Об усилении в Турции контроля за СМИ

Президент Турции Р.Т.Эрдоган объявил, что будет введено регулирование в американском стиле для проверки финансируемых из-за рубежа новостных организаций в стране. Турция в ближайшее время будет регулировать иностранные СМИ, базирующиеся в стране, и попросит их представлять подробный отчет о своей деятельности каждые шесть месяцев, объявило турецкое руководство на прошлой неделе. Это заявление было сделано после того, как местные турецкие СМИ сообщили, что американский фонд Chrest Foundation, частная благотворительная организация, с 2001 года выдал гранты на десятки тысяч долларов независимым турецким новостным организациям. В том числе очень  популярным структурам, таким как Medyascope, Bianet, Serbestiyet и видео-новостной платформой 140Journos. Турция заняла 153-е место из 180 стран в Мировом индексе свободы прессы «Репортеры без границ» (RSF) на 2021 год, поднявшись со 154-го места в прошлом году.    В Турции число 37 задержанных журналистов было меньше половины от числа задержанных в 2016 году, когда неудавшаяся попытка государственного переворота привела к резкому росту арестов. Среди арестованных в этом году были три журналиста прокурдского информационного агентства «Мезопотамия», один из которых утверждал, что турецкие военные задержали и пытали двух курдских фермеров и выбросили их с вертолета. Традиционные турецкие СМИ в значительной степени контролируются проправительственными конгломератами, в то время как небольшие оппозиционные СМИ часто борются за рекламу и доходы. Провластные СМИ, такие как таблоид Takvim daily, обвинили новостные платформы, получившие иностранные гранты, в том, что они работают «киллерами» против турецких национальных интересов и пропагандируют от имени лидеров оппозиции. «Мы не допустим деятельности «пятой колонны» под новыми масками. Необходимо издать новое положение о средствах массовой информации, которые сотрудничают с иностранными государствами и институтами. Вы можете увидеть пример этого в Соединенных Штатах, где средства массовой информации, финансируемые иностранными государствами, обязаны информировать американское правительство о своей деятельности», — заявил в своем заявлении директор по коммуникациям президента Турции Фахреттин Алтун, которого оппозиция часто называла шефом пропаганды президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.  Алтун добавил, что Турция явно нуждается в регулировании СМИ, которые работают на средства, предоставленные иностранными государствами или организациями, чтобы «защитить право нашего народа на точную информацию», что, по мнению многих критиков, является новой попыткой цензуры. Журналисты, работающие в этих независимых СМИ, в свою очередь говорят, что невозможно финансировать их работу, не находя благотворительных грантов. «Турция — страна безработных журналистов благодаря этому правительству. Они финансируют проправительственные газеты и проправительственные строительные компании, которые всегда выигрывают государственные тендеры. Но другие не могут даже получить частную рекламу из-за давления правительства», — сказал один журналист, говоривший на условиях анонимности.  Алтун в свою очередь подчеркнул, что правила иностранного финансирования новостных организаций будут доработаны как можно скорее. Аналогичные правила были введены ранее Россией в отношении иностранных государственных организаций.  Министерство юстиции США в прошлом году вынудило турецкую общественную телекомпанию TRT World зарегистрироваться в качестве иностранного агента, потребовав, чтобы стамбульский новостной канал на английском языке каждые шесть месяцев сообщал о своей деятельности наряду с российским RT и китайским CGTN. Исмаил Киликарслан, обозреватель проправительственной газеты Yeni Safak daily, как и многие другие комментаторы, критиковал Medyascope за получение 476 000 долларов за последние пять лет. «Значит, я партизан, хотя и зарабатываю небольшую сумму за свои статьи, но [основатель Medyascope] Русен Какир — диссидент?», — сказал он. Но многие другие выступили с заявлениями в поддержку Medyascope, у которого более 260 000 подписчиков на YouTube.

