О состоянии и перспективах развития программы баллистических ракет в Иране. Часть 4

Баллистические ракеты на твердом топливе

Поскольку твердотопливные БР обладают неотъемлемыми эксплуатационными иоперативными преимуществами перед их аналогами на жидком топливе, появление этого класса ракет в арсенале ИРИ уже в ходе ирано-иракской войны не представляется чем-то особенным.

Во второй половине 1980-х годов Иран закупил у КНР зенитно-ракетные комплексы HQ-2, являвшиеся китайским вариантом советского ЗРК С-75. Его ракета имела двигатель смешанного типа с твердотопливной первой и жидкостной второй ступенью. Позже, после передачи документации в ИРИ началось собственное производство таких ЗУР. В 1989 году Тегеран закупил у Пекина БРМД M-7 (CSS-8) с транспортно-заряжающими машинами. Этот тактический ракетный комплекс также был выполнен на базе ЗРК HQ-2, но с установленной инерциальной системой наведения, что позволяло наносить удары по наземным целям. Получивший в Иране обозначение «Тондар-69» (Tondar-69) комплекс поступил на вооружение ВС ИРИ в 1992 году, как первая управляемая БР, частично работающая на твердом топливе. Эта мобильная система имела дальность стрельбы около 150 км, массу БЧ 190 кг и расчетное КВО=300 м. Хотя характеристики «Тондар-69» достаточно быстро устарели, комплекс используется для ракетных стрельб в ходе тактических учений сухопутных войск, а его ракеты – в качестве сверхзвуковых целей для подготовки расчетов ПВО.

После применения Ираком на рубеже 1985 года твердотопливных ракет советского производства «Луна» с дальностью стрельбы до 70 км, работы по производству собственных систем с аналогичными характеристиками начались и в Иране. Созданные ракеты «Назеат» (Nazeat) имели дальность до 130 км. Поскольку по факту они являлись неуправляемыми, их КВО достигало 500-600 м. В 90-е годы для замены «Назеат» разрабатываются ракеты типа «Зельзаль» (Zelzal). Работы над проектом продолжались достаточно долго, но добиться высоких результатов не удалось, прежде всего, из-за низкой точности. Так, появившийся в 1993 году вариант «Зельзаль-3» при стартовой массе 3870 кг мог доставить БЧ массой 900 кг на дальность до 180 кг (БЧ массой 600 кг – на 235 км), но при этом, КВО составлял 1000 – 1200 м.

Тем не менее, опыт, накопленный иранскими инженерами в ходе эксплуатации «Тондар-69», «Назеат» и «Зельзаль», лег в основу создания твердотопливных ракет семейства «Фатех».

Семейство БР «Фатех» (Fateh)  

Организация аэрокосмической промышленности МО ИРИ приступила к разработке «Фатех» в 1995 году, адаптировав систему наведения противокорабельного варианта «Тондар-69» (инерциальная с активной РЛС) к модифицированному варианту «Зельзаль». Иранские инженеры уменьшили массу БЧ «Зельзаль» примерно на 100 кг и удлинили корпус. Результат, получивший обозначение «Фатех-110А», мог нести БЧ массой 450 кг на дальность 200-300 км. Первый старт был выполнен в 2001 году. Официально об успешных испытаниях ракеты объявили в августе 2002 года.

С тех пор «Фатех-110» претерпел несколько эволюционных изменений. В 2004 году появился вариант «Би» с дальностью 250 км. Установка GPS навигации привела в 2010 году к модификации «Си» с дальностью 300 км. Четвертое поколение («Ди») позволяет доставлять БЧ массой 650 кг на дальность 300 км. При этом, согласно иранским источникам, к числу его преимуществ относится повышенная точность, более длительный срок службы ракеты, сокращение времени развертывания, предстартовых испытаний и подготовки к стрельб. Усилия по повышению точности включают разработку наземной системы позиционирования и использование BDS и ГЛОНАСС вместо GPS. Также существуют разные типы боеголовок, предназначенные для разных целей. Сообщается, что на конечном участке траектории БЧ развивает скорость до 1,6 км/с, превышая скорость звука в 5 раз. Общее время полета ракеты на максимальной дальности оценивается примерно в 5 минут.

