К вопросу о предоставлении Израилю статуса наблюдателя в Африканском союзе

Правительство Южной Африки раскритиковало решение Комиссии Африканского союза предоставить Израилю место наблюдателя в континентальном органе, назвав его «несправедливым, необоснованным» и «шокирующим» событием. Департамент международных отношений и сотрудничества (DIRCO) ЮАР заявил в своем заявлении на прошлой неделе, что он был потрясен решением Комиссии Африканского союза на прошлой неделе предоставить Израилю статус наблюдателя в этой организации, назвав его «односторонним» и «без консультаций с его членами». «Правительство Южной Африки потрясено несправедливым и необоснованным решением Комиссии Африканского союза предоставить Израилю статус наблюдателя в Африканском союзе», — говорится в заявлении. Израиль получил статус наблюдателя в АС две недели назад после 20 лет дипломатических усилий. Ранее Израиль был наблюдателем в Организации африканского единства (ОАЕ), но его попытки вернуть себе этот статус часто срывались после того, как ОАЕ была распущена в 2002 году и заменена АС. По мнению израильского внешнеполитического ведомства, новый статус мог бы позволить Израилю и АС наладить более тесное сотрудничество, в том числе в борьбе с коронавирусом и предотвращении «распространения экстремистского терроризма» на африканском континенте. По данным АС, при организации аккредитовано 70 неафриканских посольств и неправительственных организаций. Палестинская национальная администрация получила свою аккредитацию в 2013 году. Но южноафриканское правительство заявило, что решение АС по Израилю «еще более шокирует в год, когда угнетенный народ Палестины подвергался разрушительным бомбардировкам и продолжал незаконные поселения на этой земле». Клейсон Моньела, пресс-секретарь DIRCO, заявил, что правительство ЮАР будет настаивать на том, чтобы это решение было отменено. «Председатель Комиссии АС не может сделать этого без консультаций с государствами-членами. Мы настаиваем на том, чтобы этот вопрос был вынесен на обсуждение. Мы заверяем, что у нас есть цифры, чтобы обратить его вспять. Он был принят председателем в одностороннем порядке, и мы этого не допустим», — сказал он. Моньела не сказал, какие еще африканские страны должны были поддержать южноафриканскую жалобу, хотя Алжир уже осудил этот шаг АС.

