Ситуация в Турции: июнь 2021 года

В предыдущих статьях, информируя и анализируя действия руководства Турции на западном внешнеполитическом векторе, мы традиционно особо выделяли два направления: сложные, порой драматические, взаимоотношения официальной Анкары с союзниками по НАТО, прежде всего с США, и с партнерами из Евросоюза.

В июне на обеих этих направлениях произошли важные события. Руководство Турции тщательно к ним готовилось, планируя заложить реальную долгосрочную основу процесса нормализации и установления прогнозируемых отношений с западными союзниками, учитывая важность этого успеха для правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в связи с приближающимися в стране всеобщими парламентскими и президентскими выборами.

На наш взгляд, следует начать с первой после американских выборов встречи президента Турции Р.Т. Эрдогана и президента США Джо Байдена на полях ежегодного саммита НАТО в Брюсселе. Президенты начали ее с беседы один на один, в которой участвовали только переводчики. Она длилась около 45 минут (это очень мало, учитывая объем накопленных проблем и их остроту), а затем перешли к более широкому формату с участием делегаций двух стран. Эта встреча тщательно отслеживалась на предмет любых признаков оттепели в отношениях между двумя крупнейшими вооружёнными силами НАТО после многолетней напряжённости.

По результатам встречи Джо Байден охарактеризовал ее как «продуктивную», но не рассказал ничего, что, хотя бы косвенно, подтвердило такую оценку.  Р.Т.Эрдоган, в свою очередь, в позитивном тоне описал свою первую встречу с президентом США. «У нас была очень полезная и искренняя встреча с мистером Байденом. Мы конструктивно обсудили с ним как общие темы, так и проблемы», — заявил турецкий лидер. Он сказал, что во время встречи увидел признаки того, что Байден хочет «продуктивного партнёрства» с Турцией и добавил, что они обменялись мнениями о поддержке США курдских боевиков в Сирии и санкциях за покупку Турцией российских С-400. Сразу отметим, что ключевые слова здесь «обменялись мнениями», и отметим постоянный характер такого «продуктивного» обмена, уже продолжающегося годами без признаков реального решения спорных вопросов между двумя союзниками.

По словам президента Турции, по С-400 он «повторил мысль, которую неоднократно повторял ранее», и «то же самое о F-35». Что касается оппозиционно настроенных сирийских Сил народной самообороны (YPG), турецкий президент сказал, что он ясно дал понять Байдену, что поддержка США этих группировок должна прекратиться. Турция считает YPG ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), которую она и США считают террористической организацией. «В антитеррористических усилиях не должно быть двойных стандартов, и следует знать, что одна террористическая группировка не может быть побеждена другой», — добавил Р.Т.Эрдоган. А очень болезненный для Турции вопрос о событиях в Османской Империи в 1915 году Р.Т. Эрдоган, по его словам, во время встречи с Байденом вообще не поднимал.

Для Р.Т.Эрдогана особенно важен позитивный имидж встречи. Турецкий лидер стремится освободить Турцию от санкций США за покупку зенитно-ракетных комплексов С-400 в 2019 году и представить Байдену доводы в пользу того, что Турция остаётся важным союзником США. Для подтверждения этого статуса турки предложили даже взять на себя обеспечение безопасности международного аэропорта Кабула после того, как США завершат свой выход к сентябрю с.г. из бесславного участия в афганском конфликте.  Не очень завидная роль, если учитывать, что американцы гадили там в течении двух десятилетий.

В очередной раз ожидания турок не оправдались. Встреча «на полях» НАТО не принесла им желаемых результатов. Она не стала «весной» в отношениях двух стран, но, надо это признать, не оставила их «в морозильной камере холодильника». Санкции США сохраняются и пока нет предпосылок для их отмены. Можно лишь констатировать, что сам факт проведения саммита может означать только выход сторон на старт марафона нормализации двусторонних отношений. Состоится ли сам забег – большой вопрос, ведь на дистанции сохранились все барьеры, которые необходимо преодолеть для успешного финиша. Это и Сирия, и курды, и С-400, и события 1915 года, и исключение турок из программы создания совместных ударных истребителей F-35, прекращение участия турецких фирм в промышленном производстве деталей для этого реактивного самолёта, а ведь турецкие военные планировали приобрести 120 таких истребителей, и права человека в Турции…

Вот и турецкий рынок соответствующим образом отреагировал на итоги встречи двух президентов. Вначале турецкая валюта незначительно укрепилась в преддверии встречи, поскольку инвесторы возлагали надежды на конструктивный исход с конкретными результатами. Однако спустя сутки лира ослабла на 1% по отношению к доллару США, упав до 8,55 по сравнению с 8,46 днем ранее. Стамбульская фондовая биржа также сообщила о падении примерно на 0,85%. По факту это подтверждает, что стороны ни о чем конкретном не договорились.

