К вопросу о турецкой реакции на события в Тунисе. Часть 1.

Как сообщили СМИ в понедельник, 26 июля, у здания парламента Туниса прошли массовые столкновения между сторонниками президента Туниса Кайса Саида и сторонниками исламистской партии «Ан-Нахда» («Возрождение»), которую возглавляет спикер парламента Рашид Ганнуши. Причиной беспорядков стало беспрецедентное решение Саида о концентрации власти в его руках, принятое накануне. В ночь на понедельник глава государства в телеобращении заявил, что после консультации со спикером парламента и премьер-министром принял решение приостановить деятельность парламента: «Первое решение, которое я должен был принять несколько месяцев назад, касается парламента — это решение приостановить всю его деятельность». Он также объявил о снятии с депутатов неприкосновенности и своем решении возглавить прокуратуру. Кроме того, президент взял на себя всю полноту исполнительной власти в стране, уволив главу правительства Хишама Мешиши.

Складывающаяся в Тунисе ситуация подтверждает мнение турецких аналитиков, в частности, в издании Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) «Большая стратегия Турции» о том, что процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африки, получившие «позывной» «арабская весна» являются ещё далеко не завершившимися. Правда, говоря об этом, турецкие аналитики, разумеется, имели в виду совсем другое, по сравнению с тем, что в эти дни разворачивается в Тунисе.

Турецкое аналитическое сообщество предсказывает региону повсеместный переход от монархий и диктатур в сторону более современных, демократических форм правления. При этом, специфика самого региона такова, что эти демократические формы правления будут подразумевать политический ислам. Иными словами, речь идет о промежуточных формах правления: не клерикализм и не светский режим, где ислам не является фактором политической жизни страны.

Невзирая на то, что «арабская весна» мало в какой из охваченных ею стран не привела к тому, о чем говорят турецкие аналитики (Тунис, в этом смысле, является исключением – И.С.), турецкая «мысль» продолжает настаивать на том, что ничто ещё не закончилось.

Разумеется, при этом, возникает мысль о том, какую роль в этих процессах будет играть сама Турецкая Республика? Особенно, с учетом того, к каким потерям для страны привела «арабская весна». Просто тезисно перечислим те потери, с которыми столкнулась Турция в результате того, что она встала на «правильную (со своей точки зрения, разумеется – И.С.) сторону истории» в этих процессах.

Прежде всего, Турция получила гражданскую войну в соседней с ней Сирией, с которой она имеет протяженную сухопутную границу (свыше 900 километров). Помимо очага нестабильности, на территории страны оказалось около 4 млн сирийских беженцев. Очаг нестабильности привел к всплеску террористической активности в регионе. И, самое главное, результатом стала фрагментация Сирии (пусть не де-юре, но де-факто), за которой совсем не умозрительно просматривается возможность создания если не сирийского курдского государства, то курдской автономии. С перспективой дальнейшего укрупнения до так называемого «Большого Курдистана» — за счет территорий компактного проживания курдов на территориях сначала Сирии и Ирака, а потом уже Ирана и самой Турции. Пусть даже эти процессы и являются, всего лишь, одним из возможных гипотетически рисков, с которыми столкнутся указанные страны.

Тем не менее, стоит заметить, что, невзирая на приведенные выше издержки и риски, Турция продолжает свою политику непризнания официального Дамаска под лозунгом «Асад должен уйти», невзирая на то, что Асад является единственной фигурой, которая может консолидировать Сирию.

Далее Турция получила крайне напряженные отношения с теми странами региона, где «арабская весна» всколыхнулась, однако, не привела к смене режимов. Среди подобных стран, особняком стоят КСА, ОАЭ и Египет. Эти страны являются антагонистами и конкурентами Турции за влияние в регионе. Прямо в духе «Большой стратегии Турции», которая утверждает готовность Турции платить за свои внешнеполитические решения, конфронтация Турции с указанными странами обошлась Анкаре эмбарго, официальным или негласным, на приобретение турецких товаров и услуг. В случае же с Египтом, речь идет о том, что в его лице Турция потеряла даже теоретическую возможность найти союзника по разделу газовых месторождений Восточного Средиземноморья.

При том, что цена вопроса для Турции – не просто крайне высока, она для нее имеет жизненно важное значение. В случае, если турецкие требования по границам исключительных экономических зон будут удовлетворены даже частично, Турция перестанет быть нетто-импортером энергоносителей, а станет не просто транзитной территорией, но и добывающей страной. А это моментально изменит баланс внешней торговли и баланс турецкого бюджета с отрицательных значений на значения положительные.

Тем не менее, упорство Турции в непризнании власти А.Ф.ас-Сиси в Египте практически начисто исключает возможность какого-либо партнёрства между Турцией и Египтом. Последний продолжит оставаться частью так называемого газового консорциума в составе: Греция – Кипр – Израиль. И даже недавние переговоры между представителями двух стран, которые были прокомментированы в Турции в духе того, что турецко-египетские отношения могут быть нормализованы, вряд ли, фундаментально изменят эту картину.