«Халидже Фарс» (Khalij-e Fars)

Очередным направлением развития семейства «Фатех» стала твердотопливная противокорабельная ракета (ПКР) «Халидже Фарс» («Персидский залив»). Установление оптико-электронной системы наведения позволило с высокой точностью атаковать движущиеся цели (корабли). Ракету представили в 2010 году.

Дальность стрельбы в 300 км позволяет контролировать Персидский залив и частично Аравийское море. Иранские источники особое внимание обращают на мощность БЧ ракеты, утверждая, что она эквивалентна 7 бомбам Mark 82 или 3 бомбам Mark 83 (по американским данным масса БЧ эквивалента 450 кг обычного ВВ). С учетом высокой скорости полета БЧ её эффективность воздействия на цель возрастает (ракета пробивает палубу корабля).

Те же источники отмечают, что «Халидже Фарс» может нести разделяющуюся БЧ, которая способна запустить до 3000 суббоеприпасов с переменными скоростями от 600 до 2000 м/с. Их подрыв генерирует детонационную волну в 1,8-2,5 раза, превышающую скорость звука. Заявленное командованием КСИР КВО ракеты составляет 2 м (эксперты IISS оценивают этот показатель в пределах 100 м).

«Ормуз» (Hormuz)

Следующим шагом развития ракетных технологий ИРИ стало использование техники пассивного радиолокационного наведения для создания первой противорадиолокационной ракеты наземного базирования. Ракета предназначена для поражения наземных стационарных и мобильных РЛС систем боевого управления и ПВО, а также аналогичные средства ВМС противника. ПКР этого класса получила обозначение «Ормуз-1». Впервые ракету показали в апреле 2014 года во время демонстрации Верховному лидеру ИРИ достижений АКС КСИР.

Благодаря успехам иранских инженеров в области РЛС с синтезированной апертурой (SAR)  миллиметрового диапазона, стало возможным использование активного радиолокационного наведения, что привело к появлению и производству ПКР «Ормуз-2». По оценкам экспертов IISS, обе модификации ракеты имеют дальность стрельбы до 300 км, БЧ массой 450 кг и КВО менее 100 м. Иранские специалисты указывают, на повышенные возможности БЧ «Ормуз-2» пробивать обшивку корабля и проникать в судно.

«Фатех-313»

Новую модель семейства «Фатех» Тегеран представил в августе 2015 году. Она практически идентична «Фатех-110», за исключением того, что в ней используется более легкий композитный кожух двигателя для уменьшения собственного веса ракеты, а также композитное топливо. В сочетании с уменьшенной на 100 кг полезной нагрузкой (350 кг) внесенные доработки увеличили дальность стрельбы до 500 км. Ракета также имеет более совершенную инерциальную систему навигации и некоторую форму наведения на конечном участке траектории. Для «Фатех-313» спроектировали и построили новую пусковую установку, которая ранее не использовалась для других моделей семейства «Фатех».

«Зульфикар» (Zulfiqar)

В следующем 2016 году, 25 сентября, Иран представил очередной одноступенчатый твердотопливный вариант БРМД семейства «Фатех» под обозначением «Зульфакар». По отношению к типу «Фатех» ракета имеет немного больший диаметр в 680 мм и длину 10,3 м. Увеличенный размер позволяет доставлять 350 кг (по данным иранских источников 579 кг) полезной нагрузки на дальность до 700 км, что на 200 км больше, чем у «Фатех-313». Кроме того, считается, что «Зульфикар» имеет пакет наведения, в котором используются коммерческие глобальные навигационные спутниковые системы, что делает его очень точным. Другой особенностью конструкции является переход от заостренной к более тупой форме носовой части. Увеличение кривизны кончика носовой части используется на гиперзвуковых скоростях (более 5 МАХА) для уменьшения выделяемого тепла и меньшей передаче его ракете.