Примечательно, что после участия в саммите НАТО, в рамках которого состоялась двусторонняя встреча Р.Т.Эрдоган – Дж.Байден, турецкий президент изложил планы по созданию платформы регионального сотрудничества с Россией. Платформа, в которую также войдут Иран, Азербайджан, Грузия и Армения, будет гарантировать региональную стабильность, сказал Р.Т.Эрдоган. «Мы готовы пойти на всевозможные жертвы, также, как и господин Путин. В рамках планируемых шагов, регион станет полностью безопасным», — добавил турецкий лидер на пресс-конференции с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в городе Шуша в Нагорном Карабахе. Он призвал Армению присоединиться к региональной платформе. «Мы надеемся, что Армения радушно примет протянутую руку солидарности и воспользуется возможностью вместе построить общее будущее», — подчеркнул президент Турции. Звучит привлекательно, но в плане реального осуществления очень проблематично по понятным причинам.

Напомним, что в сентябре прошлого года Азербайджан при поддержке Турции начал успешное военное наступление против армянских сил в Нагорном Карабахе. Конфликт закончился в ноябре подписанием соглашения о прекращении огня при посредничестве России. Азербайджан восстановил контроль над большей частью спорной территории, в том числе вторым по величине стратегически важным населённым пунктом Шуша, историческим и культурным центром. Шуша находился под контролем Армении почти три десятилетия.

Чтобы завершить натовский трек, обратим внимание на высказывания турецкого лидера по поводу взаимоотношений в Североатлантическом альянсе. НАТО силен только с Турцией, а без нее альянс во многом теряет свою мощь, заявил турецкий президент Р.Т.Эрдоган, оценивая при этом Турцию как одну из пяти ведущих стран в рамках институтов безопасности блока, которая полностью выполняет все миссии НАТО. «Мы должны подвергнуть сомнению позицию наших партнёров и друзей в НАТО по отношению к Турции. Если они спросят, какие страны входят в пятёрку лидеров НАТО, Турция будет одной из них. Кто бы ни утверждал обратное, в воздухе, на суше и на море мы в пятерке. Мы хотим равноправных отношений со странами-союзниками. Они должны привыкнуть к этому», — добавил он.

А уже после саммита альянса президента поддержал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, который принял участие в международном дипломатическом форуме в Анталье. «Турция внесла наибольший вклад в НАТО, но порой не видела солидарности и соответствующей этому статусу оценки, которую ожидала от альянса. Глобальный экономический баланс быстро смещается в сторону Азии, которая становится центром экономической мощи в мире», — заявил он, выступая на форуме.

И тут же министр высоко оценил хорошие отношения Турции с Россией и заявил, что Анкара будет развивать дипломатические отношения с государствами, не являющимися членами НАТО, «так же, как и с другими государствами в рамках НАТО». «Глобальные акторы, такие как Турция, должны поддерживать хорошие отношения со всеми странами. Одна страна не должна рассматриваться как альтернатива другой», — констатировал глава турецкого дипломатического ведомства.

Еще один форум западных партнеров Турции, которого Анкара ждала и к которому серьезно готовилась – это двухдневный саммит Евросоюза, состоявшийся 24 – 25 июня.  О стремлении Анкары наладить продуктивный диалог с целью возобновить переговоры о вступлении в ЕС в качестве полноправного члена мы писали в предыдущих статьях, отмечали попытки турок нормализовать отношения не только с ЕС в целом, но со странами-членами организации на двусторонней основе, что было своеобразной тактикой турецкой дипломатии. Накануне глава представительства ЕС в Турции Николаус Майер-Ландрут во время визита в южную турецкую провинцию Шанлыурфа заверил турок, что саммит станет важным моментом для будущего развития и улучшения отношений между ЕС и Турцией. Однако сразу сделал оговорку. «Главы государств-членов пересмотрят текущую ситуацию, и, если они сочтут тенденцию положительной, они примут положительное решение для продолжения отношений между ЕС и Турцией», — сказал высокопоставленный чиновник Евросоюза. Он также выразил надежду на создание среды, которая будет способствовать принятию положительных решений.