Отношения между Израилем и рядом африканских стран потеплели за последнее десятилетие, особенно во время пребывания у власти бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.  В 2016 году Биньямин Нетаньяху стал первым израильским премьер-министром, посетившим Африку за последние десятилетия. За последние пять лет он посетил Уганду, Кению, Руанду, Эфиопию и Чад. Эти визиты в значительной степени совпали с попытками Ганы, Кении и Эфиопии помочь Израилю вернуть себе статус наблюдателя при Африканском союзе (АС). Сразу скажем, что такая поддержка была не бескорыстной: Израиль обязался кредитовать или предоставлять безвозмездно гуманитарную и техническую помощь Экваториальной Гвинее, Уганде, Кении и Того. Южный Судан получал оружие от израильских компаний.   Более того, в июне 2017 года Нетаньяху стал первым неафриканским лидером, выступившим перед Экономическим сообществом западноафриканских государств.  Позже в том же году Израильско-Африканский саммит, запланированный на октябрь 2017 года, был запоздало отменен принимающей страной Того, и после этого новых таких попыток уже не предпринималось. К тому же ушел Трамп, который собственно (а вернее, его зять Дж.Кушнер) был мощным локомотивом на треке восстановления отношений Израиля со странами Африки. Позиция новой администрации США по этому вопросу не столь выпукло выражена. Израиль на сегодня  имеет дипломатические отношения с 46 африканскими странами. В феврале Экваториальная Гвинея объявила, что присоединится к Малави и Демократической Республике Конго в переносе своих посольств в Иерусалим после решения Соединенных Штатов сделать это в 2017 году. Йотам Гидрон, автор книги «Израиль в Африке: безопасностьмиграция, межгосударственная политика», полагает, что предоставление  Израилю статуса наблюдателя  в АС поможет африканским странам без официальных связей нормализовать отношения с Израилем: «Всегда существовала определенная двусмысленность в отношении точной процедуры, необходимой для предоставления Израилю этого статуса, и разногласия по поводу числа государств-членов АС, которые должны одобрить или поддержать этот шаг». «Израиль в основном пытался сделать это через своих союзников в Африке — такие страны, как Руанда, Эфиопия, Кения и Гана. Наличие официального доступа к АС означает для Израиля больше пространства для отстаивания своих политических целей и ограничения палестинского влияния в Африке. Если Израиль использует свой статус наблюдателя для изменения позиции АС по израильско-палестинскому вопросу, это также может повлиять на позицию отдельных африканских государств по этому вопросу», — написал Гидрон. Решение АС по Израилю было отвергнуто пропалестинскими группами, а также сторонниками движения «Бойкот, отчуждение и санкции» (BDS). Южноафриканская коалиция BDS назвала этот шаг «недемократическим и односторонним маневром». Рошан Даду, организатор южноафриканской коалиции BDS, заявил, что приветствует «сильное» заявление южноафриканского правительства. «Надеюсь, что это будет стимулировать другие правительства. Но, конечно, многие из них весьма скомпрометированы своими отношениями с Израилем. Мы рассчитываем в этом не только на  Алжир и Тунис, но и на  Нигерию и, возможно, Намибию и, надеюсь, Южноафриканское сообщество по вопросам развития (САДК) как группу», — сказал Даду. Объясняя сдвиг на африканском континенте в сторону расширения сотрудничества и нормализации отношений с Израилем, Гидрон написал, что АС «неловко балансирует между своей исторической идеологической приверженностью, как институт, палестинскому делу и прагматичной позицией растущего числа африканских лидеров, которые рассматривают связи с Израилем как политически или экономически выгодные». «Это последнее событие отражает тот факт, что число последних растет», — добавил он. Таким образом, битва для Израиля в АС далеко не окончена. Особенно, если мы будем иметь в виду вес ЮАР на континенте. Собственно эта борьба началась в открытой и внятной форме еще в мае с.г. Израиль начал активно добивается присутствия в АС после своего прорыва в отношениях с Суданом и Марокко.  Ализа Бен-Нун, посол Израиля во Франции с 2015 по прошлый год, а ныне глава африканского отдела Министерства иностранных дел в Иерусалиме, остановилась в Аддис-Абебе в конце апреля. Согласно французским источникам, она совершила этот визит для того, чтобы оценить настроения среди 55 членов Африканского союза (АС) относительно  просьбы Израиля о предоставлении статуса наблюдателя.  Во время своего пребывания в столице Эфиопии Бен-Нун встречалась с различными послами и дипломатами. Она имеет степень магистра в области африканистики и регулярно работала над африканскими проблемами после прихода в Министерство иностранных дел в 1986 году.  Ранее Бен-Нун возглавляла политический офис Авигдора Либермана, когда он был министром иностранных дел с 2009 по 2012 год и снова с 2013 по 2015 год. Либерман побывал в нескольких африканских турне, когда возглавлял израильскую дипломатию. В сентябре 2009 года он посетил Эфиопию, Кению, Уганду, Нигерию и Гану, что стало первым визитом израильского министра иностранных дел на континент за последние двадцать лет. В 2014 году он посетил Руанду, Кот-д’Ивуар, Гану, Кению и Эфиопию. На сегодня почти все африканские страны возобновили дипломатические отношения с Израилем, и только Мали, Нигер, Мавритания, Алжир, Ливия, Тунис и Коморские острова устояли. Но, тем не менее, завоевать место наблюдателя в АС было и будет нелегкой задачей доя Израиля. Прежде всего, по причине того, что ПНА и ее глава Махмуд Аббас регулярно получают трибуну на саммитах организации в Аддис-Абебе. На сегодня Израиль имеет серьезные деловые отношения, особенно в вопросах безопасности, со многими африканскими странами, но это не приводит к однозначной политической поддержке, особенно когда речь идет о палестинском вопросе. Некоторые тяжеловесы с посольствами в Тель-Авиве, такие как Южная Африка и Нигерия, остаются крайне пропалестинскими, препятствуя стремлению Израиля к политическому закреплению  внутри АС. Алжир, еще один крупный игрок АС, со своей стороны не признает Израиль. Обычные сторонники Израиля, такие как Того, Руанда, Кот-д’Ивуар и Камерун, недостаточно сильны, чтобы повлиять на своих южноафриканских и нигерийских коллег.

Еще одним серьезным камнем преткновения для Израиля является тот факт, что решение о предоставлении статуса наблюдателя должно приниматься членами АС единогласно. Нынешняя попытка обойти  эту процедуру была совершенно закономерно встречена «в штыки» ЮАР и Нигерией. И вопрос здесь не только в палестинском досье, хотя АС своей прежней позиции по палестинскому вопросу не изменил, несмотря на все последние по времени шаги ряда африканских стран по нормализации отношений с Израилем. Игнорирование мнения и участия Претории в этой бюрократической процедуре оценивается вполне логично в ЮАР как попытка создания опасного прецедента. ЮАР позиционирует себя как одного из лидеров на континенте и чуть ли не единственного представителя «черной» Африки, и такие маневры, прежде всего, со стороны Эфиопии и Кении по нивелированию ее роли она не потерпит.  А это означает, как минимум,  продолжение дипломатической борьбы по этому вопросу внутри самого АС.

51.86MB | MySQL:101 | 0,334sec