Германия: позади год по «израильскому календарю»

8 декабря в общественной жизни Германии произошло событие, которое можно было бы назвать локальным и малозначительным, если бы не политический ландшафт.

В Доме истории на аллее Вилли Брандта в Бонне состоялась лекция профессора Михаэля Вольфсона (Michael Wolffsohn) «60-летие Израиля в исторической перспективе». Дело даже не в подборе фактов и не в стиле изложения, которые всегда отличают выступление известного историка и публициста, автора книг и необыкновенно интересного собеседника. Эта лекция завершала серию мероприятий в ФРГ, посвященных юбилею Израиля. Даже краткий перечень их занял бы солидное место, так как речь идет о тексте в 22 страницы. Они содержат, повторяем, только перечисление событий в разных городах Германии, начиная с 12 января с.г., когда в берлинском отеле Maritim в рамках традиционного Бала прессы была представлена музыкальная программа Shalom Israel.

В рамках «Израильского календаря», как назвала печать ФРГ юбилейные события, произошло немало встреч как на официальном уровне, так и на уровне привычного общения. Они показали, насколько сложны, многогранны и по-своему неповторимы и немецко-израильские взаимоотношения, и человеческие судьбы, в которых сплелись недавняя история и современность.

Эти взаимоотношения в настоящее время строятся в различных направлениях, главными из которых являются проекты в рамках Фонда Конрада Аденауэра, программ по линии посольств Израиля в ФРГ и Германии в Израиле, Общества христиано-иудейского сотрудничества, а также других многочисленных неправительственных организаций.

Однако наибольшую нагрузку несет Немецко-израильское общество (DIG). «Что удивляет немцев в истории Израиля в ее современном исчислении, так это то, что, вопреки постоянным кризисным ситуациям, за 60 лет государство только укреплялось, и сегодня мы видим в нем воплощение идеи стабильной демократии с весьма эффективной экономикой и выдающейся производительностью, — говорит доктор Йоханнес Герстер (Johannes), 67-летний руководитель DIG. Он рассматривает это как выдающийся и беспрецедентный подвиг евреев, которые пережили Холокост, а затем серию войн и конфликтов и, тем не менее, выстояли и победили. — Это не может не поражать!»

Надо сказать, что масштаб преобразований на Земле Израиля Й. Герстер многократно видел собственными глазами, поскольку почти 10 лет возглавлял Фонд Конрада Аденауэра в Израиле и одновременно был вице-президентом Израильско-немецкого общества, затем основал фонд Израиля в ФРГ и в 2006 г. стал президентом DIG. Работа Немецко-израильского общества получила высокую оценку. Она, в частности, отмечена призами Мира Арабо-еврейского центра Бейт Хагефен (Хайфа) и школы Неве-Шалом — Вахат аль Салам.

Герстер считается в ФРГ одним из ведущих экспертов по Ближнему Востоку в ФРГ. Он не без успеха наводил израильско-палестинские политические мосты и пользуется авторитетом в правительственных кругах Израиля. Он, обладатель высшей награды ФРГ «Большой крест для службы Отечеству» со звездой, с не меньшей гордостью говорит о том, что Университет Бен-Гуриона в Негеве избрал его почетным доктором, а мэр Иерусалима Ури Луполянски (Uri Lupoliansky) наградил его, нееврея, высшим знаком отличия — титулом «Друг города Иерусалима».

Демократические достижения Израиля в регионе, для которого характерны автократические и диктаторские режимы, Герстер воспринимает как основную тему для изучения. Будучи профессиональным политиком (много лет он был депутатом бундестага от христианских демократов), он строит свои выступления перед широкой немецкой аудиторией, основываясь не только на исторических источниках, но и на личных представлениях. Если его спрашивают о том, какие события сделали возможным основание Государства Израиль (ГИ) в 1948 г., он всегда поправляет слушателя: «Говорить надо Государство Израиля, а не Государство Израиль. Речь идет об Израиле как о народе». Он с удовольствием рассказывает о том, как развивался Израиль, каким современным вызовам он противостоит, как строятся его отношения с соседями и со странами Европы, прежде всего с ФРГ как ключевой европейской страной — недавняя общая немецко-еврейская история связана, к сожалению, с жертвами Холокоста. Он напоминает в этой связи высказывание Бен-Гуриона, встретившегося с Конрадом Аденауэром в 1960 г. в Нью-Йорке: «Мы не должны забывать того, что произошло, но мы не можем позволить прошлому влиять на наши действия». Документы по истории взаимоотношений ФРГ и Израиля вошли в лекции и выступления, разработанные Й. Герстером, и эти материалы разосланы как фактическая основа для работы региональных отделений DIG.