Когда посла спросили об ожиданиях лидеров ЕС от турецкого правительства, дипломат напомнил, что эти ожидания уже переданы турецким властям. «Совет Европы выразил свои ожидания в направлении устойчивой деэскалации в восточном Средиземноморье и в плане сотрудничества в разрешении региональных конфликтов в Ливии и Сирии, которые затронули как членов ЕС, так и Турцию», — добавил он. Мейер-Ландрут также заявил, что ЕС ожидает улучшения в отношении прав человека и в сфере укрепления верховенства закона в Турции.

И вот в итоговом коммюнике саммита ЕС главы государств в очередной раз, как под копирку, констатировали, что Евросоюз готов постепенно углублять сотрудничество с Турцией во многих областях, представляющих общий интерес. Ключевое слово здесь постепенно. Турки обреченно улыбаются, ведь постепенное углубление продолжается уже более полувека, а обещания о полноправном членстве в Евросоюзе так и остаются не реализованными.

Согласно коммюнике, на саммите лидеров Европейского союза главы государств и правительств стран-членов блока попросили Европейскую комиссию незамедлительно представить официальное предложение относительно выделения финансовых средств для поддержки сирийских беженцев, нашедших приют в Турции и других странах региона. А ведь еще три года тому назад они уже должны были выделить финансовые средства для беженцев в Турции, а сегодня мы говорим только о рассмотрении предложения об этой операции. Евросоюз пообещал выделить 3,6 млрд долларов на финансирование Турции, чтобы помочь ей поддержать четыре миллиона беженцев, которых она принимает, заявила Урсула фон дер Ляйен, глава Европейской комиссии. Планируется, что деньги будут полностью поступать из общего бюджета ЕС, и поэтому Европейский парламент должен будет дать своё одобрение. А эта процедура под различными предлогами вновь может быть затянута на неопределенный срок.

Лидеры ЕС также заявили о подготовке к диалогу на высоком уровне с Турцией по вопросам миграции, здравоохранения, климата, борьбы с терроризмом и региональной проблематике. Согласно заявлению, лидеры ЕС дали также старт техническим работам, направленным на обновление Таможенного союза ЕС-Турция, о котором Анкара говорит уже несколько лет. Смысла нет цитировать далее этот документ, так как он весь пестрит общими, ни к чему не обязывающими лозунгами.

Поэтому не вызывает удивления его оценка официальной Анкарой. В заявлении МИД Турции относительно итогов двухдневного саммита глав государств и правительств Евросоюза в Брюсселе говорится, что решения саммита лидеров ЕС по части Турции далеки от «ожидаемых» и «необходимых». В заявлении ведомства отмечается, что перенос лидерами ЕС позитивных шагов в диалоге с Турцией на более поздний срок свидетельствует о недостатке политической воли и предвзятом отношении ряда стран, использующих членство в Евросоюзе в собственных интересах. В документе также указывается, что Турция «более чем выполнила» свою часть по снижению напряжённости в отношениях с блоком из 27 стран.

«Анкара предприняла все необходимые шаги по снижению напряженности в регионе, продвижению диалога и сотрудничества. В то же время лидеры ЕС не приняли никаких конкретных шагов относительно Турции, в том числе в вопросе обновления Таможенного союза. В итоговом заявлении даже не упоминается о Турции как стране-кандидате на вступление в ЕС», — говорится в заявлении. При этом подчеркивается, что новый пакет финансовой помощи, о котором упоминается в решениях Брюссельского саммита, предназначен не для Турции, а для беженцев из Сирии в ряде стран.

«Попытка принизить значимость сотрудничества с Турцией в миграционном вопросе и преподнести вопрос в качестве финансовых ассигнований – в корне ошибочный подход. Тесное взаимодействие по данному вопросу отвечает интересам всех сторон. Этот шаг в первую очередь отвечает интересам самого ЕС, вносит вклад в обеспечение безопасности и спокойствия в Европе», — отметили во внешнеполитическом ведомстве Турции. В Анкаре также раскритиковали позицию лидеров ЕС по Кипрскому вопросу. «Попытка ЕС игнорировать интересы турок-киприотов не внесет вклада в урегулирование разногласий. Брюсселю пора начать видеть реалии Кипра и выполнить обещания, данные туркам-киприотам в 2004 году», — отмечается в документе турецкого внешнеполитического ведомства.

