Южный Судан включен экспертами ООН в список потенциальных очагов возникновения масштабного голода до конца 2021 года. Такой неутешительный прогноз сделан буквально сразу после празднования 10-летия независимости этой страны в июле текущего года.
В опубликованном в августе с.г. обновленном докладе Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Южный Судан вновь называется в списке стран с наиболее высоким риском обострения продовольственной ситуации. Главные драйверы такого сценария в этой стране – продолжающийся внутренний межклановый конфликт, ухудшение макроэкономической ситуации и сильные наводнения.
Особо отметим, что климатический фактор играет в этом прогнозе одну из главенствующих ролей. Во-первых, в результате недавней сильной засухи межурожайный, так называемый «тощий» период оказался самым сильным испытанием для местного населения с обретения независимости в 2011 году. Это привело к невиданному по масштабам росту уровня недоедания и угрозе продовольственной безопасности во многих районах страны. Сразу после этого, с августа на Южный Судан обрушилась другая стихия – сильные дожди выше среднемесячного уровня привели к наводнениям и затоплениям регионов в юго-восточных, северо-восточных и центральных частях Южного Судана. Таким образом, климатические катаклизмы и волатильность последних шести месяцев уже стали результатом массовых переселений населения и существенному удару по сельскому хозяйству, которое является главным источником средств к существованию. Прогнозируется, что сильные наводнения и дожди выше нормы продлятся в Южном Судане как минимум до конца сентября-начала октября. В таком случае может повториться сценарий осени 2020 года, когда более 1 млн человек стали внутренними беженцами в результате сильных наводнений, в том числе половина из них в юго-восточных регионах Южного Судана и в особенности в провинции Джонглей. Причем, этот удар стихии может стать особенно чувствительным именно в разгар ключевого посевного сезона в августе-сентябре. Таким образом, до конца 2021 года прогнозируется резкое снижение производительности местного аграрного сектора во многих регионах страны, что будет вести к росту числа недоедающих.
Помимо климатического фактора, важное воздействие на ситуацию с голодом оказывает сохранения перманентного вооруженного противостояния, особенно на локальном уровне. В июне-июле с.г. новые активные вооруженные столкновения были зафиксированы в штате Джонглей. Такие конфликты, которые снова активизировались после создания в 2020 году транзитного правительства национального единства, а также перманентная угроза безопасности, провоцируют в совокупности новую волну внутренней миграции населения, что ведет к потерям средств к существованию (скот, посевные площади, техника и инвентарь).
Наконец, макроэкономическая ситуация в Южном Судане продолжает ухудшаться, особенно под воздействием пандемии коронавируса. До пандемии, благодаря заключению в 2018 году обнадеживающего политического мирного соглашения и формирования в 2020 году транзитного правительства национального единства , Южному Судану удалось добиться хороших показателей. По оценкам Всемирного банка, в 2019-2020 гг. ВВП страны вырос на 9.5%, в том числе благодаря позитивной динамике нефтяных цен. Главным драйвером этого роста тогда оказался именно нефтяной сектор – производство нефти увеличилось за год на 27% и достигло 62 млн баррелей. Также неплохие результаты тогда показывал и аграрный сектор Южного Судана – прирост пашенных культивируемых земель на 6% содействовал росту производства, что тем не менее далеко от показателей до начала вооруженного конфликта в 2013 году.
Однако уже с началом пандемии макроэкономическая ситуация в стране начала стремительно ухудшаться. По итогам 2020-2021 гг. Всемирный банк прогнозирует экономическую рецессию и сокращение ВВП Южного Судана на 4-4.5%. Также экономисты прогнозируют рост числа бедных в стране.