Однако подобные встречи со слушателями — только малая часть мероприятий в честь 60-летия Израиля; они включали также десятки выставок, концертных программ, ознакомительных поездок, которые совершили члены DIG в государство, отмечающее юбилей. Праздник Израиля вызвал дополнительный интерес граждан ФРГ к этому государству. По линии DIG были организованы 10- и 12-дневные поездки на Ближний Восток. К примеру, 33 члена Немецко-израильского общества из Берлина и Потсдама во главе с Йоханом Файльке (Jochen Feilcke) в мае с.г. побывали в Тель-Авиве, Акко, Хайфе, Назарете, Капернауме, на Мертвом море, в Иерусалиме. Все эти поездки проходили под девизом «В этом году в Израиле», который является интерпретацией известного пожелания «В будущем году в Иерусалиме». Они включали посещение не только туристических достопримечательностей, но и музея Яд ва-Шем, Института Гете в Иерусалиме, университетов Бен-Гуриона и палестинского «Аль-Кудс». «Мы благодарим за эту поездку, — написали путешественники в коллективном письме, опубликованном в информационном бюллетене DIG. — И говорим «Мазл тов» тебе, Израиль, на следующие 60 лет».

Коллективный портрет членов DIG (а это тысячи людей из 48 городов ФРГ) составить довольно затруднительно. Однако дать его на одном примере — как наиболее типичном — вполне возможно. Члены президиума Немецко-израильского общества в Бонне — люди разного возраста (от 30 до 60) и разных профессий: юристы, политологи, историки; есть даже профессиональный ювелир Барбара фон Шонебек, которая изучает прикладное искусство коллег из Иерусалима. Интерес к Израилю не случаен, зачастую он напрямую связан, что называется, по службе. Профессор Боннского университета Тильман Майер много лет изучает характер политических контактов Германии и Израиля, а Рольф Меллер из Volkswagen-Stiftung, являясь более 25 лет специалистом по экономическому праву, поддерживает связи с тель-авивскими коллегами. 34-летняя Верена Бергфельд решила, что постигать иудаистику следует в Израиле. 40-летняя Урсула Шмидт, специалист по международному праву, участвует в проектах по охране окружающей среды в районе Мертвого моря. Иными словами, случайных людей в DIG нет.

Череда праздничных мероприятий стала замечательным поводом для того, чтобы вспомнить не только тех, кто стоял у истоков DIG, но и малоизвестные факты. Они отражены в документах человека, давно ушедшего из жизни. У него нет громких титулов, но есть место в истории немецко-израильских отношений, и поэтому его свидетельства обладают своей ценностью. «Примечательно, что толчком к созданию DIG стали проходивший в Иерусалиме в мае 1960 г. процесс над Эйхманом и выступление на нем единственного немецкого свидетеля, пастора доктора Генриха Грюбера, который до начала Второй мировой войны тесно сотрудничал с так называемым Имперским объединением евреев под руководством раввина доктора Лео Бека, — вспоминает один из берлинских активистов по созданию Немецко-израильского общества Вальтер Зильтен (Walter Sylten). — Евреи Германии, эмигрировавшие за рубеж, помнили о том, что Грюбер всегда брал евреев под свою защиту. И никто не удивился, когда на свое 70-летие, отмечавшееся в 1961 г., он получил множество поздравительных телеграмм, в том числе и из Израиля».

По его инициативе произошло немало замечательных начинаний, в том числе сбор пожертвований на создание так называемого Леса Грюбера (Grueber-Wald) в Израиле. Всего было собрано свыше 200 тыс. марок для посадки 50 тыс. деревьев. 9 ноября 1961 г. он первым посадил дерево будущего леса, рядом с ним трудились другие представители Евангелической церкви Германии. Пастор стоял у истоков общества с весьма характерным названием «За Израиль», в котором среди десятков энтузиастов стал трудиться во имя возрождения еврейской жизни в стране председатель еврейской общины Берлина Хайнц Галинский, будущий председатель Центрального совета евреев Германии.