Ещё одна страна, которую Турция для себя скорее потеряла – это Ливия. Ливия представляет собой тот самый случай, когда Турция, вопреки «архаичности» режима М.Каддафи, переменам в Ливии сопротивлялась, сколько могла. Поскольку перемены – переменами, но на выходе у Турции были договоренности с Ливией по поводу разделения исключительных экономических зон в Восточном Средиземном море, не говоря уже о крупных строительных, выполняемых турками в стране. Останься М.Каддафи у власти – и, повторимся, положение Турции в регионе было бы принципиально другим.

Приведенное выше – это лишь некоторые конкретные примеры того, что означала для Турции «арабская весна». Однако, есть и последствия более общего и фундаментального характера.

Речь идет о том, что произошла поляризация региона и на одном полюсе оказались «консерваторы» региона, желающие сохранить статус-кво (КСА, ОАЭ и Египет), с другой стороны – страны «реформаторы» (Турция и Катар), которые говорят о том, что регион не просто нуждается в реформах, а они попросту являются неизбежными. И сначала блокадой Катара, а потом и снятием блокады, дело не ограничится. Равно как и различными инцидентами и скандалами, вроде убийства оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги саудовцами в генеральном консульстве КСА в Стамбуле. Это – лишь следствие того, насколько остро сейчас противостояние в регионе между указанными полюсами.

Могла ли Турция тогда занять иную позицию? – Мы на эту тему писали не раз в прошлом, в том числе, в своей книге «Россия – Турция: 500 лет беспокойного соседства» и в различных публикациях на сайте ИБВ, о том, что Турция могла бы стать своего рода «Ближневосточной Швейцарией», неприсоединившимся государством, который бы стоял над переменами и раздорами в регионе, и за счет этого не просто не нажило бы себе проблем, но и могло бы извлечь для себя выгоду.

Однако, все эти рассуждения разбиваются об один непреложный факт – принципиальное решение современного турецкого руководства о том, что Турция не упустит своего исторического шанса и будет на острие тех перемен, которые наблюдаются в регионе и, если говорить шире, в мире.

При этом, принципиальным также является решение турецкого руководства о том, что Турция готова нести сопутствующие подобному подходу издержки. Поскольку исторический шанс заключается в том, что формируется новая международная архитектура и Турция намеревается стать одним из «главных архитекторов».

Входной билет в «клуб архитекторов» — весьма дорогой, но потери от того, что Турция останется в стороне от формирования нового мирового порядка, оцениваются страной выше.

Теперь перейдем непосредственно к взгляду Турции на события, происходящие в Тунисе.

И начнем, в этом смысле, с того, как оцениваются турецко-тунисские отношения Министерством иностранных дел Турции. Вот информация, опубликованная на эту тему турецким внешнеполитическим ведомством.

«Турцию и Тунис связывают братские и дружеские отношения, основанные на общей истории и культуре. Присутствие Османской Империи в Тунисе более 300 лет является основным источником вышеупомянутых тесных связей. Одним из наиболее важных исторических событий в тунисских исторических источниках является то, что тунисские солдаты, выжившие во время Крымской войны (из 14 000 человек, прибывших из Туниса для поддержки османских войск в период с 1854 по 1856 годы), поселились в деревне Тунуслар, Кастамону.

Дипломатические отношения между Турцией и Тунисом были установлены в 1956 году, сразу после обретения Тунисом независимости.

Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 15 сентября 2011 года, составляет основу взаимных визитов на высоком уровне и политических консультаций, проводимых между двумя странами на регулярной основе.

Турция всегда поддерживала сменявшие друг друга правительства Туниса после Жасминовой революции, которая произошла в 2011 году, и оказывала Тунису техническую и финансовую помощь.

25 декабря 2012 года премьер-министры обеих стран подписали в Анкаре совместную декларацию о создании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня (в англоязычной аббревиатуре – HLSCC или High Level Strategic Cooperation Council — И.С.) между Турцией и Тунисом. Этой политической декларацией две страны заложили правовую основу для более тесного механизма двустороннего сотрудничества и договорились о сотрудничестве в областях политики, безопасности, вооруженных сил, экономики, науки, технологий, экономики и торговли.

Первое заседание HLSCC состоялось 6 июня 2013 года в Тунисе, и было подписано в общей сложности 21 соглашение и план действий в различных областях сотрудничества, а также 24 протокола о городах-побратимах. Второе заседание HLSCC планируется провести в Турции во второй половине 2018 года (очевидно, что эта «объективка» не была МИДом обновлена – И.С.).

Президент Реджеп Тайип Эрдоган 26 — 27 декабря 2017 года посетил Тунис с государственным визитом.

Наконец, министр иностранных дел Турции (Мевлют Чавушоглу – И.С.) посетил Тунис с официальным государственным визитом в период с 23 по 24 декабря 2018 года по приглашению министра иностранных дел Туниса».

