О причинах резкого ухудшения отношений между Израилем и Польшей

Президент Польши Анджей Дуда поставил в минувшую субботу окончательную подпись на законе, ограничивающем (а практически делающим невозможными) имущественные иски со стороны наследников евреев, имущество которых было конфисковано во время Холокоста нацистами, а затем национализировано коммунистическими властями Польской Народной Республики. «После углубленной проверки я решил утвердить этот закон, оказавшийся в центре полемики как в самой Польши, так и за ее пределами», — написал в этой связи президент Польши, имея в виду резкую критику, которой подвергался упомянутый законопроект на различных этапах его обсуждения и утверждения польским Сеймом со стороны официальных представителей Государства Израиля и зарубежных (в первую очередь американских) еврейских организаций.

Сразу же после получения информации об утверждении президентом Анджеем Дудой этого закона министр иностранных дел и альтернативный премьер-министр Израиля Яир Лапид официально заявил: «Польша утвердила сегодня, не в первый раз (имеются в виду принятые в январе текущего года поправки к Закону об Институте национальной памяти, предусматривающие уголовное преследование за обвинение поляков в соучастии в Холокосте – В.Ч.), антисемитский и аморальный закон. Сегодня вечером я дал указание ответственному за посольство (Государства Израиль – В.Ч.) в Варшаве немедленно вернуться для консультаций без ограничения времени. Мы ведем переговоры с американцами для согласования путей дальнейшей реакции (на это решение польского руководства – В.Ч.). Новый посол, который должен был отправиться в Польшу в ближайшее время (предыдущий посол Израиля в Польше Александр Бен-Цви завершил свою каденцию в этом году, и его должен был сменить на этому посту Яаков Ливне – В.Ч.), не поедет в Польшу на данном этапе. (…) Польша превратилась этим вечером в антидемократическое, нелиберальное государство, которое не уважает величайшей трагедии в истории человечества. Никогда нельзя молчать. Израиль и еврейский народ, конечно, не будут молчать».

С резким осуждением упомянутого решения польского президента выступил и действующий премьер-министр Израиля Нафтали Беннет. «Израиль крайне негативно относится к утверждению закона, препятствующего получению евреями компенсаций за их присвоенное во время Холокоста имущество и сожалеет о том, что Польша выбрала путь нанесения ущерба тем, кто потерял всё. Речь идет о постыдном решении и о возмутительном пренебрежении памятью Холокоста. Это вопиющий вызов, перед лицом которого Израиль не сможет остаться равнодушным».

Министр обороны Израиля Биньямин (Бени) Ганц также сделал официальное заявление по данному поводу. «Это возмутительный и аморальный закон, который до глубины души потряс меня как сына переживших Катастрофу евреев (мать израильского министра обороны, уроженка Венгрии, была узницей концлагеря Берген-Бельзен – В.Ч.), — сказал он, — Возвращение имущества – это малая, но существенная часть процесса реализации прав тех, кто остался в живых (, пережив Холокост, – В.Ч.), и признания людей, погибших в одном из величайших геноцидов в истории. Я призываю всех партнеров Израиля в мире осудить этот закон и действовать для того, чтобы он был отменен».

Как и следовало ожидать, столь жесткая реакция высшего военно-политического руководства еврейского государства на утверждение президентом Анджеем Дудой упомянутого закона вызвала негодование в Польше. Выразителем этого негодования стал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, который выступил в воскресенье с официальным заявлением, суть которого сводится к тому, что, если правительство Израиля продолжит выступать с нападками на Польшу, это окажет крайне отрицательное влияние как на их двусторонние отношения, так и на позицию Польши в отношении Израиля в международных форумах.

В дополнение к этому в пространном посте, опубликованном премьер-министром Польши на его официальной странице в фейсбуке, он обвинил министра иностранных дел Израиля в том, что его действия, направленные против Польши, продиктованы соображениями внутриполитического характера. «Решение Израиля снизить уровень своего дипломатического представительства в Варшаве безосновательно и безответственно, а слова Лапида вызывают негодование у каждого честного человека. Использование этой трагедии (Холокоста – В.Ч.) для продвижения партийных интересов (Яир Лапид возглавляет «Еш атид», крупнейшую партию нынешней правящей коалиции Израиля – В.Ч.) постыдно и безответственно», — написал он в частности.

Матеуш Моравецкий утверждал, что высказывания израильских министров против упомянутого закона способствовали усилению ненависти к полякам в Израиле. При этом он намекнул, что в адрес семьи польского посла в Тель-Авиве Марка Магировского якобы раздаются угрозы. «Я решил перевезти детей нашего посла в Польшу ради их безопасности. Польша никогда не оставляет своих дипломатов в опасности», — написал он.