Почетными членами общества «За Израиль» были в первой половине 60-х гг. известные всей Германии ученые, актеры, политики, банкиры, врачи и предприниматели — люди, которые составляли тогдашнюю элиту. Среди них был и к тому времени экс-канцлер доктор Конрад Аденауэр. Мотором общества был все тот же пастор Грюбер. Он ездил по всей западной Германии с лекциями, составлял так называемые «Меморандумы» — отчеты об этих поездках, налаживал контакты с израильскими туристическими бюро. Однако эта работа наталкивалась на сдержанность кнесета и израильского правительства.

«Мы понимали причину такого отношения, но, несмотря на неудачу, продолжали строить эти отношения, потому что осознавали: за гражданскими инициативами — будущее, — пишет В. Зильтен. — В первом же нашем меморандуме говорилось: «Ввиду преступлений, которые совершались от имени Германии по отношению к евреям, в стране не может царить безразличие, если речь идет о безопасности и будущем Государства Израиль. Поэтому мы осознанно выбрали для общества имя «За Израиль». Позже мы нашли компромиссное решение, поскольку к тому времени дипломатические отношения между нашими странами еще не были установлены. День, когда это случилось — 12 мая 1965 г., — был для нас самым большим праздником».

Вальтер Зильтен участвовал в проходившем 2 ноября 1965 г. в городском совете Шенеберг (район Берлина) совещании, на котором произошел обмен мнениями по поводу работы общества «За Израиль». Дневник Зильтена сохранил имена всех людей, стоявших у истоков трудного немецко-израильского диалога, который начинали жители сначала Берлина, а затем Бонна и Мюнхена. «Но мы совершенно не ожидали того, что произошло 19 мая 1966 г., — пишет он. — Зал Берлинской академии искусств дороги, где в 15.00 началось общее учредительное собрание, оказался мал. Народу пришло столько, что пришлось размещать его в смежном помещении, выручило то, что в академии два больших зала со сценой посредине. Открыл заседание бургомистр Вилли Бранд, впоследствии канцлер. Созданные затем рабочие группы отразили направления: работа с общественностью, сбор и анализ сведений об Израиле, молодежный и культурный обмен, исследование основ антисемитизма. Едва подали идею сбора средств в пользу Израиля, как города Германии подхватили ее. Была воплощена и другая идея — пригласить в Свободный университет Берлина читать лекции профессоров Еврейского университета в Иерусалиме и Техниона в Хайфе». В контексте этих воспоминаний интересно воспринимаются реалии сегодняшнего дня — приглашение на юбилейные торжества в Германии ученых из того же Техниона и других вузов Израиля.

Если создать портрет «Израильского календаря» языком цифр и фактов, то, составленный из различных аспектов, он явит собой достаточно разнообразное и примечательное коллективное действо. Поражает, конечно, число мероприятий, от 10 до 25 ежемесячно, причем в апреле и мае случались дни, когда в разных городах Германии таковых происходило по 10-15. Статистики никто не вел, однако, учитывая просторные помещения, где они происходили, речь идет, по меньшей мере, о десятках тысяч жителей Германии и гостей из Израиля.

Места проведения были разнообразны: Еврейские музеи в Берлине и Дорстене, здание ландтага в земле Заксен-Анхальт, зал городского совета в Кобленце, Институт Гете в Веймаре, театр в Бремене, гостиницы — Hilton в Дюссельдорфе, Moevenpick в Брауншвейге, «К красным медведям» во Фрайбурге, порт Фридрихсхафен, галерея ZERO в Берлине, замок Айххольц в Бонне, площади — Оперная во Франкфурте-на-Майне и Базарная в Бремене, Образовательный центр святой Урсулы в Эрфурте, Музей кино в Мюнхене, церковь св. Петра в Лейпциге, Дом экономики в Бремене, городская библиотека в Нойсе, помещения более 80 еврейских общин, еврейских центров и синагог, евангелические и католические церкви и десятки других адресов. Были и не совсем привычные места встреч, например, на стадионе, где в товарищеском футбольном матче встретились команды писателей ФРГ и Израиля при участии министра иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайера и посла ГИ в ФРГ Йорама Бен-Зеэва.

