Отношения между ИРИ и Азербайджанской Республикой при президенте Х.Роухани. Часть 2

Картина ирано-азербайджанского диалога в период  президента Х.Роухани, его динамика хорошо просматривается на примере визитов лидеров двух стран. Возьмем, например, официальный визит И.Алиева в Иран в феврале 2016 г. Это был второй визит главы Азербайджана в Иран во время президентства Х.Роухани. Как отмечало официальное иранское информационное агентство ИРНА, в тот год главы двух стран встретились трижды, что демонстрирует активную динамику диалога.  В ходе визита было подписано 11 документов сотрудничества в разных сферах. Визиту как началу нового этапа   ирано-азербайджанского взаимодействия благоприятствовало то, что полугодом ранее в Вене были подписаны договоренности между Ираном и шестеркой международных посредников, известные как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), повлекшие за собой отмену ряда финансово-экономических запретов, введенных в отношении Ирана западными странами.

Главная тема переговоров взаимные инвестиции и развитие транспортного коридора Север-Юг. Кроме того, в сфере экономического сотрудничества ось переговоров  была сосредоточена вокруг строительство новых ГЭС в Нахчыванской автономии, реализации газовых обменов по принципу SWAP. Но, как отмечали правительственный СМИ, «главной темой визита Алиева стала достройка железнодорожной линии Астара-Решт-Казвин, включая мост через приграничную реку Астара» При финансировании за счет российского кредита достраивалась иранская железнодорожная сеть, которая должна была в скором будущем стать частью магистрали Север-Юг, превратившись в мультимодальный маршрут от Москвы до индийского Мумбая, куда уже в марте 2016 г. подключились и азербайджанские автомагистрали. «Азербайджанская железная дорога ADY станет оператором на ирано-азербайджанском участке транспортного коридора» .

Среди подписанных  в Тегеране документов — межправительственное соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Документ, несомненно, важен, учитывая высокую сейсмичность Каспийского региона. Высоко оцениваются обеими странами соглашения о сотрудничестве во взаимной административной помощи в таможенных делах и сотрудничестве в области ветеринарии и здоровья животных. Для взаимодействия двух соседних стран важен и подписанный в Тегеране Меморандум о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинских наук. Еще до его подписания Азербайджан начал активные переговоры с целью налаживания производства лекарственных препаратов и организации их экспорта. Меморандум необходим и потому, что для многих граждан Азербайджана Иран становился популярным направлением медицинского туризма.

Среди других правовых документов, характеризующих близкие отношения двух соседних стран — Меморандум о сотрудничестве в области трудовых отношений, занятости и социальной защиты. Он отражает необходимость учета того факта, что через таможенный пункт в приграничной Астаре ежедневно проходят порядка трех тысяч граждан обеих стран.

В ходе визита президента АР в Иран обсуждались и вопросы различных проектов совместных инвестиций. В частности, речь шла об иранских зонах свободной торговли Энзели, Араз и Маку. На повестку  дня встали и новые сферы сотрудничества – организация морского туризма, научные обмены между вузами и научными центрами.

Ответный визит иранского президента в Баку состоялся 27-29 марта 2018 г. Его объявленной целью было «улучшение взаимоотношений»  и «открытие Ираном пути в Центральную Азию и Кавказ». Он состоялся через два года после предыдущей встречи глав двух стран и наглядно показал поступательность в наполнении диалога конкретным содержанием. Это был первый зарубежный визит иранского президента в только что начавшемся новом 1397 г. по солнечному календарю. У президента ИРИ шли первые месяцы второй президентской каденции, и он показывал своим визитом, что продолжит реализацию прежних приоритетов – обращать главное внимание на взаимодействие с соседними странами, причем, за основу будут взяты отношения в сфере культуры и экономики. Из главных экономических проектов, о которых шла речь в ходе визита – железнодорожная связка из азербайджанской Астары в Астару иранскую, по сути создавшая сообщение из центра провинции Гилян – Решта  — до Астары, тем самым соединив, через сеть иранских железных дорог, южные регионы ИРИ с Европой – через Южный Кавказ, Россию. Во время визита Роухани в Азербайджан  было решено реализовать взаимодействие двух стран при прокладке этой важной транспортной магистрали. Отметим, что  в ходе этого визита начали реализовываться планы двух стран на период  после подписания Конвенции по правовому статусу Каспия. Отражением этого явилось подписание в Баку во время пребывания там президента ИРИ соглашения о сотрудничестве в сфере нефти и газа на Каспии. Этот документ, как его расценил глава иранского правительства Х.Роухани, «еще больше сближает наши отношения».