Отметим, что Турция является официальной страной-кандидатом в ЕС с 1999 года и поддерживает соглашение о таможенном союзе с блоком с января 1996 года. Переговоры о вступлении официально начались в октябре 2005 года, однако застопорились в последние несколько лет из-за того, что называется «несоблюдением Турцией требуемых критериев, касающихся кандидатуры в ЕС».

Согласно опросу общественного мнения, проведённому Европейским советом по международным отношениям (ECFR), опубликованному 9 июня, чуть больше жителей стран-членов ЕС считают Турцию скорее противником, чем партнёром. Опрос показал, что в общей сложности 26% европейцев считают Турцию противником или государством, с которым существует конфликт. Вместе с тем 25% рассматривают страну как подающую надежду в качестве необходимого партнёра по ЕС.

Прежде чем перейти к событиям в этот период на российском треке внешней политики Анкары, коротко коснемся реакции в турецких экспертных кругах на саммит РФ-США, который важен для Анкары с точки зрения выстраивания своих отношений с Москвой. На наш взгляд, эту реакцию отражает комментарий политолога, профессора Университета Мармара Ильяса Кемальоглу, опубликованный на сайте крупнейшего в стране Анатолийского агентства. Саммит президентов РФ и США Владимира Путина и Джо Байдена, прошедший накануне в Женеве, в частности достигнутая договоренность о возобновлении работы послов двух стран, имеет большое значение с точки зрения расширения контактов и диалога между сторонами, считает он.

Решение двух лидеров встретиться, несмотря на резкие обвинения, допущенные Байденои в адрес Путина несколько месяцев назад, было связано с развитием процессов на международной арене и балансом сил. Несомненно, на реализации встречи и получении хоть и незначительных, но результатов сказался также китайский фактор. Россия и Китай на сегодняшний день не только развивают многостороннее сотрудничество, но и противостоят присутствию США в Центральной Азии, и добились больших успехов на этом направлении. Однако усиливающийся с каждым днем ​Китай на данный момент представляет угрозу интересам и самой России в этом регионе, — полагает автор.

Одна из главных проблем, ожидающих Россию в будущем, считает турецкий профессор, будет также связана с малонаселенным Сибирским регионом. Неспособность России противодействовать росту экономического влияния своего соседа в этом регионе и постепенное увеличение здесь китайского населения станут головной болью для России в будущем. В среднесрочной и долгосрочной перспективе увеличивающий свое влияние Китай также будет представлять угрозу для Запада, причем гораздо большую, чем Россия. И в этой связи отношения между Россией и Западом важны и с точки зрения уравновешивания Китая.

Таким образом, прошедшая встреча лидеров двух стран, по мнению И. Кемальоглу, может означать начало восстановления международных балансов, пусть и не сразу. Пока что ясно одно. Итоги саммита продемонстрировали тот факт, что обе стороны осознают: «в ядерной войне не может быть победителей».

Что касается непосредственно российско-турецких отношений в этот период, то можно констатировать, что, несмотря на пандемию и существующие спорные вопросы, стороны смогли восстановить полноформатный регулярный двусторонний диалог. Это отметили министры иностранных дел двух стран 30 июня в ходе полномасштабных переговоров в Анталье. Глава турецкого внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу заявил, что только за последний год состоялось 19 телефонных разговоров президентов двух стран. «Турция заинтересована в углублении сотрудничества с Россией. Лидеры двух стран обозначили цель в доведении товарооборота между Турцией и Россией до отметки в 100 млрд долларов в год. Анкара и Москва готовы двигаться к данному показателю экономического взаимодействия», — констатировал он после переговоров с Сергеем Лавровым.

Глава МИД Турции сообщил также, что обсудил с Лавровым ситуацию в Сирии, Афганистане, Ливии, Украине и на Кавказе. «Диалог между Анкарой и Москвой основан на взаимном уважении. Турция готова к взаимодействию с Россией по Сирии, как в продвижении политического процесса, так и в обеспечении спокойствия на местах», — сказал глава турецкой дипломатии. Оба министра отметили значимость беспрепятственного доступа гуманитарной помощи в эту страну и договорились предпринимать совместные шаги по поддержке сирийских беженцев, высказались в пользу искоренения терроризма в Сирии. Касаясь ситуации в Ливии, М.Чавушоглу отметил, что путь к нормализации ситуации в этой стране лежит через вывод наемников. Политическое единство и территориальная целостность Ливии – вопросы, по которым позиции Москвы и Анкары едины, отметил турецкий министр.