Программы — лекции, доклады, дискуссии, фестивали израильских фильмов (в том числе представленных на Берлинском биеннале и созданных при участии кинематографистов ФРГ и Израиля), художественные и фотовыставки (работы современных художников и фотомастеров), концертные программы (при участии известных исполнителей классической и джазовой музыки обеих стран, народных еврейских песен). Аудитории — бургомистры и активисты еврейских общин, духовные лица и любители кулинарии, земельные министры и ученые из научных центров, школьники и обитатели домов для престарелых. Были пережившие Холокост и никогда о нем не слышавшие; пышущие здоровьем и больные, в числе которых дети, болеющие раком, — для них в Лейпциге играли два военных оркестра, 13-го танкового дивизиона бундесвера и коллектив Tzahal из Израиля.

Темы докладов отражали спектр интересов немецкой общественности. Приведем лишь наиболее характерные: «Еврейское сопротивление в национал-социалистической Европе», «Концлагеря для евреев», «Процесс над Эйхманом», «Взгляд на немецко-израильские культурные отношения», «Кто не верит в чудо, тот не реалист», «О путешествии по Священной земле», «Между древними заповедями и современной конституцией», «60 лет — и никакого мира», «От кибуца к мультикультурному обществу».

С увлекательными экскурсами в историю и свежим взглядом на современные реалии выступили представители христиано-иудейского диалога епископ доктор Вольфганг Хубер (Wolfgang Huber), председатель Совета евангелической церкви ФРГ, профессор Клаус Венгст (Klaus Wengst) и другие теологи. В числе наиболее активных участников этих мероприятий надо отметить доктора Йоханнеса Герстера, выступавшего в Гамбурге, Дармштадте, Касселе, Ганновере и других городах с докладами «Израиль и его соседи», «В чем обвиняют Израиль?», «Израиль — единственная демократия на Ближнем Востоке».

К числу крупномасштабных событий можно отнести проходившие под патронажем обербургомистра города Хемница Барбары Людвиг (Barbara Ludwig) и длившиеся почти две недели Дни еврейской культуры, вместившие лекции представителей Евангелического форума, исполнение драматургических произведений, выступления музыкантов.

Особый интерес юбилейным торжествам придавало участие гостей из Израиля: биохимика, лауреата Нобелевской премии Аарона Цихановера (Aaron Ciechanover), руководителя экономического MacroCеnter из Тель-Авива доктора Роби Натанзона (Roby Nathanson), профессора из университета Хайфы Ривки Яхав (Rivka Yahav), театроведа Ави Мильштейна (Avi Milstein), театральных коллективов Cameri-Theater, Тmuna-Theater и Batsheva Dance Company, бывшего посла Израиля в ООН профессора Иехуды Блума (Yehuda Blum), израильского корреспондента немецких СМИ на Ближнем Востоке Гиля Ярона (Gil Yaron), художника и фотографа Ниры Шварц (Nira Schwartzt), композитора Лиора Навока (Lior Navok) и многих других. Активно участвовали в дискуссиях посол ФРГ в Израиле Харальд Киндерманн (Harald Kindermann), посол ГИ Йорам Бен-Зеэв (Yoram Ben-Zeev), представитель посольства Израиля в ФРГ Илан Мор (Ilan Mor).

Каждое мероприятие в «Израильском календаре» — повод для немца и еврея еще раз осмыслить историю и современность, себя самого — как звено в длинной цепи поколений, которое связывает времена, нравы и устремления. А это и непрерывающаяся память, и надежды, гнев, покаяние, желание жить в мире и согласии.

Этими чувствами были пронизаны ключевые события календаря: выступление канцлера ФРГ А. Меркель в кнесете и праздничное собрание в Paulskirche Франкфурта-на-Майне.

18 марта глава кабинета министров Германии выступила с речью перед 120 депутатами парламента Израиля. Отметим, что приглашение иностранцев на столь высокую трибуну — редкая честь. Она оказывается сравнительно недавно, лишь с 1998 г. Первым зарубежным оратором в кнесете оказался спикер палаты представителей США Н. Гингрич, вторым — президент Италии К. Чампи, третьим (16.02.2000) — президент ФРГ Йоханнес Рау. Примечательно, что представители Германии выступали в кнесете трижды (вторым 2.2.2005 был президент ФРГ Хорст Келлер). Таким образом, за сравнительно небольшой отрезок времени немецкие лидеры оказались в парламенте Израиля наиболее частыми ораторами.

Нетрудно представить, как неоднозначно, даже сейчас, через 63 года после Второй мировой войны, воспринимают на территории страны немецкую речь. Да еще в парламенте. Тем не менее руководство Израиля проигнорировало ряд заявлений депутатов, ратующих за запрещение говорить в кнесете по-немецки.

