Политика Франции в Ливии на современном этапе

После поражения Ливийской национальной армии ЛНА под командованием Халифы Хафтара,  начавшей  наступления на Триполи 4 апреля 2019 года против сил признанного ООН Правительства национального согласия (ПНС), возглавляемое Фаизом Сараджем, которое получило военную поддержку от Турции,  Франция оказалась в непростом положении, так как Париж с 2015 г. делал ставку именно на ЛНА. Причины поддержки Пятой республикой ЛНА можно разделить на два направления  французской внешней политики, со своими политическими императивами и структурами, реализующими внешнюю политику.

Во-первых, это сахельское направление. Франция начала сближаться с Хафтаром на фоне фактического исчезновения ливийской границы с Нигером и Чадом. Из Ливии потоком шло оружие восставшим туарегам, в то время как радикальные организации использовали территорию бывшей Джамахирии в качестве своего плацдарма. Кроме того, ливийская территория начала использоваться в качестве опорной базы чадской оппозицией. С учетом того, что Франция воюет в Сахеле, опираясь на Вооруженные силы Чада, дестабилизация режима президента Идрисса Деби была неприемлемой для Парижа.

В свете этого Франция в 2014 г. начала устанавливать контакты с различными ливийскими акторами – от бригад из Мисураты до Хафтара[i]. Однако договорится удалось с силами, подконтрольными Хафтару. С 2015 г. Франция начала оказывать военную поддержку Х.Хафтару,  в том числе поставляя разведданные, в надежде на то, что он сможет поставить под контроль южную границу Ливии[ii].

Вторым направление является «ближневосточно-средиземноморское». Начав поддерживать Хафтара в связи с операцией «Бархан» в Сахеле, Франция вскоре после этого включилась в битву за Бенгази, отправив спецназ DGSE[iii]. На ближневосточно-средиземноморском направлении играют три группы французских интересов. Во-первых, это значительные экономические интересы Пятой республики в Ливии. Еще в 2011 г. Национальный переходный совет обещал Франции львиную долю месторождений, которые Париж не получил[iv]. Поддерживая Хафтара в его битве за «нефтяной полумесяц», Париж стремился получить значительную долю в ливийской нефтедобыче. Нельзя сказать, что французы в этом направлении не преуспели: в настоящее время «Тоталь» работает на двух месторождениях (Джуфр, Аш-Шарара и ведет переговоры о разморозке Мабрука и начале добычи на месторождении Ваха после приобретения доли американской «Мэратон Ойл»)[v]. Помимо нефти Париж был также заинтересован в выходе на ливийский рынок инфраструктурного своего флагмана «Боллоре» (через Мисурату)[vi], фармацевтических и медицинских компаний (в частности, для этого было создано Франко-ливийское общество здоровья)[vii], а также стремился нарастить экспорт вооружений[viii].

Во-вторых, это отношения Франции со своими ключевыми ближневосточными партнерами, поддерживающими Хафтара – Египтом и ОАЭ. На фоне сближения с Египтом (в частности, в сфере ВТС, где Париж потеснил американцев) после военного переворота 2013 года и прихода к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси Елисейский дворец приобрел дополнительный стимул поддержки ЛНА.

В-третьих, это борьба с исламистским терроризмом, что стало особенно актуальным после появления «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Ливии в 2014 г. и терактов во Франции в 2015 г. Радикальный ислам воспринимается частью французского политического истеблишмента как экзистенциальная угроза Пятой республике.

Стоит отметить, что африканское и ближневосточное направление отличаются и институционально. Во время администрации президента  Ф.Олланда африканское направление курировало Министерство обороны и Разведывательное управление Генштаба (DRM), в то время как на ближневосточном направлении соперничали Главное управление внешней безопасности (DGSE) и МИД. Если французская разведка была благожелательно настроена по отношению к Хафтару, во французском МИДе царили настроения в пользу Ф.Сараджа, а Хафтар воспринимался как автократ и тиран. Данное противоречие представляет собой столкновение двух внешнеполитических парадигм французского истеблишмента: традиционной голлистско-миттеранистской и атлантической-неоконсервативной[ix]. Если в рамках первой парадигмы французское руководство не чуралось взаимодействия с авторитарными арабскими лидерами с целью реализации интересов в сфере безопасности и экономики, вторая парадигма, продвигаемая министрами иностранных дел А.Жюппе и Л.Фабиусом, отметала «миф об авторитарной стабильности».