В рамках операции «Лейлат аль-Кадр» 18 июня 2017 года АКС КСИР выпустили 6 ракет «Зульфикар» по целям ИГ в провинции Дейр-эз-Зор, в Сирии. Ракеты стартовали с баз в западных провинциях Керманшах и Курдистан и преодолели более 600 км, прежде чем поразили свои цели. Последующий анализ изображений из открытых источников позволил экспертам определить точку старта на ракетной базе в 15 км к северо-востоку от Керманшаха.

Очередной раз ракеты «Зульфикар» использовались 1 октября 2018 года. Операция получила название «Удар Мухаррам». Из западного Ирана АКС КСИР выпустили 6 БР по целям ИГ в Аль-Букамале, на восточной границе Сирии с Ираком (дальность 570 км). Удар стал ответом ИРИ на террористический акт неделей ранее на военном параде в Ахвазе, в результате которого погибли 25 человек. Из 6 БР в залпе 4 были твердотопливными «Зульфикар», две другие – БР на жидком топливе. Сразу после ракетного удара КСИР атаковал позиции террористов 7 ударными дронами.

Однако именно ракетный удар в январе 2020 года по авиабазе Айн аль-Асад в Ираке продемонстрировал мастерство Ирана в технологиях точного наведения для систем малой дальности. Подобно удару в июне 2017 года, в атаке в январе 2020 года использовались ракеты «Зульфикар», по всей видимости, запущенные с той же ракетной базы за пределами Керманшаха. Залп также включал ракеты «Киам» и, возможно, другие ракеты семейства «Фатех». Утверждается, что большинство использованных в атаке ракет поразили назначенные цели.

В сентябре 2020 года Иран впервые представил «Зульфикар Басир» (Zulfiqar Basir) –  военно-морской вариант «Зульфикар» с оптико-электронной головкой самонаведения (ГСН).

«Фатех Мобин» (Fateh Mobin)

Новое поколение ракет семейства «Фатех» представили в 2018 году под обозначением «Фатех Мобин» («Яркий завоеватель»). Согласно западным источникам, ракета имеет модернизированный комплект наведения с электрооптической ГСН. Иранские специалисты, напротив, утверждают, что установлена тепловизионная система наведения, гарантирующая точность попадания в любых погодных условиях, днем и ночью. Масса БЧ в зависимости от источника колеблется от 350 до 450-650 кг. Дальность стрельбы – от 300 до 500 км (причем, больший показатель дают западные специалисты), КВО – менее 100 м (иранцы определяют этот показатель в 5 м). Важно, что комплект наведения «Фатех Мобин» может устанавливаться на другие модели этого семейства твердотопливных БР.

«Дезфул» (Dezful)

По мнению аналитиков IISS, «Дезфул» является продолжением модели «Зульфикар». Ракету представили 7 февраля 2019 года в качестве новейшего изделия ракетной промышленности Ирана.

Как и предшественник «Дезфул» имеет диаметр 680 мм, длину 10,3 м и легкий составной корпус. В ходе презентации командующий АКС КСИР А.Гаджизаде заявил, что дальность стрельбы «Дезфул» достигает 1000 км, кроме того могущество БЧ вдвое больше, чем у «Зульфикар» (предположительно «Дезфул» несет боеголовку другого типа). При этом, отмечается, что внешние размеры и форма обоих типов БР кажутся одинаковыми. Как и у «Зульфикар», у «Дезфул» тупая форма наконечника головной части. Скорость же боеголовки выше и достигает 9 МАХА (по данным иранских источников). БЧ «Дезфул» обладает высокой маневренностью и может нести ложные цели. Другой особенностью конструкции является особый тип краски, используемый для покрытия корпуса ракеты. Отмечается, что цвет корпуса (серый) совпадает с цветом современных истребителей, что, вероятно, свидетельствует о наличии радиопоглощающих свойств.

