного средства растительного происхождения, которое в ряде стран приравнивается к наркотикам.

8 мая Африканский союз (АС) назначил бывшего президента Ганы (2012 – 2017гг.) 62-летнего Джона Махаму на пост верховного представителя АС в Сомали с задачей оказать содействие в урегулировании политического кризиса, возникшего после объявления 12 апреля о продлении мандата президента этой страны на два года, и организации в кратчайшие сроки выборов. Одновременно глава Комиссии АС Муса Факи «призвал сомалийские стороны к переговорам для поиска путей инклюзивного урегулирования предвыборного кризиса». «Это должно открыть дорогу демократически избранному правительству, имеющему законность и необходимый мандат для решения политических и конституционных проблем, которые представляют собой угрозу для стабильности страны и региона», — заявил он.

25 мая в Совбезе ООН глава МИД Сомали Махамед Абдиризак сообщил в режиме видеоконференции о достижении «принципиального соглашения» относительно проведения «инклюзивных, свободных и справедливых выборов». По его словам, урегулированы или находятся в стадии урегулирования три ключевых вопроса, нерешенность которых препятствовала достижению соглашения. При этом дата проведения голосования не называлась. Среди этих трех вопросов – «статус выборов для представителей Сомалиленда», «условия проведения выборов в других регионах» и «состав избирательных комиссий».

27 мая правительство Сомали по итогам национального консультативного форума объявило о проведении «через 60 дней» национальных выборов, перенос которых вызвал острейший политический кризис в этой стране. Как объявил зачитавший правительственное коммюнике заместитель министра информации Абдирахман Юсуф, точные даты событий, связанных с выборами, будут объявлены специальным комитетом, которому поручено организовать голосование.

По оценке премьера Робле, заседания национального консультативного форума проходили в атмосфере «уважения, терпеливости и компромиссов». «Я обязуюсь контролировать, чтобы выборы были справедливыми и инклюзивными, призываю стороны простить друг друга и открыть свои сердца», — сказал он. Со своей стороны президент Фармаджо назвал происшедшее «победой для всех сомалийцев».

9 мая вновь напомнили о себе боевики движения «Аш-Шабаб». В тот день смертник атаковал один из комиссариатов полиции в Могадишо. В результате теракта погибли 6 человек, в том числе 2 полицейских, еще 6 получили ранения.

В целом, в современных условиях голосование по принципу «один человек – один голос» в Сомали вряд ли возможно. Поэтому предстоящее голосование будет вновь непрямым, а прямое – можно только надеяться, что оно когда-нибудь состоится.

62.85MB | MySQL:102 | 0,560sec