После избрания президентом Э.Макрона к числу институтов, курирующих французскую политику на ливийском направлении, добавилась администрация президента, в которой была сформирована специальная «ливийская ячейка» (cellule libyenne)[x]. Новоизбранный французский президент рассчитывал сделать на Ливии пиар-кампанию, добившись примирения воюющих сторон и проведения парламентских выборов. Общая координация политики в отношении Ливии стала задачей Ж.И. ле Дриана, назначенного министром иностранных дел.

Политика администрации Макрона в отношении Ливии заключалась в усилении поддержки Хафтара – как политической, так и военной. Президент Пятой республики придал командующему ЛНА международную легитимность, пригласив его на встречу в Ла-Сель-Сен-Клу в 2017 вместе с Сарраджем. Была усилена и военная поддержка – начиная с ПТРК «Джавелин» и заканчивая катерами. Несмотря на попытки Франции политически привести Хафтара к власти (путем кооптации лидеров Мисураты, что безуспешно стремился осуществить ле Дриан в 2017-2018 гг.[xi]), в 2019 г. Париж согласился на военное разрешение конфликта. Ле Дриан напрямую заявлял, что Франция ждет от Хафтара его победы.

Победы не случилось – в итоге, за 2019-2020 гг. партия Парижа в Ливии, по сути, потерпела крах. Хафтар не смог взять Триполи; конфликт значительно интернационализировался с приходом турок на сторону ПНС, в то время как ЛНА начали поддерживать российские силы. Ближневосточное направление Хафтар в глазах Парижа провалил. Однако главным поражением Франции стало, по сути, предательство фельдмаршалом французских африканских интересов.

В 2016-2018 гг. Хафтар действительно боролся с  оппозиционным Фронтом согласия и перемен в Чаде (FACT, который поддерживал бригады Мисураты и проч.), вытеснив его из Ливии. Однако в 2019 г. ЛНА в лице 128-й бригады, располагавшейся в Себхе, заключила альянс с FACT[xii]. FACT вновь обосновался на ливийской территории и участвовал в боях  за Триполи, в частности, под Гарьяном[xiii]. В начале 2021 г., не поделив доходы от контрабанды с ЛНА, отряды FACT покинули свою базу в Эль-Джуфре и направились через ливийско-чадскую границу к Нджамене.  20 апреля в боях с FACT погиб главный союзник Пятой республики в Сахеле президент Чада И.Деби,  что смешало все карты Парижа в регионе.

На первый взгляд, для Франции Хафтар провалил оба направления. Данный факт вкупе с ослаблением его поддержки со стороны Египта привел к тому, что Париж начал диверсифицировать свою политику в Ливии. Об этом свидетельствует и определенный прогресс в переговорах «Тоталь» с Триполи, открытие посольства в Триполи, заключенный контракт с Airbus[xiv]. Однако это свидетельствует не сколько об изменении политиков в отношении ливийских акторов, сколько о смене приоритетов.

В ходе недавнего визита нового главы Президентского совета Мухаммеда аль-Манфи в Париж ле Дриан подчеркнул приоритет Парижа на ливийском направлении – вывод иностранных наемников и вооруженных сил (речь идет о турецких и российских формированиях)[xv]. Однако, когда французы говорят о выводе наемников из Ливии, они уже во вторую очередь имеют в виду турок. В ходе недавнего саммита НАТО Макрон и Эрдоган, по утверждению французских источников, пришли к пониманию насчет Ливии[xvi]. Об этом свидетельствует и снижение накала во французской внешнеполитической риторике в отношении Турции. До этого соглашения с турками достигли и египтяне. Именно поэтому, когда французы говорят о наемниках, имеется виду российское присутствие на территории Ливии. Упрочение российского присутствия в ЦАР, вовлечение в чадский политический транзит, в ситуацию в Мали делает Россию приоритетной угрозой для Парижа, поскольку действия Москвы подрывают саму систему Франсафрик, жизненно необходимую для Пятой республики.

Недавние заявления Макрона, сделанные по итогам встречи с М.аль-Манфи в марте об опасности присутствия турецких и российских наемников на ливийской территории, говорят о том, что ситуативный франко-российский альянс на востоке Ливии развалился. Российская ЧВК «Вагнер» предстает во французском внешнеполитическом дискурсе критической угрозой интересам Пятой республики на всем африканском континенте. В связи с этим резонно предположить, что политика Франции на ливийском направлении в обозримой перспективе будет направлена на сдерживание российского проникновения в Сахель через Ливию. Кроме того, несмотря на временное затишье во франко-турецких отношениях, Париж будет стремиться потеснить Анкару в Ливии.

