Перспективы сотрудничества ФРГ и Израиля после А.Меркель на фоне визита федерального президента Ф.-В.Штайнмайера

На днях президент ФРГ Ф.В.Штайнмайер завершил государственный визит в Израиль, организованный по приглашению его контрпартнера Р.Ривлина и призванный заменить собой несостоявшуюся из-за пандемии коронавируса поездку, запланированную на 2020 г. Учитывая полномочия глав государств в обеих странах, существенно уступающие по спектру функций премьер-министрам, подобные раунды общения чаще всего носят вспомогательный характер. Однако в текущей ситуации в глазах многих приезд президента ФРГ стал восприниматься как знаковое событие для «особых отношений» Иерусалима и Берлина на этапе, когда в ближневосточной стране смена правительства уже состоялась, а ее европейскому партнеру войти в новый этап предстоит осенью.

Темы прощания и преемственности напрямую были раскрыты в ходе переговоров Ф.В.Штайнмайера и Р.Ривлина. Речь, с которой выступил президент ФРГ, обращаясь к уходящему в начале июле с поста контрпартнеру, СМИ двух стран назвали эмоциональной. В частности, президент ФРГ отметил: «Дорогой Руви, срок твоих полномочий истекает, но наша дружба остается». Таким образом Ф.В.Штайнмайер попытался в некотором смысле передать и общий посыл федеральной республики, рассчитывающей на то, что независимо от смены власти особые партнерские связи как таковые и конкретные достижения завершающегося периода будут сохранены. С этим согласен и эск-посол Израиля в Берлине А.Примор. С его точки зрения Ф.В.Штайнмайер в данном случае стал своего рода «гарантом» поддержания непрерывных отношений, поскольку лично считается особым другом государства.

Вместе с тем, стремление президента ФРГ пообщаться с новым коллегой И.Герцогом, премьер-министром Н.Беннетом и главой МИД Я.Лапидом – своего рода задел на будущее. В частности, как отметил представитель парламентской фракции ХДС/ХСС Ю.Хардт в интервью по случаю данного визита: «Германия успешно и доверительно работала с правительством Нетаньяху…Федеральный президент Штайнмайер должен от имени Германии сделать правительству Беннета-Лапида предложение продолжить эту работу». При этом Ф.В.Штайнмайер в данном случае выступает в качестве своего рода «дежурного по стране». С одной стороны, учитывая предстоящие выборы, сложно сказать, какой будет конфигурация новой власти, а потому действующие политики не стремятся заранее давать какие-то обещания, способные в том числе повлиять на борьбу за голоса. С другой стороны, действующий федеральный президент будет находиться на посту до марта 2022 и уже заявил о планах переизбраться на второй срок. Следовательно, кому, как не ему, обеспечивать ту самую преемственность.

Впрочем, как полагают в политических кругах и экспертном сообществе, если двусторонним отношениям в целом не угрожает ничего, принимая во внимание их историческую основу, то на ближневосточном треке стороны могут столкнуться с рядом трудностей, первая из которых – мирное урегулирование и поселенческая политика, как его отдельный элемент, вызывающий особую озабоченность в ФРГ и ЕС. Сам Ф.В.Штайнмайер во время пребывания в Израиле ограничился заявлениями о приверженности принципу «двух государств для двух народов» в долгосрочной перспективе. Важнейшей краткосрочной задачей, судя по его выступлениям, была обозначена необходимость создания между участниками конфликта атмосферы доверия, которая поможет запустить переговорный процесс.

Проработка вопросов не только т.н. «окончательного статуса», но стремление разобраться в текущей ситуации говорит о намерении федеральной республики сохранить активную вовлеченность в мирный процесс. Не исключено, что одним из ключевых инструментов в этой работе для Германии станет продолжение сотрудничества в рамках т.н. «четырехлистника» или нового «квартета» в составе ФРГ, Франции, Египта и Иордании. Впрочем, о том, что палестинская проблема может стать триггером противоречий между Иерусалимом и Берлином все же предупреждает, к примеру, упомянутый выше А.Примор.

Не менее противоречивым выглядит иранский трек, где роль Ф.В.Штайнмайера также очень символична, поскольку в бытность министром иностранных дел именно он со стороны ФРГ работал над «ядерной сделкой», что в глазах некоторых подорвало его имидж друга Израиля. С одной стороны, федеральный президент в ходе визита неоднократно давал понять, что Германия выступает против получения Ираном ядерного оружия, понимая озабоченность партнера в сфере безопасности, а также стремится к тому, чтобы сдержать ракетную программу Тегерана. В интервью Haaretz по случаю поездки Ф.В.Штайнмайер назвал это «общей стратегической целью», в то время как, продолжая цитировать политика, Берлин и Иерусалим «не всегда могут прийти к единому мнению о наилучшем способе достижения этой цели». Под последним он понимает дискуссии о судьбе СВПД, где Германия пытается убедить США вернуться в сделку.