Жаркие дебаты на эту тему начались на этой неделе после того, как стало известно, что ряд СМИ, включая популярный новостной сайт Medyascope, принадлежащий журналисту Рушену Чакыру, финансируется американским фондом Chrest Foundation. Чакыр объяснил, что это не ново и что они открыто объявляют об этой поддержке на своем веб-сайте уже почти пять лет. Проправительственные, левые и социалистические круги, в частности, описали принятие левым журналистом финансирования из американского фонда как лицемерие и, более того, сотрудничество с империализмом. На самом деле не секрет, почему факт, который был известен в течение пяти лет, теперь стал новостью. В одном из последних видеороликов Чакыра на YouTube он обратил внимание на то, что на протяжении всей республиканской эпохи Турции светские правительства никогда не преследовали ни одну религиозную группу в той степени, в какой правительство Эрдогана выступает против движения Гюлена, группы критиков правительства, вдохновленной мусульманским ученым Фетхуллахом Гюленом. Высказывания Чакыра, который по иронии судьбы более критично относится к движению Гюлена, чем к правительству, и поддерживает репрессии против него, были охарактеризованы последователями Гюлена как разоблачение. Сразу же после выхода видеозаписи Чакыра ODA TV, СМИ, поддерживающее правительство и продвигающее идею сотрудничества Турции с Россией, Китаем и Ираном, распространило историю о финансировании Medyascope Чакыра в ответ на его заявления о сообществе Гюлена. По мнению многих местных журналистов, правительство планирует ввести новые ограничения на интернет-СМИ, что оно давно намеревалось, используя эти дебаты в качестве предлога. Однако эксперты при этом указывает, что само турецкое правительство также делает аналогичные пожертвования многим СМИ за рубежом. Государственное Турецкое агентство сотрудничества и развития (ТИКА) предоставило дорогостоящее техническое оборудование радио- и телевизионным станциям и газетам в Боснии, Таджикистане, Сербии, Камеруне, Афганистане, Мозамбике, Ливии, Тунисе, Крыму, Уганде, Танзании, Эфиопии, Кении, Сенегале, Кипре и Хорватии. ТИКА также сотрудничает с государственным информационным агентством Анадолу (АА) в организации бесплатных семинаров и лекций для иностранных корреспондентов. Согласно официальным отчетам ТИКА, до сих пор в его деятельности участвовало около 600 репортеров. Семинары проводились в Турции еще до пандемии, и командировочные расходы гостей покрывала ТИКА. Приглашенные репортеры обучаются в основном энергетическим репортажам, военной корреспонденции, дипломатии и журналистике. Регион, где Турция инвестирует больше всего в средства массовой информации, — это Балканы, и прежде всего Босния, Хорватия и Албания. Местные журнал Stav и новостной сайт Faktor финансируются Турцией. Государственные Ziraat Bank и Turkish Airlines также оказывают финансовую поддержку боснийским медиа-организациям посредством рекламы. Один владелец СМИ в Боснии на условиях анонимности отмечает, что «поскольку турецкие государственные и проэрдогановские компании, работающие в Боснии, являются ведущими рекламодателями на небольшом медиа-рынке, критика в адрес Турции открыто не высказывается. Однако мы знаем, что Турция Эрдогана — это не та страна, которой мы завидуем. Будущее Боснии лежит в ЕС, и тесные отношения с Эрдоганом являются препятствием для этого». Правительство Эрдогана также использует иностранные СМИ против стран, с которыми у него есть проблемы. Например, телеканалы, принадлежащие «Братьям-мусульманам», политической организации, выступающей против президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси, с комфортом вещают из Турции. Эрдоган предоставил убежище преследуемым журналистам «Братьев-мусульман» в Турции после свержения в 2013 году президента Египта Мухаммеда Мурси, которого поддерживала Турция. В марте турецкие власти попросили три базирующихся в Стамбуле египетских оппозиционных телеканала смягчить свое критическое политическое освещение правительства Египта, поскольку Турция стремится восстановить свои связи с Каиром, подтвердили официальные лица одного из каналов. Этот шаг был предпринят в том числе и в связи с тем, что высокопоставленная делегация египетских дипломатов планирует посетить Турцию после восьмилетнего периода «холодной войны», в результате которого региональные державы поддержали соперничающие группировки в ливийской войне и поссорились в споре за воды Восточного Средиземноморья. Этосообщение появилось через несколько месяцев после того, как Анкара приказала тем же СМИ смягчить свою критику в адрес президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. В марте высокопоставленный чиновник турецкого правительства сообщил , что власти попросили два египетских спутниковых телеканала Mekameleen и Al-Sharq, базирующиеся в Стамбуле, «смягчить свою политическую критику в адрес египетского правительства и прекратить личные нападки на ас-Сиси». Каир приветствовал этот шаг, отметив при этом, что СМИ, базирующиеся в Египте, также, как ожидается, будут «придерживаться спокойствия» с точки зрения освещения турецкой политики.

При этом многие иностранные вещательные организации все еще работают в Турции. Такие СМИ CNN Time Warner,  Fox Руперта Мердока и платформе платного телевидения Digitürk, принадлежащей катарцам, входят в число  ведущих. Азербайджанская государственная нефтяная компания SOCАR также владеет средствами массовой информации в Турции. Немецкая Deutsche Welle, американская радиостанция «Голос Америки» и европейский телеканал «Евроньюс» имеют большую  аудиторию на YouTube, что вызывает у турецкого правительства дискомфорт. Отсюда и «закручивание гаек» Анкарой, что в принципе очень серьезно скажется на уровне финансирования  условно прозападных СМИ.

51.54MB | MySQL:101 | 0,341sec