Учитывая одинаковые размеры «Дезфул» и «Зульфикар», высока вероятность того, что «Дезфул» может стартовать с парных ПУ, разработанных для предшественника. На подготовку ракеты к старту, по словам А.Гаджизаде, требуется 6-8 минут. Расчетная дальность в 1000 км позволяет «Дезфул» достигать города Хайфа в Израиле, а в случае старта из западных областей ИРИ и при увеличении дальности до 1118 км – держать под угрозой всю территорию Израиля.

В феврале 2020 года Иран представил БРМД «Раад-500» (Raad-500), в которой используется корпус из углеродного композита, что снижает вес и обеспечивает дальность стрельбы до 500 км. Хотя по своим характеристикам она похожа на более раннюю модель «Фатех-313», «Раад-500» имеет другие поверхности управления и носовую часть несколько иной формы, что указывает на дальнейшее улучшение управляемости.

БРСД «Шахид Хадж Касем» – одно из последних изделий иранской ракетной промышленности, впервые представленное в августе 2020 года. Ракета названа в честь погибшего в январе 2020 года командующего силами «Аль-Кудс» КСИР генерала Касема Сулеймани.

Внешне ракета похожа на «Зульфикар», но имеет больший диаметр (по разным оценкам, от 880 до 1000 мм). Во время презентации агентство «Фарс Ньюс» заявило, что «Хадж Касем» имеет дальность стрельбы до 1400 км. Вероятная масса БЧ (опять же, по данным различных источников) колеблется в пределах от 350 кг до 1000 кг. Причем, утверждается, что в ней используется новое ВВ повышенного могущества. Системы наведения ракеты включает инерциальный блок, приемник сигналов глобальных навигационных систем. Высока вероятность наличия собственной системы наведения БЧ на конечном участке траектории. Скорость полета «Хадж Касем» более 7 МАХА и увеличивается при пикировании на цель. Независимые оценки приводят показатель КВО=3 м.

«Саджиль» (Sajil)                      

Демонстрация испытательного пуска двухступенчатой твердотопливной БРСД «Саджиль» была показана по телевидению ИРИ в ноябре 2008 года. Видеозапись включала успешный старт, но видео закончилось до срабатывания второй ступени. В течение следующего года последовали еще три старта, но уже изделия «Саджиль-2». Поскольку внешние черты двух вариантов выглядели идентичными, возник вопрос о причинах изменения названия. Возможно, это отражало внесение небольших изменений в ключевые компоненты ракеты, или было символическим жестом, указывающим на переход ко второй фазе программы разработки. Согласно отчету группы экспертов ООН, Иран провел еще два необъявленных летных испытания «Саджиль» в 2010 и 2011 годах.

БРСД «Саджиль» имеет диаметр 1,25 м и длину 18 м. По оценкам, она способна нести БЧ массой 700 кг на дальность до 2000 км. Поскольку ее размеры аналогичны размерам жидкостной БРСД «Гадр-1» – обе модели могут иметь общую мобильную ПУ, а также общую БЧ. По неясным причинам в начале 2011 года Тегеран взял перерыв в испытаниях ракеты. Однако, после почти десятилетнего бездействия «Саджиль» снова появился в январе 2021 года, стартовав во время военных учений «Великий Пророк 15».

Проведенные на сегодняшний день летные испытания показывают, что на ракете, вероятно, установлена улучшенная версия системы наведения, используемой на «Гадр-1». Ракета контролируется и эффективно управляется с помощью реактивных лопаток, что позволяет предположить, что Ирану удалось заменить хрупкие графитовые лопатки «Гадр-1» более прочным материалом.

По оценкам экспертов, статус развертывания «Саджиль» пока неизвестен. Очевидно, потребуются дальнейшие летные испытания, прежде чем изделие будет считаться надежным и соответствовать традиционным стандартам.

