О ходе выборов в Сомали

Вот уже второй год в Федеративной Республике Сомали продолжается острая предвыборная борьба между различными политическими группировками и кланами за власть в стране. Результатом этого противоборства стали неоднократная отсрочка и изменение порядка проведения парламентских и президенских выборов, заметное ослабление действующей центральной власти и рост сепаратистских тенденций, свёртывание большинства программ национального развития вследствие сокращения иностранной финансовой помощи и общая дестабилизация обстановки в стране.

Формально выборный процесс стартовал 29 июля с избранием в Кисмайо первых четырёх депутатов верхней палаты (Сената) парламента Сомали. Напомним, что согласно Временной конституции и решениям Национального консультативного совета (НКС) от 17.9.20 и 27.5.21 о порядке проведения выборов, в состав Сената предстоит избрать 54 депутата: по 8 представителей от федеральных регионов (ФР) Джубаленд, Юго-Западный Регион, Хиршабелле, Гальмудуг и по 11 представителей от ФР Пунтленд и «Сомалиленд» (последние в действительности представляют, главным образом, проживающих в Могадишо выходцев из племён исак, самарон и исса, а не самопровозглашённую Республику Сомалиленд). Новые сенаторы избираются региональными парламентами в столицах соответствующих ФР. Сразу вслед за избранием депутатов верхней палаты федерального парламента Сомали 275 комиссиям выборщиков предстоит избрать 275 депутатов нижней палаты. Депутаты Народного Собрания избираются в 11сомалийских городах:  Могадишо (от столичной провинции Бенадир и «Сомалиленда»), Гароуэ и Босасо (от Пунтленда), Дусамаребе и Галькайо (от Гальмудуга), Джоухаре и Беледвейне (от Хиршабелле), Байдабо и Барауэ (от ЮЗР) и Кисмайо и Гарбахаррей (от Джубаленда). После этого вновь избранные депутаты обеих палат должны избрать нового президента ФРС. Согласно опубликованному ЦИК графику проведения выборов, новый Сенат планировалось избрать ещё к 1 августа, Народное собрание – с 12 сентября по 2 октября, а нового президента – 10 октября.

Но очевидно, что этот график ЦИК придётся в очередной раз корректировать, поскольку за месяц, минувший с начала выборов, избрано лишь 29 из 54 сенаторов. Выборы в Сенат завершены в Пунтленде и ЮЗР, тогда как в Хиршабелле и Могадишо они даже не начинались в связи с обострившейся конфронтацией между руководством Хиршабелле и представителями племени хавадле в первом случае и сохраняющимися разногласиями внутри избиркома «Сомалиленда» во втором. Кроме того, до сих пор не разрешены противоречия между руководителями ФР Джубаленд и входящей в него провинции Гедо, что не позволяет завершить избрание сенаторов от этого региона. Да и сам порядок проведения выборов в Сенат ФРС вряд ли можно назвать демократичным: ведь отбор кандидатов в сенаторы проводился главами регионов, а голосование в региональных парламентах проходило формально, порой на безальтернативной основе. Таким образом, в сенат пока были отобраны в основном сторонники  действующих глав ФР, некоторые из них повторно.

21-22 августа в Могадишо состоялось очередное заседание НКС под председа-тельством премьер-министра ФРС Махамеда Хуссейна Робле. В ходе заседания главой федерального правительства и лидерами ФР была обсуждена обстановка в стране и рассмотрены актуальные вопросы, относящиеся к дальнейшему проведению выборов, а именно:

— порядок их финансирования;

— порядок отбора комиссий выборщиков для избрания депутатов нижней палаты федерального парламента (Народного Собрания);

— обеспечение общественной безопасности в ходе выборов;

— обеспечение 30-процентного представительства женщин в будущем парламенте;

— порядок избрания «сенаторов от Сомалиленда»;

— обеспечение открытости и чистоты выборного процесса.

По этим вопросам Национальным консультативным советом Сомали были приняты следующие решения:

 

