О назначении нового посла Израиля в США

В конце минувшей недели стало известно, что глава израильского правительства Н.Беннет предложил М.Герцога в качестве нового посла государства в Вашингтоне. На этом посту брат действующего президента Израиля, ранее занимавший ключевые посты в ЦАХАЛе и Министерстве обороны, а также успевший поработать в качестве эксперта Вашингтонского института ближневосточной политики, должен сменить Г.Эрдана, объявившего в июне об уходе с поста главы дипломатической миссии в Соединенных Штатах при сохранении за собой должности постоянного представителя при учреждениях ООН в Нью-Йорке. От нового посла в Израиле ожидают прогресса в отношениях с главным партнером на региональном треке и содействия сближению Израиля с американскими еврейскими общинами.

Согласно комментариям канцелярии премьер-министра, кандидатура М.Герцога была выбрана в силу «его богатого и многолетнего опыта в сфере безопасности и политики, а также его глубоких знаний стратегических проблем, стоящих перед Государством Израиль, особенно иранской ядерной программы». Примечательно при этом, что, как отмечают израильские СМИ, в борьбе за должность М.Герцог, малоизвестный широкой общественности, обошел такие знаковые фигуры, как экс-руководитель военной разведки  АМАН А.Ядлин или нынешний главный редактор газеты Jerusalem Post, а ранее старший советник Н.Беннета по внешней политике Я.Кац. Помимо этого важно отметить, что кандидатура М.Герцога получила одобрение и министра иностранных дел Я.Лапида, написавшего в твиттере о готовности «работать с ним для дальнейшего укрепления и углубления отношений между Израилем и США». Впрочем, сказанное может свидетельствовать еще и о том, что в случае продолжения работы коалиционного правительства Беннета-Лапида на протяжении всей каденции, оно будет пытаться реализовывать преемственный курс в отношении Соединенных Штатов, независимо от ротаций премьер-министра, а потому был выбран посол, отвечающий запросам двух лидеров. В пользу этой версии говорит и то, что назначение не получили упомянутые кандидаты, близкие к Н.Беннету.

Основными достижениями М.Герцога стало участие в закрытых переговорах по палестино-израильскому и сирийско-израильскому урегулированию. В первом случае речь идет о нескольких раундах, имевших место в 1990-е и 2010-е гг. Однако самым важным из них считается, пожалуй, так называемый «лондонский канал» коммуникации между Б.Нетаньяху и М.Аббасом в 2011-2014 гг. Его результатом стал своего рода проект урегулирования, включавший значительные уступки от каждой из сторон, включая, по некоторым данным, возможность создания Палестинского государства на территории вплоть до 90 % Западного берега. Кроме того, американские и израильские журналисты, занимавшиеся данной темой, утверждают, что участникам консультаций удалось наладить конструктивный диалог. Помешал же реализации задуманного открытый трек под патронажем тогдашнего госсекретаря Дж.Керри с участием главным переговорщиков Ц.Ливни и С.Эреката. Несмотря на то, что проект урегулирования, сформированный на базе «лондонского канала» официально не публиковался и все участники работы над ним предпочли забыть о своей инициативе, существует мнение, что она может стать основой для нового витка мирного процесса под руководством администрации Дж.Байдена.

Сирийский опыт М.Герцога не менее актуален. В 2010-2011 гг. опять же с подачи Б.Нетаньяху он принимал участие в контактах с режимом Б.Асада при посредничестве США. Примечательно при этом, что среди представителей американской стороны был дипломат Д.Росс, затем бывший коллегой М.Герцога по Вашингтонскому институту ближневосточной политики. Среди основных вопросов, обсуждавшихся в рамках указанных консультаций, фигурировал и уход Израиля с Голанских высот в обмен на гарантии безопасности, мирное соглашение с САР и ограничение иранского присутствия и влияния «Хизбаллы» в республике. На этот раз помешала довести дело до конца, как впоследствии утверждал сам М.Герцог, гражданская война. в Сирии.

На сегодняшний день на уровне израильских обозревателей и экспертов тема перезапуска этого переговорного трека не фигурирует, однако, актуальность сотрудничества с США на сирийском направлении очевидна. Связано это с появляющимися в последнее время публикациями о том, что с приходом к власти в Израиле Н.Беннета в российско-израильской координации  в САР стали наблюдаться разногласия. Сторонники Б.Нетаньяху склонны видеть в этом отсутствие у действующего главы правительства нужного дипломатического опыта и наработанных личных отношений между лидерами двух государств. Однако есть и другая версия, согласно которой, среди причин недовольства Кремля фигурирует то, что, несмотря на имевшиеся у России ожидания, в отношениях США и Израиля со сменой американского президента серьезного коллапса не произошло, более того, кабинет Беннета-Лапида в некоторой степени даже лучше подходит для выстраивания коммуникации с командой Дж.Байдена. Соответственно, Россия вынуждена ставить блоки в САР, дабы  предотвратить угрозу для своих интересов в регионе.

Третье направление работы М.Герцога, как уже отмечалось, — общинное. Так, президент Всемирного еврейского конгресса Р.С.Лаудер, комментируя назначение, отметил, что новый посол «действительно понимает еврейство диаспоры как интеллектуально, так и интуитивно и будет критически важным союзником в укреплении исторических связей между Израилем, правительством США и американским еврейством». При этом особенно любопытно, что схожие ожидания относительно возможности улучшения отношений между Израилем и американскими еврейскими общинами ранее на разных уровнях были высказаны в связи со вступлением И.Герцога в должность президента ближневосточной страны.

Впрочем, как кажется, основной задачей М.Герцога станет налаживание коммуникации не столько с общинными, сколько с лоббистскими организациями США, особенно теми из них, которые оказывают поддержку демократическому лагерю. Здесь следует отметить, что позитивно о предложенной израильским правительством кандидатуре отозвалась левая, пользующая популярностью у т.н. «прогрессистов» и весьма критичная в отношении Израиля организация JStreet. Ее руководство выразило надежду на взаимодействие с новым послом, «чтобы способствовать развитию прочных, продуктивных и основанных на ответственности американо-израильских отношений, базирующихся на демократических ценностях и стремлении к миру и безопасности». Директор «Демократического большинства за Израиль» М.Мельман особо отметил, что М.Герцог имеет репутацию хорошего переговорщика в США, а также может быть признан палестинской стороной, чем вновь намекнул на вероятность возобновления мирных переговоров.

В целом назначение нового посла Израиля в Соединенных Штатах отвечает задачам правительства Беннета-Лапида обеспечить сохранение и развитие особых отношений между государствами с учетом стратегии Демократической партии, взаимодействие с которой серьезно ухудшилось в силу перекоса кабинета Б.Нетаньяху в сторону республиканской администрации Д.Трампа. При этом предыдущий опыт М.Герцога свидетельствует как о планах расширить контакты на ближневосточном направлении, так и о признании важности сближения с американским еврейством, что в том числе является важным элементом по противодействию движению по бойкоту Израиля (BDS-Movement). Наконец, М.Герцог должен будет в некоторой степени уравновесить работу своего американского контрпартнера, которым Дж.Байден хочет видеть бывшего заместителя председателя Morgan Stanley и сотрудника администрации Б.Обамы Т.Найдса, который, к примеру, выступает против разграничения между палестинскими беженцами и их потомками, поскольку это может нанести ущерб отношениям Вашингтона с Амманом и Рамаллой.

52.24MB | MySQL:103 | 0,621sec