Не отрицая того, что среди израильтян достаточно сильны негативные стереотипы в отношении Польши и поляков, вызванные тяжелой исторической памятью, можно с уверенностью утверждать, что никакой реальной угрозы польскому послу в Израиле и членам его семьи в Израиле нет. Упомянутое заявление премьер-министра Польши о якобы имеющейся угрозе польскому послу в Тель-Авиве имеет своей целью усиление и без того мощных антисемитских настроений в Польше, что способствует усилению поддержки возглавляемого им правительства. Если же говорить о сути дела, то она сводится к следующей фразе, сформулированной Матеушем Моравецким в рамках его усилий, направленных на то, чтобы объяснить и оправдать вызвавший конфликт закон: «Согласно новым правилам, тот, кто потерял свое имущество, имеет право требовать компенсации, но он не может требовать лишить других людей крыши над головой». Иным словами, поляки, живущие в принадлежавшим евреям домах, которые были конфискованы нацистами, а затем национализированы коммунистическими властями Польши, останутся в этих домах, несмотря на то, что евреи могут предоставить документы на право владения этим недвижимым имуществом.

В дополнение к процитированным выше высказываниям премьер-министра Матеуша Моравецкого в воскресенье в польских СМИ было опубликовано интервью с советником президента Польши Анджея Дуды Якубом Кумучом. Он заявил в частности, что реакция министра иностранных дел Израиля Яира Лапида на утверждение упомянутого закона была «истеричной и противоречащей всем дипломатическим нормам». При этом он добавил: «Я надеюсь, что наши израильские друзья, у которых нет нехватки в отличных дипломатах, остынут, подумают об этой ситуации, и это будет оптимальным решением проблемы». Однако представляется, что озвученная польской стороной рекомендация «остыть» в сочетании с угрозой действовать против Израиля на международных форумах (прежде всего, в ЕС и в ООН) будет лишь способствовать углублению конфликта между двумя странами.

Для того, чтобы стороннему наблюдателю стали понятнее острота и эмоциональный накал этого конфликта между Израилем и Польшей, представляется уместным напомнить о ряде исторических фактов. Евреи проживали в Польше на протяжении более, чем тысячи лет. Первые польские монеты, отчеканенные по приказу князя Мешко I в Х веке, имеют надписи еврейским шрифтом, потому что чеканились евреями, а польской письменности тогда еще не существовало. В Новое время в Речи Посполитой было сосредоточено не менее половины всех евреев мира. Они пользовались определенной внутренней автономией в форме «Ваада четырех земель» и местных кагалов. В отличие от христиан, подавляющее большинство евреев проживало в городах. Поэтому еврейским общинам и частным лицам иудейского вероисповедания принадлежало много недвижимости в центре Варшавы, Кракова и множества других польских городов. Эта ситуация сохранилась и после раздела земель Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. Значительная – при этом весьма влиятельная — часть современного израильского общества – связана по происхождению с Польшей. Достаточно упомянуть о том, что первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион родился и вырос в польском городе Плоньск, премьер-министры Ицхак Шамир и Шимон Перес родились и выросли в Западной Беларуси, принадлежавшей в то время Польской Республике, отец премьер-министра Биньямина Нетаньяху родился в Варшаве, спикер Кнессета и первый посол Израиль в Польше после восстановления дипломатических отношений между ними Шевах Вайс родился и вырос во Львове, принадлежавшем в то время Польской Республике. Этот список можно продолжать очень долго.

Многовековое сосуществование евреев и поляков было отнюдь не безоблачным. Поэтому стереотип поляка как антисемита, который уроженец Польши, где погибла его семья, бывший премьер-министр Ицхак Шамир сформулировал фразой: «Поляк впитывает антисемитизм с молоком матери», широко распространен в Израиле.

Численность евреев в довоенной Польше, включая территории, ныне входящие в состав Украины, Беларуси и Литвы, несопоставима с нынешней их численностью в Польше. Согласно официальным данным 1939 года, она составляла 3,25 млн человек (9,14%) всего населения страны. И это при том, что польские власти активно проводили политику «выталкивания» евреев из Польши (для сравнения: в 1921 году евреи составляли 14,2% всего населения). Подавляющее большинство евреев Польши погибли в Холокосте, а их имущество было конфисковано нацистами. В 1945 году их оставалось (за исключением территорий, отошедших к СССР) всего 100 тысяч (0,43% всего населения страны). В 1946 году это число увеличилось за счет репатриации польских евреев из СССР до 230 тысяч, но затем стало стремительно сокращаться за счет репатриации в Израиль и эмиграции на Запад. В 1990 году, когда коммунистический режим пал, в Польше оставалось всего 3,8 тысяч евреев (0,01% всего населения). И этом в то время, когда число польских евреев и их потомков в Израиле и в США измеряется сотнями тысяч. Многие из них являются наследниками тех, кому на территории нынешней Польши принадлежала ныне национализированная недвижимость. Ее общая стоимость не поддается точной оценке, однако очевидно, что речь идет о десятках миллиардов долларов.

52.3MB | MySQL:103 | 0,471sec