Это неслучайно. Израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт в интервью Sueddeutsche Zeitung (3.08.2006) заявил, что в настоящее время не имеется нации, которая вела бы себя по отношению к Израилю более дружески, чем Германия.

Ангела Меркель, — кстати сказать, первый в истории кнесета зарубежный премьер-министр на его трибуне, — начала свою речь на иврите. Она указала на историческую ответственность Германии за безопасность и жизнь еврейского государства и отметила, что это входит в немецкие государственные интересы и является темой, которая никогда не подлежит обсуждению.

В связи с этим значительная часть ее речи была посвящена тревожным факторам. Меркель обозначила угрозы со стороны Ирана и радикальной палестинской организацией ХАМАС как «час испытаний, когда не должно быть места пустым словам». Она разделила тревоги израильтян, говоря, что если Иран обрел бы атомную бомбу, это бы имело опустошительные последствия не только для региона, но и для Европы, для всех демократических и свободных государств мира. Канцлер осудила ракетные атаки ХАМАСа из сектора Газы. «Террористические атаки — это преступление», — подчеркнула она.

Переходя к теме «Два государства при надежных границах», она отметила опыт Старого Света: «История Европы показала, что по окончании столетий насилия мир возможен». Германия видит два государства — для еврейского народа и для палестинского, сказала Меркель. Она указала, что отношения между Израилем и Германией неповторимы не только из-за прошлого. Оба государства связывает общая ответственность за демократию, свободу и права человека.

Состоявшееся 14 мая во Франкфурте-на-Майне торжество «Германия поздравляет» собрало более 800 человек. К ним с речами обратились президент DIG Й.Герстнер, обербургомистр Франкфурта Петра Рот (Petra Roth), президент Центрального совета евреев Германии Шарлотта Кноблох (Charlotte Knobloch), посол ГИ в ФРГ Йорам Бен-Зеэв, президент Католического христиано-иудейского центра доктор Ева Шульц-Яндер (Eva Schulz-Jander). Было зачитано приветствие премьер-министра земли Гессен профессора Норберта Ламмерта (Norbert Lammert).

Йорам Бен-Зеэв отметил в своей речи в связи с 60-летием: в 1948 г. «нас было только 600 тыс. евреев в Эрец Исраэль, теперь свыше 7 млн. Страна, которая была пустыней и, как известно из Библии, была известна своей бедностью… Сегодня это для нас маленький рай». Он сказал, что много лет история еврейского народа проходила под диктовку разных правителей, которые нередко были настроены к нему враждебно, но теперь он впервые сам управляет своей судьбой. И на этом пути есть ошибки — ошибки многих, и иногда слишком тяжелые. «Но, — подчеркнул он, — Израиль пережил войны и трудные времена».

Как лично посол ГИ воспринимает уроки истории и свою работу в Германии, какую роль отводит Германии в современной истории Израиля, он изложил в ряде интервью в течение года по «Израильскому календарю» в немецких СМИ. Так, отвечая на вопрос Die Welt (28.01.2008) о своих корнях, Йорам Бен-Зеэв сказал, что его семья живет на территории современного Израиля уже в пятом-шестом поколениях, однако он, уроженец этой страны, ощущает в себе дух пионера, который тем более уместен в связи с дипломатической работой в Германии. «Как бывший студент, изучавший европейскую и, в частности, немецкую историю, понимаю, что на меня ложится тяжелое бремя прошлого», — продолжил он. «Но, — сказал он, — я испытываю при этом определенный энтузиазм, поскольку «встреча немецкой и еврейской культуры — всегда интересная смесь эмоциональности и интеллекта», и «связь обеих культур простирается не только на последние 60 или 100 лет, а более чем на тысячелетие». Отмечая как печальный, так и счастливый опыт этого взаимодействия, посол упомянул о немецких корнях языка идиш и других традициях, которые обогатили оба народа в различных аспектах — от общих методов оценки истории до кулинарной составляющей. Однако сейчас, по мнению посла, открываются новые направления сотрудничества ФРГ и Израиля.

