О специфике кадровой политики в МИД Израиля под руководством Я.Лапида

Я.Лапид, в соответствии с нынешним коалиционным соглашением возглавивший внешнеполитическое ведомство Израиля, отмечает, что выбрал данное министерство сознательно, а не по причинам необходимости достижения компромисса при раздаче важных государственных постов, без чего формирование правительства вновь зашло бы в тупик. При этом в отличие от своего предшественника и некогда коллеги по единому блоку «Кахоль-лаван» Г.Ашкенази, успевшего за свою непродолжительную каденцию внести вклад в работу МИДа, Я.Лапид, пользуется существенно большей свободой действий. С одной стороны, это продиктовано коалиционным соглашением, а с другой, — личностью премьер-министра. Если Б.Нетаньяху стремился контролировать международную политику страны и на протяжении долгого времени совмещал несколько постов, включая должность министра иностранных дел, то Н.Беннет склонен сосредоточиться на внутриполитической проблематике.

В этом контексте, а также учитывая, что в борьбе с Б.Нетаньяху Я.Лапид работал и по линии общественной дипломатии, устанавливая собственные контакты с зарубежными политиками, обращает на себя внимание то, что на начальном этапе работы в ведомстве председатель партии «Еш атид» сосредоточился в значительной степени на кадровых вопросах. Частично это продиктовано тем, что бывший глава кабинета министров придерживал многие ключевые дипломатические посты, что создало вакуум в представительстве государства за рубежом. В итоге к моменту приведения к присяге нового правительства таковых накопилось 36. При этом вакантными оставались позиции глав посольств и консульств в таких важных точках, как Нью-Йорк, Оттава и Париж. Произошло этом потому, что Ликуд и «Кахоль-лаван», закрепившие в коалиционном соглашении количество политических назначений за каждой из партий в итоге не смогли договориться о конкретных кандидатурах. В итоге лишь несколько дипмиссий возглавили ставленники Б.Нетаньяху. В их числе экс-заместитель министра иностранных дел Ц.Хотовели и в прошлом претендент на лидерство в Ликуде Г.Эрдан, отправку которого в США сразу на два поста (посла в Вашингтоне и постпреда в ООН) одни объясняли стремление подчеркнуть его политический вес, а другие – намерением убрать его как можно дальше от внутренней политики.

Последними к настоящему моменту кандидатами на ключевые дипломатические посты, объявленными в августе главой внешнеполитического ведомства, стали бывший министр здравоохранения Я.Герман, которая должна отправиться в Париж, и экс-председатель межпарламентской группы дружбы Израиль-Эфиопия Ш.Соломон, предложенный в качестве посла в Анголе. Оба они в прошлом были депутатами Кнессета от партии «Еш атид» и на этом основании рассматриваются политическими назначенцами, причем именно Я.Лапида, а не правительства в целом.

Указанные фигуры далеко не единственные таковые в новом израильском дипкорпусе. В тот же список можно включить недавно предложенных министром иностранных дел генерального консула в Нью-Йорке А.Замира, послов в Оттаве и Абу-Даби Р.Хоффмана и А.Хайка. Первый, будучи министром туризма в прошлом правительстве от «Кахоль-лаван», покинул пост, мотивируя это несогласием с работой кабмина и невозможностью  таким образом положить конец власти Б.Нетаньяху, что в целом отвечало интересам Я.Лапида, с которым до момента раскола единого блока они были однопартийцами. А.Хайк  занимал должности  президента Израильской ассоциации отельеров, генерального директора Министерства промышленности торговли и руководителя гостиничной сети Fatal, которая имеет бизнес-интересы в ОАЭ. В СМИ его называют приближенным, а иногда помощником или советником Я.Лапила. Наконец, Р.Хоффман также в прошлом избирался в Кнессет от «Еш атид».