Сергей Лавров, в свою очередь, отметил, что Москва и Анкара будут и далее координировать усилия для нормализации диалога между Баку и Ереваном. Министры готовы опробовать новый формат для решения этой проблемы «3 + 3», то есть три закавказских республики плюс три соседа – Россия, Турция и Иран будут сообща искать пути установления мира и стабильности в этом регионе.  Надо отметить, что это не новая формула, Анкара выдвигала ее и ранее.

Глава МИД Турции далее прокомментировал начало реализации проекта канала «Стамбул». По его словам, проект канала «Стамбул» никак не влияет на действие Конвенции Монтрё о статусе проливов, и этот документ не имеет отношения к данному каналу. С. Лавров отметил, что Москва удовлетворена взаимодействием с Анкарой по всем вопросам выполнения конвенции Монтрё.

Глава МИД России поблагодарил Турцию за готовность принять меры по защите здоровья российских туристов. «Россияне воспринимают Анталью в качестве привлекательного маршрута отдыха. Мы и далее будем проводить работу по поддержке туризма», — сказал министр. Глава турецкой дипломатии, в свою очередь, дал высокую оценку решению властей РФ в восстановлении авиасообщения с Турцией. «Мы сделаем все возможное, чтобы российские туристы провели отдых в Турции в соответствии с концепцией «безопасный туризм». Планируем довести турпоток из РФ до допандемического уровня», – сказал М.Чавушоглу.

Эксперты обратили внимание на тот факт, что министры договорились восстановить работу всех двусторонних механизмов на высшем и высоком уровне, которые были заморожены в связи с пандемией, включая Совет сотрудничества высшего уровня, рабочие группы межмидовских консультаций, межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, заседание которой, по словам С.Лаврова, пройдет в скором времени в Москве.

Состоялся очередной телефонный разговор президентов России и Турции. Обсуждались актуальные вопросы взаимодействия двух стран в различных областях. «Р.Т.Эрдоган выразил признательность за принятое российской стороной решение о возобновлении авиасообщения с Турцией, а также за начало поставок российской вакцины «Спутник V», — говорится в сообщении Кремля.

Был продолжен обмен мнениями по ситуации вокруг Нагорного Карабаха. «Дана позитивная оценка работе Совместного российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня и военных действий. Президент Турции высказался в поддержку российских усилий по обеспечению реализации в полном объёме договорённостей, закреплённых в заявлениях лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года. Подтверждена обоюдная готовность к продолжению координации, в том числе в интересах экономического развития и восстановления транспортной инфраструктуры региона», — заявили в Кремле. «Владимир Путин также поделился впечатлениями о недавних переговорах в Женеве с президентом США Джозефом Байденом», — добавили в пресс-службе.

Кроме этого, турецкие эксперты обратили внимание, что при рассмотрении вопросов урегулирования в Сирии оба президента подчеркнули важное значение совместной деятельности военных России и Турции, направленной на предотвращение эскалации напряжённости в Идлибе и на северо-востоке страны, борьбу с остающимися в этих районах террористическими группировками.

Представители деловых кругов двух стран подтвердили заявления российских и турецких политиков. Глава Ассоциации торгово-промышленных палат и бирж Турции (TOBB) Рыфат Хисарджиклыоглу на бизнес-форуме Турция-Татарстан с участием президента Татарстана Рустама Минниханова в Анкаре заявил, что товарооборот между Турцией и Россией по итогам 2020 года несмотря на пандемию составил 22 млрд долларов, однако это не предел, цель – довести этот показатель до 100 млрд долларов в год.

Он отметил, что Россия является одним из самых крупных торговых партнеров Турции. «Компании Турции на протяжении длительного времени успешно работают в России. Наша основная цель – довести объем товарооборота до отметки 100 млрд долларов. В достижении этой задачи нам помогут предприниматели, задействованные в таких сферах, как торговля, энергетика, строительство и туризм», — сказал глава TOBB.

По его словам, расширение турецко-российского сотрудничества в целом способствует и укреплению связей между Анкарой и Казанью. Отношения Турции с Татарстаном как одним из наиболее экономически развитых и процветающих регионов России значимы для Анкары, добавил Р. Хисарджиклыоглу. «Мы нацелены на развитие сотрудничества с Казанью — важным центром инвестиций турецких компаний. Татарстан – второй после Москвы регион в России, в экономику которого инвестируют турецкие фирмы. Турция занимает первое место по числу компаний с иностранным капиталом в Татарстане», — сказал глава ТОВВ. Он отметил, что из общего объема работ (2 085 проектов на сумму в 84 млрд долларов), осуществленных турецкими строительными компаниями-подрядчиками на рынке России, 2,5 млрд приходятся на Татарстан.