Таблица 1.

 

Современные баллистические ракеты Ирана (по данным IISS)
 
Название Тип Дальность (км) Масса БЧ (кг) Тип топлива КВО (м)
«Шехаб-1» БРМД 300 1,000 Жидк. 700–1,000
«Шехаб-2» БРМД 500 730 Жидк. > 1,500
«Киам-1» БРМД 800 500 Жидк. > 1,000
«Киам-1» мод. («Киам-2») БРМД 800 500 Жидк. ~100
«Шехаб-3» БРСД 800–1,000 760–1,000 Жидк. 2,500
«Гадр-1» БРСД 1,600 750 Жидк. 300
«Имад» БРСД 1,600 700 Жидк. ?
«Хорремшехр-1/2» БРСД 2,000+ 500–1,800 Жидк. 1,500
«Фатех-110» SRBM 200–300 450 Тверд. < 100
«Халидже Фарс» ПКР 200–300 450 Тверд. < 100
«Ормуз-1/2» ПКР 200–300 450 Тверд. < 100
«Фатех-313» БРМД 500 350 Тверд. < 100
«Фатех Мобин» БРМД 500 350 Тверд. < 100
«Раад-500» БРМД 500 350 Тверд. < 100
«Зульфикар» БРМД 700 350 Тверд. < 100
«Зульфикар Басир» ПКР 700 350 Тверд. < 100
«Дезфул» БРСД 1,000 350 Тверд. Нет дан.
«Шахид Хадж Касем» БРСД 1,400 350 Тверд. Нет дан.
«Саджиль-1/2» БРСД 2,000 700 Тверд. 300

 

Баллистические ракеты с ядерной БЧ 

Как известно, Режимом контроля за ракетными технологиями (РКРТ) в 1987 году разработан международный стандарт, определяющий способность БР нести ядерный заряд. Согласно РКТР, к такому классу ракет относятся изделия, способные доставлять 500 кг полезной нагрузки на расстояние 300 км и более. По мнению специалистов IISS, по крайней мере, 8 из нынешних систем БР ИРИ превышают этот порог и, таким образом, считаются ядерными.

В июле 2015 года СБ ООН подготовил новую резолюцию, сопровождающую подписанное в том же месяце ядерное соглашение с Ираном. Тогда же Китай и Россия использовали свое право вето, чтобы изменить формулировку предыдущей резолюции о санкциях, запрещавшую Ирану любую деятельность, связанную с БР, пригодными для доставки ядерного оружия (ЯО). Резолюция 2015 года «призывает» (что не является обязательным требованием) Иран не участвовать в деятельности, связанной с БР, «спроектированными» для доставки ЯО, «включая запуски с использованием такой технологии БР». Срок действия этого предупреждения истекает не позднее октября 2023 года.

Что означает «быть спроектированным», не определено. Франция, Великобритания и США интерпретируют это в соответствии с формулировкой РКРТ. Китай, Иран и Россия утверждают, что БР должна быть специально разработана для доставки ядерного заряда, независимо от ее дальности и полезной нагрузки (то есть вопрос «быть спроектированным» рассматривается с более технической точки зрения).

БРМД «Шехаб-1» и «Шехаб-2» превышают пределы РКРТ и разрабатывались на основе советских БР «Скад», предназначенных для доставки ЯО. Пригодны ли в действительности северокорейские прототипы иранских БР для этой цели неизвестно.

В настоящее время БЧ, размещенные на БР «Гадр-1», «Саджиль» и «Киам-1», по-видимому, специально не предназначены для доставки ядерных зарядов, которые, возможно, разрабатывает Иран. Их узкие носовые обтекатели не могут вместить ядерный боеприпас диаметром 585 мм, изображенный в иранских файлах, которые Израиль показал в апреле 2018 года. Эти файлы включали схемы заряда внутри носовой части БР «Шехаба-3», которая, следовательно, явно предназначена для доставки ЯО. Этот вывод подтверждается также северокорейским происхождением «Шехаб-3». Однако, БР «Гадр-1» и «Саджиль» имеют тот же диаметр, что и «Шехаб-3», и, следовательно, могут нести тут же ядерную БЧ, хотя и не на такие же дальности. Аналогично, «Киам-1» может переносить тут же БЧ, что и «Шехаб-2». Если бы Северная Корея разрабатывала и предназначала Scud-C для доставки ЯО, то «Киам-1» – как и «Шехаб-2» – соответствовали бы стандарту «спроектирован для».

