Об экономических и социальных проблемах Израиля. Часть 1

29-30 июня 2021 г. Израильский институт демократии (IDI) провел ежегодную конференцию им. Эли Гурвица, посвященную социально-экономическим вопросам развития общества. «В этом двухдневном мероприятии, нацеленном на поиск решения наиболее актуальных проблем страны, приняли участие самые влиятельные политические лидеры и политики Израиля, а также эксперты IDI, ведущие ученые и представители деловых кругов».

Конференция им. Эли Гурвица по экономике и социальным проблемам (ранее называлась Кесарийским форумом по планированию экономической политики) считается самой влиятельной экономической конференцией Израиля. В течение 28 лет в рамках этого мероприятия происходило  сопряжение общественного дискурса и профессиональных знаний в социально-экономической области с целью улучшения процессов принятия управленческих решений и повышения качества политики Израиля в интересах всех слоев населения.

В 2021 г. конференция была посвящена формулированию представителями государственного, делового и гражданского секторов израильского общества долгосрочного видения израильской экономики и политических мер, направленных на то, чтобы вывести ее из рецессии и добиться роста.

Конференция началась с презентации недавно вступившего в должность министра финансов Авигдора Либермана и американского и израильского экономиста, управляющего Банком Израиля проф. Амира Ярона,  а также включил «исторические заявления четырех членов нового правительства Израиля – министра экономики и промышленности Орны Барбиваи, министра охраны окружающей среды Тамар Зандберг, министра энергетики Карин Эльхарар и министра транспорта и безопасности дорожного движения Мейрав Михаэли. Все они поддержали инициативу IDI по продвижению видения и стратегии перехода Израиля к низкоуглеродной, конкурентоспособной и процветающей экономике»[i].

Министр финансов А.Либерман отметил, что Израиль «пережил более чем трехлетний политический кризис без бюджета, реформ или законодательства». По его словам, израильская «экономика работала как на автопилоте. Теперь мы  [новое правительство] будем вести ответственную политику, без глубоких сокращений. Мы останемся стабильными, несмотря на существующее политическое давление»[ii].

Он обратил внимание на то, что ответственность за распространение в СМИ информации, не исходящей от Министерства финансов, «лежит исключительно на тех, кто ее распространяет; то же самое касается и вопросов бюджета».

А.Либерман отметил, что участники G7 выразили желание ввести единый налог на международные корпорации в размере 15%. По его словам, «Израиль тоже будет придерживаться этой политики; вместо того, чтобы платить другим странам – лучше платить в Государстве Израиль».

Он сказал, что «любой продукт, стандартизованный в странах ОЭСР, не требует дополнительной стандартизации в Израиле».

В его выступлении выделяется ряд программных заявлений.

Что касается финансово-экономической сферы, он говорил о наличии «нескольких крупных проектов, сотнях миллиардов», которые его министерство «предложит частному рынку, особенно институциональному». По его словам, «[в Израиле] много денег, которые не находят адресата, и задача Министерства финансов – создавать такие адреса с помощью различных инструментов, без которых государственный сектор не знает, откуда брать такие средства». «Если государство инвестирует в инновации, за каждый вложенный шекель оно получает 5-7 шекелей, поэтому нет лучшего вложения, чем это», – сказал А.Либерман.

По поводу организационных моментов он отметил, что «благодаря уменьшению случаев дублирования в министерствах правительства будут сэкономлены миллиарды, произойдет сокращение бюрократии, и упростятся все процессы».

Относительно последствий пандемии коронавируса, А.Либерман сказал, что «решение отменить дополнительные (связанные с COVID-19) пособия по безработице для людей в возрасте до 45 лет было непростым, но в то же время в израильской экономике сегодня более 130 000 вакансий».

Арнон Бен-Давид, глава Гистадрута, основной израильской профсоюзной организации, полагает возможным «создать сеть социальной защиты для самозанятых и малых предприятий, которые во время кризиса нажимают на кнопку и получают пособие по безработице, как и их сотрудники».

По его словам, «последние три года Израиль живет в хаосе, болезненном кризисе, вызванном пандемией COVID-19 и непредсказуемой политической ситуацией. Вся экономика работала в состоянии автопилота. Мы думали, что повышение минимальной заработной платы затруднит работу экономики и предприятий, но оказалось, что это не так. Напротив, эта мера стимулировала работников и способствовала повышению производительности труда. Бен-Давид добавил, что «каждая сторона должна предложить то, чем она готова пожертвовать ради роста экономики».