При этом в Берлине на текущем этапе явно пытаются учесть особенности работы нового кабинета министров Израиля с администрацией Дж.Байдена по иранскому вопросу. Здесь, как отмечают израильские обозреватели наблюдается смена парадигмы. В то время как Б.Нетаньяху наотрез отказывался от переговоров с Белым домом, Н.Беннет и Я.Лапид, продолжая настаивать на ошибочности СВПД как способа сдерживания Ирана, готовы рассмотреть возможности смягчения для Израиля последствий этого шага. В настоящий момент уже состоялось несколько раундов общения первых лиц Израиля и США, включавших данную тематику, а также идет подготовка к первому визиту в  США Н.Беннета, где проблематика «ядерной сделки» определенно прозвучит. Берлин, в свою очередь, предпринимает попытки выяснить, каких гарантий будет пытаться добиться Иерусалим для себя и не нанесут ли они ущерб на других значимых направлениях. Также перед германской дипломатией обозначилась задача подчеркнуть, что Берлин и Иерусалим на этом направлении могут стать партнерами, а не блокировать политику друг друга. Собственно говоря, последнюю функцию, судя по всему, и взял на себя Ф.В.Штайнмайер.

Любопытно, что направлением, где не исключены позитивные трансформации, как считают в Германии, может стать сотрудничество Израиля и ЕС при новом кабинете министров ближневосточной страны. Так, комментируя визит Ф.В.Штайнмайера, председатель германо-израильской межпарламентской группы дружбы А.Ламбсдорф (СвДП) отметил, что видит у правительства Н.Беннета-Я.Лапида стремление и возможность «снова улучшить отношения с Европой». При этом политик полагает, что если без Б.Нетаньяху удастся в целом сгладить трения, то и позициям ЕС по ближневосточной проблематике в Израиле будет уделяться существенно большее внимание. Впрочем, это кажется трудновыполнимой задачей, так как на разрушении консенсуса в Евросоюзе по вопросам, противоречащим интересам Иерусалима, строятся его связи со многими европейскими игроками, включая Вышеградскую группу.

Наконец, визит Ф.В.Штайнмайера был ориентирован также на  демонстрацию солидарности в борьбе с антисемитизмом. Не случайно в поездке президента сопровождал глава Центрального совета евреев Германии Й.Шустер, а в программу пребывания делегации были включены мероприятия, связанные с мемориализацией Холокоста. Впрочем, в последнее время, как показала майская эскалация палестинского насилия, антисемитизм все чаще сращивается с антиизраильской риторикой ненависти и враждебными действиями. Так, на фоне ракетных обстрелов территории Израиля в ФРГ происходили атаки синагог и сожжения флагов ближневосточной страны. Однако борьба именно с данной формой агрессии, пусть и подпадающей под рабочее определение антисемитизма, предложенное International Holocaust Remembrance Alliance, наиболее сложная для Европы, поскольку со стороны либеральных кругов периодически звучат призывы максимально разграничивать антисемитизм и критику Израиля.

В целом, в настоящий момент в Германии ожидают, что удастся обеспечить преемственность курса в отношении Израиля в условиях смены власти внутри федеральной республики. Этому способствует даже позиция «Зеленых», которые, продолжая претендовать на лидерство после сентябрьского голосования, несколько смягчили свой подход к экспорту вооружений в эту ближневосточную страну. Судя по всему, таким образом стремясь продемонстрировать, что и созданный с их участием кабинет министров не откажется от традиционных гарантий израильской безопасности. А вот израильская политика при Н.Беннете, как кажется, представляется для ФРГ фактором неопределенности особенно в том, что касается таких важных для Берлина аспектов региональной активности, как иранское или палестинское. Кроме того, в первом случае новый израильский кабинет министров, старательно налаживающий контакт с американским президентом-демократом после продолжительного этапа дружбы Израиля с республиканцами при Б.Нетаньяху, что может добавить дополнительных трудностей, поскольку просчитать изменившийся образ действий Иерусалима германской дипломатии пока сложно.

52.26MB | MySQL:103 | 0,487sec