Военные и военно-технические связи Египта

Руководство Египта рассматривает терроризм как одну из главных угроз национальной безопасности и выступает за объединение усилий мирового сообщества в борьбе с международными и региональными террористическими группировками. В качестве одного из направлений взаимодействия Каир предлагает создать единую международную антитеррористическую коалицию. В настоящее время Египет входит в следующие организации по борьбе с экстремизмом: Международная коалиция по борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) под руководством США; Коалиция арабских государств, проводящая операцию в Йемене по восстановлению законной власти (под руководством Саудовской Аравии).

По мнению Каира, главную угрозу безопасности в регионе представляет ИГ. Основные усилия египетских спецслужб по противодействию данной террористической организации и связанным с ней группировкам, в первую очередь «Ансар бейт аль-Макдис», сосредоточены в основном на египетской территории. Вооруженные силы АРЕ проводят контртеррористические операции на Синайском полуострове, а также в центральных и южных районах страны.

Египетское руководство обеспокоено активизацией деятельности незаконных вооруженных формирований (НВФ) в Ливии и возможностью проникновения боевиков в АРЕ с ливийской территории. На западной границе Египта развернут контингент Вооруженных сил АРЕ, решающий задачи по поиску и нейтрализации экстремистов. Для нанесения ударов по выявленным местам сосредоточения НВФ применяется авиация.

В рамках участия в многонациональных военных операциях по урегулированию кризисов и конфликтов египетское руководство выделило контингенты национальных вооруженных сил, военных экспертов, а также представителей правоохранительных органов в различные миссии под эгидой ООН.

В рамках организации взаимодействия с ведущими региональными (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) и мировыми государствами (Россия, Великобритания, Италия, Китай, США, Франция) в военной области руководство АРЕ планирует активизировать подготовку высококвалифицированных кадров для национальных вооруженных сил в зарубежных военно-учебных заведениях. Основное внимание в этой сфере уделяется обучению военнослужащих инженерных войск и специальных операций, а также специалистов в области информационных технологий.

Традиционным направлением считается подготовка и повышение квалификации египетских офицеров в военно-учебных заведениях США и их союзников по НАТО. Основными египетскими партнерами в данной области считаются США, Великобритания, Германия, Италия и Франция. Очевидна военно-техническая зависимость Египта от США и других стран Запада. Значительное число египетских офицеров прошло обучение в американских и европейских военно-учебных заведениях и имеют прозападную политическую ориентацию.

В рамках российско-египетского военного сотрудничества военное руководство АРЕ проявляет интерес в расширении подготовки кадров для национальных вооруженных сил в учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

Египет активно проводит совместные мероприятия оперативной
и боевой подготовки с зарубежными странами. В 2018-2020 гг. подразделения ВС АРЕ участвовали в более чем десяти учениях различной направленности с Великобританией, Грецией, Иорданией, КСА, ОАЭ, Россией, США, Францией. Наиболее масштабными учениями стали «Брайт стар – 2018», получившие статус многонациональных и «Арабский щит – 1», в котором приняли участие большинство арабских государств.

Команды вооруженных сил Египта с 2015 г. участвуют в «Международных армейских играх», проводимых Министерством обороны Российской Федерации. При этом египтяне проявляют практический интерес к тем соревнованиям, в которых применяется имеющаяся на вооружении ВС АРЕ боевая техника или используется аналогичная тактика применения подразделений. Египетские военнослужащие на постоянной основе задействуются в состязаниях расчетов зенитно-ракетных подразделений, десантных взводов, экипажей радиационной, химической и бактериологической разведки. Представители Министерства обороны АРЕ регулярно участвуют в московском военно-техническом форуме «Армия».

Военное руководство Египта стремится активизировать военное сотрудничество с Россией. С 2016 года на египетской и российской территориях проводятся ежегодные совместные учения воздушно-десантных войск РФ и парашютно-десантных войск АРЕ «Защитники дружбы». В 2019 году состоялось совместное учение войск ПВО двух стран «Стрелы дружбы». Прорабатывается вопрос об осуществлении на постоянной основе совместных военно-морских учений «Мост дружбы». Командование ВС АРЕ заинтересовано в приобретении российского опыта планирования и проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также боевого применения подразделений, частей и соединений.

В соответствии с планом применения сил ВМФ Российской Федерации российские боевые корабли на регулярной основе используют Суэцкий канал для прохода в районы несения боевой службы. Морские порты Египта задействуются для организации отдыха личного состава и пополнения запасов кораблей ВМФ РФ.

В рамках военного сотрудничества России с Египтом сохраняются проблемные моменты, вызванные спецификой подготовки египетских военнослужащих в учебных заведениях стран Запада, различием нормативной базы организации оперативной и боевой подготовки войск, зависимостью взглядов руководства военного ведомства от внешнеполитической конъюнктуры и традиционными особенностями арабского менталитета. На стадии проработки египетской стороной остаются проекты двусторонних соглашений об использовании Российской Федерацией воздушного пространства и аэродромной инфраструктуры Египта, а также об упрощенном проходе российскими военными кораблями Суэцкого канала.

Важное геостратегическое положение Египта, стремление Каира к региональному лидерству, непосредственное соседство с Израилем, который по-прежнему считается главным вероятным противником АРЕ, а также наличие территориальных споров с соседними африканскими государствами вынуждает Египет иметь оснащенные современным вооружением и военной техникой вооруженные силы.

В то же время финансово-экономические, промышленные, ресурсные и научно-технические возможности не позволяют Каиру решать задачи военного строительства самостоятельно. В связи с этим египетское руководство вынуждено развивать военно-техническое сотрудничество с передовыми зарубежными разработчиками и поставщиками продукции военного назначения (ПВН). Имеющаяся в стране национальная военная промышленность ориентирована на ремонт и обслуживание ранее закупленных вооружений, а также лицензионную сборку отдельных образцов техники.

