«Братья-мусульмане» и кризис в Сирии. Часть 1

«Братья-мусульмане» являются одним из старейших исламских движений Сирии. Их движение было наиболее полно представлено в современной политической истории страны. Организация привлекала наибольшее внимание Запада, так как многие эксперты считали, что именно «Братья-мусульмане» будут играть ведущую роль в постасадовской Сирии. В тоже время их вклад в сирийскую революцию  был на деле достаточно скромен и ограничен, а их отношения с другими отрядами сирийской вооруженной оппозиции складывались далеко неоднозначно.

Сложность в определении реальной силы и влияния этой организации в Сирии объясняется их долгим отсутствием в политической жизни страны после подавления известного восстания в Хаме в 1982 году. В этот период «Братья-мусульмане» находилось в состоянии вооруженной конфронтации с баасистким режимом. В этой связи режим попытался фактически искоренить это движение в Сирии, посадив в тюрьмы и физически уничтожив десятки тысяч его членов и сторонников, а уцелевшие были вынуждены уехать за границу. В 1980 году был принят известный закон №49, согласно которому только за саму принадлежность к организации предусматривалась смертная казнь. Принятию этого закона послужила атака «Сражающегося авангарда» — секретного подразделения «Братьев-мусульман» на военные казармы в Халебе (Алеппо) в 1979 году. После принятия этого закона сирийское отделение «Братьев-мусульман» фактически самораспустилось, и стало заниматься проповеднической и просветительской деятельностью вместо вооруженной борьбы с режимом. Часть членов организации вошли в состав «боевого авангарда», другие выехали в Халеб. Однако благодаря конспирации многие члены организации так и не смогли быть «вычислены» сирийскими спецслужбами и при этом продолжали оставаться на территории Сирии.

С момента своего возникновения в Сирии движение страдало от ряда несогласованностей по вопросам управления и регламентации своей деятельности по  признаку географического размещения между Халебом и Хамой, а также по ряду идеологических установок, колебавшихся между экстремистским и умеренным направлением.

На самом деле накануне событий в Сирии организация испытала  несколько внутренних расколов, отличалась разбросанностью своих членов по разным странам мира, отсутствием явных и нелегальных групп в Сирии, испытывала трудности с  призывом в организацию молодежи в Сирии и за рубежом и характеризовалась слабостью руководства. Это вело к ослаблению позиций организации в сирийском обществе, особенно молодежной среде, эрозии ее организационной структуры. «Братья-мусульмане» понимали «чужеродность» своего движения внутри Сирии, так как большинство молодежи (особенно тех, кто родился после 1980-х. г.г. XX века) имели слабое представление об организации, ее деятельности в 1980-е годы.

Действительно, на протяжении последних десятилетий до начала сирийских событий движение раздирали противоречивые тенденции.

Так в 50-е годы XX века движение вело активную политическую работу, участвовало в выборных органах власти и даже было представлено в правительстве под руководством своего лидера и основателя Мустафы ас-Сибаи.

Однако баасисткая революция 1963 года открыла новую главу в военном и политическом противостоянии «Братьев-мусульман» с режимом. Это в свою очередь способствовало созданию глубокой пропасти между ними и широкими консервативными слоями сирийского общества.

Исправительное движение 1970 года и приход к власти в Сирии Хафеза Асада стали поворотным моментом в отношениях «Братьв-мусульман» с режимом. Прежний конфликт между ними и режимом получил к тому же религиозный окрас.

В течение десятилетий и вплоть до конца 1990 гг.  в движении не прекращалась острая борьба между представителями молодого и старшего поколений членов организации. Одновременно в этот период в движении был создано секретное подразделение «боевой авангард», которое провело ряд вооруженных операций в конце 1970 — начале 1980 гг. против режима, что усилило конфронтацию «Братьев-мусульман» с властью. При этом ряд членов «братства» отрицали свою принадлежность к «боевому авангарду» и не желали иметь с ним ничего общего. После массовых убийств членов «братства» в Тадморской тюрьме и серии вооруженных стычек с режимом организация  приняла так называемую «Хартию вооруженной исламской революции». Несмотря на то, что в хартии содержались указания на создание в Сирии плюралистического и светского государства, провозглашались принципы сменяемости власти и уважения прав меньшинств, документ в качестве основной стратегии борьбы с режимом принял метод вооруженной борьбы. В 1980 году на территории соседнего Ирака движение создало боевые тренировочные лагеря, куда стекались члены организации.

В руководстве «Братьев-мусульман»  сохранялись разногласия по вопросу о том, стоило ли объединять усилия с другими политическими силами и светскими движениями в Сирии. Однако сложное положение в руководстве организации и попытки устранить ряд ее руководителей за рубежом привели к тому, что «Братья-мусульмане» стали рассматривать вооруженный путь борьбы с режимом Х.Асада в качестве единственной альтернативы.

Однако к концу 1990-х гг. в политических заявлениях и некоторых акциях организации стали отмечаться признаки, свидетельствовавшие об определенных трансформациях внутри нее. Под руководством Али Садреддина аль-Баянуни (2006-2011) в движении укрепились реформистские тенденции, и появилась некоторая открытость, в отношении других политических сил в Сирии. Приход к власти в САР Башара Асада и его политика внутри страны получившая название «Дамасской весны» способствовали лишь укреплению подобных реформистских настроений и открытости, что дало возможность ряду оппозиционных движений выйти на поверхность в Сирии и несколько повысило степень их активности и мобильности.

Подобная новая ориентация отразилась в виде пакета документов, которые были приняты организацией, а также в разработке ряда проектов, в реализации которых она принимала участие совместно с другими оппозиционными силами, как это было видно на примере «Дамасской декларации», которая ориентировала на мирные политические методы реформирования. В ней содержались призывы к продолжению демократических процессов, партийному плюрализму, отмене закона о ЧП, прекращению монополии партии Баас и т.п. Одновременно «Братья-мусульмане» стали принимать участие в работе «Фронта спасения», который был основан сбежавшим в 2005 году на Запад бывшим вице-президентом САР А.Х.Хаддамом.

Наиболее важный документ был принят «Братьями-мусульманами» в 2004 году. В нем нашли отражение взгляды организации на будущую Сирию. В документе отразился постепенный сдвиг ее идеологии в сторону демократии, плюрализма, сменяемости власти, свобод, защиты прав меньшинств, уважения прав человека и гражданских свобод, приверженности организации религиозным принципам. Для многих исследователей ссылка на приверженность религиозным принципам в этом документе трактовалась, как обязательный элемент, как это было в программах ряда других религиозных организацией Леванта.

Наряду с другими группами и организациями, действовавшими в Сирии, которых, так или иначе, увязывали с «Братьями-мусульманами» существовала так называемая  Ассоциация сирийских улемов, которую возглавлял один из уважаемых в стране и за ее пределами религиозных деятелей Мухаммед Али ас-Сабуни. Ассоциация придерживалась позиций умеренного ислама, и занималась просветительской деятельностью, издавая фетвы. Она проводила различного рода публичные мероприятия в поддержку революции. Другой важной организацией была литературная ассоциация «Аш-Шам» (в которую входили только авторы мужчины), во главе которой стоял Абдулла ат-Тантави. Она вела сайт в интернете, где публиковались материалы в поддержку революции.

52.24MB | MySQL:103 | 0,394sec