17 ноября, приветствуя немецко-израильскую группу парламентариев (самую многочисленную из 52 в бундестаге — 111 членов) и ее лидера Йерци Монтага (Jerzy Montag), много сделавшего для укрепления двусторонних парламентских связей, Йорам Бен-Зеэв отметил важность мирного процесса на Ближнем Востоке. Он указал, в частности, на то, что Израиль относится к Германии как «к другу, который поможет нам. Германия может играть в израильско-палестинском мирном процессе ключевую роль». Он призвал ФРГ содействовать строительству палестинского государства, его экономики, инфраструктуры. «Прошу только об одном, — сказал посол. — Проследить, куда течет финансовая помощь. Чтобы она пришла в соответствующие организации и не попала в руки террористов или продажных политических руководителей. Коррупция и терроризм идут, к сожалению, рука об руку».

Таковы не только, к сожалению, уроки истории, но и сегодняшняя реальность. И эту данность тоже следует принять в контексте юбилейных торжеств и праздничных речей, за которыми идут, как обычно, строгие и суровые будни.

В этой связи есть смысл вернуться к личности уже упомянутого профессора М. Вольфсона, лекция которого завершила немецкий «Израильский календарь». Сама его биография свидетельствует о том, насколько непросты и неоднозначны немецко-израильские связи. Он — сын коренного жителя Германии, еврея-предпринимателя, сбежавшего в 1939 г. от нацистской расправы за рубеж. В графе «Место рождения» анкеты Михаэля Вольфсона значится: Тель-Авив. Несмотря на трагические события Второй мировой войны, в том числе и Холокост, в котором непременно сгинула бы вся семья Вольфсонов, в 1954 г. родители Михаэля приняли, мягко говоря, неожиданное решение — вернуться в Германию. Бывшие израильские немецко-еврейские эмигранты стали жителями Западного Берлина.

Так семилетний Михаэль вернулся на родину предков, как выразился его отец. После окончания школы он добровольно пошел служить в армию Израиля, считая, что таким образом он отдаст долг собственной родине. В армии он прослужил три года, затем окончил Свободный университет в Берлине, став, согласно табели о рангах, принятой в ФРГ, доктором филологии. Уже 27 лет он преподает новейшую историю в Университете бундесвера в Мюнхене. Темы его исследований напрямую связаны с его биографией: немецко-израильские отношения, история немецких евреев, интеграция иудаизма в послевоенной Германии, международный терроризм, истоки бытового антисемитизма.

Немецкий язык в качестве родного (немцы выражаются даже более точно, обозначая это понятие Muttersprache, то есть язык, данный матерью), соблюдение еврейских традиций и давние научные и человеческие связи с Израилем — в этом хитросплетении разнородных на первый взгляд аспектов просматривается личность, которую журналисты Германии назвали немецко-еврейским патриотом. Названия его наиболее известных книг: «Keine Angst vor Deutschland!» («Никакого страха перед Германией»), «Meine Juden — Eure Juden» («Мои евреи — ваши евреи») — говорят сами за себя. Он — известный публицист, который не боится обсуждать весьма спорные, а порой и скандальные темы. К примеру, название одной из его последних статей — «Разрешено ли в Германии критиковать Израиль?»

М. Вольфсон — обладатель престижных премий, которые говорят о широте взглядов исследователя: приз Алоиса Мерта (Германский исторический институт, Вашингтон), приза Конрада Аденауэра (Немецкий фонд), приз в области культуры «Берлинский медведь», приз Немецкого ордена друидов. Его учебник истории, один из лучших в ФРГ, что также отмечено призом, стал частью немецких школьных программ.

Действительно, причудливы переплетения в судьбе и деятельности: он — израильско-немецкий еврей и немецко-еврейский патриот; абсолютно миролюбивый человек, преподающий в вузе федерального оборонного ведомства; почти ровесник Государства Израиль (появился на свет ровно за год до его провозглашения), с удовольствием отмечающий юбилей Отечества на территории Германии, где родились его родители. Но столь же сложны и многозначны отношения между ФРГ и Израилем, рассказ о которых мы продолжим в последующих публикациях.

Важно, что в течение всего «Израильского календаря» жители Германии почувствовали, как много общего, несмотря на все различия, в истории ФРГ и ГИ: кровавых периодов, достижений и национальных катастроф. Видимо, верно будет завершить обзор юбилейных событий словами посла ГИ в Германии: «У Израиля никогда не было идеальных условий, чтобы расти и развиваться. Нам все время приходилось импровизировать. Для нас стало привычным жить в непрерывно меняющейся реальности… В нашей истории мы испытали надежду и отчаяние. Мы достигли многого, но также познали много разочарований. И все же, оглядываюсь назад, я думаю: We made it! — Мы сделали это!»

52.29MB | MySQL:103 | 0,478sec