Таким образом, суммарное воздействие трех факторов – конфликта, климатических катаклизмов и плохих макроэкономических показателей к сентябрю с.г. создают повышенные риски продовольственного кризиса в Южном Судане. Это ведет к массовому переселению населения, сокращению производства зерновых, разрушению рыночных механизмов и торговли, и как следствие – ограниченному доступу большей части населения к продовольствию, падение его качества, безопасности и экономической доступности ввиду роста инфляции и цен на продовольствие. По оценкам ООН, в 2021 году в Южном Судане 8.1 млн человек, что составляет 60% населения страны, будут испытывать острую потребность в продовольственном обеспечении, то есть находиться в фазе 3 (кризис) и выше по пятибальной международной шкале продовольственной безопасности Integrated Phase Classification (IPC). В абсолютных величинах это седьмое место в мире после Демократической Республики Конго, Йемена, Афганистана, Cирии, Эфиопии, Нигерии. Однако, если брать в качестве критерия удельную долю голодающего населения в общей его численности, то здесь Южный Судан делит первое место с Сирией – 60%. При этом, 100 тысяч граждан Южного Судана до конца этого года вероятнее всего окажутся в пятой фазе IPC, что означает прямая угроза голодной смерти. Это беспрецедентный показатель для Южного Судана (ранее численность в этой фазе максимально достигала нескольких десятков тысяч человек), да и в мире сегодня еще две страны с прогнозируемым в 2021 году населением в пятой фазе IPC – Эфиопия (400 тысяч человек) и Йемен (500 тысяч человек).
Прогнозирование углубления гуманитарного кризиса и роста голода в Южном Судане создает хорошую предпосылку для превентивных действий. Гуманитарные партнеры с июля-августа с.г. наращивают свои усилия и намерены до декабря с.г. открыть три новых гуманитарных хаба по продовольственному содействию на местах. В частности, по линии ФАО началась раздача семян, удобрений и сельскохозяйственного инвентаря среди наиболее уязвимых фермерских хозяйств для поддержания посевного сезона. Также гуманитарные организации добиваются безоговорочного доступа в конфликтные зоны Южного Судана для налаживания поставок туда продовольствия и других товаров первой необходимости. В качестве главного инструмента содействия организации ООН используют прямые денежные переводы и продовольственные пайки. Бюджет гуманитарного плана для содействия Южному Судану был недавно расширен и составляет в 2021 году порядка 650 млн долларов только на продовольственные цели и еще 205 млн долларов на питание.
Помимо расширения гуманитарных продовольственных программ содействия для избежания голода и продовольственной угрозы крайне важно также инвестировать в более долгосрочные цели. Всемирный банк разрабатывает целевые программы и призывает инвесторов катализировать свои ресурсы на цели развития агробизнеса. Он также призывает власти Южного Судана, невзирая на гуманитарные катаклизмы, добиваться проведения важных структурных экономических реформ, что позволит добиться стабилизации продовольственной безопасности. При этом развитие нефтяной промышленности и благоприятная конъюнктура на мировых энергетических рынках должны послужить рычагом и драйвером для проведения такого рода структурных и устойчивых экономических реформ. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2022-2023 гг. можно ожидать рост национальной экономики за счет нефтяной отрасли, а также притока денежных переводов от южносуданских трудовых мигрантов. Если будет благоприятно складываться внутренняя политическая ситуация и удастся избежать активизации межклановых вооруженных конфликтов, то высока вероятность роста прямых иностранных инвестиций, начиная с 2022 года.
Но даже несмотря на благоприятные долгосрочные прогнозы международных экономистов относительно развития Южного Судана после 2022 года, в ближайшие месяцы угроза продовольственной безопасности остается крайне высокой. Для этого важно задействовать в полной мере гуманитарные программы превентивного реагирования и содействия самых уязвимым группам населения, а также улучшить бюджетную дисциплину и финансовый менеджмент. Наконец, важны адресные инвестиции в повышение производительности малых фермерских хозяйств и восстановления покупательской способности и качества жизни, что позволит добиться добровольного возвращения внутренне переселенных лиц и беженцев после того, как последствия наводнения будут ликвидированы. Однако в ближайшей перспективе, судя по всему, властям придется решать более насущные задачи пост-стихийного восстановления и срочной продовольственной поддержки пострадавшим.