На внутриполитическом поле в фокусе пристального внимания турецких властей продолжала оставаться экономика, о состоянии и перспективах которой поступали довольно противоречивые сведения.  Так, согласно прогнозу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), опубликованному 29 июня, ожидается, что экономика Турции в 2021 году вырастет на 5,5% и на 4% в 2022 году. Прогноз экономического роста Турции в этом году обусловлен экспортом, поскольку, по словам банка, внутренний спрос по-прежнему сдерживается влиянием более слабого финансового положения населения. По оценкам ЕБРР, в 2022 году экономический рост Турции составит 4% и 3,9% в странах, с которыми страна проводит большинство деловых операций. Вместе с тем во время онлайн-брифинга президент ЕБРР Одиль Рено-Бассо подтвердила готовность банка инвестировать в «зелёные» проекты в Турции с упором на окружающую среду, особенно совместно с частным сектором, в который вкладывается 95% инвестиций банка.

А директор отдела Всемирного банка в Турции Огюст Тано Куаме отметил, что на фоне пандемии коронавируса Турция стала одной из редких стран, где не было зафиксировано ухода экономики в минус, напротив, ее экономика в 2020 году выросла на 1,8%.  «На самом деле это очень важные темпы роста для крупных экономик», — подчеркнул Куаме на заседании, посвящённом отчёту об экономическом мониторинге Турции, опубликованному Всемирным банком. Представитель регулятора отметил, что документ включает в себя оценки турецкой экономики и предложения относительно активного и инклюзивного роста в будущем. «Многие страны борются с последствиями этого кризиса. В прошлом году мировая экономика сократилась на 4,3%, если исключить Китай, мы говорим о сокращении на 5%. По нашим подсчётам, в 2020 году почти 100 млн человек в мире оказались в крайней нищете», — сказал он, добавив, что пандемия привела к росту бедности во всем мире.

«Хотя Турция серьёзно пострадала от пандемии, общие экономические показатели страны были очень хорошими в течение 2020 года. Экономика выросла на 1,8% в натуральном выражении», — пояснил Дэвид Найт, старший экономист отдела макроэкономики, торговли и инвестиций Всемирного банка. Фактически, по состоянию на прошлый год Турция оказалась самой быстрорастущей страной среди стран G20, отметил он, добавив, что в этом году ожидается рост на 5%. Д. Найт заявил также, что в Турции в прошлом году наблюдалась относительно стабильная финансовая ситуация, дефицит бюджета составил 3,5%, что намного ниже по сравнению со многими другими странами. «В свете текущих данных мы ожидаем, что потенциальный рост составит 4,5% в год в 2022 и 2023 годах», — подчеркнул он, добавив, что Всемирный банк ожидает, что инфляция в этом году в стране не превысит 15,5%.

Оптимистично для турецкой энергетики звучат заявления об обнаружении в Черном море новых запасов природного газа объемом 135 млрд куб. м. Об этом заявил президент Турции. «Буровое судно Fatih обнаружило на новом месторождении «Амасра-1» скопление газа объемом более 135 миллиардов кубометров», — сказал Р.Т.Эрдоган. По его словам, теперь объем обнаруженных Турцией резервов природного газа в Черном море достиг 540 млрд куб. м. К 2023 году власти рассчитывают начать его поставки на внутренний рынок. В ближайшее время, отметил президент, власти решат технические вопросы, касающиеся добычи газа из этого месторождения, и «незамедлительно приступят к бурению». Не секрет, что многие специалисты высказывают сомнение в таких данных о запасах газа и говорят, что для их подтверждения необходимы дополнительные исследования. Вызывают сомнения такое быстрое решение технических вопросов и сроки поставок этого газа на внутренний рынок.

Острой проблемой для турецкой экономики продолжает оставаться безработица. Она достигла в июне самого высокого уровня с июля прошлого года. Об этом свидетельствуют официальные данные, опубликованные 10 июня. Уровень безработицы вырос до 13,9%, сообщил Турецкий статистический институт (TurkStat). Безработица в несельскохозяйственном секторе выросла до 16,2%. Безработица среди молодёжи выросла до 25,6%. Занятость в промышленности сократилась на 212 тыс. человек до 5,99 млн. В секторе услуг она сократилась на 52 тыс. до 15,2 млн. Занятость среди населения трудоспособного возраста составила 44,2%, или 28,1 млн человек. Правительство Турции стремилось сдержать рост безработицы, опубликовав запрет компаниям увольнять работников во время пандемии COVID-19. Вместо этого предприятия могут отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск, однако ощутимого результата эти меры пока не принесли.