Всего во время визита было подписано 8 международных документов, дополнивших правовой  пакет билатерального сотрудничества. Для того, чтобы показать их диверсифицированость, перечислим названия: Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Азербайджанской Республики и Министерством нефти Исламской Республики Иран о совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море, Меморандум о взаимопонимании по укреплению сотрудничества между Министерством экономики Азербайджанской Республики и Министерством промышленности, промыслов и торговли Исламской Республики Иран в области промышленности, Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Министерством экономики Азербайджанской Республики и Министерством экономических дел и финансов Исламской Республики Иран, Соглашение между Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории Исламской Республики Иран, Исполнительная программа о сотрудничестве между Государственным комитетом Азербайджанской Республики по проблемам семьи, женщин и детей и Вице-президентством Исламской Республики Иран по вопросам женщин и семьи, Исполнительный план Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между Министерством молодежи и спорта Азербайджанской Республики и Министерством спорта и молодежи Исламской Республики Иран в сферах молодежи и спорта на 2018-2019 гг., Программа  обмена по культуре и искусству между Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики и Министерством культуры и исламской ориентации Исламской Республики Иран на 2018-2021 гг., Программа  действий относительно Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между Министерством здравоохранения Азербайджанской Республики и Министерством здравоохранения, лечения и медицинского образования Исламской Республики Иран в области здравоохранения и медицинской науки.

Отметим важные политические заявления, в которых иранский президент Х.Роухани заявил о совпадении точек зрения двух стран по региональным вопросам, отметив при этом, что обе страны едины в том, что все региональные проблемы подлежат только политическому решению. Такое же заявление было сделано Ираном и по поводу  Нагорно-Карабахской проблемы, которая должна быть решена только сугубо политическим путем и «усилиями обеих стран —  Армении и Азербайджанской Республики».

В своей речи на состоявшемся 29 марта 2018 г. ирано-азербайджанском экономическом форуме, иранский президент наглядно обрисовал очевидные плюсы только что подписанных двухсторонних соглашений, которые можно будет видеть уже в самое ближайшее время: «В тот день, когда грузы с кораблей в Бандар-Аббасе, в порту Имама Хомейни или Чабахар в Иране будут загружены в грузовые вагоны, а поезд доберется до Астары из южных вод, затем они продолжат свой путь через Грузию, Россию, Турцию и Северную и Восточную Европу, важность сегодняшнего решения будет гораздо более наглядной, и его влияние на отношения двух стран будет более заметным».  Для интенсификации такого транспортного проекта, по инициативе губернатора прикаспийской провинции Гилян М.Салари, учитывая, что этот северный иранский  регион будет доминантным в проекте, было предложено включить провинцию в зону создаваемой свободной торговли «Астара».  Такой шаг еще более повысит значимость нового транспортного проекта. Как отмечали СМИ в дни этого визита, в развитии диалога на ирано-азербайджанском направлении приоритет отводится Международному транспортному коридору Север-Юг. «Сейчас идет строительство недостающего железнодорожного полотна на территории Ирана, причем Азербайджан выступил с инициативой предоставить в кредит $500 млн с целью ускоренного завершения проекта. Уже завершилось строительство моста над рекой Астарачай для маршрута Астара-Астара, сейчас Азербайджан инвестирует $60 млн в строительство станции и необходимого терминала в иранской Астаре, которые после введения в эксплуатацию в течение 15 лет будут непосредственно контролироваться и управляться азербайджанской стороной, после чего его передадут иранской стороне».

52.49MB | MySQL:104 | 0,318sec