Профессор Карнит Флуг, вице-президент Израильского института демократии по исследованиям и старший научный сотрудник по экономической политике, экс-глава Банка Израиля, считает, что Израилю необходимо «немедленно принять бюджет, отражающий приоритеты, способствующие сокращению безработицы и началу решения лежащих в ее основе проблем». По его мнению, следующей после кризиса COVID-19 проблемой является занятость, т.к. существует несоответствие между характеристиками безработных и потребностями делового сектора».

По мнению проф. Амира Ярона, управляющего Банком Израиля, «экономика хорошо восстанавливается, и экономическая активность ускоряется; «большая часть дисбаланса в ВВП будет ликвидирована к концу 2022 г.; в то же время безработица не вернется на уровень, существовавший до кризиса». «Очень важно хотя бы не увеличивать структурный дефицит в 2021-2022 годах». Ему принадлежит высказывание: «Хорошее состояние финансов подобно маслу в двигателе автомобиля».

Д-р Рон Томер, президент Ассоциации производителей Израиля сказал: «Я горжусь тем, что наши высокие технологии стремительно развиваются. Но не все люди могут полагаться на высокие технологии. Необходимо принять меры, чтобы снизить бремя нормативно-правового регулирования, упростить его, сделать дешевле, сильнее, профессиональнее, более инновационным и благоприятным. Во время кризиса, связанного с COVID, деловой сектор испытывает большие трудности. Благодаря пакету мер по развитию экономики, повышению производительности труда и уровня жизни – вместе мы всего этого достигнем».

А.Либерман не обошел стороной внутриполитические и социальные аспекты. По его мнению, правящая «коалиция настолько шаткая, что ее способность выжить зависит от условий, в которых каждый министр займется сферой своей деятельности и поддержит другие министерства, за которые он несет ответственность».

Проф. Юджин Кандель, сопредседатель Центрального института экономических исследований и политики «Нация-стартапов» при Еврейском университете в Иерусалиме, опасается того, что «если каждый будет выполнять только свою часть работы, в краткосрочной перспективе это прекрасно, но в долгосрочной – катастрофа». Он полагает, что Израиль «должен стремиться к лидерству премьер-министра и министра финансов, как это было в 2010 г.» Он напомнил, что «в 2017 г. мы начали эту конференцию с двух экономик – одного общества с технологической и традиционной экономикой, нуждающейся в совершенно другом наборе государственных инструментов, – но правительство не прониклось этой идеей. Технологическая экономика бьет все рекорды, но чем лучше ее состояние, тем больше для нее рисков». Он также отметил наличие у Израиля «чрезмерного регулирования, которое проистекает из структурных проблем в государстве; многие регуляторы защищаются, если мы не одумаемся – у нас будут проблемы».

Что касается одной из насущных для израильского общества проблем, А.Либерман настаивает на том, что «очень важно дать ультраортодоксальной молодежи образование и профессию, иначе не получится вывести их из бедности; мы видим пробелы, которые нельзя допустить на экзаменах на получение аттестата зрелости». Он напомнил о своем обещании «в рамках этого бюджета выполнить решение 2018 г. по искоренению домашнего насилия». По его мнению, «национальная устойчивость – важная составляющая израильского общества, поэтому важно посылать сигнал армейским новобранцам, что они пионеры, а не «лохи». Он пообещал побуждать граждан интегрироваться в рынок труда, субсидируя детские сады исходя из их платежеспособности».

А.Либерман полагает, что «Государство Израиль должно стабилизировать правила игры и конституционные механизмы посредством принятия «Основного закона: законодательство» подавляющим большинством голосов».

По мнению Йоханана Плеснера, президента Израильского института демократии, в израильскую избирательную систему должны быть внесены изменения таким образом, чтобы была восстановлена стабильность политической системы. По его словам: «Совсем недавно мы [израильтяне] оказались на грани конституционной пропасти. Был принят пакет законодательных предложений, совокупный смысл которых заключался в смене режима – в смысле разбавления и опустошения израильской демократии и превращения ее в авторитарный режим, в котором простое коалиционное большинство в 61 место [в Кнессете] может все определять без ограничений и баланса». Он говорил о политическом кризисе и не работающей политической системе Израиля, а также о том, что израильтяне «должны извлечь уроки и прекратить раскалывающий [страну] дискурс, достичь консенсуса, который позволит израильской политической системе принимать решения».