Тем не менее, несмотря на такую сложную и противоречивую ситуацию в экономике, президент Турции 26 июня дал старт строительству канала «Стамбул», который будет проходить параллельно Босфору. В церемонии закладки фундамента первого моста через водохранилище «Сазлыдере» принял участие министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу и другие официальные лица. Р.Т. Эрдоган, заявил, что в 30-х годах прошлого века через Босфор ежегодно следовало в среднем 3 тыс. судов, а сегодня этот показатель достигает 45 тыс. Президент Турции акцентировал внимание на подсчетах экспертов, согласно которым к 2050 году через Босфор будет следовать 78 тыс. судов в год, тогда как, безопасная пропускная способность пролива составляет 25 тыс. судов. По его словам, новый канал планируют построить за шесть лет. На его реализацию направят 15 млрд. долларов. По берегам новой водной артерии будут построены города с населением в 500 тыс. человек, что также снизит нагрузку на мегаполис. Президент Турции отметил также, что конвенция Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы не касается проектируемого канала «Стамбул». Данный документ регулирует проход кораблей через Босфор.

Глава Минтранса, выступая на церемонии, в свою очередь, заявил, что рост судоходства на Босфоре создает угрозу безопасности и экологии Стамбула. «Согласно расчетам, судоходство на канале «Стамбул» будет в 13 раз безопасней, чем на Босфоре», — сообщил министр. Длина канала «Стамбул» составит 45 км, минимальная ширина дна 275 м. Глубина определена на уровне 21 с лишним метров.

Российский посол в Турции Алексей Ерхов также заявил, что канал «Стамбул» между Черным и Мраморным морями не изменит международно-правовой режим конвенции Монтрё. Конвенция регулирует порядок прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, а также устанавливает ограничения по общему тоннажу военных кораблей черноморских и нечерноморских государств, сроки пребывания в акватории Черного моря военных кораблей нечерноморских государств. Напомним, что десятки бывших высокопоставленных турецких военных были задержаны за критику планов Р.Т.Эрдогана по реализации крупнейшего в стране инфраструктурного проекта.

Не способствует стабильности на внутриполитическом поле и громкий скандал, связанный с криминальным авторитетом Седатом Пекером, бежавшим из страны в начале прошлого года. Он жил на Балканах, потом в Марокко, после перебрался в Объединенные Арабские Эмираты, где завел канал на YouTube, через который сливает информацию о членах правящей ПСР. Он публикует ролики, где рассказывает о связях турецкой элиты с криминалом, а также обвиняет чиновников из окружения президента в убийствах, наркотрафике, коррупции и других преступлениях. Особенно жестко мафиози охарактеризовал нынешнего главу МВД Сулеймана Сойлу, назвав его «крупнейшим коррупционером, мечтающим о кресле президента».

Прошлым летом рейтинг С. Сойлу был очень высоким. Турки одобряли его борьбу с пандемией коронавируса. Он даже вышел на второе место по популярности в правящей Партии справедливости и развития, отстав от лидера Р.Т.Эрдогана всего на несколько процентов. Сейчас после роликов Седата Пекера министра внутренних дел Турции считают «потерявшим былое влияние». Многие в республике по-прежнему убеждены, что отставка Сойлу — это вопрос времени. Достается и бывшему главе МВД Турции Мехмету Агару. По мнению криминального авторитета, он и есть «серый кардинал глубинного государства».

Р.Т.Эрдогана С.Пекер называет «старшим братом» и не исключает, что главу государства могут сместить. Самого президента в своих роликах пока не трогает, но не обходит вниманием его семью. В первую очередь зятя Берата Албайрака, бывшего министра финансов. Он утверждает, что под руководством Б.Албайрака и его брата Серхата действует мощная группа «Пеликаны», влияющая на политические процессы в стране. В нее также входят функционеры и журналисты. Напомним, что эту же группировку обвинял и бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, когда Р.Т.Эрдоган сместил его с поста главы правительства.