Планы военного строительства Египта предусматривают поэтапное оснащение вооруженных сил современными видами наступательных и оборонительных вооружений. При этом основной упор делается на приобретение многоцелевых истребителей, боевых кораблей, средств ПВО, связи и радиоэлектронной борьбы, высокоточных боеприпасов и технологий их производства. Другими направлениями ВТС Египта с иностранными партнерами являются получение вооружения и военной техники (ВВТ) на безвозмездной основе, модернизация техники, поставка запчастей, организация лицензионного производства ПВН, развитие объектов инфраструктуры и реализация специальных проектов.

География военно-технического сотрудничества Египта и формы двустороннего взаимодействия с различными государствами отражают приоритеты политики руководства страны. Так, с большинством государств (Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Испания, Италия, Казахстан, Польша, Республика Корея, Сербия, Словакия, Чехия, Украина) сотрудничество осуществляется без заключения межправительственных соглашений на основании подписанных с компаниями-изготовителями ВВТ контрактов на поставку специмущества и оказание технического содействия. Контроль за поставками осуществляют находящиеся в Каире посольства и аппараты военных атташе этих стран. Основными конкурентами военно-техническим связям России и Египта являются Германия, Китай, США и Франция.

Соединенные Штаты Америки стремятся сохранить позиции ведущего стратегического партнера АРЕ в сфере ВТС. Взаимодействие с Вашингтоном осуществляется посредством предоставления Каиру ежегодной военно-технической помощи (1,3 млрд долл.). США финансируют сборку в Египте танков М1А1 «Абрамс», планирует поставку авиатехники, радиолокационных средств разведки, авиационных управляемых ракет AGM-114K3A «Хеллфайр-2», запчастей к самолетам дальнего радиолокационного наблюдения Е-2С и самоходным артиллерийским установкам М-109А5, полнофункциональных тренажеров подготовки авиационных и танковых экипажей, а также оборудование для технического обслуживания ВВТ.

Египетское военное ведомство в марте 2018 года согласовало с американской компанией «Аэро вайронмент» условия контракта на поставку в АРЕ беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Египтянам до конца 2021 года будут переданы малоразмерные разведывательные БЛА RQ-20B «Пума 2AE» на общую сумму 9 млн долларов. С компанией «Дженерал дайнемикс» в сентябре 2018 года подписан  контракт на поставку в интересах Сухопутных войск АРЕ более 60 тыс. боеприпасов для танков М1А1 «Абрамс». В соответствии с документом Каир в 2019–2023 годах получит имущество на общую сумму около 100 млн долл. Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности министерства обороны США также одобрило поставку в Египет 10 ударных вертолетов AH-64E «Апач гардиан». Сделка на сумму 1 млрд долларов включает приобретение авиационных средств поражения (АСП), вспомогательного наземного оборудования, а также организацию послепродажного обслуживания ВВТ.

Франция активизировала усилия по развитию ВТС с Египтом. Париж  в 2015–2019 годах передал Каиру 2 десантно-вертолетных корабля-дока типа «Мистраль», многоцелевой фрегат проекта FREMM, корвет проекта  «Говинд-2500», противокорабельные ракет «Экзосет». В настоящее время реализуются контракты на поставку египтянам 24 истребителей «Рафаль», создание военного спутника связи, а также строительство 3 корветов проекта «Говинд-2500» на судоверфи г. Александрия. Подписано соглашение о лицензионной сборке БПЛА дальнего радиуса действия «Патроллер» на египетском предприятии «Хелуан эйркрафт фэктори». Стороны обсуждают возможность дополнительной закупки 12 самолетов «Рафаль» и АСП. Общий объем поставок французских ВВТ в Египет достиг 9 млрд долларов США.

Германия в 2017 году осуществила передачу ВМС Египта 2 подводных лодок U-209/1400, а также 32 торпед типа «Си хейк» к ним. В сентябре 2018 года с германской компанией «Диль дефенс» подписан контракт на поставку в интересах войск ПВО АРЕ 7 мобильных зенитных ракетных комплексов средней дальности IRIS-T SLM. Сделка одобрена правительством ФРГ. Финансирование предполагается осуществлять за счет льготного кредита германских банков. Ведутся консультации о приобретении колесных баз и трансмиссии «Мерседес» для производства бронетранспортеров «Фахд-3».

Военное ведомство АРЕ и китайская компания «Авиэйшн индастри корпорэйшн оф Чайна» в ноябре 2018 года подписали контракт на поставку египтянам 32 БПЛА «Илун-1Д» на общую сумму 64 млн долларов. Соглашение предусматривает передачу наземного оборудования и технической документации. Специалисты КНР произведут послепродажное обслуживание техники и обучение египетских военнослужащих. Осуществляется реализация контрактов на поставку Каиру 200 противотанковых ракетных комплексов «Рэд эрроу-2», авиационных управляемых ракет «Блю эрроу-11» и проведение ремонта иностранных систем РЭБ на вертолетах Ми-8 и Ми-17 российского производства, состоящих на вооружении ВВС АРЕ.

Подводя итог, отметим, что Египет ежегодно закупает в России ВВТ на общую сумму около 3 млрд долл. США, став третьим крупнейшим импортером российской ПВН после Китая и Алжира. Портфель находящихся в стадии исполнения контрактов на поставку в АРЕ специмущества составляет 9,5 млрд долларов. Египтяне высоко оценивают технологические и ценовые преимущества российских образцов ВВТ перед иностранными аналогами и заинтересованы в расширении номенклатуры закупаемой в России ПВН.

52.29MB | MySQL:103 | 0,681sec