  1. Для финансового обеспечения процесса выборов открывается единый банковский счёт, который будет находиться в вѐдении специально созданной комиссии, состоящей из представителей ЦИК, региональных избиркомов и аппарата премьер-министра. Эта финансовая комиссия, исходя из бюджета выборов, должна определять размер средств, выделяемых в федеральные регионы для проведения выборов.
  2. Комиссии выборщиков (по 101 человеку в каждой), которые избирают депутатов Народного Собрания, формируются официально зарегистрированными вождями и старейшинами соответствующих племён и родов, а также представителями общественности под контролем региональных избиркомов. В каждой комиссии выборщиков не менее 30% мест отводится женщинам. Представители общественности, формирующие комиссию выборщиков, сами не могут быть выборщиками или кандидатами в депутаты. Списки выборщиков проверяются органами безопасности федеральных регионов с тем, чтобы предотвратить включение в эти списки пособников террористов или лиц с криминальным прошлым. Стоимость справки о несудимости установлена в размере $30 для выборщика и $750 для кандидата в депутаты (женщинам 50% скидка).
  3. Организация обеспечения безопасности в ходе выборов возлагается на специальную комиссию, в состав которой входят премьер-министр Сомали, начальник федеральной полиции, начальники полиции ФР и главы органов полиции ООН и АС в Сомали (UNSOM и AMISOM). В своей работе эта ко-миссия подотчётна НКС. Для обеспечения порядка и безопасности в местах проведения голосования выделяются и подготавливаются специальные силы полиции. Всем остальным силовым ведомствам федерального и регионального уровня запрещено как-либо вмешиваться в проведение выборов.
  4. Для обеспечения гарантированного членства в новом парламенте не менее 30% женщин главы ФР совместно с региональными избиркомами определяют представительские места в Народном Собрании, на которые в ходе выборов будут претендовать только женщины. (По представительству женщин от Сомалиленда и пров. Бенадир решения принимают соответствующие избиркомы и премьер-министр).
  5. В целях обеспечения чистоты и открытости избирательного процесса решено:

— все его участники должны дать письменное согласие соблюдать установленные правила и нормы поведения в ходе выборов;

— списки кандидатов в депутаты должны оглашаться региональными избиркомами не позднее 48 часов до начала голосования; избиркомы должны чётко определять сроки оглашения результатов голосования, подачи жалоб и их рассмотрения Комиссией по урегулированию споров в ходе выборов;

— все избирательные бюллетени должны быть отпечатаны внутри страны;

— выборы проводятся путём тайного голосования, при этом запрещено пользоваться мобильной связью;

— ход выборов необходимо регулярно освещать в СМИ;

— за процессом голосования могут наблюдать как представители местной общественности, так и представители международных организаций.

  1. Список кандидатов в верхнюю палату парламента (Сенат) от Сомалиленда совместно составляют вице-премьер Сомали Махди Махамед Гулед и действующий председатель Сената Абди Хаши Абдуллахи, а утверждает премьер-министр ФРС. Выборы сенаторов от Сомалиленда, как и в 2016 г., проводятся в Могадишо специальной комиссией выборщиков, состоящей из 23 старейшин северосомалийских племён и 23 представителей общественности.

В ходе заседания НКС главами ФР предлагалось «упростить» порядок проведения выборов в Народное Собрание, а именно, провести их лишь в Могадишо и столицах ФР, а также сократить число выборщиков вдвое. В действительности, такие меры позволили бы лишь главам ФР упростить контроль за проведением выборов в регионах в своих интересах. Однако премьер-министр отверг эти предложения, которые противоречили договорённостям, достигнутым в сентябре прошлого года и утверждённым парламентом страны.

Решения НКС о порядке проведения выборов вызвали неоднозначную реакцию в сомалийском обществе. С критикой этих решений выступили как некоторые сомалийские вожди, так и многие известные политики, включая кандидатов на пост президента Сомали. По их мнению, последние решения НКС принижают роль вождей и старейшин в избирательном процессе и дают руководству ФРС возможность вмешиваться в выборы депутатов Народного Собрания путём отсеивания неугодных им лиц и продвижения своих сторонников при формирова-нии комиссий выборщиков. Кроме того, ряд принятых НКС решений противоречат порядку проведения выборов, принятому ранее Центральной избирательной комиссией. С другой стороны, ряд молодёжных и женских общественных организаций Сомали приветствовали решение НКС, гарантирующее более представительное участие женщин в политической жизни страны.

Как бы то ни было, от принятия решений до их реализации сомалийским властям предстоит пройти нелёгкий путь, на котором, наверняка, им придётся столкнуться с новыми, зачастую неожиданными, политическими препятствиями. Из числа уже существующих проблем можно назвать нехватку финансов на проведение выборов (по оценкам минфина Сомали требуется около $40 млн), растущую конфронтацию в Джубаленде (между властями Кисмайо и Гедо) и Хиршабелле (между властями Хиран и Средней Шабелле), военно-политическую нестабиль-ность в пров. Мудуг, где правительственные войска терпят поражение от боевиков «Аш-Шабаб», участившиеся межклановые столкновения в центральных провин-циях страны и др. Сможет ли правительство ФРС преодолеть эти препятствия и, в конце концов, провести выборы в стране (хотя бы в текущем году) станет ясно уже в скором будущем.

51.93MB | MySQL:104 | 0,789sec