За месяц С.Пекер стал одним из самых популярных и обсуждаемых людей страны. Он выпустил восемь видео, а снял, по его словам, двенадцать. У каждого миллионы просмотров. Восьмое видео за пять дней собрало свыше 13 млн зрителей. Оппозиция провела опрос общественного мнения, и выяснилось: значительная часть турок верит его словам, а не правительству. Проправительственные издания, например, Daily Sabah, утверждают, что оппозиционные политики вместе с С.Пекером действуют в интересах США, и нынешняя атака на главу МВД спланирована Западом. Кто стоит за криминальным авторитетом, пока не ясно. На его счетах миллиарды долларов. Но скандал уже ударил по правящей ПСР. По данным опроса турецкого института изучения общественного мнения Metropoll, рейтинги ПСР сейчас 27%, хотя еще три месяца назад достигали 40%. Пошатнуться может и авторитет самого Р.Т.Эрдогана. В ходе этого же опроса об отношениях между правительством и преступными организациями в Турции, 61,1% респондентов, заявили, что, по их мнению, мафиозные организации находятся под защитой. Девятый ролик С. Пекер пообещал посвятить турецкому лидеру.

15 членов парламента от правящей ПСР призвали к отставке министра внутренних дел С.Сойлу из-за обвинений, выдвинутых против него криминальным авторитетом С.Пекером. ВВС сообщило, что представители ПСР снова отказались отправлять в отставку С.Сойлу, потому что не хотели, чтобы это рассматривали как отстранение министра внутренних дел из-за заявлений лидера мафии. Р.Т.Эрдоган также в частном порядке предупредил свою партию не реагировать на обвинения С.Пекера, сообщило ВВС.

Этот громкий внутриполитический скандал усилил дискуссию о следующих выборах в Турции, до которых осталось два года. Генеральный директор исследовательской компании KONDA Бекир Агырдыр считает, что правящая ПСР может объявить их в следующем году из-за «внутрипартийной напряжённости». «Высока вероятность того, что выборы пройдут в период с мая по ноябрь 2022 года», — утверждает он. Вместе с тем, он уверен, что, хотя ПСР ослабла в плане своего доминирования над государственными механизмами, она «не полностью утратила свои власть и влияние в стране».

И в заключение вновь обратимся к военно-промышленному комплексу страны, внимание властей к которому не ослабевает ни при каких обстоятельствах. Турция приступает к созданию нового инвестиционного фонда для налаживания партнёрских отношений и оказания поддержки компаниям оборонного сектора. Исмаил Демир, глава Управления оборонной промышленности Турции (SSB), сделал это заявление во время встречи представителей промышленного сектора страны в восточной провинции Элязыг. По его словам, целью фонда является финансовая помощь и различного рода поддержка предпринимателей в этой сфере. «Я надеюсь, что мы объявим об этом в ближайшее время. Мы поддержим наших предпринимателей и инвесторов как можно скорее», — заявил он. По словам И.Демира, SSB ежегодно выделяет 17,87 млн долларов на поддержку целого ряда фирм и предприятий в оборонном секторе. Он добавил, что Турция стремится увеличить свои доходы, активно развивая экспорт военной продукции.

Оборонная промышленность Турции играет важную роль в способности страны строить и расширять связи с другими государствами и проводить активную дипломатию, заявил И.Демир. «Вопрос оборонной промышленности является очень важным в дипломатии. Оборонная промышленность — это не только техническая сфера, она влияет на отношения с другими странами. Хотя это закрытая область, иногда она может «открывать нужные двери», может быть важной силой для дискуссий за столом», — отметил И.Демир. Он сказал, что страна так же сильна в переговорах, как ее оборонная промышленность.

Напомним, что в последние годы оружейная промышленность Турции значительно расширилась, особенно благодаря разработке мощных беспилотных летательных аппаратов местного производства. Более того, она экспортирует эти беспилотники во многие страны, число которых растёт, в том числе в Польшу, являющуюся членом НАТО. Так, африканские страны положительно оценивают оборонную промышленность Турции, что помогает Анкаре укреплять двусторонние отношения с государствами на этом континенте. И.Демир утверждает, что это даже более ценно, чем деньги, которые Турция зарабатывает на экспорте оружия.

Очередным подтверждением внимания турецкого руководства к оборонному сектору национальной экономики служит заявление президента Р.Т.Эрдогана в Twitter, сделанное им 19 июня. «Успешно прошли испытании отечественной противокорабельной ракеты Atmaca. Стальной меч нашей родины, противокорабельная ракета Atmaca впервые поразила цель в виде корабля во время испытательных стрельб перед ее принятием на вооружение», — написал турецкий лидер. Он также опубликовал видео с нанесением ракетного удара по судну.

52.63MB | MySQL:104 | 0,344sec