Для реализации этих целей французы могут шантажировать премьер-министра Правительства национального единства (ПНЕ) Абдель Хамида Дбейбу (стремящегося так или иначе отсрочить парламентские  выборы, назначенные на 24 декабря с.г.[xvii]),  закулисно поддерживая инициативу Хафтара по созданию параллельного правительства в Киренаике. Кроме того, Париж намерен сильнее вовлечь в ливийское урегулирование Африканский союз – об этом свидетельствует активизация Жан-Ива Оливье (французский бизнесмен, дипломат «второго трека», председатель Браззавильского фонда), организовывавшего встречи между президентом Конго, председателем комитета АС по ливийскому урегулированию, Денисом Сассу Нгессо и ливийскими лидерами, в частности, с лидером ибадитов шейхом Фарахом Джаабири[xviii]. Более активное вовлечение АС представляет собой стратегию делегимизации российского и турецкого миротворчества на международном уровне, где существует консенсус об «африканских решениях для африканских проблем»[xix].

Таким образом, французский фактор в ливийском урегулировании нельзя сбрасывать со счетов. Несмотря на проигранную ставку на ЛНА, проблемы на ливийско-чадской границе и потерю влияния в самой Ливии, Париж обладает инструментами воздействия на ливийский политический процесс, играя на противоречиях в прохафтаровской коалиции и используя свои возможности для делегитимации турецкого и особенно российского присутствия в Ливии, которое воспринимается в качестве непосредственной угрозы французского неоколониальному «заповеднику».

[i]. LIBYE : Les pro-Haftar s’activent en France — 22/05/2014 — Maghreb Confidentiel [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-du-nord_politique/2014/05/22/les-pro-haftar-s-activent-en-france,108023425-art (дата обращения: 17.08.2021).

LIBYE : La connexion Misrata-Paris s’établit — 07/11/2013 — Maghreb Confidentiel [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-du-nord_business/2013/11/07/la-connexion-misrata-paris-s-etablit,107993441-art (дата обращения: 17.08.2021).

[ii]. France-Libye : le maréchal Haftar, l’ami controversé de l’Élysée – Jeune Afrique [Электронный ресурс]. URL: https://www.jeuneafrique.com/mag/909987/politique/le-marechal-haftar-lami-libyen-controverse-de-lelysee/ (дата обращения: 17.08.2021).

[iii]. Trois membres de la DGSE morts en Libye, le gouvernement libyen proteste [Электронный ресурс]. URL: https://www.lemonde.fr/international/article/2016/07/20/trois-militaires-francais-tues-en-libye_4972142_3210.html (дата обращения: 17.08.2021).

[iv]. The race is on for Libya’s oil, with Britain and France both staking a claim [Электронный ресурс] The Guardian URL: https://www.theguardian.com/world/2011/sep/01/libya-oil (дата обращения 21.04.2019)

[v]. Libye : accord entre la NOC et Total sur la participation du Groupe dans les concessions de Waha [Электронный ресурс]. URL: https://totalenergies.com/fr/medias/actualite/communiques/libye-accord-entre-la-noc-et-total-sur-la-participation-du-groupe-dans-les-concessions-de-waha (дата обращения: 17.08.2021).

Sanalla reviews with French Total increasing production, rehabilitating Mabrouk field | The Libya Observer [Электронный ресурс]. URL: https://www.libyaobserver.ly/inbrief/sanalla-reviews-french-total-increasing-production-rehabilitating-mabrouk-field (дата обращения: 17.08.2021).

[vi]. LIBYE : Après l’échec de Bolloré, le turc Albayrak convoite la concession du port de Misrata — 05/03/2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-du-nord_business/2021/03/05/apres-l-echec-de-bollore-le-turc-albayrak-convoite-la-concession-du-port-de-misrata,109647908-art (дата обращения: 17.08.2021).

[vii]. LIBYE : Comment l’ambassade de France veut s’imposer dans le domaine de la santé avec LFHS — 07/05/2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-du-nord_politique/2020/05/07/comment-l-ambassade-de-france-veut-s-imposer-dans-le-domaine-de-la-sante-avec-lfhs,108404356-art (дата обращения: 17.08.2021).

[viii]. Quand les responsables politiques croyaient avoir réussi à vendre le Rafale [Электронный ресурс]. URL: https://www.lejdd.fr/Politique/Quand-les-responsables-politiques-croyaient-avoir-reussi-a-vendre-le-Rafale-644726 (дата обращения: 17.08.2021).