Разновидностью ракеты «Гадр» является БРСД «Имад», и по ее происхождению можно сказать, что она не была разработана для ЯО. Вместе с тем, «Имад» имеет головную часть неясного размеры, которая вмещает передовую систему наведения и управления и в состоянии разместить конструкцию ядерного заряда, связанного с «Шехабом-3». Кроме того, «Имад» имеет тот же диаметр, что и «Шехаб-3», следовательно, может нести тут же ядерно-ассоциированную БЧ. В итоге эксперты затрудняются однозначно определить его статус «спроектирован для».

Вероятно, также для доставки ЯО спроектирована иранская БРСД «Хорремшехр», поскольку она, по всей видимости, в качестве прототипа использовала северокорейский  «Мусудан». Последний разработан на основе советской ракеты Р-27 (предназначенной для установки на подводные лодки и доставки ЯО).

Иранские космические ракеты-носители – «Сафир», «Симорг», «Касед» и «Золянах» –  оптимизированы для запуска спутников. Они не тестировались в качестве БР и потребуют модификации для такого использования. Поэтому трудно утверждать, что они предназначены для доставки ядерного оружия.

 

Возможные пути к иранской межконтинентальной баллистической ракете (МБР)

 

Местные возможности производства твердого топлива

Значительный технологический прорыв ИРИ продемонстрировала 1 февраля 2021 года, когда государственное телевидение Ирана опубликовало кадры испытательного запуска новой трехступенчатой ​​ракеты-носителя «Зольджанах» (Zoljanah). Носитель имел твердотопливные двигатели диаметром 1,5 м на первой и второй ступенях и жидкостный двигатель третьей ступени. По заявлению правительства ИРИ, ракета длиной 25,5 м позволяет вывести полезную нагрузку массой 220 кг на орбиту на высоте 500 км над Землей. Анализ спутниковых снимков иранской территории показал, что испытательный старт состоялся в период с 21 октября по 12 декабря 2020 года на космодроме им. Имама Хомейни.

По оценкам аналитиков IISS, успешная разработка твердотопливного двигателя диаметром 1,5 м для ракеты-носителя «Зольджанах» в сочетании с другими усилиями КСИР по разработке больших твердотопливных ракетных двигателей открывает Тегерану потенциальный путь к созданию МБР. Объект, на котором, вероятно, производился двигатель (вблизи г. Шахроуд), оборудован для выпуска лишь нескольких двигателей в год, что соответствует амбициозной спутниковой программе ИРИ, но недостаточно для программы МБР. Завод можно было бы перепрофилировать для производства ускорителей для ракет большой дальности, хотя полная разработка нового большого твердотопливного двигателя, достаточно мощного для приведения в движение МБР, потребует некоторого времени.

БР «Хорремшехр» с технологией  Р-27

Западные наблюдатели озабочены летными испытаниями иранской БРСД «Хорремшехр», поскольку в ней с высокой вероятностью используется двигатель, разработанный для советской БР подводных лодок Р-27 (SS-N-6), с высокоэнергетическим потенциалом сочетания НДМГ и тетроксида азота. Если же Тегеран получит доступ к достаточному количеству двигателей для Р-27, он сможет спроектировать и изготовить арсенал БР «Хорремшехр» с более легкими БЧ, чем нынешняя модель, но способными доставлять 500 кг полезной нагрузки на дальность до 3000 км. В случае же освоения технологии производства двигателей, он сможет также использовать их в качестве строительных блоков для многоступенчатой ​​МБР, подобной моделям большой дальности «Хвасонг» (Hwasong-13/Mod.2; KN-08/14), которые Северная Корея выставила в Пхеньяне в 2012 и 2015 годах, но никогда не испытывала. Хотя в настоящее время нет никаких признаков наличия подобных планов у Тегерана, ситуация может измениться, если руководство ИРИ решит, что потребность в МБР возникла.

