Ситуация в Ливии: июль 2021 г.

1 июля стало известно, что французской компании Amesys, передавшей оборудование для кибершпионажа режиму Муаммара Каддафи, предъявлено обвинение в «содействии пыткам». IT-компания была уведомлена об этом 18 июня.

Известно, что с мая 2017 г. компания Amesys имела статус свидетеля в расследовании, открытом в 2013 г. после исков Международной федерации по правам человека (МФПЧ) и Лиги по правам человека (ЛПЧ). Эти две организации обвинили Amesys в том, что та в период с 2007 по 2011 гг. поставила Ливии оборудование, с помощью которого осуществлялась слежка за ливийской оппозицией. Таким образом статус Amesys был изменен со свидетеля до обвиняемого.

Про Amesys известно, что ее приобрела в январе 2010 г. компания Bull.

Как отметил адвокат Amesys мэтр Барателли, «этот контракт был подписан ранее в международном контексте дипломатического сближения с Ливией, когда французское государство сотрудничало с этой страной, в частности, в вопросах борьбы с терроризмом и оно поощряло подписание контрактов с ней во многих областях после снятия эмбарго». Ремарка очень резонная, если вспомнить, что Ливия Каддафи могла стать первой страной, купившей французские истребители «Рафаль». Возможно, после отказа от этой сделки на несколько миллиардов долларов и последовало наказание?

Барателли напомнил, что Amesys уступила права на оборудование Eagle компании Nexa в 2012 г.

В этом досье судебные следователи в середине июня предъявили обвинение Филиппу Ванниеру, который был главой Amesys до 2010 г., затем он возглавил Bull.

Другое направление этого дела касается Египта и компании Nexa Technologies, которой руководят бывшие должностные лица компании Amesys и которая продала аналогичное IT-оборудование режиму Абдель Фаттаха ас-Сиси. Судебные следователи обвинили четырех представителей руководства Nexa «в содействии пыткам и насильственным исчезновениям».

В расследовании против Amesys по меньшей мере 6 истцов (пострадавших) обвиняют компанию в том, что зная про ситуацию в Ливии эпохи Каддафи она продала оборудование для киберслежки ливийскому государству, которое использовало его для отслеживания оппозиционеров с последующими их арестами и пытками. Истцы были допрошены французскими судебными следователями в период с 2013 по 2015 гг.

Первые расследования на этот счет провели электронные СМИ reflets.info и owni.fr. Однако пик скандала пришелся на 2011 г., в разгар «арабской весны». Тогда журналисты «Уол стрит джорнэл» посетили центр киберразведки в Триполи и обнаружили там документы, согласно которым Amesys поставила Ливии систему анализа трафика в интернете, которая позволяет контролировать послания пользователей.

11 июля ливийские власти в Триполи закрыли на две недели кафе, залы для торжеств и другие аналогичные общественные места с тем, чтобы противостоять новой волне коронавируса в стране. Были запрещены массовые собрания по случаям похорон и свадеб, использование общественного транспорта. Госучреждениям и предприятиям государственного сектора было предписано сократить численность работающего персонала до 25% от общей численности. Несколькими днями ранее Ливия временно закрыла свои наземную и воздушную границы с Тунисом, где санитарная ситуация приблизилась к катастрофической.

С момента начала пандемии в Ливии с населением около 7 млн человек было зафиксировано 204 тысячи заболевших, 3240 из них скончались. На тот день 425 тысяч человек были вакцинированы. Если с конца апреля ежедневное число заболевших не превышало 400 случаев, только за 10 – 11 июля было зафиксировано 2854 заболевших.

24 июля ливийские власти начали массовую кампанию по вакцинации населения в Триполи, где за предыдущие недели отмечался всплеск заболеваний коронавирусом. Для этого Министерство здравоохранения развернуло полевые пункты вакцинации в шести кварталах столицы. К вакцинации приглашались не только жители Триполи, но и все ливийцы, а также иностранцы.

С 27 июля ливийские власти ввели на 2 недели ночной комендантский час с 18 часов вечера до 6 часов утра в центральной и западной частях страны, в том числе в Триполи. В указанное время могли перемещаться и работать только машины с продовольствием, аптеки, силы безопасности, аварийные службы. Эти меры не касались востока и юга страны, находящихся под контролем сил Х.Хафтара.

15 июля правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) осудила «чудовищное» содержание мигрантов, перехваченных в Средиземном море и насильственно отправленных в центры заключения в Ливии с «постыдной» помощью европейцев. Руководствуясь своей логикой, МА в своем докладе утверждала, что в конце 2020 г. подчиненная МВД Дирекция по борьбе с незаконной иммиграцией «узаконила» совершаемые ее персоналом нарушения прав человека, установив контроль над двумя центрами заключения, управлявшимися ранее милицейскими формированиями. В этих центрах за последние годы насильственным образом исчезли сотни людей. По другой логике теоретически такое переподчинение лагерей могло улучшить условия содержания находящихся в них иммигрантов. МА призвала ливийские власти закрыть эти центры заключения.