Обилие политических назначений уже вызвало критику со стороны профессиональных дипломатов. Так, на днях в авторской статье для Maariv бывший посол Израиля в Египте, также занимавший важные посты в дипмиссиях страны во Франции, США и Канаде И.Леванон раскритиковал кадровую политику нового главы внешнеполитического ведомства[i]. Прежде всего, он подчеркнул, что два месяца работы правительства – слишком короткий срок для выдвижения сразу такого заметного количества политических назначенцев, что, по его мнению, является прецедентом за всю историю МИД Израиля. Помимо этого, И.Леванон считает, что подобная практика ущемляет карьерных дипломатов, которые для занятия должностей проходят серьезные испытания. Наконец, ссылаясь на собственный опыт работы, дипломат отметил, что главы дипмиссий, назначенные таким путем, как правило наносят ущерб интересам страны, не имея достаточных знаний, а также перекладывают всю нагрузку на профессионалов, пользуясь лишь привилегиями. В связи с этим  И.Леванон выразил мнение, что такого рода назначенцы, если они необходимы министру, могут быть лишь «номером два» в дипмиссии, но не ее руководителями.

Надо сказать, что первые казусы с выдвиженцами Я.Лапида уже произошли, причем затронули важное региональное направление. Так, в твиттере нового посла в ОАЭ А.Хайка обнаружились посты с критикой соглашения о транспортировке нефти из ОАЭ в Европу, поставок стране F-35, а также предложений исключить государство-партнера из т.н. «красной зоны» для поездок израильтян. Несмотря на то, что схожие взгляды были озвучены и другими политиками, в том числе действующими членами кабинета министров, из уст главы дипмиссии подобная риторика особенно чувствительна.

Наконец, по мнению многих обозревателей, склонность Я.Лапида к ведению в МИДе политической игры проявляется еще и в попытках сместить с постов приближенных Б.Нетаньяху. В частности, есть мнение, что могут быть прекращены полномочия посла в Великобритании Ц.Хотовели. Она была назначена в августе прошлого года с контрактом, рассчитанным на трехлетний срок. При этом не исключено, что сдерживает нового главу внешнеполитического ведомства от активных действий тот факт, что в истории МИД Израиля не принято прерывать трудовой договор с послом, даже если он политический ставленник прошлого правительства.

В целом пока Я.Лапид не исчерпал существующий лимит в 11 политических назначений во вверенном ему министерстве, однако, быстрота, с которой он принимает кадровые решения, говорит, что подобных кандидатур в будущем может оказаться больше, что создает угрозу для работы ведомства по двум причинам. С одной стороны, данный факт уже используется Б.Нетаньяху и его сторонниками в борьбе с политическими противниками. При этом направлен он не против Н.Беннета, а Я.Лапида, а потому может быть особенно опасен для последнего после ротации на ключевом посту. Также любопытно, что сам экс-глава правительства за время своей последней каденции пусть и сдерживал отправку послов, но обошелся лишь тремя политическими назначенцами. С другой стороны, подобная практика традиционно вызывает недовольство карьерных дипломатов, которые и без того регулярно отмечают недостатки работы в ведомстве, включая недостаточное финансирование. Последняя проблема приобретает особую актуальность в свете формирования нового бюджета, который неизбежно будет сопровождаться попытками урезания расходов, в том числе дипломатических, а потому не исключено сокращение дипмиссий за рубежом и, как следствие, их сотрудников. Первые свидетельства нарастания напряженности есть уже сейчас. Так, неопределенной пока остается судьба нынешнего главы посольства в ОАЭ, опытного дипломата Э.Наэ. Все это может сформировать почву для очередного трудового конфликта в МИДе, при невозможности разрешить который Я.Лапид рискует повторить негативный опыт работы в правительстве в 2013-2014 гг., когда он ушел в отставку с поста министра финансов.

[i] Levanon I. The appointments of Lapid’s associates to ambassadorial positions harm the Foreign Ministry and its employees // Maariv. 08.08.2021. URL: https://www.maariv.co.il/journalists/opinions/Article-857689

52.24MB | MySQL:103 | 0,502sec