Впервые одним из руководящих принципов нового правительства Израиля стала приверженность устранению климатической угрозы в рамках международных усилий по сокращению выбросов парниковых газов, а также обеспечению готовности страны к последствиям климатического кризиса на местном уровне. Четыре женщины-министра (министр экономики и промышленности Орна Барбиваи, министр экологии иохраны окружающей среды Тамар Зандберг, министр энергетики Карин Эльхарар и министр транспорта и безопасности дорожного движения Мейрав Михаэли) заявили на конференции им. Эли Гурвица о том, что в свете стратегической угрозы климатического кризиса в Израиле они выступают за совместные усилия, направленные на принятие стратегии перехода к низкоуглеродной, конкурентоспособной и процветающей экономике.

Кроме того, правительство в соответствии с Парижским соглашением по климату намерено представить в ООН планы Израиля по достижению амбициозных целей по сокращению выбросов парниковых газов в преддверии предстоящей конференции в Глазго в ноябре 2021 г. «Израиль является частью международных усилий по разрешению климатического кризиса. Оптимизация экономики и сокращение выбросов приведет к повышению конкурентоспособности израильской экономики», – говорится в совместном заявлении министров.

Национальные цели Израиля по сокращению выбросов парниковых газов на 27% и 85% в 2030 и 2050 гг. соответственно (по сравнению с выбросами в Израиле в 2015 г.). «Достижение подобных целей поставит Израиль в один ряд с другими развитыми странами мира… Правительство и местные власти должны быть готовы справиться с последствиями климатического кризиса, который уже наступил». «Государственные инвестиции в сокращение выбросов и преодоление климатического кризиса – это социально-экономическая возможность для продвижения справедливого распределения, создания рычагов зеленого роста и использования инноваций и творчества Израиля для разработки решений для низкоуглеродной экономики и экономики замкнутого цикла», – отметили министры.

Правительство поручило профессиональному персоналу и старшим должностным лицам в соответствующих министерствах в своих планах работы акцентировать внимание на вопрос климата и подготовиться к основным шагам, необходимым для достижения соответствующих целей. В ближайшие месяцы на утверждение правительства будут представлены целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов на транспорте, в промышленности, производстве электроэнергии и утилизации отходов, а также план действий по их достижению.

Межведомственное сотрудничество должно способствовать экономической и социальной устойчивости и процветанию Израиля в условиях климатического кризиса.

Как сказал сэр Рональд Коэн, председатель Международного наблюдательного совета по инвестициям в социальные изменения (Global Steering Group for Impact Investment), «на протяжении десятилетий усилия движения по борьбе с изменением климата заключались в том, чтобы заставить действовать правительства, но на самом деле загрязнением окружающей среды занимаются компании, а не правительства». Поэтому в последние годы усилия были направлены на измерение воздействия компаний на окружающую среду и людей.

«Мир движется к прозрачности неблагоприятного воздействия, и регулирующие органы должны будут в этом принять участие, чтобы обеспечить публикацию компаниями взвешенных отчетов об их воздействии. Согласно собранным в последние годы данным и анализа их экономического значения, из 1800 компаний 250 нанесли за один год больше экологического ущерба, чем прибыли. 1800 компаний вместе нанесли ущерб на сумму три триллиона долларов в год».

Коэн добавил, что «значение этих данных заключается в возможности привязать их к стоимости компаний на фондовых биржах. Из этого следует, что те компании, которые больше загрязняют окружающую среду, менее равны на мировых фондовых биржах по сравнению с конкурентами». Подводя итог, он отметил, что «правительства должны будут вмешаться и потребовать, чтобы публикуемые компаниями отчеты отражали не только прибыли, но и последствия их деятельности, например, политики в области занятости и влияние их продукции на людей и планету»[iii].

[i] The Eli Hurvitz conference — https://en.idi.org.il/hurvitz/2021-1/?ct=t(EMAIL_CAMPAIGN_3_11_2021_16_7_COPY_01)

[ii] The Macroeconomic Priorities of the New Government // IDI. 29.06.2021 — https://en.idi.org.il/articles/34919

[iii] Formulating Climate Policy: The Private and Public Sectors Join Forces // IDI. 29.06.2021 — https://en.idi.org.il/articles/34922

52.26MB | MySQL:103 | 0,890sec