Технология РД-250

Корейские БР «Хвасонг-14/15», были успешно испытаны в 2017 году в качестве эквивалента межконтинентальных дальностей. Для первой ступени они использовали модифицированную версию двигателя РД-250, разработанную КБ «Энергомаш» им. В.П.Глушко и построенную в 1960-х годах на украинском «Южмаше». Двигатель развивает тягу в 80 тонн. Он также примечателен тем, что в 2016 году Министерство финансов США опубликовало уведомление о санкциях, касающихся работ Ирана над северокорейским «80-тонным ракетным ускорителем». Считается, что если Иран действительно приобретет эту технологию у Северной Кореи, он сможет разработать МБР с дальностью 12 000 км, аналогичную «Хвасонг-15».

 

Таким образом, почти 30-летние усилия Ирана в области БР дают представление о стратегической роли этого вида вооружений в оборонной политике страны. Процесс начался с быстрого наращивания запасов за счет закупок на рынке и параллельного создания производственной инфраструктуры, ориентированной на сборку. Одновременно, благодаря технологическому сотрудничеству с отдельными зарубежными партнерами удалось обучить специалистов, приобрести критические подсистемы и компоненты, сформировать производственный потенциал. После этой инкубационной фазы, во второй половине 1990-х в стране начали разрабатывать собственные образцы. В результате в конце 1990-х годов удалось осуществить значительный скачок, как по количеству, так и по производительности.

Достижения последнего десятилетия по программам жидкостных БР «Шехаб-3» и «Гадр-1» показывают, что Иран сформировал определенный научно-исследовательский потенциал, способствующий эволюционному развитию данного класса БР, хотя этот прогресс, по-прежнему, поддерживается иностранной технической помощью. Развитие производства жидкостных БР указывает на то, что Тегеран продолжит полагаться на эти ракетные системы для нанесения ударов средней дальности и будет стремиться использовать эту технологию в рамках своей программы космических исследований.

Вместе с тем, долгосрочные приоритеты страны в области ракетных технологий, обусловленные внутренними эксплуатационными ограничениями систем на жидком топливе и желанием добиться самодостаточности в ракетостроении, заставляют руководство ИРИ сосредоточиться на БР на твердом топливе, в разработке которых также продемонстрированы заметные успехи.

В обозримой перспективе Иран, вероятно, сосредоточится на повышении точности, а не на наращивании дальности своих БР за пределы 2000 км. Этот упор на точность в сочетании с переходом на твердое топливо наиболее отчетливо демонстрирует динамика развития семейства БР «Фатех», увеличившееся за последние четыре года на три новых модели: «Зульфикар», «Дезфул» и «Шахид Хадж Касем».

Акцент на точность, сопровождающийся очевидным ограничением дальности в 2000 км, приписывается верховному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи. Иранские официальные лица впервые публично заявили о нем в октябре 2017 года, когда командование КСИР отметило, что, хотя Иран и способен выйти за установленный предел, «американцы, их силы и их интересы расположены в радиусе 2000 км вокруг нас, и мы можем ответить на любую возможную отчаянную атаку с их стороны».

Однако, в представлении экспертов, если продолжится разработка и летные испытания БРСД «Хорремшехр» — это может свидетельствовать об изменении намерений Ирана, поскольку эта система способна преодолеть 2000 км в зависимости от веса полезной нагрузки. Кроме того, Тегеран также может выбрать и другие пути, вплоть до разработки МБР.

62.96MB | MySQL:102 | 0,599sec