[ix].  Du gaullisme au néo-conservatisme, comment la diplomatie française est devenue atlantiste [Электронный ресурс]. URL: https://www.lefigaro.fr/vox/monde/2017/06/02/31002-20170602ARTFIG00174-du-gaullisme-au-neo-conservatisme-comment-la-diplomatie-francaise-est-devenue-atlantiste.php (дата обращения: 17.08.2021).

Desuin H. La France atlantiste, ou, Le naufrage de la diplomatie. Paris: Les Éditions du Cerf, 2017. 191 p.

[x].  Le dossier libyen, domaine réservé de l’Elysée [Электронный ресурс]. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/article/2018/11/13/le-dossier-libyen-domaine-reserve-de-l-elysee_5383080_3212.html (дата обращения: 17.08.2021).

[xi]. 1. فرنسا تدعو شخصيات من مصراتة لمحادثات «رفيعة المستوى» — ليبيا الأحرار [Электронный ресурс]. URL: https://libyaalahrar.tv/2018/11/01/%D9%81%D8%B1%D9%86%D8%B3%D8%A7-%D8%AA%D8%AF%D8%B9%D9%88-%D8%B4%D8%AE%D8%B5%D9%8A%D8%A7%D8%AA-%D9%85%D9%86-%D9%85%D8%B5%D8%B1%D8%A7%D8%AA%D8%A9-%D9%84%D9%85%D8%AD%D8%A7%D8%AF%D8%AB%D8%A7%D8%AA-%D8%B1/ (дата обращения: 17.08.2021).

[xii]. Au Tchad, les connexions libyennes des rebelles pourraient embarrasser Paris – International | L’Opinion [Электронный ресурс]. URL: https://www.lopinion.fr/edition/international/tchad-connexions-libyennes-rebelles-pourraient-embarrasser-paris-242581 (дата обращения: 17.08.2021).

[xiii]. La mort d’Idriss Déby, une affaire tchadienne, pas un complot russe [Электронный ресурс]. URL: https://orientxxi.info/magazine/l-assassinat-d-idriss-deby-une-affaire-tchadienne,4871 (дата обращения: 17.08.2021).

[xiv]. LIBYE : D’Airbus à Vinci, les industriels français visent la reconstruction — 19/02/2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-du-nord_business/2021/02/19/d-airbus-a-vinci-les-industriels-francais-visent-la-reconstruction,109643840-art (дата обращения: 17.08.2021).

[xv]. ‘Turkish and Russian forces must leave Libyan soil ASAP,’ Macron tells Libyan President [Электронный ресурс]. URL: https://www.theafricareport.com/75070/turkish-and-russian-forces-must-leave-libyan-soil-asap-macron-tells-libyan-president/ (дата обращения: 17.08.2021).

[xvi]. Avant le sommet de l’Otan, Macron et Erdogan calment le jeu [Электронный ресурс]. URL: https://www.leparisien.fr/international/macron-sest-entretenu-avec-erdogan-avant-le-sommet-de-lotan-14-06-2021-IDQKK2SFLVA5HHLSFSSGRWRLDQ.php (дата обращения: 17.08.2021).

[xvii]. LIBYE : Conférence Berlin II : Dabaiba plaide pour un report de la présidentielle, Haftar sur le pied de guerre — 22/06/2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-du-nord_diplomatie/2021/06/22/conference-berlin-ii—dabaiba-plaide-pour-un-report-de-la-presidentielle-haftar-sur-le-pied-de-guerre,109674331-art (дата обращения: 17.08.2021).

[xviii]. LIBYE/CONGO : Jean-Yves Ollivier se démène pour aider Sassou à revenir dans le dossier libyen — 14/07/2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.africaintelligence.fr/afrique-ouest-et-centrale_diplomatie/2021/07/14/jean-yves-ollivier-se-demene-pour-aider-sassou-a-revenir-dans-le-dossier-libyen,109679499-art (дата обращения: 17.08.2021).

[xix]. Les ambitions africaines de Denis Sassou N’Guesso dans le dossier libyen [Электронный ресурс]. URL: https://lejournaldelafrique.com/lafrique-daujourdhui/les-ambitions-africaines-de-denis-sassou-nguesso-dans-le-dossier-libyen/ (дата обращения: 17.08.2021).

62.88MB | MySQL:102 | 0,592sec