15 июля эмиссар ООН в Ливии Ян Кубиш констатировал, что политические, бюджетные планы, а также планы в плане безопасности в Ливии оказались в «тупике», что делает все более сомнительным проект  проведения выборов 24 декабря. Об этом он сообщил в ходе проводимого ежемесячно заседания Совета безопасности ООН по Ливии на министерском уровне.

Я.Кубиш пришел к такому выводу во многом потому, что собравшиеся в Швейцарии в период с 28 июня по 2 июля и отобранные ООН 75 фигур ливийской политики не смогли договориться относительно условий проведения президентских и парламентских выборов, назначенных на 24 декабря. Я.Кубиш также отметил, что «совместная военная комиссия (комиссия «5 плюс 5») отложила открытие движения на прибрежной дороге, связывающей Восток и Запад страны, в знак протеста против неспособности принять решения, которые обеспечили бы своевременное проведение выборов, в знак протеста против тупика в вопросе вывода иностранных военных и наемников». По его данным, Восток и Запад не смогли принять несколькими днями ранее единый бюджет.

В ходе заседания премьер-министр Правительства национального единства Ливии Абдель Хамид Дбейба потребовал от Совбеза ООН некоей «помощи, чтобы урегулировать этот вопрос» (вывода иностранных войск и наемников). «Эти бойцы должны покинуть Ливию», — сказал он. Со своей стороны председательствовавший на встрече глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан предложил установить календарь вывода иностранных сил, который, по его мнению, должен начаться с ухода сирийских наемников, воевавших за обе стороны ливийского конфликта.

Россия, представленная заместителем представителя РФ при ООН Дмитрием Полянским, также выступила за сохранение избирательного графика, предусматривающего выборы 24 декабря. Она потребовала вывода «всех иностранных сил» … «постепенно и синхронизированно» с тем, чтобы «не было нарушено соотношение сил на местах».

27 июля в Бенгази был убит главарь милицейского формирования «Каният» Мухаммед аль-Кани, обвинявшийся в серьезных нарушениях прав человека. Он был убит при попытке сопротивления бойцам Ливийской национальной армии (ЛНА, подчинялась восточному правительству Ливии), прибывшим к месту его резиденции с мандатом на арест по обвинению в «военных преступлениях». Формирование «Каният» — в его составе 5 братьев М.аль-Кани – в 2015 г. установило контроль над городом Тархуна в 80 км к юго-востоку от Триполи, а затем присягнуло на верность главе ЛНА Х.Хафтару. Его бойцы, по имеющимся данным, массово уничтожали тех, кто был против «Каният». В период наступления ЛНА на Триполи, которое началось в апреле 2019 г., Тархуна была главной тыловой базой восточных войск. Попытка наступления в итоге завершилась провалом из-за вмешательства турецких военных.

После возвращения Тархуны под контроль правительства Ф.Сарраджа летом 2020 г. там были обнаружены несколько братских могил, в которых были погребены более 150 человек. Все они, предположительно, были жертвами расправ со стороны «Каният». США ввели санкции против главарей «Каният» в ноябре 2020 г. Одиозный М.аль-Кани был не очень удобен для властей на востоке Ливии.

29 июля глава европейской дипломатии Жосеп Боррель в интервью испанской газете «Эль Паис» предупредил, что Турция может использовать свое влияние на Ливию для управления потоками незаконных мигрантов в сторону их наращивания, как это она уже делала в Восточном Средиземноморье.

30 июля сын М.Каддафи 49-летний Сейф аль-Ислам в интервью «Нью-Йорк таймс» дал понять, что не исключает выставление его кандидатуры на предстоящих президентских выборах с тем, чтобы «восстановить утерянное единство» Ливии. Это было его первое интервью иностранному журналисту за 10 лет. Оно было записано еще в мае. «Ливийские политики не принесли ничего, кроме нищеты. Страна стоит на коленях. Нет ни денег, ни безопасности. Здесь нет жизни. Настало время вернуться в прошлое», — сказал он.

Сейф аль-Ислам Каддафи был пленен одной из Зинтанских бригад бывших повстанцев в 2011 г. В 2015 г. он был приговорен судом в Триполи к смертной казни, однако «зинтанские» отказались его выдавать как властям в Триполи, так и Международному уголовному суду (МУС). Он получил свободу в 2017 г., и в дальнейшем его следы были утеряны. По его словам, с момента освобождения он готовил свое возвращение в политику. Сейф аль-Ислам  считает, что повстанцы, пленившие его, «в итоге поняли, что он может быть могущественным союзником».

Возможному выставлению кандидатуры Сейф аль-Ислама на президентских выборах препятствуют два обстоятельства – смертный приговор и мандат на арест, выписанный МУС. Он же убежден, что эти вопросы могут быть решены переговорным путем в случае его избрания. А что это возможно – не приходится сомневаться, поскольку ливийцы просто устали от хаоса.

52.23MB | MySQL:103 | 0,487sec