Итак, как мы можем заметить, ключевой фразой в приведенной выше справке о турецко-тунисских отношениях является та поддержка, которую Турция «неизменно оказывала народным волеизъявлениям в Тунисе» и тем правительствам, которые, в результате, приходили ко власти.

Крупнейшая партия страны «Возрождение» («Ан-Нахда») является аналогом правящей в Турции Партии справедливости и развития. В частности, по своим попыткам интегрировать исламский фактор с современной демократией и либерализмом.

В этом смысле, для Турции прецедент отстранения от власти «диктатора» Бен Али является положительным и подтверждением её тезиса о том, что регион, со всей неизбежностью, придет к переменам, которые будут сочетать в себе демократии с политическим исламом. Иными словами, регион идет к турецкой модели, а, следовательно, Турция может проявить активность и оказать содействие региональным изменениям.

Соответственно, нынешние действия президента Туниса Кайса Саида не могут трактоваться турецкой властью иначе как «контрреволюция», по аналогии, с ситуацией в Египте, смещение в котором в 2013 году президента М.Мурси, с приходом на его место фельдмаршала А.Ф.ас-Сиси, Турция не приняла категорически. Более того, подобные действия рассматриваются в качестве опасного «отката» от тех положительных тенденций в регионе, которые, невзирая на сопротивление «власти прошлого», все же дают свои всходы.

Обратимся к тому пресс-релизу, который был опубликован Министерством иностранных дел Турции в связи с событиями в Тунисе (пресс-релиз №262 от 26 июля 2021 г.; перевод – неофициальный, авторский – И.С.):

«Мы глубоко обеспокоены приостановкой работы Ассамблеи (парламента – И.С.), которая представляет волю народа, 25 июля 2021 года, когда в Тунисе отмечался День Республики.

Сохранение исключительного положения и демократических достижений Туниса, который представляет собой образцовый успех в регионе с точки зрения демократического процесса, осуществляемого в соответствии с ожиданиями народа, имеет большое значение для Туниса, а также для региона.

В этой связи мы надеемся, что демократическая легитимность будет быстро восстановлена в рамках положений Конституции Туниса.

Мы не сомневаемся, что тунисский народ, успешно прошедший многие этапы пути к демократии, преодолеет и этот вызов.

Турция и дальше будет поддерживать Тунис и братский тунисский народ, с которым у неё крепкие исторические связи».

Полагаем, что здесь нет нужды в комментариях, поскольку этот пресс-релиз выдержан турецкой стороной как раз в духе, суть и первопричины которого изложены выше. Турция данным пресс-релизом сразу обозначает ту сторону, которую она собирается держать в этом конфликте, который начал разгораться в Тунисе.

Как мы не раз писали на страницах сайта ИБВ, ещё одно ведомство, к чьим официальным заявлениям стоит прислушиваться, это Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции, которое возглавляет Фахреттин Алтун. В задачи именно этого Управления входят все вопросы, связанные с медиа, включая пропаганду и контрпропаганду, продвижение турецкого образа и борьбу с антитурецким контентом.

В последнее время, это ведомство, равно как и его руководитель, как можно судить, изрядно «накачали аппаратные мускулы». В частности, ряд оценок президента Р.Т.Эрдогана дается именно через интернет-портал ведомства, а не через портал администрации президента или же МИДа.

Цитируем те оценки, которые прозвучали на сайте Управления по связям с общественностью, в связи с событиями в Тунисе (перевод – неофициальный, авторский):

«Директор по связям с общественностью Алтун: «Мы считаем, что демократия в Тунисе должна быть восстановлена ​​как можно скорее».

Директор по связям с общественностью президента Фахреттин Алтун заявил: «Мы обеспокоены последними событиями в Тунисе и считаем, что демократия должна быть восстановлена ​​как можно скорее».

Директор по коммуникациям Фахреттин Алтун заявил, что они обеспокоены последними событиями в Тунисе и считают, что демократия в стране должна быть восстановлена ​​как можно скорее.

Директор по связям с общественностью Алтун в своем сообщении в социальной сети подчеркнул, что Турецкая Республика всегда и везде находится на стороне демократии и национальной воли.

Напомнив, что в прошлом страна сильно пострадала из-за того, что власть не была передана по итогам выборов, Алтун указал: «По этой причине, мы обеспокоены последними событиями в Тунисе и считаем, что демократия должна быть восстановлена ​​как можно скорее».

Заявив, что общественные вещательные компании Турции, агентство Anadolu и TRT, с первого момента объявили миру о событиях в Тунисе, директор по связям с общественностью Алтун отметил, что точные и надежные новости могут быть получены из отчетов агентства Anadolu и TRT World».

Иными словами, речь в данном случае идет о том, что Турция включает свои медийные возможности в то, чтобы осуществлять сопровождение тех процессов, которые сейчас разворачиваются в Тунисе. Разумеется, имея в виду тот взгляд, который у Турции на эти события сформулирован в пресс-релизе Министерства иностранных дел Турции.

52.31MB | MySQL:103 | 0,491sec